Родился Марк, тогда еще Нейман, в семье практичной. Отец трудился в артели по сбору утильсырья, мама вела хозяйство. От сына ждали выбора профессии надежной. Переехав из Нежина в Харьков, отдали учиться отпрыска бухгалтерскому делу в торгово-промышленное училище. Но мечтать молодому человеку никто не запрещал, и мечты эти были о сцене.
Чтобы быть ближе к мечте, устроился 16-летний парень расклейщиком афиш, а вскоре представилась возможность выбиться в театральные статисты. Дебют состоялся в 1928 году на сцене театра «Муссури». Марк Бернес безмолвствовал в роли кельнера в оперетте «Мадам Помпадур». Дебютант приковывал взгляды – отклеившимися войлочными бакенбардами.
Взяв себе псевдоним «Бернес», Марк в 1929-м уехал из дома, надеясь найти актёрскую работу. После краткого пребывания в Харькове, где окончил театральные курсы, он работал в московских театрах (в том числе в Малом и Большом), в основном, статистом.
С 1935 года Марк Бернес стал сниматься в кино. До войны он, в частности, сыграл лейтенанта Кожухарова в «Истребителях» и инженера Петухова в фильме «Большая жизнь». Однако настоящую известность приобрёл после исполнения роли Дзюбина в фильме «Два бойца» 1943 года, где с поразительной задушевностью и простотой исполнил песню Никиты Богословского и Владимира Агатова «Тёмная ночь»…
«Это был единственный из известных мне исполнителей, который работал и с поэтом, и с композитором. Он не писал стихов и музыки, но тем не менее был в высшей степени профессиональным знатоком песни… Иногда он приходил и говорил: «Это место надо изменить», делал тончайшие замечания по части инструментовки. Воспринимал и чувствовал он очень точно и тонко». Эдуард Колмановский.
По материалам и с использованием фотографий с сайтов :Федеральный портал Истории России (histrf.ru)
"Календарь Истории" https://tunnel.ru