ДАННЫЙ САЙТ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОФИЦИАЛЬНЫМ И НАХОДИТСЯ В РАЗРАБОТКЕ - НА НЁМ ПРОХОДЯТ ТЕХНИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

25 мая - День Памяти великого историка Василия Осиповича Ключевского

 

25 мая 1911 года в Москве скончался историк Ключевский. «История – это не учительница, а надзирательница: она ничему не учит, но сурово наказывает за незнание уроков»

28 января 1841 года в селе Воскресенском (под Пензой) родился Василий Осипович Ключевский- великий русский историк, академик.

«Политика должна быть не более и не менее как прикладной историей» (Ключевский)

Василий Ключевский
Василий Ключевский
Годы жизни: 
28 января 1841 — 25 мая 1911
 
Известный российский ученый Василий Ключевский должен был стать священником. Однако уже на последнем курсе епархии он отчислился, чтобы стать студентом Московского университета. Увлеченный историей студент — а затем преподаватель — написал множество научных трудов, а на его лекции выстраивались очереди.
 

Василий Ключевский родился 28 января 1841 года в селе Воскресеновка Пензенской области. Его отец, сельский священник, рано умер. Эта смерть стала таким потрясением для мальчика, что он начал заикаться и много лет не мог справиться с этой проблемой. Овдовевшая мать с тремя маленькими детьми (девятилетний Василий был самым старшим) перебралась в Пензу, где друг покойного мужа отдал ей для проживания небольшой дом. Содержание семьи взяла на себя Пензенская епархия. «Был ли кто беднее нас с тобой в то время, когда остались мы сиротами на руках матери», — писал позднее Ключевский сестре, вспоминая о тех временах.

Когда Василий Ключевский подрос, его отдали в духовное училище. Из-за сильного заикания Ключевский не успевал по многим предметам, учителя были им недовольны. В любой момент его могли отчислить за «профессиональную непригодность»: дефект речи не позволил бы ему стать священником или пономарем. Поэтому мать Ключевского уговорила одного из старших учеников заниматься с мальчиком постановкой речи.

Благодаря регулярным занятиям Василий Ключевский справился с заиканием. Его манера медленно и четко произносить окончания слов перестала быть речевым недостатком, а позже стала узнаваемой особенностью. «Для внимательного слушателя не мог пропасть ни один звук, ни одна интонация негромко, но необыкновенно ясно звучащего голоса», — писал о Ключевском профессор Алексей Яковлев.

В 1856 году Ключевский окончил духовное училище и поступил в семинарию. По условию Пензенской епархии, он должен был стать священником, но на последнем курсе решил бросить учебу и подать документы в Московский университет. Духовное начальство возражало против отчисления студента, который практически завершил обучение, однако за него вступился пензенский архиерей Варлаам: «Ключевский не совершил еще курса учения, и, следовательно, если он не желает быть в духовном звании, то его и можно уволить беспрепятственно».

 

В 1861 году Василий Ключевский поступил на историко-филологический факультет Московского университета. В свободное время он подрабатывал репетитором, чтобы содержать себя и помогать матери и сестрам, которые остались в Пензе.

В 1865 году Ключевский окончил университет и защитил кандидатскую диссертацию «Сказания иностранцев о Московском государстве». За эту работу его наградили золотой медалью и оставили при кафедре «для приготовления к профессорскому званию».

Работа над магистерской диссертацией «Древнерусские жития святых как исторический источник» заняла пять лет. За это время Ключевский изучил около тысячи жизнеописаний, провел шесть самостоятельных научных исследований. Главный вывод, который ученый сделал в диссертации, — жития не могут быть достоверным историческим источником, так как не позволяют установить детали «обстановки, места и времени, без чего для историка не существует исторического факта».

После защиты магистерской диссертации в 1871 году Ключевский получил право преподавать в высших учебных заведениях. Он читал историю в Александровском военном училище, на Высших женских курсах, в Московской духовной академии и в Училище живописи, ваяния и зодчества. С 1879 года он возглавил историческую кафедру Московского университета вместо своего научного руководителя — Сергея Соловьева. В 1882 году Ключевский защитил докторскую диссертацию «Боярская дума Древней Руси» и получил звание профессора. Лекции Ключевского были очень популярны среди студентов: он увлекательно рассказывал о любых исторических событиях, приводил неожиданные точки зрения, вовлекал слушателей в дискуссию и отвечал на все вопросы. В аудиторию пытались попасть даже те, у кого занятий профессора не было в расписании, многие занимали места с раннего утра. С 1893 по 1895 год Ключевский преподавал историю сыну императора — Великому князю Георгию Александровичу.

В 1900 году профессора избрали членом Академии наук, а с 1904 года Ключевский занялся изданием своего главного научного труда — «Курса российской истории» в пяти частях, над которым работал в течение предыдущих 30 лет. До этого ученые делили историю России на три периода, связанных с укреплением государственной власти: время феодальной раздробленности, эпоха объединения княжеств в Московское государство и Российская империя, начиная с правления Петра I. Ключевский в своих трудах развивал другую концепцию и выделял четыре исторических отрезка. Первый из них — Днепровская Русь: основой экономики в ней была торговля, а все управление сосредоточилось в нескольких крупных городах. Затем начался период Верхневолжской Руси: государственная власть перешла к князю, а главным экономическим фактором стало земледелие. Далее, по Ключевскому, наступало время Великой Руси, когда государством управляли царь и боярская дума. А последним этапом истории была императорская Россия: правящим сословием в ней стали дворяне, а экономика развивалась за счет земледелия, работы заводов и фабрик.

В конце 1860-х годов Василий Ключевский познакомился со старшей сестрой одного из своих учеников, Анной Бородиной. Историк ухаживал за девушкой и сделал ей предложение, однако получил отказ: Анна дала обет не выходить замуж, пока не воспитает четырех осиротевших племянников. Василий тяжело переживал разрыв, но вскоре посватался к старшей сестре Анны — Анисье. Они поженились в 1869 году.

Анисья Бородина была на три года старше Ключевского, происходила, как и он сам, из духовного сословия. Она не стала для мужа-ученого, как это раньше бывало, ни секретарем, ни идейным вдохновителем, ни хранителем его архивов — гораздо ближе ей была роль радушной хозяйки и хранительницы домашнего очага. Всю жизнь супруги сохраняли глубокую привязанность друг к другу: Ключевский в переписке ласково называл жену «поверенная души моей».

В 1879 году у Ключевских родился сын Борис. Он был единственным ребенком, но семья воспитывала и племянницу историка — Елизавету Корневу. Девушка умерла в 1906 году от чахотки. Через три года не стало и жены Ключевского. И ученый, и его взрослый сын очень тяжело перенесли эти смерти. Ученик Ключевского Степан Веселовский писал о них: «остались осиротевшими, беспомощными, как малые дети».

Борис Ключевский стал домашним секретарем и помощником отца. Он окончил два факультета Московского университета, исторический и юридический, однако научная деятельность его никогда всерьез не увлекала. Ключевский-младший работал помощником присяжного поверенного, а в свободное время занимался спортом и пытался усовершенствовать разные модели велосипедов. Однако после смерти отца в 1911 году именно Борис составил архив его документов, публиковал его статьи, издавал и переиздавал книги.

В 1991 году в Пензе открылся Музей Василия Ключевского. Также именем историка названа одна из улиц города, а в 2008 году в Пензе установили первый памятник Ключевскому. С 1994 года авторы выдающихся научных работ по отечественной истории получают премию Ключевского...

Василий Ключевский. Фотография: pskovlib.ru

Цитаты Ключевского Об истории:

История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков.

Логика в истории что математика в естествоведении.

Предмет истории — то в прошедшем, что не проходит, как наследство, урок, неконченый процесс, как вечный закон. Изучая дедов, узнаем внуков, т.е., изучая предков, узнаем самих себя.

Закономерность исторических явлений обратно пропорциональна их духовности.

Почему люди так любят изучать свое прошлое, свою историю? Вероятно, потому же, почему человек, споткнувшись с разбега, любит, поднявшись, оглянуться на место своего падения.

Политика должна быть не более и не менее как прикладной историей. Теперь она не более как отрицание истории и не менее как ее искажение.

О России

России больше нет: остались только русские.

В России центр на периферии.

Чтобы согреть Россию, некоторые готовы ее сжечь.

У нас нет ничего настоящего, а все суррогаты, подобия, пародии: quasi-министры, quasi-просвещение, quasi-общество, quasi-конституция, и вся наша жизнь есть только quasi una fantasia.

Можно благоговеть перед людьми, веровавшими в Россию, но не перед предметом их верования.

Это немцы учили нас исключительности. Наши же цели — вселенские.

Славянофильство — история двух-трех гостиных в Москве и двух-трех дел в московской полиции.

В нашем настоящем слишком много прошедшего; желательно было бы, чтобы вокруг нас было поменьше истории.

Любуясь, как реформа преображала русскую старину, не доглядели, как русская старина преображала реформу.

В России нет средних талантов, простых мастеров, а есть одинокие гении и миллионы никуда не годных людей. Гении ничего не могут сделать, потому что не имеют подмастерьев, а с миллионами ничего нельзя сделать, потому что у них нет мастеров. Первые бесполезны, потому что их слишком мало; вторые беспомощны, потому что их слишком много.

В России все элементы культуры парниковые, казенные: все и даже анархия воспитано и разведено на казенный счет.

По материалам и с использованием фотографий с сайтов : 

Федеральный портал Истории России (histrf.ru)

Военное обозрение (topwar.ru)

"Календарь Истории" https://tunnel.ru 

и сайта "Ключевский Василий Осипович  (culture.ru)"

и сайта https://burido.ru/

 

Комитет по культуре администрации Минераловодского городского округа, Ставропольского края © 2021

Яндекс.Метрика