17 апреля - День Памяти лётчика Александра Петровича Мамкина...
11.04.1944 - Бессмертный Подвиг лётчика Александра Мамкина.
ИХ РАССТРЕЛЯЛИ НА РАССВЕТЕ...
Их расстреляли на рассвете,
Когда еще белела мгла.
Там были женщины и дети
И эта девочка была.
Сперва велели им раздеться
И встать затем ко рву спиной,
Но прозвучал вдруг голос детский
Наивный, чистый и живой:
Чулочки тоже снять мне, дядя?
Не осуждая, не браня,
Смотрели прямо в душу глядя
Трехлетней девочки глаза.
«Чулочки тоже» —и смятеньем на миг эсесовец объят
Рука сама собой с волненьем вдруг опускает автомат.
Он словно скован взглядом синим, и кажется он в землю врос,
Глаза, как у моей дочурки? — в смятенье сильном произнес.
Охвачен он невольно дрожью,
Проснулась в ужасе душа.
Нет, он убить ее не может,
Но дал он очередь спеша.
Упала девочка в чулочках…
Снять не успела, не смогла.
Солдат, солдат, что если б дочка
Вот здесь, вот так твоя легла…
Ведь это маленькое сердце
Пробито пулею твоей…
Ты Человек, не просто немец
Или ты зверь среди людей…
Шагал эсэсовец угрюмо,
С земли не поднимая глаз,
впервые может эта дума
В мозгу отравленном зажглась.
И всюду взгляд струится синий,
И всюду слышится опять,
И не забудется поныне:
,,Чулочки, дядя, тоже снять?"
Муса Джалиль
События, о которых пойдет речь, произошли зимой 1943–44 годов, когда фашисты приняли зверское решение: использовать воспитанников Полоцкого детского дома № 1 как доноров. Немецким раненным солдатам нужна была кровь. Где её взять? У детей. Первым встал на защиту мальчишек и девчонок директор детского дома Михаил Степанович Форинко. Конечно, для оккупантов никакого значения не имели жалость, сострадание и вообще сам факт такого зверства, поэтому сразу было ясно: это не аргументы. Зато весомым стало рассуждение: как могут больные и голодные дети дать хорошую кровь? Никак. У них в крови недостаточно витаминов или хотя бы того же железа. К тому же в детском доме нет дров, выбиты окна, очень холодно. Дети всё время простужаются, а больные – какие же это доноры?
Сначала детей следует вылечить и подкормить, а уже затем использовать. Немецкое командование согласилось с таким «логическим» решением. Михаил Степанович предложил перевести детей и сотрудников детского дома в деревню Бельчицы, где находился сильный немецкий гарнизон. И опять-таки железная бессердечная логика сработала. Первый, замаскированный шаг к спасению детей был сделан… А дальше началась большая, тщательная подготовка. Детей предстояло перевести в партизанскую зону, а затем переправлять на самолёте. И вот в ночь с 18 на 19 февраля 1944 года из села вышли 154 воспитанника детского дома, 38 их воспитателей, а также члены подпольной группы «Бесстрашные» со своими семьями и партизаны отряда имени Щорса бригады имени Чапаева.
Ребятишкам было от трёх до четырнадцати лет. И все – все! – молчали, боялись даже дышать. Старшие несли младших. У кого не было тёплой одежды – завернули в платки и одеяла. Даже трёхлетние малыши понимали смертельную опасность – и молчали…
На случай, если фашисты всё поймут и отправятся в погоню, около деревни дежурили партизаны, готовые вступить в бой. А в лесу ребятишек ожидал санный поезд – тридцать подвод. Очень помогли лётчики. В роковую ночь они, зная об операции, закружили над Бельчицами, отвлекая внимание врагов. Детишки же были предупреждены: если вдруг в небе появятся осветительные ракеты, надо немедленно садиться и не шевелиться. За время пути колонна садилась несколько раз. До глубокого партизанского тыла добрались все. Теперь предстояло эвакуировать детей за линию фронта. Сделать это требовалось как можно быстрее, ведь немцы сразу обнаружили «пропажу». Находиться у партизан с каждым днём становилось всё опаснее.
Но на помощь пришла 3-я воздушная армия, лётчики начали вывозить детей и раненых, одновременно доставляя партизанам боеприпасы. Было выделено два самолёта, под крыльями у них приделали специальные капсулы-люльки, куда могли поместиться дополнительно нескольких человек. Плюс лётчики вылетали без штурманов – это место тоже берегли для пассажиров. Вообще, в ходе операции вывезли более пятисот человек. Но сейчас речь пойдёт только об одном полёте, самом последнем.
Сначала всё шло хорошо, но при подлёте к линии фронта самолёт Мамкина подбили. Линия фронта осталась позади, а Р-5 горел… Будь Мамкин на борту один, он набрал бы высоту и выпрыгнул с парашютом. Но он летел не один. И не собирался отдавать смерти мальчишек и девчонок. Не для того они, только начавшие жить, пешком ночью спасались от фашистов, чтобы разбиться. И Мамкин вёл самолёт… Пламя добралось до кабины пилота. От температуры плавились лётные очки, прикипая к коже. Горела одежда, шлемофон, в дыму и огне было плохо видно. От ног потихоньку оставались только кости. А там, за спиной лётчика, раздавался плач. Дети боялись огня, им не хотелось погибать. И Александр Петрович вёл самолёт практически вслепую. Превозмогая адскую боль, уже, можно сказать, безногий, он по-прежнему крепко стоял между ребятишками и смертью. Мамкин нашёл площадку на берегу озера, неподалёку от советских частей. Уже прогорела перегородка, которая отделяла его от пассажиров, на некоторых начала тлеть одежда.
Но смерть, взмахнув над детьми косой, так и не смогла опустить её. Мамкин не дал. Все пассажиры остались живы. Александр Петрович совершенно непостижимым образом сам смог выбраться из кабины. Он успел спросить: «Дети живы?» И услышал голос мальчика Володи Шишкова: «Товарищ лётчик, не беспокойтесь! Я открыл дверцу, все живы, выходим…» И Мамкин потерял сознание. Врачи так и не смогли объяснить, как мог управлять машиной да ещё и благополучно посадить её человек, в лицо которого вплавились очки, а от ног остались одни кости? Как смог он преодолеть боль, шок, какими усилиями удержал сознание? Похоронили героя в деревне Маклок в Смоленской области. С того дня все боевые друзья Александра Петровича, встречаясь уже под мирным небом, первый тост выпивали «За Сашу!»… За Сашу, который с двух лет рос без отца и очень хорошо помнил детское горе. За Сашу, который всем сердцем любил мальчишек и девчонок. За Сашу, который носил фамилию Мамкин и сам, словно мать, подарил детям жизнь.
Александр Петрович Мамкин был похоронен в деревне Маклок Смоленской области. В 1970-е годы его торжественно перезахоронили на воинском мемориальном кладбище «Лидова гора».
Андрей Иванович Героев с группой энтузиастов установили памятный знак на месте последнего приземления Александра Мамкина. 25 февраля 2014 года. Фото Игоря Полынского, газета "Полоцкий Вестник".
Хранителем памяти лётчика Мамкина сейчас по праву считается председатель Малоситнянского сельского совета Андрей Иванович Героев.
Раньше поисковой работой занимались школьники трудовской школы. Они собирали материалы о Мамкине, переписывались с его однополчанами, поддерживали связь с бывшими детдомовцами.
Школы в деревне Труды больше нет. А всё, что собрали когда-то юные поисковики, хранится в сельсовете. Небольшой стенд с фотографиями и газетными вырезками, альбом с материалами разных лет - Андрей Героев гордо называет это музеем Мамкина и мечтает, что когда-нибудь получится выделить для этого музея отдельное помещение, расширить экспозицию, восстановить связи с теми, кого спас Александр Мамкин в сорок четвертом.
Фото: Игорь Полынский.
Фото: Наталья Партолина.
Кстати, и материалы для расширения музейной экспозиции уже есть - части того самого самолёта, на котором Мамкин вылетел в свой последний рейс. Самолёт сразу после войны разобрали местные жители - переплавляли алюминиевые части, делали ложки и прочую утварь. То, что осталось, едва не утащили охотники за цветным металлом. Части от двигателя самолета кто-то перетащил в другое место, сложил в кучку - явно приготовили к вывозу. Теперь эти детали хранятся на подворье у Андрея Ивановича - ждут, когда станут настоящими музейными экспонатами.
Источники:
"Комсомольская правда"
"Полацкi веснiк"
В конце зимы 1943-1944 годов немецкое оккупационное командование решило использовать воспитанников Полоцкого детского дома № 1 в качестве доноров крови для раненых немецких солдат. В ночь с 18 на 19 февраля 1944 года 154 воспитанника возрастом от 3 до 14 лет и 38 работников детского дома, а также члены подпольной группы "Бесстрашные" и их семьи ушли в партизанскую зону. Следующим этапом операции стала эвакуация детей за линию фронта на советскую территорию. Летчик Александр Мамкин в ночь с 10 на 11 апреля 1944 года в девятый раз прилетел за детьми. В качестве аэродрома использовалось озеро Вечелье, однако весенний лёд становился непрочным и пришлось ускорить эвакуацию. В ту ночь в "Р-5" Мамкина удалось вместить 10 детей, их воспитательницу Валентину Латко и двух взрослых раненых партизан. Однако на обратном пути на подлёте к линии фронта самолёт был атакован немецким ночным истребителем и был подбит. Линию фронта лётчик пересёк уже на горящем самолёте. По инструкции он должен был набрать высоту и выпрыгнуть с парашютом, но, имея живых людей на борту, не сделал этого. От загоревшегося мотора пламя добралось до кабины пилота. Горела одежда, горел шлемофон, плавились лётные очки. Ноги Александра обуглились до костей, но он продолжал полёт, пока не нашёл подходящую площадку на берегу озера недалеко от расположения советских частей. К тому времени прогорела даже перегородка, отделяющая кабину пилота от пассажиров, и на некоторых детях начала тлеть одежда. Александр Мамкин выбрался из кабины сам, но передвигаться сам уже не мог. Прежде чем потерять сознание, он задал единственный вопрос: "Дети живы?". Подоспевшие солдаты немедленно переправили Александра в госпиталь, но ожоги были слишком обширны и сильны. Через шесть дней, 17 апреля 1944 года он скончался. Все пассажиры самолёта спаслись.
Александр Мамкин погиб, но живут на земле более 80 потомков спасенных им сирот, называвших себя детьми Мамкина...
В ночь с 10 на 11 апреля 1944 года в подбитом запылавшем самолете он горел заживо, но нашел в себе мужество вывезти из оккупированной зоны сирот Полоцкого детского дома, у которых немцы намеревались качать кровь для своих раненых. Александр Мамкин погиб, но живут на земле более 80 потомков спасенных им сирот, называвших себя детьми Мамкина.
Однако общенародно известным примером сверхмужества подвиг Александра Мамкина не стал. Хотя после публикации в «Комсомольской правде» 11 февраля 1965 года статьи «Огненный рейс» и статьи «Потому что жил на свете он» 17 марта многие школы стали бороться за присвоение имени летчика-героя, хотя публиковались о нем стихи, рассказы. Будто только «Золотая Звезда» вводит героя в плеяду легендарных Александра Матросова, Николая Гастелло, Зои Космодемьянской, Виктора Талалихина… Будто герой без «звездочки» и не герой вовсе… И захотелось вернуться к истории забытого подвига.
В ночь с 10 на 11 апреля 1944 года гвардии лейтенант Александр Мамкин, летчик 105-го гвардейского авиаполка гражданского воздушного флота (ГВФ), уже седьмым рейсом вывозил из глубокого тыла врага сирот Полоцкого детского дома, спасенных белорусскими партизанами от участи доноров для раненых фашистов. Над линией фронта самолет был обстрелян, кабина летчика запылала. Мамкин горел заживо, но продолжал под детский плач вести машину к своим, сумел посадить ее на лед озера близ города Велижа. Медики полка так и не поняли, как мог человек в горящем комбинезоне вести машину, как мог в оплавленных очках-«консервах» и в чаду, заволокшем кабину, совершить посадку и перевалить полусгоревшее тело через борт, шагнуть… Обгоревшие ноги в меховых унтах надломились. Самый взрослый мальчик из детишек, Володя Шишков, открыл дверцу кабины. Вместе с воспитательницей Валентиной Латко вынес испуганных малышей и двух тяжелораненых партизан.
Друзья Саши Мамкина, и среди них мой отец, командир партизанской эскадрильи Николай Иванович Жуков, все послевоенные встречи начинали, не чокаясь, тостом: «За Сашу! Пусть там ему будет спокойно». Его успешную посадку объясняли большим опытом ночных и слепых полетов, а незаурядное мужество – тем, что Саша хлебнул лиха безотцовщины с двух лет: жалость к обездоленным детям оказалась сильнее боли от ожогов. Герой был похоронен в деревне Маклок, в 1960-х перезахоронен в Велиже, в братской могиле мемориала «Лидова гора».
По счастливой случайности в день последнего рейса Саши на партизанский аэродром прилетели московские кинооператоры. Они успели снять, как плечистый летчик с доброй улыбкой усаживал в самолет истощенных, худо одетых в самодельную одежду и обувь малышей. Наше телевидение и сегодня довольно часто демонстрирует эти кадры в Международный день защиты детей, не называя, однако, имени летчика. Но в фильм белорусских документалистов «Дорога без привала» начала 1960-х годов они вошли, имя названо.
ОШИБОЧНО СООБЩАЕТСЯ, ЧТО ЗА СВОЙ ПОДВИГ АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ МАМКИН НАГРАЖДЕН ОРДЕНОМ КРАСНОГО ЗНАМЕНИ (ПОСМЕРТНО)
Во множестве публикаций в газетах и журналах, в книгах воспоминаний фронтовиков и партизан ошибочно сообщается, что за свой подвиг Александр Петрович Мамкин награжден орденом Красного Знамени (посмертно). Это утверждается даже в фундаментальном труде Министерства транспорта «Мирные крылья в годы войны». Ветераны полка не раз писали возмущенные письма и в Министерство гражданской авиации, и в Министерство обороны, объясняя, что к ордену Красного Знамени гвардии лейтенант Мамкин был представлен в числе других пилотов полка 6 апреля 1944 года, за четыре дня до подвига. А приказ о награждении вышел 21 апреля, после гибели героя, и был ошибочно воспринят как посмертный. Ошибку «исправили» в энциклопедическом словаре «ХХ век. Гражданская авиация России в лицах» (М.: Воздушный транспорт, 2000) на новую: «А.П. Мамкин за выдающийся подвиг награжден орденом Отечественной войны 1 ст. посмертно». На самом деле, согласно архивной справке Минтранспорта РФ от 15 апреля 2002 года, вручен этот орден 31 августа 1943 года. То есть за подвиг Александр Мамкин награжден не был, хотя, по воспоминаниям ветеранов, представление на звание Героя Советского Союза полк отправлял.
ТО ЕСТЬ ЗА ПОДВИГ АЛЕКСАНДР МАМКИН НАГРАЖДЕН НЕ БЫЛ, ХОТЯ, ПО ВОСПОМИНАНИЯМ ВЕТЕРАНОВ, ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НА ЗВАНИЕ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ПОЛК ОТПРАВЛЯЛ
Упомянутая публикация в «Комсомольской правде» за 11 февраля 1965 года известила об имеющемся в архиве Министерства гражданской авиации документе, подтверждающем сообщения ветеранов полка: «При этом представляю материал на присвоение посмертного звания ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА гвардии лейтенанта МАМКИНА Александра Петровича. Приложение: На 6 листах и 7 фотокарточек в адрес. На 2 листах в дело». На справке стоит дата – 28 июня 1944 года. За прошедшие с 1965-го полвека помнящие о подвиге однополчане и партизаны несколько раз обращались в правительство СССР с просьбой рассмотреть вопрос о награждении героя званием Героя. В 1990-м в ответ на обращение народного депутата И.Ф. Клочкова секретариат Верховного Совета СССР обнадежил наконец письмом за подписью первого заместителя начальника Главного управления кадров Минобороны СССР генерал-полковника Арапова: «Минобороны СССР полагает возможным рассмотреть вопрос о награждении… по представлению Министерства гражданской авиации». Но вскоре страна под названием СССР перестала существовать. И Министерство гражданской авиации – тоже.
В начале 2000-х земляки Александра Мамкина, жители Репьевского района Воронежской области, собрали средства на установку в селе Репьевке бюста герою. Открыли небольшой музей. Несколько раз обращались с письмами-ходатайствами за подписью сотен человек к президенту, в правительство, Министерство обороны. Но письма пересылаются в Главное управление кадров Минобороны РФ, а оттуда приходил дежурный отказ на основании того, что материалы на представление к званию Героя, приложенные к письму подполковнику Лавренову, в архиве не сохранились. Но ведь их дубликаты присутствуют в архиве!
Все эти дубликаты я приложила к письму начальнику Главного управления кадров Минобороны, начиная с главного документа – «Акта расследования причин летных боевых потерь…» – и описания подвига.
Была удивлена, когда получила неграмотный по незнанию истории Великой Отечественной войны ответ от 20 декабря 2011 года:
«Из представленных Вами материалов следует, что гвардии лейтенант Мамкин Александр Петрович в годы Великой Отечественной войны проходил службу в составе 2-го отдельного и 105-го гвардейского авиаполков ГВФ. Указанные части в состав Красной Армии (Военно-морского флота) не входили. Учитывая изложенное, в Министерстве обороны Российской Федерации правовых оснований для внесения представлений о присвоении А.П. Мамкину звания Героя Российской Федерации (посмертно) не имеется».
Ни исполнитель, ни подписавший очередной смертный приговор летчику начальник Главного управления кадров Минобороны РФ генерал-лейтенант В.П. Горемыкин, видимо, не знают, что приказом наркома обороны СССР от 9 июля 1941 года «личный состав ГВФ, непосредственно зачисленный в особые авиагруппы ГВФ, считать призванным в Красную Армию» (РГАЭ. Ф. 9527. Оп. 1. Д. 13. Л. 64). Кстати, изумил и вопрос одного из сотрудников наградного отдела, молодого офицера, спросившего у меня: «А что такое ГВФ?»
Сформированный на базе 2-й особой авиагруппы 105-й авиаполк гражданского воздушного флота за полеты к окруженным частям, помощь в выводе их к своим и налаживание воздушного сообщения с партизанами удостоен звания гвардейского, ордена Александра Невского, наименования Паневежский – за участие в освобождении Литовской ССР.
После такого отказа вновь поднимать вопрос о ненаграждении героя званием Героя показалось бессмысленным. Сейчас, когда отгремел 70-летний юбилей Победы, поняла, что неправа.
Утешает одно. У Александра Петровича Мамкина не было детей, но спасенные им ребята-сироты называли себя детьми Мамкина, а своим детям, внукам Мамкина, часто давали имя Александр. Недавно внук Владимира Шишкова, самого взрослого из спасенных Мамкиным детей, сообщил, что в его семье в Петербурге растет уже праправнук Мамкина! Светлая память и продолжение жизни героя!
И все-таки… Не должен быть герой ненагражденным! Каждый год 1 июня мир отмечает Международный день защиты детей. В России этот день не связывают с каким-либо подвигом во имя спасения детей. А подвиг такой есть!
Кадры кинохроники с летчиком Мамкиным и детьми вошли в фильмы «Народные мстители», «Дорога без привала», 4 серию эпопеи «Великая Отечественная война», а также в седьмой фильм белорусского документального цикла «Война. Известная и неизвестная».
В 227-й школе Москвы существует музей боевой славы 105-го авиаполка ГВФ.
В школе № 1 Велижа был создан музей Александра Мамкина.
На школе в Репьевском районе Воронежской области, где учился Александр, установлена мемориальная доска.
Именем А. П. Мамкина названа улица в Полоцке.
Около деревни Селявщина Россонского района Витебской области на месте партизанского аэродрома возведен памятник А. П. Мамкину.
Недалеко от вероятного места последнего приземления самолета А. П. Мамкина в деревне Труды Полоцкого района установлен обелиск.
В Самаре А. П. Мамкину посвящён мурал на торце 10-этажного жилого дома по адресу: Московское шоссе, д.124
По материалам и с использованием фотографий с сайтов :
Федеральный портал Истории России (histrf.ru)