ДАННЫЙ САЙТ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОФИЦИАЛЬНЫМ И НАХОДИТСЯ В РАЗРАБОТКЕ - НА НЁМ ПРОХОДЯТ ТЕХНИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

50 лет созданию "Военно-исторического музея бронетанкового вооружения и техники" в Кубинке

10 сентября 1972 года в подмосковной Кубинке открыт Военно-исторический музей бронетанкового вооружения и техники ГАБТУ.

Военно - исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Часть 1. (47 фото)


В живописном месте поселка Кубинка Одинцовского района, в 64-х километрах от Москвы, находится уникальный военно-исторический музей бронетанкового вооружения и техники Главного автобронетанкового управления Министерства обороны Российской Федерации.

Музей располагает самой крупной коллекцией бронированных боевых машин (более 300 образцов), собираемой с 1931 года.

Экспозиция размещена в семи павильонах. Наиболее представительна коллекция отечественной бронетанковой техники (павильоны №1-4). Всего - 130 образцов. Среди них - изображенный на медали "За отвагу" тяжелый танк Т-35, грозные ИСы, опытный образец последнего отечественного танка с цельнолитым корпусом (объект 770), "летающий" Т-80, легендарные Т-34, семейство быстроходных колесно-гусеничных танков БТ.

Военно - исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Часть 1. (47 фото)

 

Военно - исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Часть 1. (47 фото)

 

Военно - исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Часть 1. (47 фото)

 

Военно - исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Часть 1. (47 фото)

 

Военно - исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Часть 1. (47 фото)

 

Военно - исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Часть 1. (47 фото)

 

Военно - исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Часть 1. (47 фото)

 

Военно - исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Часть 1. (47 фото)

 

"Ни камню скорби, ни камню Славы,
не заменить погибшего танкиста.
Да будет вечной о Героях память."

 

Военно - исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Часть 1. (47 фото)


Здесь похоронены останки четырёх танкистов 119 танкового полка прорыва, погибших под деревней Гнездилово Спас-Деменского района Калужской области 8 августа 1943 года, во время Смоленской операции.

Вечная Память солдатам, погибшим за Свободу и Независимость Отечества.

Военно - исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Часть 1. (47 фото)

 

Военно - исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Часть 1. (47 фото)

 

Легкий танк Т-50 (СССР)


Т-50 предназначался для замены в войсках Т-26 и по первоначальным планам перевооружения Красной Армии должен был стать наиболее массовым. Т-50 создавался с учетом опыта боевого применения танков в финской войне и результатов испытаний в СССР немецкого танка Pz.Kpfw III, проводившихся летом 1940 г. Листы корпуса Т-50 соединялись сваркой и располагались под большими углами наклона. Испытания показали, что броня Т-50 не пробивалась бронебойными снарядами из 76 мм пушки обр. 1939 г. с дистанции 400 м со всех углов. Кроме того, танк был подвергнут обстрелу из немецкой противотанковой пушки Pak 40, но пробит не был, а проходивший там же испытания Т-34 был пробит трижды.

Из трех современных советских танков, принятых на вооружение накануне ВОВ, Т-50 оказался наиболее сбалансированным, оптимальным по совокупности боевых и эксплуатационных качеств. 45 мм пушка 20К на дистанции 500 м могла успешно бороться со всеми типами танков вермахта. По вооружению, бронированию и подвижности он превосходил или же не уступал германскому среднему танку Pz.Kpfw III, будучи значительно меньше его по габаритам и боевой массе. В башне Т-50, имевшей такой же диаметр погона в свету, как у T-34, размещались три члена экипажа, что обеспечивало разделение их функциональных обязанностей. К сожалению, массовый выпуск Т-50 так и не был налажен.

В апреле 1941 г. Т-50 был принят на вооружение Красной Армии, но до начала ВОВ завод № 174 не выпустил ни одного серийного танка и фактически продолжал выпускать Т-26. Серьезные трудности возникли и с освоением дизельного двигателя В-4. Ценой неимоверных усилий во втором полугодии удалось изготовить 50 танков. Попытка развернуть производство Т-50 на заводе № 37 в Москве не увенчалась успехом. Завод № 174 в Омске, выпустив в 1942 г. 15 танков, перешел на изготовление Т-34. О боевой судьбе танков Т-50 известно очень мало. Боевые машины, изготовленные в Ленинграде, находились на вооружении одной из танковых бригад, действовавшей на Карельском перешейке. Достоверных сведений о том, как показали себя «пятидесятки» в боевых действиях, нет.

Военно - исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Часть 1. (47 фото)

 

Легкий танк Т-50 (СССР)

 

Военно - исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Часть 1. (47 фото)

 

Средний танк Т-34 обр. 1941 года (СССР)


Т-34 был создан в результате работ по совершенствованию легких танков серии БТ в отношении увеличения их броневой защити и мощности вооружения. Предшественниками Т-34 можно считать Т-29 (по тактическим характеристикам) и БТ (общей компоновке, ходовой части и подвеске). Т-34 по боевым и маневренным качествам превосходил все зарубежные средние и даже тяжелые танки этого времени. Высокая удельная мощность двигателя, рациональные углы наклона брони, значительное вооружение, большой запас хода, малое удельное давление на грунт — главнейшие достоинства машины, плюс простота конструкции, облегчавшая массовое производство Т-34, их обслуживание и ремонт в полевых условиях.

В ходе войны Т-34 постоянно улучшался и совершенствовался. Со второй половины 1941 г. его начали оснащать более мощной 76-мм пушкой образца 1940 г. с длиной ствола 41 калибр. Ее бронебойный снаряд пробивал под прямым углом с 500 и 1000 м соответственно броню толщиной 69 и 61 мм. Среди других усовершенствований упомянем новую гусеницу с развитыми траками, литые башни, на всех машинах устанавливались радиостанции (вначале только на командирские). Зимой 1942/43 г. на Т-34 начали устанавливать шестигранные башни и увеличили емкость баков с горючим, а танки выпуска 1943 г. имели 5-скоростную КПП, воздушные фильтры и систему смазки. Кроме того, на них появилась командирская башенка.

Танк, созданный в конструкторском бюро М.И. Кошкина, оказался самым универсальным, он участвовал во всех танковых сражениях ВОВ, демонстрируя свои великолепные качества и превосходство над танками противника. Т-34 еще и самый массовый танк в мире. Т-34 стал классическим образцом среднего танка, и его конструкция определила пути развития современного танкостроения. До сих пор его технические решения служат примером для подражания. Производился на 6 заводах:

№183 Харьков с 1940 г.
Ниж. Тагил с 1941 г.
Сталинградский тракторный с 1941 г.
Красное Сормово с 1941 г.
«Уралмаш» с 1942 г.
№174 Омск с 1942 г.
Челябинский Кировский с 1942 г.

Военно - исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Часть 1. (47 фото)

 

Средний танк Т-34 обр. 1941 года (СССР)

 

Военно - исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Часть 1. (47 фото)

 

Средний танк Т-34-85 (СССР)


В 1943 г. в связи с появлением на поле боя новых германских танков PzKpfw VI «Тигр» и PzKpfw V «Пантера», остро встал вопрос о кардинальной модернизации танка Т-34. Победа в Курской битве досталась Красной Армии дорогой ценой. Вражеские танки вели огонь по нашим с дистанции до 1500 м, наши же 76-мм танковые пушки могли поразить «Тигров» и «Пантер» лишь с дистанции 500-600 м.

Постановлением ГКО от 23 января 1944 г. танк Т-34-85 с пушкой ЗИС-С-53 был принят на вооружение Красной Армии. В марте первые танки стали сходить с конвейера 183-го завода. Выпуск танка Т-34-85 осуществлялся на трех заводах: № 183 в Нижнем Тагиле, № 112 «Красное Сормово» и № 174 в Омске.

В феврале-марте 1944 г. танки Т-34-85 начали поступать в войска. В заметных количествах Т-34-85 использовались в ходе наступления в Белоруссии, начавшегося в конце июня 1944 г. Они составляли уже более половины из 811 «тридцатьчетверок», принимавших участие в этой операции. В массовом же порядке Т-34-85 применялись в боевых действиях в 1945 г.: в Висло-Одерской, Померанской, Берлинской операциях, в сражении у озера Балатон в Венгрии. В частности, накануне Берлинской операции укомплектованность танковых бригад Т-34-85 была почти стопроцентной. Машины этого типа приняли самое непосредственное участие в разгроме Квантунской армии, являясь ударной силой танковых частей и соединений.

После окончания Второй мировой войны Т-34-85 довольно долго (почти до середины 50-х гг.) — составляли основу танкового парка Советской Армии. В учебных частях ряда военных округов, в частности в Забайкальском и Дальневосточном, эти боевые машины эксплуатировались до начала 70-х гг. Сведений о наличии Т-34-85 в войсках на сегодняшний день нет, но формального приказа министра обороны о снятии танка с вооружения Российской Армии пока не было. В составе Советской Армии танки Т-34-85 в послевоенные годы участия в боевых действиях не принимали.

За пределами же Советского Союза Т-34-85 участвовали в боевых действиях практически на всех континентах и вплоть до самого последнего времени.

В конструкции «тридцатьчетверки» был соблюден некий баланс компромиссов, выгодно отличавший эту боевую машину от других танков Второй мировой войны. Простота, удобство при эксплуатации и техническом обслуживании, в совокупности с хорошей бронезащитой, маневренностью и достаточно мощным вооружением и стали причиной успеха и популярности Т-34-85 у танкистов. Немцы назвали Т-34-85 «лучшим танком в мире».

годы выпуска 1944-1946
боевая масса 32 т
двигатель В-2-34, дизельный, 4-тактный, 12-цилиндровый, V-образный, жидкостного охлаждения
макс. мощность 520 л.с.
макс. скорость 55 км/ч
запас хода 360 км

бронирование
лоб 45 мм
корпус 45 мм
лоб башни 90 мм

вооружение
85 мм пушка ЗИС-С-53 обр.1944 г.
7,62 мм пулемет ДТ - 2 шт.

боекомплект
выстрелов 60
патронов 1920
средства связи радиостанция 9Р
экипаж 5 чел.
выпущено 25899 танков, включая 331 огнеметный.

Военно - исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Часть 1. (47 фото)

 

Средний танк Т-34-85 (СССР)

 

Военно - исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Часть 1. (47 фото)

 

Тяжелый танк ИС-2 (СССР)


Танки ИС предназначались для качественного усиления танков Т-34 взамен танков КВ. Это самый мощный советский танк, принимавший участие в боевых действиях ВОВ. В октябре 1943 г. под руководством Н.Ф. Шамшурина была осуществлена проработка варианта танка ИС с более мощной танковой пушкой Д-25 калибра 122 мм. После успешного завершения государственных испытаний танк был отправлен на испытательный полигон под Москвой, где из данной пушки с расстояния 1500 м произведен обстрел развёрнутой вправо башни немецкого танка PzKpfw V «Panther». Снаряд, пробив бортовую броню развернутой вправо башни ударил в противоположный лист, оторвал его по сварке и отбросил на несколько метров.

В феврале 1944 г. имевшиеся в составе Красной Армии танковые полки прорыва, укомплектованные танками KB, были переведены на новые штаты. Одновременно началось формирование новых частей, оснащенных машинами ИС, которые стали именоваться тяжелыми танковыми полками. При этом им еще при формировании присваивалось наименование «гвардейский», как бы авансом. Боевое крещение эти танки получили на завершающем этапе по освобождению правобережной Украины в ходе Проскуровско-Черновицкой и Уманско-Ботошанской операциях. Из двух полков (71-й и 72-й ОГвТТП), оснащенными этими танками более успешно действовал 72-й ОГвТТП, особенно в период с 20 апреля по 10 мая 1944 г.

Столкновения ИС-2 с «Тиграми» были довольно редкими. В описаниях боевого пути немецких тяжелых танковых батальонов таких фактов встречается не более 10. На завершающем этапе войны, каждому танковому корпусу придавался как минимум один танковый полк ИС-2, роль которых при штурме сильно укрепленных населенных пунктов в Германии и Восточной Пруссии трудно переоценить. 122 мм пушка отлично подходила для уничтожения долговременных огневых точек. Одним фугасным снарядом ИС-2 проламывал пулеметный бронеколпак, неуязвимый для 85-мм пушек и разносил вдребезги капитальную кирпичную кладку старинных зданий. При этом основным врагом танков стал пехотинец с «Фаустпатроном».

ИС-2 состояли на вооружении Войска Польского (71 танк был передан для формирования 4-го и 5-го полков тяжелых танков). За время боев в Померании 4-й полк уничтожил 31 танк противника, потеряв при этом 14 своих. Оба полка участвовали в битве за Берлин. В начале 50-х гг. небольшое количество ИС-2 передали Китаю. Во время войны в Корее, китайские добровольцы применили их против американцев. Куба получила 2 полка ИС-2 в начале 60-х гг. По сообщениям иностранной печати, эти машины все еще находятся в эксплуатации как огневые точки береговой обороны. ИС-2 поступили и в КНДР. В составе северокорейской армии имелись 2 танковые дивизии с тяжелым танковым полком каждая.

В 1954 г. была осуществлена крупная модернизация танка ИС-2 с целью продления срока его службы. Был изъят кормовой башенный пулемет, боекомплект пушки увеличили до 35 выстрелов. Стеклоблок (триплекс) механика-водителя заменили призменным перископом, и установили прибор ночного видения ТВН-2 или БВН. Двигатель В-2-10 заменили на В-54К-ИС с маслозакачивающей системой, форсуночным подогревателем НИКС-1 и воздухоочистителем ВТИ-2 с отсосом пыли из бункера. Была установлена коробка передач с масляным насосом и системой охлаждения масла. Установили радиостанцию Р-113 и танковое переговорное устройство Р-120 послевоенной конструкции. Модернизированные таким образом танки получили обозначение ИС-2М.

Сравнение характеристик танков ИС-2 и немецких тяжелых танков времен Второй Мировой войны позволяет выявить значительные различия в подходах советских и немецких конструкторов. В СССР ИС-2 считался тяжелым танком, но по своим массогабаритным характеристикам, он скорее соответствовал «Пантере», по немецкой классификации — среднему танку. Боевая масса обеих машин — около 46 т. Пушки обоих танков имели примерно одинаковую бронепробиваемость, а по фугасному действию снаряд «Пантеры» значительно уступал нашему 122 мм снаряду. Но боезапас «Пантеры» составлял 81 выстрел, а ИС-2 только 28, т.к. для 122 мм пушки, выбранной советскими конструкторами, требовались большие и тяжелые боеприпасы.

В сравнении с «Тигром», ИС-2 был лучше и рациональнее бронирован, несмотря на то, что весил на 10 т меньше. По бронепробиваемости 88 мм пушка «Тигра» была примерно равна 122 мм пушке ИСа, в 1,39 раза уступая ей при стрельбе фугасными снарядами. Боезапас «Тигра» был втрое больше, чем у ИС-2. По маневренности оба танка были примерно равны, но почти квадратный «Тигр» обладал исключительной поворотливостью. Оба танка могли уверенно пробить лобовую броню друг друга с дистанции 1 км. Из-за более толстой брони ИС-2 имел преимущество над «Тигром» на дистанциях больше 1,5 км, но у немецких танков были более качественные прицелы, повышающие точность огня, поэтому преимущество зависело от тактической ситуации и подготовки экипажа.

Сравнивать ИС-2 с «Королевским тигром» не вполне корректно из-за огромной разнице в боевой массе танков — более 20 тонн! Выигрывая в бронировании и вооружении «Тигр II» проигрывал в мобильности и надежности. Успешно противостоять «Тигру II» ИС-2 мог только на близких дистанциях, где преимущество немецкой 88 мм пушки было не так заметно. В Советской Армии танки ИС-2М состояли на вооружении очень долго, пережив более поздние ИС-3. В 70-е гг, после ухудшения отношений с Китаем, танками ИС-2М оснащались укреп. районы, создаваемые вдоль советско-китайской границы в Забайкалье и на Дальнем Востоке. Официальный приказ МО РФ о снятии ИС-2М с вооружения был отдан только в 1995 г.

годы выпуска 1944-1945
боевая масса 46 т
двигатель В-2ИС, дизельный, 4-тактный, 12-цилиндровый, V-образный, жидкостного охлаждения
макс. мощность 520 л.с. при 2000 об/мин.
макс. скорость 37 км/ч
запас хода 240 км

бронирование
лоб 120 мм
корпус 90-60 мм
лоб башни 160 мм

вооружение
122 мм пушка Д-25Т обр. 1943 г.
7,62 мм пулемет ДТ - 3 шт.
12,7 пулемет ДШК (не на всех)

боекомплект
выстрелов 28
7,62 мм патронов 2331
12,7 мм патронов 300
средства связи радиостанция 10Р или 10РК
экипаж 4 чел.
выпущено 3483 танка.

Военно - исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Часть 1. (47 фото)

 

Тяжелый танк ИС-2 (СССР)

 

Военно - исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Часть 1. (47 фото)

 

САУ ИСУ-152 «Зверобой» (СССР)


Самоходная установка ИСУ-152 на базе танка ИС-2 ничем, кроме артсистемы, не отличалась от ИСУ-122. Организационно ИСУ-152 использовались в отдельных тяжелых самоходных полках (ОТСАП). Каждый полк имел на вооружении 21 САУ в составе 4 батарей по 5 машин плюс одну командирскую. Частью они заменяли СУ-152 в уже существовавших подразделениях, частью (вместе с ИСУ-122) шли на формирование новых. Несмотря на одинаковую официально установленную тактику применения ИСУ-152 и ИСУ-122, их по возможности старались не смешивать в рядах одного полка, хотя были случаи наличия смешанного состава в нескольких частях. Всего было сформировано 53 ОТСАП.

ИСУ-152 могла поражать любые типы танков и самоходок вермахта. Сами за себя говорят прозвища ИСУ-152: советское «Зверобой» и немецкое «Dosenoffner» (открыватель консервных банок). Солидное бронирование САУ позволяло ей сближаться на огневые позиции, недоступные буксируемой артиллерии и поражать цель выстрелами прямой наводкой. ИСУ-152 обладала хорошей живучестью под огнем противника. Но самую максимальную эффективность использования ИСУ-152 показали при штурмах укрепленных полос и городов. Мобильность, хорошее бронирование и огромная разрушительная сила 43-килограммового фугасного снаряда делали САУ страшным врагом для окопавшегося противника. Они отлично себя зарекомендовали во время уличных боев в Берлине и при штурме мощных фортификационных сооружений Кенигсберга.

После Второй Мировой войны ИСУ-152 еще несколько раз приняли участие в вооруженных конфликтах. Эти машины участвовали в венгерских событиях 1956 г., некоторое количество самоходок было передано Египту — там они выполняли функции неподвижных огневых точек по берегам Суэцкого канала.

В 50-х гг. самоходные установки ИСУ, сохранившиеся на вооружении Советской Армии, прошли, как и танки ИС-2, модернизацию. Их ходовые части использовались в качестве базы для самоходных орудий особой мощности, пусковых установок и специальных машин обеспечения ракетных комплексов, БРЭМ.

Военно - исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Часть 1. (47 фото)

 

Легкий танк M5A1 «Stuart» (США)


Боевым дебютом танка М5 явилась высадка американских войск в Северной Африке. М5 главным образом использовался в учебных целях. В Африке и Италии при наличии у противника большого количества легких боевых машин еще можно было найти применение для М5А1. Но во Франции и Германии немецкие танки 1944 г.: Pz. IV с длинноствольной пушкой, «Пантера» и «Тигр» — не оставили «Стюартам» никаких шансов уцелеть на поле боя. Поэтому американцы стремились не использовать М5А1 в танковых атаках, отдавая предпочтение «Шерманам». Уделом же «Стюартов» стала огневая поддержка пехоты, разведка, охрана штабов. На Тихоокеанском театре военных действий «Стюарты» воевали вплоть до 1945 г.

годы выпуска 1942-1944
боевая масса 12,94 т
двигатель «Cadillac» series 42V8, карбюраторный, 8-цилиндровый, V-образный, жидкостного охлаждения - 2 шт.
макс. мощность 2×110 л.с.
макс. скорость 54 км/ч
запас хода 161 км

бронирование
лоб 63 мм
корпус 25-10 мм
лоб башни 38 мм
вооружение
37 мм пушка M6
7,62 мм пулемет «Browning» M1919A4 - 3 шт.

боекомплект
выстрелов 123
патронов 6250
средства связи
радиостанция SCR-508
экипаж 4 чел.
выпущено 8884 танков M5 двух модификаций.

Военно - исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Часть 1. (47 фото)

 

Легкий танк M5A1 «Stuart» (США)

 

Военно - исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Часть 1. (47 фото)

 

Пехотный танк Mk III «Valentine» VI (Великобритания)


Танк обязан своим именем святому Валентину, на день которого — 14 февраля 1938 г., пришлась подача проекта в военное министерство.

Построенный по инициативе фирмы «Виккерс-Армстронг», танк «Валентайн» отвечал основному принципу, который
был принят в межвоенный период в армии Великобритании и предусматривал наличие танков двух типов — крейсерских, предназначавшихся для осуществления операций, проводившихся ранее кавалерией, и тяжелых танков для поддержки пехоты. Особенностью этого танка было отсутствие каркасов для сборки корпуса и башни; бронелисты обрабатывали по шаблонам и размерам так, что они взаимно замыкались. Сборка корпуса выполнялась соединением отдельных узлов болтами и заклепками. В противоположность «Матильде», ходовая часть «Валентайна» не бронировалась.

«Валентайн» стал самым массовым британским танком. Боевое крещение эти машины получили в Северной Африке в ноябре 1941 г. Все последующие модификации этого танка использовались на том же театре военных действий до окончания африканской кампании. «Валентайны» в условиях пустыни и своими надежностью и выносливостью заслужили себе прекрасную репутацию.

В 1944 г. в Нормандии, «Валентайн» учавствовал как боевой танк, но к тому времени его корпус и шасси уже послужили базой для создания множества бронированных машин различного назначения, и именно в таком виде «Валентайны» в большом количестве появились во Франции.

В СССР по программе ленд-лиза было поставлено 3782 танков «Валентайн» всех модификаций. «Валентайн» завоевал большую популярность у советских танкистов, его боевая живучесть была доказана непосредственно в боевых действиях, хотя при эксплуатации танка зимой в Советском Союзе гусеницы часто пробуксовывали в глубоком снегу. Английские танки впервые приняли участие в боевых действиях на советско-германском фронте во время битвы за Москву. В 1942-1943 гг. они одновременно с отечественными танками, главным образом Т-70 и Т-60, входили в состав отдельных танковых бригад и батальонов. На заключительном этапе войны в войсках остались только танки «Валентайн», вооруженые 57 мм пушками. Остальные модификации были потеряны.

годы выпуска 1940-1944
боевая масса 16,5 т
двигатель «General Motors» 6064, дизель, 6-цилиндровый, рядный, жидкостного охлаждения.
макс. мощность 138 л.с.
макс. скорость 24 км/ч
запас хода 150 км

бронирование
лоб 60 мм
корпус 60-20 мм
лоб башни 60 мм

вооружение
2-фунтовая (40 мм) пушка OQF Mk IX («Valentine» I-VII)
6-фунтовая (57 мм) пушка («Valentine»VIII-X)
7,92 мм пулемет «Besa»
7,7 мм зенитный пулемет «Bren»

боекомплект
выстрелов 61
7,92 мм патронов 3150
7,7 мм патронов 600
средства связи радиостанция №19
экипаж 3 чел.
выпущено 8275 танков «Valentine» 11 модификаций.

Военно - исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Часть 1. (47 фото)

 

Пехотный танк Mk III «Valentine» VI (Великобритания)

 

Военно - исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Часть 1. (47 фото)

 

Пехотный танк Mk III «Valentine» VI (Великобритания)

 

Военно - исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Часть 1. (47 фото)

 

«На испуг» — трактор, обшитый стальными листами (СССР)


В Одессе в 1941 г. во время ее знаменитой обороны на заводе имени Январского восстания было собрано 20 танков из обычных тракторов. Поверх машины навесили сварные броневые листы, поставили башенку и использовали 20 сентября 1941 года против румын. Ночью румыны отступали 20 километров. Называлось все это дело НИ-1. НИ расшифровывалось как «На испуг» . Одесситы обшивали их котельным железом, которое пробивалось винтовочными пулями с дистанции полукилометра. А из оружия он нес в лучшем случае пулемет. А то и просто муляж пушки (отсюда и название «На испуг» ). Собрано 20 эрзац-танков.

Военно - исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Часть 1. (47 фото)

 

«На испуг» — трактор, обшитый стальными листами (СССР)

 

Военно - исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Часть 1. (47 фото)

 

Мотоброневагон МБВ-2 (СССР)


В 1936-1937 гг. на Кировском заводе изготовили два мотоброневагона, получивших обозначение МБВ-2. Их несущий сварной кузов изготавливался из катаных броневых листов, причем бортовые листы устанавливались под углом 10° к вертикали. Вдоль продольной оси кузова располагались три орудийные башни, заимствованные у среднего танка Т-28 со штатными 76-мм танковыми пушками. Моторно-трансмиссионное отделение располагалось в кормовой части кузова за третьей башней. Двигатель и частично силовая передача были заимствованы у танка Т-28. Выхлопные трубы двигателя выводились под днище броневагона.

Создание мотоброневагона МБВ-2 явилось бесспорным успехом советской военной промышленности. Аналогов в мире у него не было. С габаритами значительно меньше бронепоездов (длина бронепоезда типа БП-35 без контрольных платформ — 58 м и мишенной площадью всего 52 м² он значительно превосходил их в скорости и маневренности, всего на четверть уступая в количестве артиллерийских стволов. Преимуществом мотоброневагона было и отсутствие дыма, что затрудняло противнику его обнаружение. На 22 июня 1941 г. оба мотоброневагона содержались при бронепоезде № 60 Ленинградских высших танковых курсов усовершенствования командного состава.

В августе 1941 г. МБВ-2 № 02 совместно с бронепоездом № 60 прикрывал отход наших войск в районе Чудово- Мга. Когда противник занял Мгу, им пришлось разойтись: МБВ-2 отошел к Ленинграду, а бронепоезд - к Киришам и впоследствии действовал на Волховском фронте. В сентябре 1941 г. пушки КТ-28 заменили на более мощные 76-мм пушки Л-11 с длиной ствола 30,5 калибра. В 1943 г. была осуществлена еще одна модернизация МБВ-2: на нем установили 76 мм пушки Ф-34. Он принимал участие в операции по снятию блокады Ленинграда в январе 1944 г., а затем в составе артгруппы 142-й стр. дивизии — в Выборгской операции. МБВ-2 вел бои за Нарву, обеспечивая огневую поддержку войск и прикрывая таллинский порт и ж/д станцию.

В Выборге он дислоцировался до 10.06.1945 г., после чего был переброшен в Ленинград, на станцию Витебская-Сортировочная. Здесь 14-й отдельный дивизион бронепоездов расформировали, при этом МБВ № 02 передали в состав 62-го отдельного дивизиона бронепоездов, а после расформирования последнего в 1947 г. МБВ № 2 поступил на военный склад № 2707 в Брянске. С 1948 по 1951 год на МБВ № 02 провели работы по модернизации - двигатель М-17 заменили на В-2-34, упростили схему электрооборудования, демонтировали счетверенную зенитную установку. В 1965 г. мотоброневагон МБВ № 02 передали на хранение в Кубинку, где сейчас его и можно увидеть.

год выпуска 1937
тип бронированная автомоторисса
боевая масса 79,8 т
двигатель М17-Т, V-образный, 12-цилиндровый, карбюраторный, жидкостного охлаждения
макс. мощность 500 л.с. при 1440 об/мин.
макс. скорость 120 км/ч
запас топлива 700 л

бронирование
лоб 20 мм
корпус 16 мм
башни 20 мм

вооружение
76,2 мм пушка Л-11 (Ф-34) - 3 шт.
7,62 мм пулемет Максим - 4 шт.
7,62 мм счетверенная установка Максим - 1 шт.
7,62 мм пулемет ДТ - 8 шт.

боекомплект
выстрелов - 361
патронов к Максиму - 22000
патронов к ДТ - 10962
средства связи радиостанция 71-ТК-1
экипаж 40 чел.
выпущено 2 ед.

Военно - исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Часть 1. (47 фото)

 

Мотоброневагон МБВ-2 (СССР)

 

Военно - исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Часть 1. (47 фото)

 

Мотоброневагон МБВ-2 (СССР)

 

Военно - исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Часть 1. (47 фото)

 

Легкий танк тип МС-1 (Т-18) (СССР)


Машина под индексом МС-1 предназначалась для взаимодействия с пехотой и сопровождения ее в бою. Производство танков началось в 1928 г. МС-1 был защищен лучше, чем ранее созданный бронеавтомобиль БА-27. Броня танка не пробивалась пулями обычных стрелковых калибров. Но через открытые смотровые щели для наблюдения происходило поражение экипажа свинцовыми брызгами от них. Единственным смотровым оптическим прибором был перископ механика-водителя «броневой глаз». В условиях малой насыщенности обороны противника противотанковыми пушками МС-1 мог успешно сопровождать пехоту, не подвергаясь серьезной опасности прямого попадания артиллерийского снаряда.

Пушка фирмы Гочкис (Франция), усовершенствованная на Обуховском заводе и пулемет системы В.Федорова с двумя стволами, а с 1929 г. — системы Дегтярева (ДТ) составляли вооружение машины. Малый калибр орудия (37 мм) и небольшой вес выстрела позволили достичь скорострельности до 10-12 выстрелов в минуту, что считалось вполне достаточным для ведения боя. Осколочный снаряд обеспечивал поражение живой силы, расположенной открыто или в легких полевых фортификационных сооружениях, разрушение построек, кирпичных стен домов.С помощью пулеметного вооружения достигалось уничтожение живой силы, находящейся вне укрытий. Боекомплект вполне обеспечивал выполнение боевых задач.

В мае 1929 г. машины этой серии участвовали в параде на Красной площади Москвы. А в ноябре того же года 10 танков в составе Забайкальской группы Особой Дальневосточной армии приняли боевое крещение на границе СССР в районе станции Манчжурия и г. Чжалайнор. Пограничный конфликт на КВЖД, развязанный правительством Манчжурии, дал первый опыт взаимодействия стрелковых и кавалерийских подразделений с танками нового типа. Появление их на поле боя вызвало у противника замешательство и обеспечило прорыв его пятикилометровой полосы укреплений за полтора часа. Их атака была внезапной для китайских солдат, удивила она в не меньшей степени и красноармейцев.

Китайские солдаты и офицеры высунулись почти в полтора роста из окопов, чтобы разглядеть танки. Ожидалось, что они в панике побегут, но удивление было, видимо сталь сильно, что оно как бы парализовало их волю. Красноармейцы не успевали за танками, а некоторые, как зачарованные смотрели на двигавшиеся стальные черепахи, изрыгавшие огонь. Шел всего лишь 1929 год. Крестьянские парни, служившие в армии, знали о танках только понаслышке.Танки беспрепятственно дошли до китайских позиций и открыли огонь вдоль окопов. Пулеметный огонь отрезвил китайцев. Они в панике побежали. Десять танков прорвали оборону противника без каких-либо потерь с нашей стороны.

Трехсуточные бои в условиях низких температур Забайкалья показали удовлетворительные эксплуатационные качества боевых машин. В то же время отдельные конструктивные недоработки часто приводили к выходу машин из строя. Из десяти танков, принимавших участие в боевых действиях, по этим причинам в разное время из строя вышли семь.

МС-1 был снят с вооружения в середине тридцатых годов. Но долгое время он использовался как база для исследовательских работ и обучения танкистов первоначальным навыкам вождения и стрельбы.

годы выпуска 1928-1931
боевая масса 5,8 т
двигатель Т-18, карбюраторный, рядный, воздушного охлаждения, 4-цилиндровый
макс. мощность 35-40 л.с.
макс. скорость 14 км/ч
запас хода 120 км

бронирование
лоб 16 мм
корпус 16 мм
башня 16 мм

вооружение
37 мм пушка «Гочкис» или 7,62 мм пулемет ДТ или 6,5 мм двуствольный пулемет В.Г. Федорова

боекомплект
выстрелов 104
патронов 2016
средства связи нет
экипаж 2 чел.
выпущено 325 танков

Военно - исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Часть 1. (47 фото)

 

Легкий танк тип МС-1 (Т-18) (СССР)

 

Военно - исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Часть 1. (47 фото)

 

Легкий танк тип МС-1 (Т-18) (СССР)

 

Военно - исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Часть 1. (47 фото)

 

Легкий танк тип МС-1 (Т-18) (СССР)

 

Военно - исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Часть 1. (47 фото)

 

Легкий танк тип М (Советская Россия)


Осенью 1919 г. Совет военной промышленности РСФСР принял решение наладить выпуск отечественных танков по образцу «Рено». В конце 1919 г. один из трофейных «Рено» привезли на Сормовский завод. Ему предстояло послужить образцом. Проектно-конструкторские работы вели три месяца под руководством инженера Н.И. Хрулева, сормовичам помогали Ижорский завод, поставлявший броневые детали и московский АМО (ныне ЗИЛ). Сормовский завод изготавливал шасси и осуществлял сборку машин. К созданию танка приступили в феврале 1920 г. 31 августа 1920 г. первый танк российской постройки вышел в испытательный пробег.

Головная машина, сданная армии 15 декабря, получила название «Борец за свободу Ленин», за ней в 1921 г. последовали еще 14, все с собственными именами — «Победа», «Илья Муромец», «Пролетарий» и т.д. «Русский Рено», как их прозвали (иначе, танк «М» или КС — «Красное Сормово»), отличался от французского образца типом двигателя и формой башни. Смешанное вооружение (пулемет и пушка) получили несколько последних в серии машин, что для легкого танка было сделано впервые в мире. По боевым характеристикам КС не уступал легким зарубежным танкам.

Из-за экономических трудностей серийное производство КС не развернули, к тому же у них проявилось немало недостатков. Прежде всего, корпус и башня пробивались бронебойными пулями, малы были скорость и запас хода, плохи проходимость и маневренность. Неважная вентиляция, усугублявшаяся высокой температурой от работающего двигателя, осложняла службу танкистов. Обзор оставлял желать лучшего, пулемет мешал обслуживать пушку, вести огонь из обоих разом было невозможно.В боях танки участия не принимали. Официально сняты с вооружения в апреле 1930 г.

год выпуска 1920
боевая масса 7 т
двигатель АМО, карбюраторный, 4-цилиндровый
макс. мощность 35 л.с.
макс. скорость 8,5 км/ч
запас хода 60 км

бронирование
лоб 16 мм
корпус 16-6 мм
башня 16 мм

вооружение
37 мм пушка «Гочкис»

боекомплект
выстрелов 250
средства связи нет
экипаж 2 чел.
выпущено 15 танков

Военно - исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Часть 1. (47 фото)

 

Легкий танк тип М (Советская Россия)

 

Военно - исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Часть 1. (47 фото)

 

Легкий танк тип М (Советская Россия)

 

Военно - исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Часть 1. (47 фото)

 

Легкий танк тип М (Советская Россия)

 

Военно - исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Часть 1. (47 фото)

 

Легкий танк тип М (Советская Россия)

 

Военно - исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Часть 1. (47 фото)

 

Военно - исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Часть 1. (47 фото)

 

Сила России - в её героях.
Память о них - в наших сердцах...

 

Военно - исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Часть 1. (47 фото)

 

Военно - исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Часть 1. (47 фото)

 

76-мм дивизионная пушка ЗИС-3 обр. 1942 г.


Пушка была разработана в 1942 году в КБ завода № 92 под руководством В.Г. Грабина с целью дальнейшего облегчения и упрощения конструкции 76-мм дивизионной пушки. Для этого ствол от пушки Ф-22УСВ с новым высокоэффективным дульным тормозом наложили на лафет 57-мм противотанковой пушки образца 1940 года ЗИС-2. Пушка получилась очень технологичной в производстве и простой по устройству. Уменьшение веса пушки на 400 кг по сравнению с Ф-22УСВ позволило расчету легко перекатывать ее на поле боя. Боезапас и баллистические данные остались такие же, как у Ф-22УСВ.

До настоящего времени состоит на вооружение многих стран мира.

Тактико-технические характеристики:

Длина ствола 41,6 калибра
Масса орудия 1150 кг
Масса снаряда 6,3 кг
Начальная скорость снаряда 680 м/сек
Дальность стрельбы 13290 м
Скорострельность до 20 выстр./мин
Угол вертикального наведения от -5 град до +37 град
Угол горизонтального наведения 54 град

Военно - исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Часть 1. (47 фото)

 

Советская 57-мм противотанковая пушка ЗИС-2 обр. 1943 г.


В связи с возможным появлением танков с повышенной броневой защитой Главный Военный Совет СССР своим постановлением от 25 апреля 1940 года обязал Главное артиллерийское управление разработать более мощную противотанковую пушку калибра 50-60 мм. Уже в феврале 1941 года в КБ В.Г. Грабина были изготовлены опытные образцы 57-мм противотанковой пушки. По своим баллистическим и техническим параметрах она не имела себе равных. Однако в процессе первых испытаний выявились определенные недостатки. Начавшаяся война временно приостановила производство 57-мм пушки. Вторично орудие было поставлено на производство постановлением ГКО от 15 июня 1943 года. По своей бронепробиваемости лишь немногим уступала таким нашим орудиям, как 85 мм зенитная пушка обр.1939 г. и 100 мм полевая пушка обр. 1944 г. Могла успешно применяться против основных немецких танков типа Т-III и Т-IV и самоходок на их базе, толщина лобовой брони которых составляла около 50 мм. Пушка привлекла вниманию иностранных военных специалистов. Глава британской миссии в СССР во время второй мировой войны генерал-лейтенант Мартель обратился к Советскому правительству с просьбой предоставить Англии несколько таких орудий для ознакомления. Испытав эти орудия, английские специалисты признали, что совесткие конструкторы создали самую совершенную среднекалиберную противотанковую пушку. По мощности ЗИС-2 превосходила 50-мм немецкую пушку в 2,2 раза, а 57-мм английску - в 1.6 раза. Из советских противотанковых орудий эта система также выделялась лучшими показателями. Во время Великой Отечественной войны пушка ЗИС-2 состояла на вооружении истребительно-противотанковых полков и бригад армейских корпусов и стрелковых армий.

Тактико-технические характеристики:

Длина ствола 73 калибра
Масса орудия:
в боевом положении 1250 кг
в походном положении 18550 кг
Масса бронебойного снаряда 3.14 кг
Начальная скорость снаряда
(бронебойного/подкалиберного) 990/1270 м/сек)
Дальность стрельбы 8400 м
Дальность прямого выстрела по цели высотой 2м 1120 м
Толщина пробиваемой брони снарядом (бронебойным/подкалиберным) при угле
встречи 90 град на дальностях:
300 м 110/165 мм
500 м 100/155 мм
1000 м 90/105 мм
Углы обстрела:
горизонтальный 54 град
вертикальный от -5 град до +25 град
Скорострельность 25 выстр./мин
Скорость передвижения 50 км/час

Военно - исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Часть 1. (47 фото)

 

Военно - исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Часть 1. (47 фото)
Противотанковый Ёж


Автор изобретения - Гориккер Михаил Львович (1895 - 1955 г.р.) - кадровый военный, участник трех войн: Первой мировой, Гражданской и Великой Отечественной.

В начале Великой Отечественной войны М.Л. Гориккер - генерал - майор технических войск (с 1940 г.), Начальник танко - технического училища (с 1938 г.), Начальник Киевского гарнизона и Командующий обороны города Киева.
Награжден двумя Георгиевскими крестами, орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, Отечественной войны, Красной Звезды, орденом "Знак Почета" и медалями.

Разработан в начальный период Великой Отечественной войны начальником Киевского танкотехнического училища генерал - майором ИТС М.Л. Гориккером. Принят на вооружение Красной Армии 3 июля 1941 г. в качестве искусственного препятствия для атакующих танков противника.

Ёж представляет собой шестиконечную сварную конструкцию из железнодорожных рельсов. Для создания заграждения глубиной 15 м на 1 км фронта требовалось 1200 - 1400 ежей. Масса одного ёжа составляла 200 - 250 кг. При наезде на ежа у танка проламывалось днище, разрушалась ходовая часть и наносились другие повреждения, вследствие которых он лишался подвижности. При попытке объехать ежа танк подставлял слабо защищенный борт под огонь противотанковых средств. Грамотное использование ежей на поле боя в сочетании с защитными свойствами местности обеспечивали срыв танковой атаки с вероятностью 0,9. При изменении тактической обстановки ежи могли быстро перевозиться на танкоопасное направление, что невозможно было осуществить с другими искусственными препятствиями (рвы, эскарпы, контрэскарпы, надолбы). Последние, к тому же, при создании требовали больших физических затрат многих тысяч людей, времени и ресурсов.

Для борьбы с пехотой противника использовались модифицированные ежи, изготовленные из деревянных кольев и обмотанных колючей проволокой.

Опыт применения ежей Красной Армии использовался Германией против наших танков в Польше, Померании, при защите Берлина.

Военно - исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Часть 1. (47 фото)

 По материалам и с использованием фотографий с сайтов : 

Федеральный портал Истории России (histrf.ru)

Военное обозрение (topwar.ru)

"Календарь Истории" https://tunnel.ru 
Сайт Военно - исторического музея бронетанкового вооружения и техники: www.kubinka.ru

 

Комитет по культуре администрации Минераловодского городского округа, Ставропольского края © 2021

Яндекс.Метрика