ДАННЫЙ САЙТ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОФИЦИАЛЬНЫМ И НАХОДИТСЯ В РАЗРАБОТКЕ - НА НЁМ ПРОХОДЯТ ТЕХНИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

25 сентября 1906 года родился Дмитрий Дмитриевич Шостакович

 25 сентября 1906 года в Петербурге родился один из самых исполняемых в мире композиторов и вершина музыкального искусства ХХ века Дмитрий Шостакович, который внес огромный вклад в развитие советской и мировой музыки. 

Его отец, инженер-химик, был страстным любителем музыки, мама – одаренной пианисткой, она и привила сыну навыки игры на фортепиано. На редкость талантливый подросток обратил на себя внимание директора Петроградской консерватории Александра Глазунова и в 13 лет стал студентом. В 1923 году Шостакович окончил консерваторию как пианист, а в 1925-ом – как композитор. Итогом консерваторских лет явилась дипломная работа – Первая симфония девятнадцатилетнего композитора. Произведение оказалось едва ли не единственным образцом советской симфонической музыки 20-х годов. Она успешно выдержала проверку временем, и поныне занимает место в концертном репертуаре. В 20-е годы в ней ценили легкость и свободу воображения, обаятельную эксцентричность, светлые «весенние» тона. В 30-е стало ясно, что симфония не столь уж безоблачна, что в ней есть и скорбные эпизоды, траурные краски, драматизм. А в 50-е о ней уже писали как о сочинении, впервые сформулировавшем героико-трагическую тему всего творчества Шостаковича.

Во время войны до октября 1941 года композитор работал в блокадном Ленинграде, где создал Седьмую (Ленинградскую) симфонию, ставшую музыкальным памятником Великой Отечественной войне. "Этот человек сильнее Гитлера", – написала Ольга Берггольц в дневнике, услышав эту симфонию в 1942 году.

Жизнь музыканта была полна драматических событий. Шостаковича запрещали, потом "реабилитировали" и даже произвели при жизни в классики. Столько наград и почетных званий нет ни у одного композитора в мире. Однако творить в системе "художник – власть" ему было очень нелегко... Зло, по Шостаковичу, довольно широкое понятие. "Это не только убийство, клевета, ложь. Это и фанаберия, нелюбовь к ближнему и эгоизм". "Его даже воздух ранил, - утверждал Андрей Вознесенский. – Если права теория о неземном происхождении жизни, то Дмитрий Дмитриевич был клочком трепетного света, невесть почему залетевшим в наш быт..."

Шостакович является автором 15 симфоний, опер «Нос», «Игроки», балетов «Болт», «Золотой век», музыкальной комедии «Москва - Черемушки». Он написал музыку к 35 кинолентам (среди них - «Гамлет», «Новый Вавилон», «Златые горы», трилогия о Максиме), став первым русским композитором, «внедрившим» в кинематограф симфонический оркестр, играющий специально написанную для фильма музыку. 

9 августа 1975 года скончался Дмитрий Дмитриевич Шостакович. Композитор, пианист, доктор искусствоведения, педагог, профессор. В 1957-1974 годах - секретарь Правления Союза композиторов СССР, в 1960-1968 годах - председатель Правления Союза композиторов РСФСР.

Дмитрий Шостакович
Дмитрий Шостакович
Годы жизни: 25 сентября 1906 — 09 августа 1975
Дмитрий Шостакович стал всемирно известным композитором в 20 лет, когда его Первая симфония прозвучала в концертных залах СССР, Европы и США. Через 10 лет его оперы и балеты шли в ведущих театрах мира. 15 симфоний Шостаковича современники называли «великой эпохой русской и мировой музыки».

Дмитрий Шостакович родился в Санкт-Петербурге в 1906 году. Его отец работал инженером и страстно любил музыку, мать была пианисткой. Она давала сыну первые уроки игры на фортепиано. В 11 лет Дмитрий Шостакович начал заниматься в частной музыкальной школе. Преподаватели отмечали его исполнительский талант, прекрасную память и абсолютный слух.

В 13 лет юный пианист уже поступил в Петроградскую консерваторию по классу фортепиано, а через два года — на факультет композиции. Шостакович работал в кинотеатре тапером. Во время сеансов он экспериментировал с темпом композиций, подбирал для персонажей ведущие мелодии, выстраивал музыкальные эпизоды. Позже он использовал лучшие из этих фрагментов в своих сочинениях.

С 1923 года Шостакович работал над Первой симфонией. Произведение стало его дипломной работой, премьера прошла в 1926 году в Ленинграде. Позже композитор вспоминал: «Симфония вчера прошла очень удачно. Исполненье было превосходное. Успех огромный. Я выходил кланяться пять раз. Все великолепно звучало».

Вскоре Первая симфония стала известна за пределами Советского Союза. В 1927-м Шостакович участвовал в I Международном конкурсе пианистов имени Шопена в Варшаве. Один из членов жюри конкурса, дирижер и композитор Бруно Вальтер, попросил Шостаковича прислать партитуру симфонии ему в Берлин. Ее исполнили в Германии и США. Через год после премьеры Первую симфонию Шостаковича играли оркестры всего мира.

Ошиблись те, кто принял его Первую симфонию за юношески беззаботную, жизнерадостную. <…> Она исполнена такого человеческого драматизма, что это даже странно представить, что 19-летний мальчик прожил такую жизнь… Ее играли всюду. Не было такой страны, в которой симфония не прозвучала бы вскоре после того, как она появилась.
Лео Арнштам, советский кинорежиссер и сценарист

В 1932 году Дмитрий Шостакович написал оперу «Леди Макбет Мценского уезда». Ее поставили под названием «Катерина Измайлова», премьера прошла в 1934 году. За два первых сезона оперу исполняли в Москве и Петербурге более 200 раз, а также играли в театрах Европы и Северной Америки.

В 1936 году оперу «Катерина Измайлова» посмотрел Иосиф Сталин. В «Правде» вышла статья «Сумбур вместо музыки», оперу объявили «антинародной». Вскоре большинство его композиций исчезли из репертуаров оркестров и театров. Шостакович отменил назначенную на осень премьеру Симфонии № 4, но продолжал писать новые произведения.

Спустя год прошла премьера Симфонии № 5. Сталин назвал ее «деловым творческим ответом советского художника на справедливую критику», а критики — «образцом соцреализма» в симфонической музыке.

В первые месяцы войны Дмитрий Шостакович находился в Ленинграде. Он работал профессором в Консерватории, служил в добровольной пожарной дружине — тушил зажигательные бомбы на крыше Консерватории. Во время дежурств Шостакович писал одну из самых известных своих симфоний — Ленинградскую. Автор закончил ее в эвакуации в Куйбышеве в конце декабря 1941 года.

Не знаю, как сложится судьба этой вещи. Досужие критики, наверное, упрекнут меня в том, что я подражаю «Болеро» Равеля. Пусть упрекают, а я так слышу войну.
Дмитрий Шостакович

Впервые симфонию исполнил в марте 1942 года эвакуированный в Куйбышев оркестр Большого театра. Через несколько дней композицию сыграли в Колонном зале московского Дома союзов.

В августе 1942 года Седьмая симфония прозвучала в блокадном Ленинграде. Чтобы сыграть композицию, написанную для двойного состава оркестра, музыкантов отзывали с фронта. Концерт длился 80 минут, из зала Филармонии музыку транслировали по радио — ее слушали в квартирах, на улицах, на фронте.

Когда оркестр вышел на эстраду, весь зал встал… В программе была только симфония. Трудно передать атмосферу, царившую в переполненном зале Ленинградской филармонии. В зале преобладали люди в военной форме. Многие бойцы и офицеры приехали на концерт прямо с передовых.
Карл Элиасберг, дирижер Большого симфонического оркестра Ленинградского радиокомитета

Ленинградская симфония стала известна всему миру. В Нью-Йорке вышел номер журнала Time с Шостаковичем на обложке. На портрете композитор был в пожарной каске, подпись гласила: «Пожарный Шостакович. Среди разрывов бомб в Ленинграде услышал аккорды победы». В 1942–1943 годах Ленинградскую симфонию более 60 раз играли в разных концертных залах США.

В прошлое воскресенье Ваша симфония впервые прозвучала по всей Америке. <…> Ваша музыка рассказывает миру о великом и гордом народе, непобедимом народе, который борется и страдает для того, чтобы внести свой вклад в сокровищницу человеческого духа и свободы.
Американский поэт Карл Сэндберг, отрывок из предисловия к стихотворному посланию Шостаковичу

В 1948 году Дмитрия Шостаковича, Сергея Прокофьева и Арама Хачатуряна обвинили в «формализме», «буржуазном декадентстве» и «пресмыкании перед Западом». Шостаковича уволили из Московской консерватории, его музыку запретили.

В 1948 году, придя в Консерваторию, мы увидели на доске объявлений приказ: «Шостакович Д. Д. более не является профессором по классу композиции в связи с несоответствием профессорской квалификации…» Такого унижения я никогда не испытывал. Мстислав Ростропович

Через год запрет официально сняли, композитора отправили в США в составе группы деятелей культуры Советского Союза. В 1950 году Дмитрий Шостакович был членом жюри в Конкурсе имени Баха в Лейпциге. Он вдохновлялся творчеством немецкого композитора: «Музыкальный гений Баха мне особенно близок. Мимо него невозможно пройти равнодушно… Каждый день я играю одно из его произведений. Это моя насущная потребность, и постоянный контакт с музыкой Баха дает мне чрезвычайно много». После возвращения в Москву Шостакович стал писать новый музыкальный цикл — 24 прелюдии и фуги.

В 1957 году Шостакович стал секретарем Союза композиторов СССР, в 1960 году — Союза композиторов РСФСР (в 1960–1968 — первый секретарь). В эти годы Анна Ахматова подарила композитору свою книгу с посвящением: «Дмитрию Дмитриевичу Шостаковичу, в чью эпоху я живу на земле».

В середине 60-х годов в советские оркестры и театры вернулись сочинения Дмитрия Шостаковича 20-х годов, в том числе опера «Катерина Измайлова». Композитор написал Симфонию № 14 на стихи Гийома Аполлинера, Райнера Марии Рильке, Вильгельма Кюхельбекера, цикл романсов на произведения Марины Цветаевой, сюиту на слова Микеланджело. В них Шостакович иногда использовал музыкальные цитаты из своих ранних партитур и мелодий других композиторов.

Кроме балетов, опер и симфонических произведений Дмитрий Шостакович создавал музыку к кинокартинам — «Простые люди», «Молодая гвардия», «Гамлет», и мультфильмам — «Танцы кукол» и «Сказка о глупом мышонке».

Говоря о музыке Шостаковича, я хотел сказать, что ее никак нельзя назвать музыкой для кино. <…> Она существует сама по себе. Она может быть связана с чем-то. Это может быть внутренний мир автора, который говорит о чем-то, что навеяно на него какими-то явлениями жизни или искусства.
Режиссер Григорий Козинцев

В последние годы жизни композитор тяжело болел. Дмитрий Шостакович умер в Москве в августе 1975 года. Его похоронили на Новодевичьем кладбище.

27 декабря 1941 года композитор Дмитрий Шостакович завершил в Куйбышеве работу над Седьмой симфонией. Поздно ночью он написал на титульном листе партитуры: «Посвящается городу Ленинграду!».

Симфония осажденного Ленинграда

 В первые месяцы Великой Отечественной войны по мере стремительного продвижения войск агрессора вглубь территории СССР, правительством нашей страны были предприняты меры по эвакуации из Ленинграда на «Большую землю» не только высших руководящих органов власти, но и значительной части советского культурного фонда. Среди тех, кто был перевезен в военную столицу страны, которую было решено разместить в Куйбышеве (ныне Самара), был и Дмитрий Шостакович.


Впервые он стал известным благодаря Первой симфонии, написанной тогда еще молодым выпускником Петроградской консерватории в 1925 году и ставшей дипломной работой будущего композитора. За исполнение своего первого крупного произведения на конкурсе пианистов в Варшаве Шостакович получил главный приз и признание знатоков классической музыки за рубежом.

К сожалению, данная работа и известность за границей не сделала его столь же популярным на Родине. Более того, после написания и исполнения в 20-30-х годах Второй и Третьей симфоний, Шостакович был обвинен в пропаганде «буржуазной культуры» и включен в «черный список». В 1934 году премьера созданной Шостаковичем оперы «Леди Макбет Мценского уезда» была враждебно встречена советскими критиками, которые назвали данное произведение «сумбуром вместо музыки». Опера была немедленно удалена из репертуара всех театров. Многие газеты печатали благодарственные письма от якобы жителей нашей страны, за то, что партия избавила их от мучительных прослушиваний симфоний этого композитора.

После столь нелицеприятного положения дел Шостакович находит в себе силы не переставать заниматься любимым делом и в 1936 году завершает работу над своей Четвертой симфонией, которая прозвучала со сцены лишь в 1961 году. Причиной такого положения стала царившая на тот момент в стране атмосфера террора, которая не позволила симфонии дойти до большой сцены. Совсем иная судьба ждала следующую, Пятую симфонию, написанную Шостаковичем в мае 1937-го. Неожиданно для молодого автора ей был открыт «зеленый свет» благодаря лестной рецензии самого Вождя, который назвал ее не иначе как «деловым творческим ответом художника на критику своих более ранних произведений». Статья Сталина в «Правде» была тут же поддержана шквалом лестных отзывов, а Пятая симфония была воспринята как «образец истинного социалистического реализма в музыкальном творчестве».

Несмотря на то, что вслед за описанными событиями Шостакович стал преподавателем Ленинградской государственной консерватории, его отношения с властями по-прежнему оставались достаточно напряженными и двойственными. Так, например, написанная в годы работы в консерватории Шестая симфония, прозвучавшая со сцены в ноябре 1939-го, была демонстративно проигнорирована критиками, поскольку «наверху» не слишком благоприятно отозвались о данном произведении.

Еще в 1939-1940 годах композитор показывает своим коллегам и ученикам созданные им вариации для новой симфонии, которая по замыслу была схожа с «Болеро» Равеля. Но планы композитора, как и жизнь большинства советских людей, были нарушены начавшейся войной. Все силы были отданы нуждам фронта, и Шостакович вместе с другими жителями Ленинграда дежурил во время налетов вражеской авиации, помогал рыть окопы для обороны города и даже подал заявление о своем желании уйти на фронт. Именно в этот период у уникального музыканта-публициста зарождается идея крупного симфонического замысла, который сможет наиболее ярко отразить все происходящие вокруг него события. На протяжении лета 1941 года композитор пишет первую часть Седьмой симфонии и показывает ее своему лучшему другу И. Соллертинскому, уезжающему с возглавляемой им филармонией в Новосибирск.

Вторая часть симфонии была создана Шостаковичем в сентябре уже в блокадном Ленинграде. Тогда же он начинает работу над третьей частью.

Согласно распоряжению властей 1 октября 1941-го вместе с другими крупными творческими работниками семья Шостаковича была перевезена в Москву, откуда через две недели им предстояло путешествие на Урал. Но композитор решил изменить маршрут и остановиться в Куйбышеве, который на тот момент стал местом дислокации Большого театра. 22 октября 1941 года Шостакович со своей женой и детьми прибыли на место временного проживания. Среди работников театра у композитора было много друзей, которые смогли предложить ему и его семье крышу над головой на первое время. Но уже в декабре они смогли переселиться в отдельную двухкомнатную квартиру на улице Фрунзе, оборудованную роялем из местной музыкальной школы. Интересен тот факт, что во время переезда среди прочих театральных вещей затерялся чемодан композитора, в котором находилась первая часть партитуры новой симфонии. Лишь спустя неделю удалось найти застрявший на одной из ближайших станций вагон с вещами эвакуированных людей. К большой радости Дмитрия Дмитриевича там он нашел утерянные ноты и смог продолжить работу.

Симфония осажденного Ленинграда

Но написание финала оказалось не совсем простой задачей. Композитор, охваченный тревогой за своих близких, которые остались в окруженном Ленинграде, и тоской по лучшему другу, никак не мог сосредоточиться на работе. Автору хотелось бы сделать заключительную часть гимном торжества победы над врагом, наделив ее пафосной пышностью. Но на тот момент, когда преимущество все еще находилось на стороне фашистских войск, не было оснований для оптимизма, и композитор писал так, как подсказывало ему сердце творца. Именно по этой причине критики при всей своей благосклонности к создателю столь великого произведения позднее отметят, что первая часть Седьмой симфонии, в которой по замыслу были показаны силы зла, оказалась более значимой и мощной, нежели финал, в котором автор отразил гуманистическое начало, противостоящее этим враждебным силам.

Последние правки в партитуре «Ленинградской симфонии» были внесены 27 декабря 1941 года. И, несмотря на то, что автору очень хотелось, чтобы впервые его детище было исполнено любимым Ленинградским оркестром под руководством Мравинского, находившимся в то время в Новосибирске, власти настояли на скорой премьере. По этой причине в январе началась подготовка к премьере оркестра Большого театра, руководителем которого в то время являлся Самуил Самосуд.

5 марта 1942 года Седьмая симфония Шостаковича была представлена на суд зрителя. Сказать, что успех был ошеломляющим – это значит не сказать ничего. Симфония состояла их четырех частей. Первая, самая сильная, по замыслу автора, представляет миролюбивый труд жителей нашей страны, нарушаемый вторжением врага. Тема неприятеля представлена Шостаковичем одновременно шутовски и цинично, неизгладимое впечатление производит реквием памяти погибших героев. Вторая часть в виде аллегретто, знакомит нас с воспоминаниями композитора о юности и счастье, первой влюбленности, белых ночах Ленинграда. Третья часть – задумчивое адажио, воспевает человечность и гуманизм страны, на которую предательски напал враг, красоту творческого труда, а также могущество и непобедимость истинной Правды. В финале симфонии ясно звучит ода победе, разрастающаяся до колоссальных звучностей торжествующего оркестра. Очевидцы, среди которых был Алексей Каплер, известный киносценарист, вспоминали о том, что на глазах слушателей стояли слезы, а воцарившаяся на несколько мгновений тишина после последних аккордов вмиг сменилась громом оваций. Многие присутствующие в зале просто не верили, что выходивший несколько раз на сцену тридцатипятилетний интеллигентный худощавый мужчина в очках и есть создатель столь грандиозного произведения. Описывая свое впечатление от Седьмой симфонии, один из «официальных писателей» того непростого времени Алексей Толстой отмечал, что это творение является «посвящением торжеству человеческого в человеке», а возникла она «из совести русского народа, восставшего против черных сил». По его словам в данном произведении Шостакович рассказывает доступным для любого человека в мире языком о «людских переживаниях в период небывалых бедствий и испытаний», о «торжестве человека над зверем».


После премьеры в «военной столице» копия партитуры с Седьмой симфонией была переправлена в Москву, где была исполнена в Колонном зале Дома союзов 29 марта 1942 года. Но самое грандиозное и значимое исполнение седьмой симфонии состоялось в осажденном Ленинграде 9 августа. Для того чтобы собрать оркестр в необходимом количестве приходилось отзывать некоторых музыкантов с фронта, а тех, кто был измучен долгими месяцами блокады, подлечивать и откармливать.

Этот день был выбран совсем не случайно. Согласно планам, составленным немецким командованием, именно 9 августа Ленинград должен был пасть под натиском фашистов, и в городе планировалось провести парад вражеских войск. В назначенный день все наши артиллерийские орудия осуществляли обстрел огневых точек врага, чтобы не дать ему помешать великой премьере. Операция по подавлению огня вражеских батарей была организована в соответствии с приказом командующего Ленинградским фронтом Леонида Говорова и получила название «Шквал». Повидавшие много бед жители Ленинграда заполнили до отказа концертный зал, чтобы услышать симфонию, написанную в их честь. Публика собралась самая разнообразная: бесстрашные моряки, пехотинцы с оружием в руках, измученные войны средств противовоздушной обороны, исхудавшие гражданские жители города. Симфония длилось восемьдесят минут. Новое творение Шостаковича поразило всех: большинство открыто плакали. Музыка показывала те чувства, которые объединяли людей в то время: вера в победу, жертвенность, любовь своей стране. Символом бесстрашия и презрения к врагу стали ярко зажженные люстры концертного зала, где играл Большой симфонический оркестр Ленинградского радиокомитета под управлением Карла Элиасберга. Исполняемую в зале филармонии музыку транслировали по всему городу установленные динамики. Её отлично слышали осаждавшие Ленинград фашисты. Как позже рассказывали сами немцы – они обезумели, когда услышали музыку, поскольку считали, что город полностью вымер. Враг почувствовал нашу силу способную преодолеть и голод, и страх, и даже смерть. Многие из пленных фашистов, вспоминая этот день, говорили о том, что именно тогда они и поняли – эту войну им не выиграть.

Лучшие западные оркестры заявили о своем желании исполнить героическое произведение, но Шостакович решил доверить свое детище Тосканини.

Премьера Седьмой симфонии за рубежом состоялась в Нью-Йорке, именно оттуда было начато ее победное шествие по миру. Партитура этого произведения, снятая на микропленку, была доставлена самолетом через весь охваченный войной мир, чтобы он мог услышать звуки энергичного маршевого ритма и смелых широких мелодичных ходов в сочетании с напряженностью и богатством используемых ладов, переходящих от до-мажора к минорной терции – ми-бемоль. Тяжеловатые унисоны, сменяющиеся размашистыми раскачивающимися интонациями, сделали симфонию близкой по духу к «богатырским» русским темам. Весь мир преклонялся перед мужеством измученных жителей северной столицы.

Вскоре, признав огромный вклад Седьмой симфонии в историю советского искусства, Правительство СССР в 1942 году наградило Д.Д. Шостаковича Государственной премией. А доказательством мирового признания стало избрание композитора Американским институтом искусств и литературы своим почетным членом.

За прошедшие с тех пор десятилетий Седьмая симфония звучала во многих крупных отечественных и зарубежных концертных залах и кинофильмах, но каждый раз ее исполнение возвращает слушателей к тем незабываемым и страшным годам, давно ставшим страницами мировой истории. 21 августа 2008 года в развалинах города Цхинвала в Южной Осетии оркестр Мариинского театра под руководством Валерия Гергиева исполнил отрывок первой части Седьмой симфонии. Прямая трансляция, организованная по многим российским и зарубежным каналам и радиостанциям, подчеркивала параллель между этим конфликтом и Великой Отечественной войной.
По материалам и с использованием фотографий с сайтов : 

Федеральный портал Истории России (histrf.ru)

Военное обозрение (topwar.ru)

"Календарь Истории" https://tunnel.ru 

Комитет по культуре администрации Минераловодского муниципального округа, Ставропольского края © 2024

Яндекс.Метрика