ДАННЫЙ САЙТ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОФИЦИАЛЬНЫМ И НАХОДИТСЯ В РАЗРАБОТКЕ - НА НЁМ ПРОХОДЯТ ТЕХНИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

26 - 27 июня 1942 года Бессмертный Подвиг лидера эсминцев «Ташкент»!

26 июня 1942 года лидер эскадренных миноносцев «Ташкент» доставил в осажденный Севастополь боеприпасы. Клятвой экипажа были слова: «Мы прорвемся в Севастополь, чего бы нам это ни стоило!» В обратный рейс лидер «Ташкент» взял 2 тысячи раненых и полотно Севастопольской панорамы.

В Доме Москвы в Севастополе в 2012 году прошла военно-научная конференция, посвященная боевому пути легендарного корабля. Основная цель конференции — привлечь внимание общественности к незаслуженно забытому подвигу лидера эскадренных миноносцев Черноморского флота и принять резолюцию об увековечении памяти "Ташкента" и его героических моряков. Перед началом конференции у памятника Героям эскадры ЧФ на Приморском бульваре прошла торжественная церемония возложения венков и цветов, участие в которой приняли ветераны ВОВ и ВС, депутаты Севастопольского городского совета, моряки ЧФ РФ и ВМС Украины.

Конференцию открыл генеральный директор Дома Москвы, депутат городского совета Владимир Стручков, дед которого был одним из офицеров легендарного лидера "Ташкент". Среди докладчиков конференции "Подвиг лидера "Ташкент": легенда и факты" — Г.Н. Рыжонок, А.Н. Лубянов, Е.А. Кобцев, В.Ф. Елисеев, О.Н. Васина, Ю.В. Самарин, Р.Н. Акимов.

Судьбы кораблей сродни судьбам человеческим. Одному дано пройти долгий путь, не оставив после себя заметного следа, другому — еще при жизни стать легендой. Ко вторым по праву принадлежит лидер "Ташкент". Всего год из его биографии пришелся на Великую Отечественную — с 22 июня 1941 г. по 2 июля 1942 г., когда он был потоплен немецкой авиацией у причальной стенки в Новороссийске. Тем не менее это были яркие 375 дней. Подобным мог гордиться далеко не каждый из крупных кораблей Черноморского флота. "Ташкент" стал одним из тех героических кораблей, которые закладывали фундамент нашей будущей Победы.

Лидер (от английского lider — ведущий) — корабль подкласса эсминцев, но большего водоизмещения, с более высокой скоростью хода и с более сильным вооружением. Корабль предназначен для вывода в атаку эсминцев. При эскадре может выполнять роль разведчика. Они появились в конце Первой мировой войны в Великобритании. Широкое распространение нашли во время Второй мировой войны. Применялись на всех воюющих флотах. К началу 70-х годов ХХ века исключены из состава всех флотов.

В целом "Ташкент" был типичным кораблем для "большого флота". Последний так и не был создан — помешала война. Исключительно быстроходный "аристократ моря", имевший очень большую дальность плавания, с отличным наступательным вооружением, он мог бы служить быстроходным разведчиком при эскадре, лидером торпедных атак, быть незаменимым в схватках с вражескими эсминцами, однако вынужден был действовать в одиночку против авиации и войск на берегу — как раз против тех противников, для борьбы с которыми в последнюю очередь требовался корабль столь высоких боевых качеств. Но и в этих условиях "Ташкент" сражался достойно, а высокая скорость и большой запас топлива позволяли ему, перегруженному войсками, боеприпасами и эвакуированными, совершать девятичасовые рейсы между Новороссийском и Севастополем со средней скоростью пассажирского экспресса свыше 50 км в час.

Скоростные и маневренные качества корабля оказались весьма полезны для противодействия авиации врага, а также для выполнения задач по транспортировке войск и военных грузов в осажденные Одессу и Севастополь. Единственный бой с надводным кораблем противника в истории "Ташкента" имел место против торпедного катера итальянского ВМФ. Бой был успешным, а враг — потоплен. Кроме этого катера, лидер эскадренных миноносцев "Ташкент", или "голубой крейсер", как прозвали его жители портовых городов за несвойственную советским военным кораблям (но типичную для итальянских) окраску корпуса, отконвоировал без потерь 17 транспортов, сбил 9 и повредил 4 вражеских самолета, перевез 19300 человек, 2538 тонн боеприпасов, продовольствия и других грузов. Провел 100 боевых стрельб главным калибром, заставив замолчать 6 батарей врага и повредил 1 аэродром.

Каждый его прорыв в осажденный Севастополь — это спасение сотен жизней солдат и мирных граждан, которых он вывозил на Большую землю. В конце июня 1942 года положение защитников Севастополя стало критическим — город было не удержать. 26 июня сквозь немецкую морскую блокаду в Севастополь прорвался последний из крупных надводных кораблей — лидер эсминцев "Ташкент". Корабль принял на борт свыше 2100 человек и 86 уцелевших фрагментов панорамы Рубо "Оборона Севастополя 1854-1855 гг." и ночью 27 июня 1942 года покинул Севастополь, взяв курс на Новороссийск. 2 июля 1942 года в 11 часов 20 минут Новороссийск атаковали 64 пикирующих бомбардировщика в сопровождении 14 "мессершмиттов". В ходе пятнадцатиминутного налета было сброшено 10 бомб весом 250-1000 кг. В результате были потоплены лидер "Ташкент", эсминец "Бдительный", санитарный транспорт "Украина", спасательный буксир "Черномор", три рыболовных катера, одна баржа, недостроенный корпус транспорта "Пролетарий". Повреждения разной степени получили крейсер "Коминтерн", эсминцы "Сообразительный" и "Незаможник", сторожевые корабли "Шторм" и "Шквал", ПЛ "Л-24", ТК N 41, транспорт "Курск" и плавучий док с транспортом "Ворошилов". Одна из первых бомб разорвалась на пирсе и осыпала лидер осколками. Две следующие 250-килограммовые бомбы взорвались прямо в носовом машинном отделении, а еще две — в кормовой части "Ташкента". Через 3 минуты лидер затонул у стенки причала N 3. Глубина в месте гибели "Ташкента" составляла 10 метров, и корабль лег на грунт с креном 19 градусов на левый борт в носовой части и 21 градус — в кормовой. 76 человек из 344 членов экипажа погибли, 77 человек были ранены…

Решением Военного совета ЧФ от 19 июля 1942 года было приказано демонтировать с "Ташкента" вооружение, а сам лидер — поднять и отвести для восстановления в Поти. Работы начались тотчас же — фактически под непрерывным огнем противника. Увы, результата получить не удалось — при том, что в ходе работ вражеской авиацией было потоплено три водолазных бота и две водолазные станции. Потом, после захвата Новороссийска, корабль пытались поднять немцы, но также безуспешно. И лишь в конце августа 1944 года корабль был поднят на поверхность. Восстанавливать его не имело смысла. "Ташкент" отбуксировали в Николаев и порезали на металл.

Во всех боях лидером командовал капитан 3 ранга Василий Николаевич Ерошенко. Именем командира корабля в Севастополе названа одна из улиц. А имя самого "Ташкента" — корабля, ставшего на Черном море почти легендарным, — в числе других начертано на памятнике Героям эскадры ЧФ на Приморском бульваре. Но героическая биография лидера "Ташкент" и подвиг его моряков достойны того, чтобы в Севастополе был установлен памятник легендарному крейсеру. Прежде всего это нужно нам, потомкам участников Великой Отечественной войны. И не только для того, чтобы, приходя к этому памятнику, мы отдавали должное светлой памяти героев. Это нужно и для того, чтобы сегодня никто даже не пытался переписать историю и умалить подвиг советского солдата и матроса в разгроме фашистской Германии. И чтобы следующие поколения моряков-черноморцев были достойны своих дедов и прадедов, боевые походы которых навсегда вошли в историю Советского Военно-Морского Флота.

2 июля 1942 года в результате внезапного налета вражеской авиации на Новороссийск погиб лидер «Ташкент». Короткий, но необычайно яркий путь, насыщенный дальними походами, героическими эпизодами и жестокими боями с врагом, прошел этот удивительно красивый корабль, главным подвигом которого стала доставка пополнения, боеприпасов и горючего в осажденный Севастополь, поддержка его защитников огнем своей артиллерии и эвакуация раненных. Семнадцать раз прорывался он в осажденный город и заслуженно стал легендарным кораблем Черноморского флота.

Всего 375 военных дней пришлось служить «Ташкенту» — с 22 июня 1941 по 2 июля 1942 года. Но за этот короткий срок “голубой крейсер” — так называли его черноморцы — оставил за кормой 27 тысяч огненных миль, отконвоировал 17 транспортов, перевез 19 300 человек и 2538 т грузов, сбил 9 и повредил 4 фашистских самолета, провел около сотни стрельб по береговым позициям противника. Лидер “Ташкент” стал одним из тех героических кораблей, которые закладывали фундамент нашей будущей Победы. Впечатляющий анализ боевых действий советского ВМФ в годы Великой Отечественной войны убеждает в том, что такой героизм и самоотверженность были нормой для наших моряков.

 

Создание мощного флота

В 1934 году И.В. Сталин решил приступить к созданию крупных кораблей океанского флота. Это было вызвано внешнеполитической обстановкой и обеспечено значительно возросшим экономическим потенциалом страны. Все морские державы в середине 30-х годов начали очередное качественное обновление корабельного состава своих флотов, при этом большое внимание уделялось постройке эскадренных миноносцев повышенной боевой мощи. Со стапелей Англии, Франции, Японии, США, Италии крупными сериями сходили суперэсминцы, по принятой в СССР классификации, — лидеры.

Внешний вид лидера Ташкент
Внешний вид лидера «Ташкент»

Это заставляло считаться с возможностью появления у наших берегов превосходящих сил иностранного флота, и вызывало обоснованные сомнения в способности Морских Сил РККФ успешно решать даже те скромные задачи, которые им были поставлены. В этих условиях идея концентрации в легком боевом корабле возможно более мощного артиллерийского и торпедного вооружения оказалась весьма заманчивой и для молодого советского флота. Недаром первыми кораблями класса эсминцев оказались именно лидеры (типа “Ленинград”). Однако они уже не удовлетворяли современным требованиям. О строительстве кораблей в предвоенный период читайте в статье
Кораблестроитель Орест Якоб .

В то время наши конструкторские бюро и судостроительные заводы еще не могли обходиться без иностранной помощи. Поэтому было решено заказать новый лидер за границей. Задание на проектирование корабля — будущего подлинного лидера, предусматривало значительное улучшение его характеристик по сравнению с лидерами типа «Ленинград», скорость хода — не менее 42,5 узла, дальность плавания — до 5000 миль 20-узловым ходом, а также сильное артиллерийское и торпедное вооружение. Наиболее выгодные для СССР условия были предложены итальянской фирмой “Одеро-Терни-Орландо” (ОТО) из Ливорно.

Лидер «Ташкент» – лучший корабль в своем классе

ОТО обещала поставить готовый корабль, но без вооружения, которое предполагалось установить в Советском Союзе. С ней и был подписан договор о проектировании и постройке «быстроходного разведчика» — лидера эскадренных миноносцев и об оказании технической помощи при строительстве серии таких же кораблей в Советском Союзе. Заложенный 11 января 1937 года, корабль получил название «Ташкент», унаследовав имя корабля Волжской военной флотилии периода гражданской войны, погибшего в бою 5 сентября 1918 года.

В.Н. Ерошенко
В.Н. Ерошенко

В начале мая 1939 года Лидер «Ташкент» был передан советским морякам. Предстоял непростой переход в Одессу, поскольку Турция запрещала проход военных кораблей через Босфор. Корабль замаскировали под пассажирский теплоход, над палубой натянули брезент с нарисованными на нем окнами и другой атрибутикой «пассажира». После такой подготовки переход прошел успешно. Корабелы Николаева завершили строительство и установили временное вооружение, 22 октября 1940 года лидер «Ташкент» вступил в строй, а в феврале 1941 года командиром лидера был назначен капитан 3 ранга В.Н. Ерошенко.

Этот корабль называли «Голубым крейсером» и «Героем Севастополя». Голубоватый оттенок его бортов и надстроек придавал кораблю нарядный, несколько щеголеватый вид, который всегда радует глаз моряка. Он был действительно красив своим острым форштевнем, плавными обводами, слегка откинутыми назад трубами и мачтами. Однако, как выяснилось в процессе эксплуатации лидера, его корпус, не имевший бронирования и противоминной защиты, обладал недостаточной прочностью, что представляло большую опасность во время сильных штормов. Слабым было и зенитное вооружение корабля.

Начало войны

Подвиг лидера Ташкент
Подвиг лидера «Ташкент»
Художник Тимур Ярулин

В годы Великой Отечественной войны лидер «Ташкент» принял активное участие в героической обороне Одессы и Севастополя. Лидер осуществлял воинские перевозки, эвакуировал раненых и мирное население приморских городов, конвоировал транспорты с войсками и грузами для фронта. Он неоднократно поддерживал действия сухопутных войск артиллерийским огнем, провел около ста стрельб по позициям противника под Одессой и Севастополем, у Судака, Феодосии и Евпатории, уничтожил шесть береговых батарей, большое количество боевой техники и живой силы врага.

Свой первый бой лидер принял под Одессой 22 августа 1941 года. В тот день им было уничтожено и рассеяно несколько механизированных колонн противника. Неделю спустя за отличную стрельбу по вражеской береговой батарее экипаж корабля получил первую благодарность командования. Через несколько дней «Ташкент» был атакован авиацией и получил тяжелые повреждения. Всего полтора месяца, вместо пяти по нормативам, потребовалось рабочим Севастополя, чтобы вернуть корабль в строй и усилить его зенитное вооружение.

В конце ноября 1941 года лидер «Ташкент» вместе с эсминцами «Сообразительный» и «Способный» обеспечивал переход от Батуми к Босфору ледокола «Анастас Микоян» и трех танкеров, направлявшихся на Дальний Восток. Поход проходил в тяжелых условиях девятибалльного шторма. Крен корабля зачастую доходил до 40 градусов. От ударов волн треснула верхняя палуба, создалась аварийная ситуация. Опасность была очень большой, но, как всегда, экипаж лидера справились с заданием успешно.

Интересно, что лидер «Ташкент» создавался для эскадренного боя. Быстроходный “аристократ моря”, имевший большую дальность плавания и мощное вооружение, удачно сочетавший в себе быстроту и силу, необходимые для активных действий, он был бы незаменим в боях с кораблями противника. Однако в его боевой биографии был всего один бой с надводным кораблем — итальянским торпедным катером, который был быстро уничтожен. В основном же «Ташкент» действовал в одиночку, стрелял по береговым целям, а его главным противником была авиация.

В декабре 1941 года командование решило использовать «Ташкент» для оказания помощи Севастополю. “Голубой крейсер” помнят и бойцы морской пехоты, которых он доставлял в Севастополь, и воины Приморской армии, не раз ощущавшие могучую поддержку артиллерии лидера, и раненые бойцы, эвакуированные на нем в госпитали Новороссийска. «Ташкент» мог принимать на борт до 2500 бойцов. Каждый раз он оставлял Севастополю большое количество горючего, а в одном из рейсов в кубриках корабля разместили около тридцати! железнодорожных вагонов боеприпасов.

Последний бой, он трудный самый

Последний бой Ташкента
Последний бой «Ташкента»

Ночью 27 июня, приняв на борт свыше 2100 раненых и жителей города, а также 86 уцелевших частей панорамы «Оборона Севастополя 1854—1855 гг.» лидер «Ташкент» последним из надводных кораблей флота покинул Севастополь. Моряки понимали, что возвращение будет очень трудным, поэтому на боевых постах все были в «первом сроке». Экипаж «Ташкента» отдавал дань вековой традиции русских моряков — идя в решительный бой, одеваться, как на парад.

Восемьдесят шесть гитлеровских самолетов преследовали корабль в течение четырех с лишним часов, сбросив на него более 300 авиабомб. Умелыми маневрами командиру «Ташкента» удалось избежать прямых попаданий, но от близких взрывов возникли трещины и разрывы корпуса, внутрь корабля поступило свыше 1700 тонн воды. Находившиеся в первом котельном отделении моряки, пожертвовав собой, предотвратили взрыв котла и спасли корабль от неминуемой гибели. Никакой пересказ не передаст реальное напряжение этого боя. Есть вещи, которые нельзя ни изобразить, ни передать словами, — это и есть тот бой, который принял тогда лидер «Ташкент».

Израненный, но непобежденный корабль был встречен нашими самолетами и кораблями. С их помощью он пришел в Новороссийск. Подвиг «Ташкента» восхитил советских людей даже в те героические дни, когда они уже, казалось, перестали удивляться мужеству наших моряков. Девизом и клятвой экипажа лидера «Ташкент» были слова: «Мы прорвемся в Севастополь, чего бы нам это ни стоило». За массовый героизм, проявленный в этом походе, весь личный состав лидера был удостоен высоких правительственных наград, а корабль был представлен к гвардейскому званию.

Место в истории

Однако гвардейский Военно-морской флаг не был поднят на «Ташкенте». В полдень 2 июля корабль, ремонтировавшийся у причала, был внезапно атакован большой группой фашистских самолетов и, получив два прямых попадания бомб, лег на грунт. Так погиб легендарный «Голубой крейсер». Но он не пропал в забвении. Он занял свое место в историческом строю таких прославленных кораблей Российского флота как линейный корабль «Азов», бриг «Меркурий», пароходофрегат «Владимир» (подробнее о нем читайте здесь ) и миноносец «Стерегущий», подвиги которых всегда будут вдохновлять наших моряков.

При написании статьи были использованы следующие материалы:

  • Аммон Г.А. Морские памятные даты. Москва. 1987 г.
  • Боевой путь Советского Военно-Морского Флота. Москва. 1988 г.
  • Краснознаменный Черноморский флот. Москва. 1979 г.
  • Альманах «Андреевский флаг» № 35. Москва. 1996 г.

В послевоенные годы обсуждался проект создания в Севастополе памятника легендарному лидеру «Ташкент».

 По материалам и с использованием фото с сайтов:

 "Календарь Истории" https://tunnel.ru

Лидер "Ташкент" – герой обороны Севастополя  (korvet2.ru)

 Военное обозрение (topwar.ru)

https://slavasev.ru

 

Комитет по культуре администрации Минераловодского муниципального округа, Ставропольского края © 2024

Яндекс.Метрика