ДАННЫЙ САЙТ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОФИЦИАЛЬНЫМ И НАХОДИТСЯ В РАЗРАБОТКЕ - НА НЁМ ПРОХОДЯТ ТЕХНИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

22 марта - День Памяти Валентины Васильевны Толкуновой

22 марта 2010 года скончалась Валентина Толкунова - певица и артистка. Заслуженная артистка Калмыцкой АССР. Заслуженная артистка РСФСР. Народная артистка РСФСР.

Валентина Толкунова ...во мне поет душа народа...

   Ее хрустально-чистый, фирменный, ни на чей не похожий голос - со слезой, лирические песни - вечный плач по несложившейся женской доле, а сама она, писаная русская красавица, - в неизменном жемчуге, так смахивающем на слезинки...

  В репертуаре Валюши, Валечки (такое обращение певица и сегодня предпочитает имени-отчеству) отродясь не было песен-лозунгов, тем не менее при советской власти телевидение и радио были для нее открыты всегда. 23 года кряду она становилась лауреатом телевизионного конкурса «Песня года», имела всевозможные премии, славу, почет, уважение, и все это отнюдь не благодаря могущественным покровителям, хотя молва и приписывала ей романы чуть ли не со всеми членами Политбюро. «Я росинка твоя, россиянка», - проникновенно пела Толкунова, а создав собственный Театр музыкальной драмы и песни, в котором стала художественным руководителем, первым делом поставила оперу «Русские женщины» по Некрасову и вскоре получила звание народной артистки России.

  На сцене всегда кроткая, спокойная и умиротворенная, узнав об измене первого мужа, певица не пыталась его удержать - просто уехала на дачу и вернулась оттуда через два месяца, по собственному признанию, другим человеком. В каждом интервью Толкунова увещевает соотечественниц рожать - мол, женское тело создано исключительно для этого, а не для плотских утех, тем не менее сама ограничилась одним сыном, на которого решилась только после 30-ти. Вот и на кухню Валентина Васильевна редко заглядывает: пока она несет искусство в массы, там управляется ее мама Евгения Николаевна...

  Артистке явно небезразличен мир, который так неустроен и где так много нуждающихся в утешении,  не зря Толкунова пела в госпиталях для солдат, раненных в Афганистане и Чечне, участвовала в благотворительных концертах, организованных в помощь детям Чернобыля. В личную жизнь любимица публики никого не пускает, и даже когда к ее юбилею телевизионщики снимали документальный фильм с рабочим названием «Железная Валечка» и долго добивались встречи с ее мужем и сыном, Толкунова сказала им твердое «нет».

 Валентина Толкунова мечтала о любви сына, мечтала о настоящей любви с мужчиной - увы, не сложилось. Но у нее была бескрайняя любовь ее слушателей, друзей, коллег. Талант, искренность, теплота и трудолюбие сделали ее той певицей, которую мы знаем и любим. И пусть судьба обделила ее простым женским счастьем, но всенародная любовь останется с ней навсегда, и этого уже не отнимешь.

Толкуновой принадлежат звания народной и заслуженной артистки РСФСР, заслуженной артистки Калмыкии, правительство Украины вручило ей Международный орден Чести и орден Святителя Николая, Митрополит Киевский Владимир наградил ее орденом Святой Варвары, также ей были вручены почетные грамоты правительств Казахстана, Украины, Туркменистана, Кабардино-Балкарии, Калмыкии, Эстонии.

  Кроме того, Толкунова награждена орденами Почета, Дружбы народов, Ломоносова, Святой Анны, Святого Владимира, Петра Великого, почетным знаком ФАПСИ, медалью «В память 850-летия Москвы», является кавалером ордена «Меценаты столетия», лауреатом премии Ленинского комсомола и премии МВД России, почетным железнодорожником России, заслуженным энергетиком России, почетным артековцем, почетным бамовцем, почетным пограничником и академиком Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка.

   Зрители так отзывались о певице:

  "…В современном мире культурного хаоса, низкопробной «попсы», откровенно сатанинского «рока» и прочей музыкальной дряни, Валентина Толкунова – луч света, душа России, чистая, светлая, незапятнанная… Душа народа и выразитель его сокровенных надежд и желаний! Спасибо Богу за такой щедрый подарок!"

  "…Настоящая русская красавица! Про таких женщин слагают песни. Я восхищена творчеством этой замечательно талантливой, умной и прекрасной артисткой ! Слушая песни в исполнении госпожи Толкуновой погружаешься в океан спокойствия и умиротворения."

  "…Образ Толкуновой как нельзя более всего олицетворяет истинно русских женщин, красивейших, светлых душой и телом, добрых ласковых и в то же время сильных женщин, одновременно и слабых… Я в восторге от нее… Ее можно олицетворять с кем угодно … с Родиной, с мамой, сестрой, женой, дочерью… Сколько достоинства, тепла и нежности…"
  

 valentina-tolkunova

Валентина Толкунова
Валентина Толкунова
Годы жизни: 12 июля 1946 — 22 марта 2010
Валентину Толкунову называли «певицей русской души». «Поговори со мною, мама», «Стою на полустаночке», «Я не могу иначе» — без ее песен с 1973 по 2005 год не обходился ни один конкурс «Песня года». Композиции для нее написали 190 композиторов и 230 поэтов. «Толкунова — единственная певица, чей репертуар от первой до последней песни преисполнен смысла и проникновенности», — говорил Лев Лещенко. Ее голос знаком с детства: Валентина Толкунова пела песню мамы из мультфильма «Зима в Простоквашино» и исполнила «Спят усталые игрушки».

Валентина Толкунова родилась в городе Армавир, в Краснодарском крае. Ее отец, Василий Толкунов, был кадровым военным и прошел сначала советско-финскую, а потом и в Великую Отечественную войну. Ее мать, Евгения Смирнова, работала на железнодорожной станции. Она была дочерью репрессированного и до свадьбы жила в Забайкальском крае.

Когда Толкуновой исполнился год, семья переехала в Москву: Василия Толкунова демобилизовали, и его родственники позвали в столицу. В 1949 году родился еще один ребенок — сын Сергей. Семья жила очень скромно. Мама певицы Евгения Толкунова говорила: «После войны, это же не сейчас, когда пошел в магазин и купил книги, игрушки. У меня был с собой один резиновый пупс. Это, пожалуй, была единственная игрушка моих детей <…> Когда появились деньги, то первое, что я купила — проигрыватель и пластинки».

В доме всегда звучала музыка. Младший брат Сергей Толкунов вспоминал: «У нас в доме было много грампластинок, которые мы часто слушали <…> мамочка каким-то чудным образом выкраивала денежку на покупку пластинок. Помню, у сестры была тетрадка, куда она аккуратно переписывала слова песен, которые были популярными тогда». В семье часто пели все вместе: бабушка, дети и мама, которая аккомпанировала на гитаре.

В 1954 году Валентина Толкунова пошла в первый класс. Когда будущей певице было 10 лет, ее приняли в Народный ансамбль песни и танца Центрального дома детей железнодорожников. На прослушивание посоветовала прийти учительница: она заметила, что Толкунова поет на переменах. Из школы отобрали семь человек. Руководителем ансамбля, в котором стала заниматься Валентина Толкунова, был знаменитый дирижер Семен Дунаевский, уроки вокала вела педагог Татьяна Овчинникова.

В ансамбле Толкунова занималась 10 лет, до окончания школы. Когда она получила аттестат о среднем образовании, то точно знала, кем хочет быть: певицей. В 1964 году Валентина Толкунова поступила на дирижерско-хоровое отделение Московского государственного института культуры и искусств.

 

В 1966 году автор песни «Черный кот», композитор Юрий Саульский создал вокально-инструментальный оркестр «ВИО-66». Музыканты исполняли джазовую музыку. Впервые в СССР помимо биг бенда — большого джаз-оркестра — в состав коллектива входила и вокальная группа. Солистов Саульский решил найти среди студентов Московского института культуры. Валентина Толкунова была одной из тех, кто пришел на прослушивания: ее интересовало модное в те времена направление. Певица вспоминала: «Я думаю, что это был период обучения, потому что музыкант должен в каждом направлении чувствовать себя уверенным <…>. Я как дирижер-хоровик понимала, что когда ты поешь в ансамбле, то это очень большая школа научиться находить гармонию и в оркестре. Это важно». На прослушиваниях она технично спела сложный вокализ, и ее взяли в состав «ВИО-66». Певице приходилось много репетировать и быстро учить новые приемы: она никогда до этого не исполняла джазовую музыку. Вскоре Толкунова стала главной солисткой. В 1966 году певица вышла замуж за Юрия Саульского.

«Вероятно, Ю. Саульский посту­пил очень правильно, составив певче­скую группу из дирижеров-хоровиков (в данное время еще студентов). «На­стоящие» сопрано и альт, тенор и бас вряд ли смогли бы так органически слиться с инструментальной частью оркестра и стать той особой его оркест­ровой краской, без которой сама идея «ВИО» терпит крах. Кроме того дирижеры-хоровики <…> в любом составе они умеют петь, «как один»
Марек Тероганян, журналист. Статья в журнале «Советский цирк» за 1966 год

«ВИО-66» часто давали концерты в городах СССР, выступления оркестра транслировали в программе «Голубой огонек». Из-за плотного графика гастролей и репетиций Валентине Толкуновой стало сложно совмещать работу в ансамбле и учебу в институте. Тогда Саульский посоветовал ей перевестись на заочное отделение Музыкального училища имени Гнесиных, которое певица закончила с красным дипломом в 1971 году. В это же время ансамбль распался: Юрий Саульский покинул коллектив — из-за репетиций у композитора не хватало времени на собственную музыку. В это же время они расстались и с Толкуновой.

 

«Стою на полустаночке». Музыка Ильи Катаева. Слова Михаила Анчарова. Исполняет Валентина Толкунова

В 1971 году певице предложили озвучить композиции для первого советского телесериала «День за днем». Музыку для них написал Илья Катаев, слова — поэт Михаил Анчаров. Певица исполнила «Я ночью шла по улице», «Песня о России», «Звук шагов». Вскоре после выхода картина стала знаменитой, и композиции записали на отдельную пластинку и выпустили в продажу. В фильме впервые прозвучала песня «Стою на полустаночке», но ее спела актриса Нина Сазонова.

Через год певица впервые исполнила сольную песню. Поэт Лев Ошанин услышал голос Толкуновой в телесериале и предложил ей выступить на своем юбилейном концерте. На возражения Толкуновой о том, что у нее нет своей песни, Ошанин ответил: «Я тебе дам песни, ты споешь, так что будешь участвовать». На творческом вечере поэта певица исполнила авторскую композицию «Ах, Наташа». Перед выступлением Валентина Толкунова вплела себе в волосы жемчужную нить: так она хотела дополнить платье, расшитое бусинами. С тех пор певица не выходила на сцену без жемчуга в волосах. Толкунова говорила: «Мое единственное украшение — жемчуг. Либо нитка в волосах, либо жемчужные сережки. Я не очень люблю украшения в том виде, в котором все привыкли видеть». Песня «Ах, Наташа» так понравилась зрителям, что певицу дважды вызывали на бис. В тот вечер на сцену выходили знаменитые музыканты: Муслим МагомаевЛюдмила ЗыкинаКлавдия Шульженко, Георг Отс. Концерт транслировали по телевидению, и Валентина Толкунова сразу стала знаменитой.

В 1972 году композитор Павел Аедоницкий написал песню «Серебряные свадьбы». Она была создана специально для грузинского ансамбля «Орера», который должен был исполнить композицию на юбилейном вечере автора. Однако коллектив в последний момент приехать не смог, и Аедоницкий обратился к Валентине Толкуновой. После выступления написать песни для нее захотели композиторы Марк Минков, Микаэл Таривердиев, Эдуард Колмановский. «Серебряные свадьбы» прозвучали в исполнении Толкуновой в финале телевизионного конкурса «Песня-73». В этом же году по предложению автора Ильи Катаева она перепела «Стою на полустаночке».

Однако это были лишь разовые концерты. Официальной работы у Валентины Толкуновой не было. В интервью для книги «Я не могу иначе. Жизнь, рассказанная ею самой» Иосиф Кобзон говорил: «После расставания с Саульским, Валентина оказалась в одиночестве как в личном, так и в творческом смысле. Мы с ней встретились, и я спросил: «Чем ты занимаешься?». Она ответила: «К сожалению, ничем». Я предложил Валюше прийти к нам, в Москонцерт. В то время существовал художественный совет, и она пришла на прослушивание».

В 1973 году Валентина Толкунова стала солисткой Государственного объединения музыкальных, эстрадных и цирковых коллективов «Москонцерт». Через несколько месяцев она познакомилась с композитором Владимиром Мигулей. Он написал песню «Поговори со мною, мама» и хотел, чтобы ее исполнила Толкунова. Изначально композицию планировали отдать известной исполнительнице народной музыки Людмиле Зыкиной, но певица уехала на длительные гастроли.

«Раздался звонок. Я открываю дверь. Входит человек, такой беленький, с длинными волосами, очень скромный молодой человек… Сел за инструмент и сыграл мне эту песню. И когда я стала репетировать, первая женщина, которая услышала песню, — это была моя мама. Она заплакала и сказала: «Эта песня будет нравиться всем мамам»
Валентина Толкунова

8 марта 1973 года песня прозвучала в эфире Всесоюзного радио. Композиция сразу стала популярной и попала в финал конкурса «Песня-74».

 

Валентина Толкунова была замужем дважды. С Юрием Саульским они познакомились в 1966 году на прослушиваниях, когда певица пришла пробоваться в ансамбль. Валентина Толкунова вспоминала: «Влюбилась впервые, по-настоящему! Мне было всего девятнадцать. Юра был старше меня на восемнадцать лет. Но нас это не смутило. Уже через год мы поженились. Я была с ним очень счастлива!». Они вместе репетировали, ездили на гастроли, разрабатывали новый репертуар. Брак продлился пять лет.

В 1974 году она выступала на приеме в мексиканском посольстве. Одним из гостей был журналист-международник Юрий Папоров. После выступления Папоров подошел к певице, и они проговорили весь вечер.

«Увидев Юрия впервые, я была поражена его стилем и изысканной манерой одеваться! Он был изумительно элегантен, потрясающе выглядел в деловых костюмах и никогда не носил дешевых вещей — только из качественного материала, пошитые высококлассными портными <…> Узнав Папорова ближе, я не могла не восхититься его интеллектом, серьезностью, обстоятельностью»
Валентина Толкунова, певица

Вскоре они поженились. В 1977 году у пары родился сын Николай. Когда ребенку исполнилось четыре года, Юрий Папоров уехал в длительную командировку в Мексику на пять лет. Там журналист писал биографическую книгу «Хемингуэй на Кубе». Он звал Толкунову с собой, но певица отказалась: в СССР у нее была работа. Когда Папоров вернулся, они обвенчались. Валентина Толкунова вспоминала: «Чаще всего, долгое время живя с человеком, мы начинаем думать, что всё про него знаем. Я же бесконечно открываю в Юре новые грани и качества. Я всё время нахожусь в состоянии поиска и понимания характера мужа. Как же при таком положении вещей он может стать мне неинтересен?». Они прожили вместе 36 лет.

 

«Мы на лодочке катались» (русская народная песня). Исполняет Валентина Толкунова. Фрагмент телеверсии сольной программы Валентины Толкуновой «Монолог женщины» (1986)

С 1975 года Валентина Толкунова работала с известным пианистом и композитором Давидом Ашкенази. Репертуар певицы пополнился романсом Александра Вертинского «Сероглазый король», песнями «Мы на лодочке катались», «Где ты раньше был», «Старые слова». Параллельно она озвучивала мультфильмы: голосом Толкуновой пели герои картины «В порту», «Почтовая рыбка», «Старый дом». В книге «Апология памяти» Лев Лещенко писал: «Она сумела передать сокровенные чувства, мысли и переживания, свойственные любой женщине. Ее песне требуются простор, воздух, дальний горизонт, ей нужен запах полевых цветов. Вот почему многие ее песни стали, по существу, народными, вошли в его плоть и кровь».

В 1977 году на рождение сына композитор Борис Емельянов подарил Валентине Толкуновой песню «Носики-курносики». Композиция прозвучала со сцены и сразу же стала популярной. В 1979 году Толкунова дала свой первый сольный концерт. Тогда же певица получила звание заслуженной артистки России. На «Песне-79» она исполнила хит «Не зря мне люди говорили».

«Слушая Валентину Толкунову, я думаю о её понимании, о мудрости, которая сквозит в каждой её музыкальной фразе. Только мудрость эта особенная, женская и терпеливая, только понимание это наделено прозорливостью ребёнка, только ритм её плавных движений одухотворён душой приветливой и доброжелательной женщины, окрашивающей нам мир ровным светом нежности и постоянства»
Микаэл Таривердиев, композитор
 «Если б не было войны». Музыка Марка Минкова. Слова Игоря Шаферана. Исполняет Валентина Толкунова

Одной из самых знаменитых песен Толкуновой стала «Если б не было войны». Ее написала композитор Марк Минков и поэт Игорь Шаферан. Совместная работа над композицией шла тяжело. Толкунова вспоминала: «Нужно было сделать не просто песню, а песню спектакль». С исполнительницей работал режиссер. Он помогал певице прочувствовать состояние лирической героини и поставил сценические движения. По просьбе Толкуновой в композиции добавили вставки с военным маршем. Певица рассказывала: «Я понимала, что я не дотягиваю, нет того музыкального образа, который бы соответствовал этой замечательной песне одинокого сердца женщины, которая осталась вдовой, не успев даже побыть женой. Полгода шла работа, пока внутри этой песни появились марши уходящих на войну солдат <…> Я чувствовала, что зал замирает, будучи охваченным этой темой».

В 1982 году в эфире передачи «Голубой огонек» впервые прозвучала песня Толкуновой «Я не могу иначе». Композитор Александра Пахмутова сама связалась с певицей, чтобы показать мелодию: она считала, что песня подходила исполнительнице по характеру. Слова написал поэт Николай Добронравов. Песня стала хитом.

Спустя несколько месяцев Валентина Толкунова исполнила композицию «Спят усталые игрушки» для заставки программы «Спокойной ночи, малыши!». Ее голосом пела «Кабы не было зимы» мама дяди Федора в мультфильме «Зима в Простоквашино» 1984 года.

 

В 1986 году композитор Илья Катаев написал специально для Валентины Толкуновой оперу «Русские женщины» по мотивам произведений Николая Некрасова и Александра Пушкина. Княгиня, Невеста, Сваха и Солдатка — певица перевоплощалась на сцене четыре раза. В премьерных спектаклях губернатора сибирского города играл актер Иннокентий Смоктуновский. В этом же году режиссер Александр Фетисов снял фильм-концерт «Верю в радугу» с Валентиной Толкуновой в главной роли.

Через год Толкуновой присвоили звание народной артистки России. Певица создала Московский театр музыкальной драмы и песни (в 1989 году переименован в театр музыкальной драмы и песни творческого объединения «АРТ»). Она же стала его художественным руководителем. Все музыкальные спектакли проходили на сцене концертного зала «Россия». В 1989 году состоялась премьера спектакля с балетными вставками «Ожидание». Постановка «Брызги шампанского» состояла из 16 романсов XIX века. «Я очень несовременная, как будто из другого века. Если бы меня спросили: «В какое время ты хотела бы родиться?» — ответила бы: «В XIX веке и никаком другом! Все-таки я дочь той эпохи», — объясняла выбор программы Толкунова. Она поставила спектакли «Я росинка твоя, россиянка», «Новая весна Валентины Толкуновой», «Как быть счастливой».

Певица выступала с сольными концертами по всему миру: Финляндия, Япония, Индия, Германия, США, Канада. На гастроли она иногда брала с собой маму, чтобы показать ей другие страны.

В начале 2000-х годов Валентина Толкунова исполняла песни, посвященные религии: «Ангел мой», «Спаси и сохрани», «Молитва». Певица часто давала благотворительные концерты. Собранные средства шли на помощь многодетным семьям, на восстановление храмов. В 2005 году она последний раз приняла участие в телевизионном фестивале «Песня года» с композицией «Русская деревня».

Зимой 2010 года во время концерта в Могилеве Валентине Толкуновой стало плохо, и ее госпитализировали. Через месяц она скончалась. Певицу похоронили на Троекуровском кладбище в Москве.

По материалам и с использованием фотографий с сайтов : 

Федеральный портал Истории России (histrf.ru)

"Календарь Истории" https://tunnel.ru 

и сайта: Толкунова Валентина Васильевна (culture.ru)

Комитет по культуре администрации Минераловодского городского округа, Ставропольского края © 2021

Яндекс.Метрика