185 лет назад - 2 июля 1839 года, родился классик русской живописи Константин Маковский!
Константин Маковский был одним из самых популярных российских художников в конце XIX века. Портреты у него заказывали члены императорской семьи и петербургские дворяне. Картины Маковского участвовали в выставках Товарищества передвижников, Петербургского общества художников, а самого живописца в прессе называли «вдохновенным певцом эпохи».
Автопортрет. 1856 год
«Дети, бегущие от грозы». 1872 год
2 июля 1839 года родился классик русской живописи, художник-передвижник Константин Маковский. – один из величайших русских живописцев России, автор жанрово-исторических полотен, мастер выдающегося мастерства и таланта.
Константин Маковский был одним из самых популярных российских художников в конце XIX века. Портреты у него заказывали члены императорской семьи и петербургские дворяне. Картины Маковского участвовали в выставках Товарищества передвижников, Петербургского общества художников, а самого живописца в прессе называли «вдохновенным певцом эпохи».
Студент Академии художеств и участник «бунта четырнадцати»
Константин Маковский родился 2 июля 1839 года в Москве. Его отец Егор Маковский был одним из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества, членом Московского художественного общества, коллекционером живописи. Константин Маковский писал о нем: «Тем, что из меня вышло, я считаю обязанным себя не академии, не профессорам, а исключительно моему отцу». Мать будущего портретиста, певица Любовь Молленгауэр преподавала в Московской консерватории.
В семье, кроме Константина Маковского, было еще четверо детей. Все они с раннего возраста учились рисовать под руководством отца. В доме Маковских часто бывали известные художники того времени: Карл Брюллов, Василий Тропинин, Сергей Зарянко. Первыми художественными работами Константина Маковского стали копии гравюр. Любовь Молленгауэр занималась с детьми музыкой. Будущий художник умел играть на фортепиано и петь.
Когда Константину Маковскому было 12 лет, он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Там он учился у Михаила Скотти, Сергея Зарянко и Аполлона Мокрицкого.
В 1858 году Маковский окончил училище и поступил в натурный класс Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге. С первых лет учебы он участвовал в выставках с картинами на исторические темы: «Исцеление слепых» и «Агенты Димитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова».
К 1863 году Маковский вошел в список лучших студентов Академии художеств. Среди них ежегодно устраивали конкурс на большую золотую медаль. Выпускнику Академии, который получал эту награду, государство назначало денежное пособие и в течение шести лет оплачивало жизнь и работу в Италии.
В 1863 году правила участия в конкурсе изменились. Организаторы объединили студентов жанрового и исторического классов и запретили им самостоятельно выбрать тему работы. В список лучших учащихся, помимо Маковского, вошли еще 13 человек, в том числе Иван Крамской, Фирс Журавлев и Александр Литовченко. 8 октября 1863 года они подали заявление в Совет Академии с просьбой изменить условия конкурса. Обращение осталось без ответа. Тогда студенты написали коллективное письмо вице-президенту Академии художеств Григорию Гагарину и лично посетили нескольких членов Совета. Однако те отказались менять условия состязания. 21 ноября 1863 года, в день объявления темы конкурса, тринадцать студентов класса живописи и один ученик класса скульптуры покинули Академию художеств. В их числе был и Константин Маковский. В прессе этот случай назвали «бунтом четырнадцати». Он стал первым открытым выступлением против академического направления в живописи.
Член Артели художников
Вместе с другими участниками «бунта четырнадцати» Маковский в 1863 году вступил в Артель художников. Эта организация стала первым в России независимым объединением живописцев. Илья Репин вспоминал: «Артель художников — нечто вроде художественной фирмы, мастерской и конторы, принимающей заказы с улицы, с вывеской и утвержденным уставом». Ее возглавил Иван Крамской.
Он хотел создать трудовую коммуну художников вроде той, что была описана в романе Николая Чернышевского «Что делать?». Члены Артели художников сняли квартиру, в которой совместно проживали, сдавали в нее деньги — 10% от каждой лично выполненной работы, 25% — от созданной совместно с другими членами организации.
В 1860-х Маковский писал сцены из жизни петербургских горожан. К его работам в этом жанре относятся «Вдовушка», «Селедочница» и «Маленькие шарманщики». В этих картинах Маковского критики отмечали влияние Василия Тропинина: темную цветовую гамму, подчеркнуто красивые черты лиц. Историк Елена Широкова писала: «Константин Маковский, человек веселый и жизнелюбивый, и сам понимал, что он не создан для живописания «свинцовых мерзостей дикой русской жизни», не дано ему писать «униженных и оскорбленных»: изможденных крестьянок, оборванных нищих, убитых горем вдов».
Писал Маковский и портреты. В 1868 году он изобразил своего брата Владимира Маковского. Художник часто получал заказы от представителей петербургской знати и быстро стал популярным. Он зарабатывал так много, что смог снять мастерскую недалеко от Дворцовой площади, а вскоре вышел из Артели художников.
В 1869 году Маковский создал полотно «Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге». Критик Владимир Стасов писал о ней: «Весь Петербург гуляет и улыбается на морозе при розовых отблесках зимнего солнца. Тут и франт <…>, и оборванные мальчишки; <…> купчихи и балаганные актеры в плохих трико, <…> чиновники, любующиеся на паяцев <…> мастеровые, толсто хохочущее мужичье и дамочки в шикарных шляпах, солдаты и продавцы орехов и стручков». За эту картину Маковский получил звание профессора Академии художеств.
Передвижник и «придворный живописец»
В 1870 году вместе с другими членами «бунта четырнадцати» Константин Маковский вступил в Товарищество передвижных художественных выставок. Среди целей этой организации были «облегчение для художников сбыта их произведений» и «развитие любви к искусству в обществе».
Маковский помогал разработать устав передвижников, с 1870-х и до конца жизни регулярно участвовал в их выставках.
В это же время Маковский вместе с композитором Сергеем Танеевым издавал рукописный юмористический журнал «Захолустье». Авторы называли его «бесплатным, без определенного выпуска номеров и без зазрения совести» изданием. Под псевдонимом Немврод Плодовитое художник публиковал там карикатуры.
В 1870-х Маковский много путешествовал по России. После поездки в Тамбовскую губернию он написал картину «Дети, бегущие от грозы». В одной из деревень он встретил девочку, внешность которой показалась ему интересной. Художник попросил ее позировать для полотна. Девочка согласилась, но в нужный день не пришла. Маковскому рассказали, что накануне она пошла в лес с младшим братом, попала под сильный ливень, промокла и заболела. Художник рисовал ее по памяти.
Ездил Маковский и за границу. Под впечатлением от путешествия в Египет он создал картины «Перенесение священного ковра в Каире», «Болгарские мученицы», «Дервиши в Каире». Полотно «Болгарские мученицы» на одной из выставок в Санкт-Петербурге увидел император Александр II. Он впечатлился работой до слез. Однако основатель объединения «Мир искусства» Александр Бенуа вспоминал: «Увидав ее в Академии, я скорее был разочарован этой, на мой вкус, слишком пестрой в красках картиной. Еще не побывав на выставке, слушая разговоры старших, я готовился увидеть нечто чудовищно страшное <…>, а тут как раз самых зверств я и не приметил». Картину «Перенесение священного ковра в Каире» Александр II в 1876 году купил за 10 тысяч рублей (в среднем, ежемесячная зарплата в Российской империи в 1870 году была примерно 25 рублей).
В 1877 году началась русско-турецкая война. Несколько месяцев Маковский провел на Балканах, где наблюдал за боевыми действиями. Там же находился художник Василий Верещагин, который делал зарисовки сражений. Маковский же больше интересовался бытом местных жителей, историей Балкан.
В 1879 году картину Маковского «Русалки» представили на 7-ой Передвижной выставке. Там ее увидел и приобрел для Эрмитажа Александр II. Вскоре император заказал художнику свой портрет. Маковский закончил его в 1881 году. Это был третий из созданных им портретов императора: предыдущие два он написал в 1860-х годах, для русского посольства в Лондоне и для Московской канцелярии.
В 1880-х Маковского стали называть «придворным живописцем». Портреты у него заказывали представители самых знатных дворянских родов — Строгановы, Юсуповы, Волконские. Художник вспоминал: «Лучшие красавицы наперебой позировали мне… Я зарабатывал громадные деньги, жил с царственной роскошью и успел написать несметное количество картин, декоративных панно, портретов, этюдов и акварелей».
«Вдохновенный певец эпохи»
В 1880-х Маковский увлекся историей и коллекционированием. Он собирал старинные вещи: украшения, одежду, статуэтки, предметы быта. Часть из них живописец использовал в качестве реквизита для картин «Маленький антиквар» и «В мастерской художника». На обоих полотнах он написал и своего сына Сергея.
«Коллекционерство было всю жизнь его [Маковского — Прим. ред] страстью, безостановочно покупал он «красивую старину» со вкусом знатока, но без особого разбора — и нужное и ненужное, и то, что могло пригодиться как аксессуар для исторической картины, и то, что просто «понравилось» своим изяществом, своеобразием или вычурой и что можно было куда-нибудь пристроить в жилых комнатах или в мастерских».
Героев своих картин Маковский часто наряжал в старинные одежды. Иногда, прежде чем приступить к написанию картины, устраивал у себя в квартире театральные костюмированные представления. Не всем его заказчикам это нравилось. Художница и меценат Мария Тенишева писала: «Маковский почему-то непременно захотел писать меня в костюме Марии Стюарт. Хотя я этой фантазии не разделяла, но пришлось сдаться, потому, что с некоторыми художниками невозможно говорить резонно: они непогрешимы, не терпят здравой критики».
В 1880-х годах Маковский часто устраивал персональные выставки. Основной темой работ этого времени стали эпизоды из истории России. Художник изображал бояр XV–XVII веков, намеренно переодевал своих заказчиков в старинные костюмы. К этому периоду относятся картины «Боярыня у окна», «Боярышня», «Боярский свадебный пир». Последнее полотно хотел купить для своей галереи коллекционер Павел Третьяков. Однако Маковский попросил за него 20 тысяч рублей. Третьяков решил, что это слишком дорого, и отказался.
В итоге художник продал «Боярский свадебный пир» американскому коллекционеру, который заплатил за картину в три раза больше. В 1880-х и 1890-х Маковский несколько раз бывал в США. Там его картины хорошо продавались. Издатель Алексей Суворин вспоминал: «За портрет ему заплатили 3000 долларов, угощали обедом. Верещагин, по его словам, не имел там успеха и продавал дешево. Айвазовский — тоже ничего не продал, остались картины на комиссию».
Увлечение русской историей отразилось и в других картинах Маковского: «Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем», «Смерть Ивана Грозного» и «Поцелуйный обряд». Критики отмечали в этих работах точность цветопередачи, внимание к деталям. Маковского называли «певцом эпохи». Он прописывал даже мелкие детали на своих полотнах, элементы одежды и декора. На Всемирной выставке в 1889 году живописец получил золотую медаль за свои работы, а вскоре ему вручили кавалерский крест ордена Почетного Легиона — одну из главных наград Франции за особые заслуги.
«Маковский открыл красоту в древнерусской старине и воспроизвел ее перед нами в бесчисленных картинах из древнерусской и боярской эпох. Он — вдохновенный певец эпохи, в которой так много своеобразной прелести и живой колоритности, позабытой и умершей, но воскрешенной талантливым художником. Маковский — поэт-историк, живой и вдохновенный комментатор Забелина и Соловьева. Одному его «Боярскому пиру» мы более обязаны русской стариной, чем десятками учебников».
«Нежность к нему приобретала оттенок поклонения»: личная жизнь
Константин Маковский был женат трижды. Его первой супругой стала актриса драматической труппы Императорских театров в Санкт-Петербурге Елена Буркова, которая выступала под псевдонимом Черкасова. Буркова была внебрачной дочерью графа Владимира Адлерберга, министра двора и уделов при Николае I. За Маковского она вышла замуж в 1866 году. Как и ее муж, Буркова увлекалась живописью и музыкой. В гости к супругам часто приходили художники, писатели и композиторы, в том числе члены объединения «Могучая кучка». Историк Елена Широкова писала: «Это был счастливый брак людей, имеющих общие интересы и духовные запросы».
В 1871 году у Маковского и Бурковой родился сын Владимир, но он вскоре умер. Тяжело заболела и жена художника. Маковский несколько раз выезжал с ней на юг, но это не помогло. Елена Буркова умерла в 1873 году.
Через два года Маковский женился вновь. Со своей второй супругой Юлией Летковой он познакомился в 1874 году на балу. Леткова хотела стать певицей и приехала в Петербург поступать в консерваторию. Сын художника Сергей Маковский вспоминал: «Ей шел всего шестнадцатый год, но казалась она старше уменьем держать себя в обществе и умственной зрелостью <…> Отец влюбился с первого взгляда и не отходил от нее весь вечер». Художник Илья Репин назвал Юлию Леткову «ангелом неизреченной красоты».
В 1880-х и 1890-х годах Маковский создал несколько портретов жены, среди которых «Портрет Ю.П. Маковской» и «Головка». Вместе они прожили больше двадцати лет. В браке родились трое детей: Сергей, Елена и Владимир. Сергей Маковский вспоминал: «Наша семья, в течение первых пятнадцати лет совместной жизни с отцом, была дружной, гармонически слитной семьей. Нежность к нему, знаменитому, балованному художнику, приобретала оттенок восторженного поклонения. Существом высшего порядка входил он в наш детский быт». С детства Маковский учил своих детей рисовать.
«Я очень рано решила, что буду художницей и в себя верила. Старший брат, Сережа, имел хорошие способности и рисовал лучше меня. Однажды он исполнил акварелью и преподнес отцу к праздникам целую картину «Полтавский бой» и продекламировал Пушкина с воодушевлением. Что было похвал! И действительно «картина» удалась. В другой раз, несколькими годами позже, отец задал Сереже и мне <…> задачу: «помочь ему» написать облака и вечернее небо на одном из панно для особняка фон Дервиза. <…> Я почувствовала: «Нет, слишком рано». Однако, подумав, твердо заявила Сереже: «Всё равно, художником буду я, а не ты». И оказалась права».
С начала 1890-х Маковский и Леткова не жили вместе. В 1889 году на Всемирной выставке в Париже художник познакомился с Марией Матавтиной. В 1891 году родился их первый ребенок — сын Константин. Художник несколько раз пытался развестись с Юлией Летковой, но она долго отказывалась, а затем обратилась в суд с требованием «о предоставлении ей права проживать с тремя детьми по отдельному паспорту от мужа и об устранении последнего от всякого вмешательства в дело воспитания и образования детей». Сергей Маковский вспоминал: «Семья наша распалась еще в 1893 году, с тех пор я встречал отца лишь мельком, издали».
Развод Маковский получил в 1898 году. Художник обязался пожизненно выплачивать Юлии Летковой пенсию. К тому времени у него было уже трое детей от Марии Матавтиной.
«Художник, начинавший когда-то так блистательно»: последние годы
В 1890-х Константин Маковский купил мастерскую в Париже и проводил там много времени вместе с Марией Матавтиной. В Россию художник вернулся только в начале 1900-х.
В 1901 году в Конногвардейском манеже в Петербурге открылась вторая выставка Петербургского общества художников. Его создали в 1890 году члены Академии художеств. На выставке Маковский показал свою патриотическую картину «Минин на Нижегородской площади». Ранее ее демонстрировали на Всероссийской Нижегородской выставке в 1896 году. Публицист Владислав Артемов писал: «На огромном холсте художник развернул героическую сцену, воскрешая славное прошлое русской земли».
В этот период историческая живопись стала терять популярность. В прессе Маковского критиковали за поверхностные сюжеты. Владимир Стасов писал: «К. Маковский, художник, в сущности богато одаренный и начинавший когда-то так блистательно, так свежо и размашисто, что всех удивлял и радовал. Но это время давно прошло: он давно пишет всё больше французские будуарные панно и будуарные картины, или французские маленькие конфетные головки». Однако Маковский оставался одним из самых популярных живописцев Петербурга. У художника продолжали заказывать портреты. В 1905 году по просьбе императорской семьи он изобразил третью дочь Николая II, великую княжну Марию. В эти же годы живописец создавал пейзажи, портреты девушек в национальных костюмах, зарисовки из семейной жизни, в том числе картину «Оленька и Коля на крыльце дачи».
В 1915 году Маковский стал одним из учредителей Общества возрождения художественной Руси. Среди целей этой организации было «распространение в русском народе широкого знакомства с древним русским творчеством». Члены Общества выпускали открытки с памятниками древнерусского зодчества, выступали за чистоту русского языка от иностранных заимствований.
Похоронили Константина Маковского на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. О похоронах Сергей Маковский писал: «Последнее свидание с отцом у его гроба запечатлелось навсегда, может быть — как самое значительное событие жизни. Я не отдавал себе отчета прежде, до какой степени близок ему».
После смерти Маковского Мария Матавтина продала значительную часть его коллекции старинных предметов. На вырученные деньги она купила имение, где собиралась устроить семейный склеп. Однако планам Матавтиной помешала революция. Во время беспорядков могила Маковского была разрушена. До нашего времени она не сохранилась.
По материалам и с использованием фотографий с сайтов :
Федеральный портал Истории России (histrf.ru)