ДАННЫЙ САЙТ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОФИЦИАЛЬНЫМ И НАХОДИТСЯ В РАЗРАБОТКЕ - НА НЁМ ПРОХОДЯТ ТЕХНИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

11 марта - День Памяти Владимира Федоровича Одоевского

11 марта 1869 года в Москве умер Владимир Федорович Одоевский- писатель и мыслитель эпохи романтизма, один из основоположников русского музыкознания.

Одоевский Владимир Федорович

Российский писатель. Общественный деятель. Мыслитель эпохи романтизма. Сенатор. Один из основоположников русского музыкознания. Издатель ряда журналов и альманахов. Председатель юношеского общества любомудров. Директор Румянцевского музея. Благотворитель.


Владимир Одоевский родился 13 августа 1803 года в городе Москва. Последний потомок старинного княжеского рода. Отец служил директором Московского отделения Государственного банка, мать являлась крепостной крестьянкой. В 1816 году поступил в Московский университетский благородный пансион, давший глубокое и всестороннее образование. Здесь юноша с интересом изучал философию, увлекся трудами Фридриха Шеллинга.

Активно посещал литературные кружки, заседания Общества любителей российской словесности. Печататься начинал уже в годы учебы: первые произведения: «Разговор о том, как опасно быть тщеславным», «Дни досад» выходят в журнале «Вестник Европы». Центральное его произведение «Русские ночи» считаю основным литературным памятником русского любомудрия.

В 1822 году, окончив пансион с золотой медалью, Одоевский погрузился в науки, в литературные и философские занятия. Изучает анатомию, физику, химию, технику, становится завсегдатаем салона Зинаиды Волконской. Через год со своим другом, поэтом Дмитрием Венивитиновым, создает «Общество любомудрия». Целью его участников стало изучение античных и немецких философов, создание оригинальной отечественной философии, из которой должна возникнуть новая русская литература. «Любомудры» проповедовали необходимость для литературы не только чувств, но и мыслей, а для науки, не только логики, но и образности. Философия представлялась им всемогущим ключом к великим областям бытия.

В отличие от декабристов, члены общества свою центральную задачу усматривали в просветительстве, в постепенных культурных преобразованиях. Одоевский и Кюхельбекер начинают издавать альманах «Мнемозина», в котором печатаются Пушкин, Грибоедов, Баратынский, Вяземский. Издание это, как и Общество любомудрия, прекращает свое существование после восстания декабристов. Опасаясь преследований князь сжигает в камине протоколы собраний и распускает общество.

В 1826 году Одоевский женился и переехал в Петербург, где поступил на службу в Цензурный комитет Министерства внутренних дел. Владимир Федорович являлся одним из авторов либерального цензурного устава, первых законов об авторском праве. Все последующие годы находился в самом центре литературной и культурной жизни России.

В эти годы познакомился с Александром Пушкиным, сотрудничал с «Литературной газетой» и альманахом «Северные цветы». Когда Пушкин начинает издание «Современника», Одоевский становится деятельным его сотрудником и помощником. Здесь публикуется его статья «О вражде к просвещению». В 1844 года вышло его собрание сочинений в трех томах.

В литературном салоне Одоевского собираются выдающиеся писатели: Пушкин, Крылов, Грибоедов, Гоголь, Лермонтов, Кольцов, Тургенев, Достоевский, Островский, Гончаров; музыканты: Глинка, Даргомыжский, Балакирев, Рубинштейн; издатели, ученые, путешественники. Сам князь выступал как философ, прозаик, литературный и музыкальный критик.

Одоевский широко известен как мастер фантастической романтической повести, одним из первых в России экспериментировал с жанром утопии, продолжал традиции просветительской сатиры. В незаконченном утопическом романе «4338-й год», написанном в 1837 году, князь Одоевский, как считается, первым предсказал появление современных блогов и Интернета. В своем сочинении описывал мир, где «между знакомыми домами устроены магнетические телеграфы, посредством которых живущие на далеком расстоянии общаются друг с другом».

Расцвет творчества писателя приходится на конец 1830-х годов, когда появились сборники «Пестрые сказки», «Сказка о мертвом теле, неизвестно кому принадлежащем». Ряд произведений посвящен положению женщины в России: повести «Княжна Мими», «Княжна Зизи». «Таинственные повести: «Сильфида», «Саламандра».

В 1840-60-е годы писатель служит при дворе: стал камергером, затем гофмейстером двора, потом действительным статским советником, а в 1861 году избран сенатором.

В 1862 году, в связи с переводом Румянцевского музея в Москву Одоевский возвращается в родной город. Здесь продолжает службу и активно участвует в культурно-общественной жизни: способствует основанию Консерватории, Русского музыкального общества, участвует в заседаниях Общества любителей российской словесности и Московского артистического кружка, читает популярные лекции, собирает вокруг себя литераторов, музыкантов, ученых.

В середине 1860-х годов Одоевский уходит из литературы, целиком отдавшись практической деятельности. С восторгом приветствовал отмену крепостного права, изучал русские древности в хранилищах подмосковных монастырей, писал статьи по педагогике, слушал дела в сенате.

Очень много своего времени Одоевский посвящал благотворительности. Благодаря его стараниями отремонтировано множество детских домов, создано несколько больниц, в том числе и детских, а также организовано Общество посещения бедных.

Великий писатель, мыслитель Владимир Федорович Одоевский скончался 11 марта 1869 года в Москве. Смерть писателя положила конец знаменитому роду дворян. Могила литератора и музыковеда находится на Донском кладбище.


Награды Владимира Одоевского

Кавалер ордена Святого Владимира II степени
Кавалер ордена Святой Анны I степени с императорской короной
Кавалер ордена Святой Анны II степени с императорской короной
Кавалер ордена Святого Станислава I степени
Кавалер ордена Святого Станислава II степени

Библиография Владимира Одоевского

Музыкально-литературное наследие / Общая ред. Г.Б. Бернандта. - М., 1956;

Одоевский В. Ф. Повести и рассказы / Подготовка текста, вступительная статья и примечания Е. Ю. Хин. - М.: ГИХЛ, 1959. - 496 с.

Одоевский В. Ф. Русские ночи / Издание подготовили Б. Ф. Егоров, Е. А. Маймин, М. И. Медовой. - Л.: Наука, 1975. - 319 с. (Литературные памятники);

Одоевский В. Ф. Сочинения. В 2-х т. - М.: Худож. лит., 1981. (Т. 1.: Русские ночи; Статьи. Т. 2.: Повести);

Одоевский В. Ф. Последний квартет Бетховена. Повести, рассказы, очерки. Одоевский в жизни. - М.: Московский рабочий, 1982 (также содержит подборку мемуарных очерков);

Одоевский В. Ф. Пестрые сказки; Сказки дедушки Иринея / Сост., подгот. текста, вступ. ст. и коммент. В. Грекова. - М.: Худож. лит., 1993. - 272 с. (Забытая книга)

Одоевский В. Ф. Пестрые сказки / Издание подготовила М. А. Турьян. - СПб.: Наука, 1996. - 204 с. (Литературные памятники)

Князь Владимир Одоевский. К 200-летию со дня рождения. Сочинения для органа // Труды ГЦММК им. М. И. Глинки. - М., 2003.;

Одоевский В. Ф. Дневники. Переписка. Материалы / Ред. М. В. Есипова. - М.: ГЦММК им. Глинки, 2005.

Последний квартет Бетховена // Северные цветы на 1831 год. СПб., 1830

Себастьян Бах // Московский наблюдатель, 1835, ч. 2, (май, кн. 1)

Письмо к любителю музыки об опере г. Глинки «Жизнь за царя» // Северная пчела, 1836, № 280

Второе письмо к любителю музыки об опере Глинки «Жизнь за царя», или «Сусанин» // там же, 1836, № 287-88

Новая русская опера: «Жизнь за царя» // Литературные прибавления к «Русскому инвалиду» (1837); перепечатка: Глинка. Творческий путь. Том 22. Ред. Т. Н. Ливанова и В. В. Протопопов.

Записки для моего праправнука о литературе нашего времени и о прочем. Письмо г. Бичева - «Руслан и Людмила», опера г. Глинки (1842) // Отечественные записки, 1843, т. 26, № 2

Приложение к биографии М. И. Глинки (написанной В. В. Стасовым)

Об изучении русской музыки не только как искусства, но и как науки (речь к открытию Московской консерватории 1 сентября 1866 года)

Письмо кн. В. Ф. Одоевского к издателю об исконной великорусской музыке // Калики перехожие. Сб. стихов и исследование П. Бессонова, ч. 2, вып. 5, 1863
Вагнер в Москве // Современная летопись. Воскресные прибавления к «Московским ведомостям», 1863, № 8

Рихард Вагнер и его музыка // там же, 1863, № 11

Заметка о пении в приходских церквах // День, 1864, № 4

К вопросу о древнерусском пении // День, 1864 г., № 4, 17

К делу о церковном пении // Домашняя беседа, 1866, вып. 27 и 28

Русская и так называемая общая музыка // Русский (Погодина), 1867, № 11-12

Музыкальная грамота, или Основания музыки для немузыкантов. Вып. 1. М., 1868

Краткие заметки о характеристике русского церковного православного пения // Труды первого Археологического съезда в Москве. М., 1871

Различие между ладами (Tonarten, tons) и гласами (Kirchen-tonarten, tons d′église) // там же

Мирская песня, написанная на восемь гласов крюками с киноварными пометами // там же

Опыт теории изящных искусств, с особенным применением оной к музыке (не завершён)

Гномы XIX столетия (не завершен)

Семья Владимира Одоевского

Отец - Федор Сергеевич Одоевский.
Мать - Авдотья Петровна Филиппова.

Жена - Ольга Степановна Ланская (1797-1873), дочь гофмаршала Степана Сергеевича Ланского.

 По материалам и с использованием фотографий с сайтов : 

Федеральный портал Истории России (histrf.ru)

Военное обозрение (topwar.ru)

"Календарь Истории" https://tunnel.ru 

Комитет по культуре администрации Минераловодского городского округа, Ставропольского края © 2021

Яндекс.Метрика