ДАННЫЙ САЙТ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОФИЦИАЛЬНЫМ И НАХОДИТСЯ В РАЗРАБОТКЕ - НА НЁМ ПРОХОДЯТ ТЕХНИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

100 лет исполнилось бы Татьяне Михайловне Лиозновой...

20 июля 1924 года день рождения Татьяны Лиозновой (1924-2011). Советский кинорежиссёр, сценарист, педагог. Народная артистка СССР. Лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых. Под её режиссурой сняты такие шедевры, как "Им покоряется небо", "Три тополя на Плющихе", "Семнадцать мгновений весны"...  Она сняла только 9 картин, каждая из них становилась и для неё, и для зрителей особенной.

Татьяна Лиознова - фото №1
ЛИОЗНОВА ТАТЬЯНА МИХАЙЛОВНА TATIANA LIOZNOVA

Родилась 20 июля 1924 года в Москве, в семье Моисея (Михаила) Александровича и Иды Израилевны Лиозновых.

Кинорежиссёр, сценарист, педагог.Заслуженный деятель искусств РСФСР (1969).
Народная артистка РСФСР (4.09.1974). Народная артистка СССР (26.09.1984).

После школы поступила в Московский авиационный институт, но проучилась там всего один семестр и решила посвятить себя другой профессии.
В 1949 году окончила режиссёрский факультет ВГИКа (мастерская С.А. Герасимова и Т.Ф. Макаровой). После окончания ВГИКа некоторое время работала ассистентом режиссёра на съёмках фильмов своего учителя.

Дебютировала в 1958 году, поставив фильм «Память сердца» по сценарию, написанному при участии Тамары Макаровой, сыгравшей в этой картине одну из главных ролей. В первой самостоятельной работе Лиозновой обозначилось её устремление к ярким героическим характерам, к материалу равно как возвышенному, так и безусловному в своей земной реальности.

Тема подвига, высокого самопожертвования прозвучала и в картине Лиозновой «Им покоряется небо» (1963), посвящённой лётчикам-испытателям. Отдав дань героизму, Лиознова обращается к иным мотивам и темам, но она по-прежнему увлечена крупными, эмоциональными характерами, судьбами, вписанными в контекст истории, времени. Стихия простой, обыденной жизни определила эмоциональную сторону фильма «Евдокия» (1961, по прозе Веры Пановой). Режиссёр оказалась точна в выборе, в частности Л.И. Хитяевой (Евдокия), по-новому открывшейся в картине Лиозновой. Лирическая нота усиливается в фильме «Три тополя на Плющихе» (1967). Внешне незатейливая история знакомства шофёра московского такси и подмосковной жительницы, приехавшей продать на рынке мясо, двоих, по сути, одиноких людей, внезапно ощутивших необходимость друг в друге, была не сыграна, а буквально «спета» Т.В. Дорониной и О.Н. Ефремовым.

В 1973 году завершила работу над двенадцатисерийным телевизионным фильмом «Семнадцать мгновений весны», ставшим одним из самых значительных произведений советского телевизионного кинематографа. Положенный в основу картины роман Юлиана Семёнова, в версии режиссёра обрёл мифологическое звучание. Лиознова пошла на смелый эксперимент. Эпически приподнятая история советского разведчика Исаева-Штирлица была подкреплена точно и бережно подобранным материалом отечественной и зарубежной кинохроники, что придавало картине особую достоверность. «Семнадцать мгновений весны» были отмечены серьёзными актёрскими работами В.В. Тихонова, Р.Я. Плятта, Л.С. Броневого, О.П. Табакова, Е.А. Евстигнеева, Л.К. Дурова.
Затем Т.М. Лиознова снимает телефильм «Мы, нижеподписавшиеся» (1980) по популярной в 1970-е годы пьесе Александра Гельмана. Она передала в этой картине социальную напряженность, характерную для последних лет застоя. Затем режиссёр опять обратилась к женской судьбе с её прихотливыми поворотами и несбывшимися надеждами: это была яркая музыкальная картина «Карнавал» (1981) с И.В. Муравьёвой в главной роли.

Замужем режиссер не была, своих детей не имела. В начале 60-х годов удочерила дочь друга, популярного летчика Василия Калашенко, Людмилу, которая была с матерью до последнего дня.

Скончалась вечером 29 сентября 2011 года в Москве. Урна с прахом захоронена на Донском кладбище Москвы рядом с могилой матери.
ТЕАТРАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
1952 — «Седая девушка», по пьесе Хэ Цзин-чжи и Дина Ни (совместно с Сергеем Герасимовым и Самсоном Самсоновым) — Театр Вахтангова.
ПРИЗЫ И НАГРАДЫ
Лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1976, за телесериал «Семнадцать мгновений весны»).

Орден „За заслуги перед Отечеством“ III степени (20 июля 1999 года) — за выдающийся вклад в развитие киноискусства.

Орден „За заслуги перед Отечеством“ IV степени (20 июля 2009 года) — за большой вклад в развитие отечественного кинематографического искусства и многолетнюю творческую деятельность.

Орден Почёта (9 марта 1996 года) — за заслуги перед государством, многолетнюю плодотворную деятельность в области культуры и искусства.

Орден Трудового Красного Знамени.

Орден Октябрьской Революции (1982).

Орден Дружбы народов.

ОРКФ в Сочи «Кинотавр» - Специальный приз Президента Российской Федерации (12 июня 2000 года) «За выдающийся вклад в развитие российского кино».

МКФ авиационных и астронавтических фильмов в Довиле (1963, Франция, первый приз, фильм «Им покоряется небо»).

МКФ в Мардель-Плата (1968, Аргентина, премия Международного католического бюро по кинематографии, фильм «Три тополя на Плющихе»).

ВТФ (1981, первая премия, фильм «Мы, нижеподписавшиеся»).

ВКФ (1982, приз бюро Эстонского рекламфильма, фильм «Карнавал»).

Почетный приз оргкомитета 7-го фестиваля "Московская премьера" (2009).

Подробнее на Кино-Театр.РУ https://www.kino-teatr.ru/kino/director/sov/18215/bio/?ysclid=l5guu8x3sr615525589
Татьяна Лиознова - фото №2
Татьяна Лиознова - фото №3
Татьяна Лиознова - фото №4
Фото со съемок фильма "Им покоряется небо"
Татьяна Лиознова - фото №6
"ВГИК: Педагоги и студенты говорят о профессии" (1979)
"ВГИК: Педагоги и студенты говорят о профессии" (1979)
Татьяна Лиознова - фото №9
По материалам и с использованием фотографий с сайтов : 
 
"Календарь Истории" https://tunnel.ru 

Комитет по культуре администрации Минераловодского муниципального округа, Ставропольского края © 2024

Яндекс.Метрика