ДАННЫЙ САЙТ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОФИЦИАЛЬНЫМ И НАХОДИТСЯ В РАЗРАБОТКЕ - НА НЁМ ПРОХОДЯТ ТЕХНИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

12 марта - День Памяти Балтийского флота (выход в героический "Ледовый поход")

.

12 марта 1918 года балтийский флот выступил из Гельсингфорса в Ледовый поход – операция по спасению кораблей Балтийского флота от захвата германскими и финскими войсками и переводу их из Ревеля и Гельсингфорса в Кронштадт. Проведена в тяжёлых ледовых условиях февраля-мая 1918 года. Командовал начальник Морских сил (наморси) Балтийского моря Алексей Михайлович Щастный.

В результате операции были спасены от захвата и перебазированы 236 кораблей и судов, включая 6 линкоров, 5 крейсеров, 59 эсминцев, 12 подводных лодок.

После завершения похода, по приказу Льва Давидовича Троцкого, А.М. Щастный был арестован «за преступления по должности и контрреволюционные действия». После суда его приговорили к расстрелу. Это был первый судебный смертный приговор в Советской России. Обвинение, по словам историка С. Мельгунова, было сформулировано так: «Щастный, совершая геройский подвиг, тем самым создавал себе популярность, намереваясь впоследствии использовать её против советской власти».

Официально «за преступления по должности и контрреволюционные действия». 20-21 июня был судим Революционным трибуналом при ВЦИК Советов рабочих, крестьянских и казачьих депутатов. Свою вину Щастный не признал.

«Щастный настойчиво и неуклонно углублял пропасть между флотом и Советской властью. Сея панику, он неизменно выдвигал свою кандидатуру на роль спасителя. Авангард заговора – офицерство минной дивизии – открыто выдвинуло лозунг «диктатура флота».

В советской военно-исторической литературе о его роли во время Ледового похода не упоминалось...

17 февраля 1918 года начался Ледовый поход Балтийского флота – операция по перебазированию кораблей Балтфлота из Ревеля (Таллинна) и Гельсингфорса (Хельсинки) в Кронштадт в целях недопущения их захвата немецкими войсками после прекращения Брестских переговоров. В ходе операции, завершившейся 2 мая, в российскую базу было выведено 236 кораблей, которые стали основой боевой мощи на Балтике.

Более 100 лет назад, в феврале—мае 1918 года, состоялся знаменитый Ледовый поход Балтийского флота. Операция по спасению кораблей Балтийского флота от захвата германскими и финскими войсками и переводу их из Гельсингфорса в Кронштадт. Уникальной операцией руководил начальник Морских сил Балтийского моря Алексей Михайлович Щастный.

Предыстория

К началу 1917 года Балтийский флот насчитывал около 100 тыс. человек из них около 80 тыс. матросов, до 700 боевых и вспомогательных кораблей (в том числе 8 линкоров, 9 крейсеров, 68 эсминцев, 28 подлодок и др.). Главными базами Балтфлота были: Кронштадт, Гельсингфорс, Свеаборг и Ревель. Штаб командования Балтийского флота находился в Хельсинки.

Матросы-балтийцы приняли активное участие в Октябрьской революции и последующих событиях, воюя за советскую власть. 26 октября 1917 г. по указанию В. И. Ленина моряки — делегаты II съезда Советов создали Военно-морской революционный комитет — первый советский общефлотский орган. Наркомом по морским делам, председателем Центрального комитета Балтийского флота (Центробалта) был назначен П. Е. Дыбенко. В условиях продолжавшейся войны с Германией основная часть корабельного состава Балтийского флота продолжала держать оборону на западных рубежах, базируясь на Гельсингфорс и другие базы Финского залива. Флот должен был защитить Петроград со стороны моря. Однако в условиях развития в стране Смуты, гражданской войны, главную роль приобретало использование революционных матросских отрядов для усиления просоветских частей старой армии и отрядов Красной гвардии в борьбе против сил контрреволюции. Старая имперская армия погибла, новую Красную Армию только начали создавать, боеспособных частей было крайне мало, поэтому моряков активно использовали на сухопутных фронтах.

В частности, для защиты Петрограда от наступления контрреволюционных сил Краснова — Керенского были мобилизованы все боеспособные корабли и части. В дальнейшем силы флота были привлечены к борьбе за упрочение советской власти в Москве, на Украине, на Дону, в Поволжье, Оренбурге и Закавказье. 10 ноября 1917 г. Центробалт постановил сформировать первый матросский отряд для отправки на Дон. Вслед за ним на борьбу с Калединым были направлены новые отряды моряков-балтийцев. 11 января 1918 г. Кронштадтский Совет заслушал сообщение о боевых действиях балтийских моряков на калединском фронте и о необходимости посылки туда дополнительных подкреплений. По решению Совета был сформирован новый матросский отряд под командованием большевика балтийца К. М. Каллиса. 19 января Владимир Ленин подписал документ, удостоверявший, что члены Кронштадтского Совета К. М. Каллис, X. 3. Ярчук и А. Юрков во главе сводного кронштадтского отряда делегируются для помощи войскам, действующим против Каледина. По заданию Ленина сводный отряд красногвардейцев и моряков под командованием большевика мичмана С. Д. Павлова был направлен под Оренбург, где успешно выполнил поставленную задачу по разгрому контрреволюционного мятежа атамана Дутова. Участвовали матросы и в боях на юге России, в Малороссии. Моряки Балтийского и Черноморского флотов приняли участие в установлении советской власти в Киеве, Одессе, Николаеве, Херсоне и Мариуполе. По неполным данным, в ноябре 1917 г. — феврале 1918 г. из 130 тыс. человек личного состава военно-морского флота в борьбе с контрреволюцией участвовало 40 тыс. моряков.

Кроме того, моряки участвовали в сдерживании противника на западном направлении. Так, в феврале — марте 1918 для борьбы с войсками Германии под Ревель, Псков и Нарву направлено 9 отрядов и групп моряков Балтийского флота (свыше 3 тыс. человек). 29 января (11 февраля) 1918 года был издан декрет СНК о создании Рабоче-Крестьянского Красного Флота (РККФ).

Тем временем ситуация на фронте с Германией и в Финляндии была крайне опасной. Мирные переговоры с Германией затягивались, военные действия могли в любой момент возобновиться. Сложная ситуация была в Финляндии. Финский Ландтаг в декабре 1917 года провозгласил полную независимость. В январе 1918 года начались боевые действия между красными и белыми – Гражданская война в Финляндии. Финские националисты в этот период сделали ставку на Германию и обратились за помощью к немцам. Одновременно белофинское правительство подписало соглашение со Швецией о согласованных действиях, в частности, об отторжении от России Аландских островов. 15 февраля 1918 года у Аландских островов появился шведский флот под командованием вице-адмирала Эренсверда. 22 февраля советское правительство вынуждено было объявить эвакуацию русских сил с островов.


Ледокол "Ермак"

Обстановка на Балтийском театре в начале 1918 г.

Гражданская война в Финляндии и предварительные переговоры с Германией.

В последние годы перед началом Первой мировой войны существенно выросло значение Гельсингфорса как базы флота. Считалось, что многократно ослабленный потерями в ходе Русско-японской войны флот сможет оказать какое-то сопротивление немецким эскадрам только на Центральной минно-артиллерийской позиции, запланированной поперёк Финского залива в районе Ревеля и Гельсингфорса. В ходе войны именно в этих портах были сосредоточены все наиболее боеспособные корабли. На Гельсингфорс, в частности, базировались новые дредноуты типа «Севастополь» (1-я бригада линейных кораблей) и уже устаревшие додредноуты (2-я бригада линейных кораблей), 2-я бригада крейсеров, большая часть Дивизии траления и др.  

Много лет спустя Гельсингфорс вспоминался А.П. Белоброву (лейтенанту российского императорского флота и инженер-капитану 1 ранга ВМФ СССР) «прекрасным, культурным городом, с заграничным, совсем не русским укладом жизни»
Белобров А.П. Воспоминания военного моряка. 1894–1979. М., СПб., 2008. С. 281. 

Бригада линейных кораблей Балтийского флота на зимовке в Свеаборге. На первом плане «Слава», далее и левее «Андрей Первозванный» и «Император Павел I» [1912–1914 гг.] 	РГАВМФ. Ф. 315. Оп. 1. Д. 1584. Л. 80.

Бригада линейных кораблей Балтийского флота на зимовке в Гельсингфорсе. На первом плане «Слава», далее и левее «Андрей Первозванный» и «Император Павел I» [1912–1914 гг.]
РГАВМФ. Ф. 315. Оп. 1. Д. 1584. Л. 80.

Флагман Балтийского флота крейсер «Рюрик» в Гельсингфорсе. Лето 1917 г. 	РГАВМФ. Ф. Р-2239. Оп. 1. Д. 1089.

Флагман Балтийского флота крейсер «Рюрик» в Гельсингфорсе. Лето 1917 г.
РГАВМФ. Ф. Р-2239. Оп. 1. Д. 1089.

Первая бригада линейных кораблей Балтийского флота на зимовке в Свеаборге. Зима 1915/1916 гг. 	РГАВМФ. Ф. Р-2239. Оп. 1. Д. 5292.

Первая бригада линейных кораблей Балтийского флота на зимовке в Свеаборге. Зима 1915/1916 гг.
РГАВМФ. Ф. Р-2239. Оп. 1. Д. 5292.

Дивизион подводных лодок типа «Барс» на зимней стоянке у борта транспорта-базы «Тосно». Зима 1916/1917 гг. 	РГАВМФ. Ф. Р-2239. Оп. 1. Д. 4497.

Дивизион подводных лодок типа «Барс» на зимней стоянке у борта транспорта-базы «Тосно». Зима 1916/1917 гг.
РГАВМФ. Ф. Р-2239. Оп. 1. Д. 4497.

В октябре 1917 г. Балтийский флот выдержал трудное Моонзундское сражение. В результате десантной операции противника были заняты Моонзундские острова, потерян Рижский залив. На зимовку корабли сосредоточились в Гельсингфорсе (основные силы), Ревеле и Кронштадте, в меньшей степени – в Або, Ганге и других пунктах. В обстановке временной зимней передышки корабли стремительно теряли боеспособность: матросы «углубляли революцию», разъезжались в отпуска, уходили в сухопутные отряды начинавшейся Гражданской войны; офицерство теряло волю.

Пришедшее к власти правительство большевиков 2 (15) декабря заключило с Германией 28-дневное перемирие с 4 (17) декабря. С 9 (22) декабря в Брест-Литовске начались переговоры со странами Четверного союза о заключении мира.

Между тем над частью баз Балтийского флота стали сгущаться тучи. 28 ноября (н. ст.) 1917 г. парламент Финляндии взял на себя высшую власть в стране и сформировал правительство под руководством П.Э. Свинхувуда. 6 декабря была принята декларация независимости, ратифицированная 4 января 1918 г. Советом Народных Комиссаров Российской Советской Республики. Таким образом, главная база Балтфлота оказалась на чужой территории. Однако, 14–15 (27–28) января 1918 г. в результате восстания власть в Гельсингфорсе перешла от буржуазного правительства к Социал-демократической партии Финляндии, которую поддержали во многих других городах южной части страны. В стране немедленно начались столкновения с формировавшейся для противодействия «красным» «Белой гвардией». В Финляндии началась Гражданская война. Неизбежно под удар попали небольшие русские гарнизоны – «белым» срочно требовалось оружие. 

Приказ Военного отдела Областного комитета армии, флота и рабочих Финляндии о создании особой коллегии для решения оперативных вопросов в связи с угрозой со стороны Белой гвардии. 16 января 1918 г. Копия, заверенная печатью Военного отдела. 	РГАВМФ. Ф. 353. Оп. 1. Д. 38. Л. 3.

Приказ Военного отдела Областного комитета армии, флота и рабочих Финляндии о создании особой коллегии для решения оперативных вопросов в связи с угрозой со стороны Белой гвардии. 16 января 1918 г. Копия, заверенная печатью Военного отдела.
РГАВМФ. Ф. 353. Оп. 1. Д. 38. Л. 3.

Приказание командира 42-го армейского корпуса генерал-лейтенанта Д.Н. Надежного о мерах, принимаемых в связи с нападением финской Белой гвардии на русские гарнизоны. 16 января 1918 г. Копия юзограммы. РГАВМФ. Ф. 353. Оп. 1. Д. 38. Л. 6.

Приказание командира 42-го армейского корпуса генерал-лейтенанта Д.Н. Надежного о мерах, принимаемых в связи с нападением финской Белой гвардии на русские гарнизоны. 16 января 1918 г. Копия юзограммы.
РГАВМФ. Ф. 353. Оп. 1. Д. 38. Л. 6.

Сообщение о боевых действиях на территории Финляндии 15–16 января 1918 г., в т.ч. разоружении Сайменской флотилии. 18 января 1918 г. Экстренная телеграмма из штаба 42-го армейского корпуса в Военно-сухопутное управление штаба командующего флотом Балтийского моря. 	РГАВМФ. Ф. 353. Оп. 1. Д. 38. Л. 16–17.

Сообщение о боевых действиях на территории Финляндии 15–16 января 1918 г., в т.ч. разоружении Сайменской флотилии. 18 января 1918 г. Экстренная телеграмма из штаба 42-го армейского корпуса в Военно-сухопутное управление штаба командующего флотом Балтийского моря.
РГАВМФ. Ф. 353. Оп. 1. Д. 38. Л. 16–17.

Приказ командира 42 армейского корпуса командиру 92-й ополченческой бригады о том, что «с 16 января войска корпуса считаются в состоянии военных действий по отношению к финской буржуазной белой гвардии» и принимаемых мерах. 17 января 1918 г. Копия юзограммы. 	РГАВМФ. Ф. 353. Оп. 1. Д. 38. Л. 18–18 об.
Приказ командира 42 армейского корпуса командиру 92-й ополченческой бригады о том, что «с 16 января войска корпуса считаются в состоянии военных действий по отношению к финской буржуазной белой гвардии» и принимаемых мерах. 17 января 1918 г. Копия юзограммы. 	РГАВМФ. Ф. 353. Оп. 1. Д. 38. Л. 18–18 об.

Приказ командира 42 армейского корпуса командиру 92-й ополченческой бригады о том, что «с 16 января войска корпуса считаются в состоянии военных действий по отношению к финской буржуазной белой гвардии» и принимаемых мерах. 17 января 1918 г. Копия юзограммы.
РГАВМФ. Ф. 353. Оп. 1. Д. 38. Л. 18–18 об.

Донесение командира 42-го армейского корпуса генерал-лейтенанта Д.Н. Надежного народному комиссару по военным делам Н.И. Подвойскому о ходе боевых действий 18–19 января 1918 г. 20 января 1918 г. Копия телеграммы, поступившая в Военно-сухопутное управление штаба командующего флотом Балтийского моря. 	РГАВМФ. Ф. 353. Оп. 1. Д. 38. Л. 42.

Донесение командира 42-го армейского корпуса генерал-лейтенанта Д.Н. Надежного народному комиссару по военным делам Н.И. Подвойскому о ходе боевых действий 18–19 января 1918 г. 20 января 1918 г. Копия телеграммы, поступившая в Военно-сухопутное управление штаба командующего флотом Балтийского моря.
РГАВМФ. Ф. 353. Оп. 1. Д. 38. Л. 42.

Донесение командира 42-го армейского корпуса генерал-лейтенанта Д.Н. Надежного народному комиссару по военным делам РСФСР Н.И. Подвойскому о ходе боевых действий. 23 января 1918 г. Копия телеграммы, поступившая в Военно-сухопутное управление штаба командующего флотом Балтийского моря. 	РГАВМФ. Ф. 353. Оп. 1. Д. 38. Л. 43–44.

Донесение командира 42-го армейского корпуса генерал-лейтенанта Д.Н. Надежного народному комиссару по военным делам РСФСР Н.И. Подвойскому о ходе боевых действий. 23 января 1918 г. Копия телеграммы, поступившая в Военно-сухопутное управление штаба командующего флотом Балтийского моря.
РГАВМФ. Ф. 353. Оп. 1. Д. 38. Л. 43–44.

Донесение командира 42-го армейского корпуса генерал-лейтенанта Д.Н. Надежного народному комиссару по военным делам РСФСР Н.И. Подвойскому о ходе боевых действий. 30 января 1918 г. Копия телеграммы, поступившая в Военно-сухопутное управление штаба командующего флотом Балтийского моря. 	РГАВМФ. Ф. 353. Оп. 1. Д. 38. Л. 55–56.

Донесение командира 42-го армейского корпуса генерал-лейтенанта Д.Н. Надежного народному комиссару по военным делам РСФСР Н.И. Подвойскому о ходе боевых действий. 30 января 1918 г. Копия телеграммы, поступившая в Военно-сухопутное управление штаба командующего флотом Балтийского моря.
РГАВМФ. Ф. 353. Оп. 1. Д. 38. Л. 55–56.

Отношение личного состава флота к происходившей в Финляндии гражданской войне было неоднозначным. Несомненно, что часть бывших офицеров сочувствовала «белым». В то же время многих отпугивали антирусские и прогерманские настроения противников «красных».

Из дневника контр-адмирала В.К. Пилкина (запись от 28 января 1919 г., Гельсингфорс – о беседе в его присутствии генералов Н.Н. Юденича и В.Н. Горбатовского):

«Юденич сказал: “Когда здесь дрались красные с белыми, мое сердце было на стороне красных”.
Горбатовского повело как бересту на огне».
Пилкин В.К. В Белой борьбе на Северо-Западе: Дневник 1918–1920 / Публикация и вступит. статья Н.Н. Рутыч-Рутченко, примечания, комментарии и биографии военно-морских чинов А.Ю. Емелина. М., 2005. С. 96.

Из воспоминаний В.А. Белли:

«Другой интересный разговор происходил в штабной столовой на “Кречете”. Мы были втроём: А.М. Щастный, я и сравнительно молодой мичман, фамилию которого я забыл, кажется, это был Мудрох. Так вот последний начал восхвалять белогвардейское движение в Финляндии. Я возразил, сказав, что для России более выгодна красная Финляндия, чем белая, ибо после совершившейся у нас революции белая Финляндия была бы нашим отчаянным врагом. А.М. Щастный посмотрел мне в упор в глаза и сказал: “Вы совершенно правы…”»
Белли В.А. В советском военно-морском флоте. Воспоминания. СПб., 2013. С. 35–36.


Первый этап: эвакуация Ревеля

Переговоры в Брест-Литовске затянулись, и после предъявления Германией ультимативных требований были 28 января (10 февраля) 1918 г. прерваны советской стороной. Это автоматически повлекло за собой прекращение перемирия, и днём 18 февраля кайзеровские войска перешли в стремительное наступление против потерявшей боеспособность русской армии. В течение недели была занята ещё не захваченная противником часть Прибалтики. 24 февраля 1918 г. провозгласила независимость Эстония, а 25 числа в её столицу вошли немцы.

Сразу после возобновления боевых действий по распоряжению начальника Морского Генерального штаба Е.А. Беренса и народного комиссара по морским делам П.Е. Дыбенко началась подготовка к эвакуации соединений и частей флота из Ревеля в Гельсингфорс. Для этого, в частности, были затребованы ледоколы. Уже 19 февраля в Гельсингфорс на буксире ледокола «Волынец» (бывший «Царь Михаил Феодорович») отправили три подводные лодки, вслед за этим 22 февраля ледокол «Ермак» вывел две подводные лодки и два гружёных транспорта. Между тем с береговых батарей началось массовое бегство команд, оставшийся на них личный состав по приказу командования с вечера 24 числа начал их уничтожение. 25 февраля, на виду вступивших в город немцев, Ревель покинули крейсера 1-й бригады («Рюрик», «Адмирал Макаров», «Богатырь», «Баян», «Олег»), заградитель «Волга» и много транспортов. Проводку кораблей обеспечивали ледоколы «Ермак» и «Тармо». После уничтожения береговых батарей на о. Нарген 27 февраля вышли в Гельсингфорс ледокол «Волынец» и транспорт «Колывань». Всего с кораблями ушло около 4.000 беженцев. Эвакуацией руководили начальник Береговой обороны Финского залива Борис Борисович Жерве и начальник 1-й бригады крейсеров Александр Николаевич Сполатбог.

Предпринятая в первые дни марта попытка отряда матросов-добровольцев под командованием П.Е. Дыбенко, объявившего «красный террор немецкой буржуазии», захватить Ревель, наступая со стороны Нарвы, была отбита немцами и эстонскими силами самообороны. 

Крейсер «Адмирал Макаров» во время зимовки, видно установленное третье 203-мм орудие. Ревель, зима 1916/1917 гг. 	РГАВМФ. Ф. Р-2239. Оп. 1. Д. 1026.

Крейсер «Адмирал Макаров» во время зимовки, видно установленное третье 203-мм орудие. Ревель, зима 1916/1917 гг.
РГАВМФ. Ф. Р-2239. Оп. 1. Д. 1026.

Крейсер «Баян» на рейде Свеаборга.  	РГАВМФ. Ф. Р-2239. Оп. 1. Д. 1049.

Крейсер «Баян» на рейде Свеаборга.
РГАВМФ. Ф. Р-2239. Оп. 1. Д. 1049.

Крейсер «Рюрик» в кампанию 1917 г. 	РГАВМФ. Ф. Р-2239. Оп. 1. Д. 1091.

Крейсер «Рюрик» в кампанию 1917 г.
РГАВМФ. Ф. Р-2239. Оп. 1. Д. 1091.

Ледокол «Ермак» в гавани Ревеля. До 1914 г. 	РГАВМФ. Ф. Р-2239. Оп. 1. Д. 6085.

Ледокол «Ермак» в гавани Ревеля. До 1914 г.
РГАВМФ. Ф. Р-2239. Оп. 1. Д. 6085.

Из воспоминаний командира крейсера «Адмирал Макаров» Бориса Александровича Сокольникова:

«Когда “Рюрик” находился около острова Вульф, на бывшем на нём форту крепости начался пожар. Пожар был виден и на о-ве Нарген – это уничтожались батареи Береговой обороны. Около 11 часов вечера на Вульфе произошёл сильный взрыв. Столб пламени поднялся на высоту, раз в 8 превышающую высоту столетних сосен, из шапки дыма наверху появились огненные белые вспышки, а пожар внизу разгорелся ярким пламенем.
Ревель оставался за кормой, а впереди была полная неизвестность»
Сокольников Б. Во льдах Балтики // Красный флот. 1928. № 3–4. С. 96–98.


Ледовый поход

18 февраля Германия нарушила перемирие с Советской Россией и начала наступление по всему фронту от Балтики до Чёрного моря. Над Балтийским флотом, сосредоточенным в Ревеле (Таллин) и Гельсингфорсе (Хельсинки), то есть в Прибалтике и Финляндии, нависла большая опасность. Германцы получили возможность одним ударом захватить две главные базы Балтийского флота и сами корабли, так как льды, сковавшие залив, исключали, по их мнению, возможность ухода кораблей. После этого под ударом с моря оказывалась уже русская столица – Петроград.

Однако расчёты противника провалились. Ледовая обстановка не позволяла перевести корабли сразу в Кронштадт, поэтому было принято решение попытаться с помощью ледоколов переправить их на другую сторону Финского залива в Гельсингфорс. 17 февраля Коллегия морского комиссариата отправила в адрес Центробалта соответствующую директиву. Одновременно из Кронштадта в Ревель вышли несколько мощных ледоколов во главе с «Ермаком». 20 февраля ледокол «Волынец» (изначально назван «Царь Михаил Фёдорович», переименован в «Волынец» в честь поддержавшего Февральскую революцию Волынского полка) отбуксировал из Ревеля к Гельсингфорс три подводные лодки. Ледокол «Ермак» 21 и 22 февраля вывел ещё две подводные лодки и два транспорта с военными грузами.

Германские войска были уже под Ревелем. В ночь на 24 февраля германцы по льду попытались подойти и захватить береговые батареи островов Вульф и Нарген, прикрывавшие с моря подступы к Ревелю. Вовремя замеченный, противник был отброшен огнем этих батарей. Днем 24 февраля в Гельсингфорс ушёл караван боевых кораблей, транспортов и вспомогательных судов. В этот же день «Волынец» и «Ермак» вместе с портовыми ледоколами «Огонь» и «Тамар» вывели на ревельский рейд крейсера «Олег», «Рюрик», «Богатырь», «Баян», «Адмирал Макаров» и ряд других кораблей. Перед оставлением города группа подрывников из минной школы во главе с Р. Р. Грундманом взорвала все береговые батареи на побережье и островах Вульф и Нарген, включая 12-дюймовые башенные орудия. 25 февраля германцы начали вступать в город, но к этому времени большинство оставшихся кораблей уже находились на рейде и начали движение к Гельсингфорсу. Немецкая авиация атаковала колонну кораблей. На транспорте «Рига» начался пожар, но его смогли потушить.

Ледовый поход проходил в очень сложных условиях. Толщина льда была свыше 70 см – серьёзная задача даже для ледоколов. Дорогу прокладывал «Ермак», за ним осторожно двигались крейсера. Малые корабли и подлодки шли на буксире. Трудности зимнего перехода усугублялись ещё тем, что на кораблях в условиях революционного лихолетья отсутствовало до 60 – 80 % экипажа. Многие офицеры разбежались или были убиты, матросы и унтера воевали на суше за советскую власть. Поход длился свыше двух суток – первые корабли прибыли в Гельсингфорс утром 27 февраля 1918 года. В пути погибла только одна подлодка «Единорог», её раздавили льды, но экипаж спасли.

Всего из Ревеля увели 56 кораблей. В Ревеле остались лишь часть вспомогательных судов и 8 старых подводных лодок. Таким образом, первый этап тяжелых испытаний балтийские моряки выдержали с честью, спасли корабли от захвата врагом. А опыт, приобретённый в этом походе, вскоре пригодился снова.

3 марта 1918 года был подписан Брестский мирный договор. По мирному соглашению русский флот должен был покинуть Финляндию. В противном случае, если он там оставался, корабли подлежали разоружению и интернированию. То есть, по сути, флот становился добычей Германии, так как белофинны были верными сателлитами германцев. 5 марта германский флот под командованием контр-адмирала Г. Мюрера (2 линкора, 4 эсминца, тральщики и вспомогательные суда) прибыл к Аландским островам, которые в дальнейшем использовались как база для германской интервенции в Финляндию. 3 апреля на полуострове Ханко высадилась немецкая Балтийская дивизия (12 тыс. бойцов). 7 апреля в районе Ловиисы высадился отряд полковника Бранденштейна (около 3 тыс. штыков и 12 орудий).

Терять флот было нельзя. Он нужен был для защиты Петрограда и как ядро будущего советского флота. Хотя единства в этом вопросе не было. Ленин приказывал уводить корабли, а Троцкий — оставить их для помощи финской Красной гвардии. Британцы же предлагали уничтожить корабли, чтобы они не достались противнику. 6 марта состоялось заседание Совета комиссаров Балтийского флота (эта организация сменила Центробалт), на котором было принято решение о немедленно подготовке к эвакуации флота и базы. Специально для руководства этой небывалой операцией была учреждена должность начальника Морских сил на Балтике с правами командующего флотом, но под контролем комиссаров Совкомбалта. Этот пост занял капитан 1-го ранга Алексей Михайлович Щастный (1881 – 1918), его заместителем стал капитан 2-го ранга С. В. Зарубаев.

Алексей Михайлович был опытным командиром, участником войны с Японией. Считался одним из лучших специалистов по вопросам связи в военно-морском флоте. В апреле 1913 года произведён в чин капитана 2-го ранга; в 1914 — 1916 гг. — старший офицер линейного корабля «Полтава»; в 1916 — 1917 гг. — командир эскадренного миноносца «Пограничник»; в феврале — мае 1917 года — штаб-офицер для поручений при штабе командующего флотом Балтийского моря; с мая 1917 года — флаг-капитан по распорядительной части штаба командующего флотом Балтийского моря; с июля 1917 года — капитан 1-го ранга. После Октября остался на своём посту. В январе 1918 года назначен 1-м помощником начальника военного отдела Центробалта.

Под руководством оставшихся на кораблях офицеров и унтер-офицеров началась энергичная работа. Днем и ночью, без перерывов, приводились в порядок машинные отделения, проверялось различное оборудование, шла загрузка топлива. Первостепенно значение имела работа лоцманов и летчиков, которые должны были определить трассу прохода кораблей через льды. Одновременно ликвидационная комиссия по Финляндии готовила к эвакуации различное имущество, находившееся на складах военно-морской базы.

Первая группа русских кораблей ушла в поход через льды 12 марта 1918 года. В её состав входили наиболее мощные и ценные в боевом отношении корабли: линкоры-дредноуты «Гангут», «Петропавловск», «Севастополь» и «Полтава», крейсера «Рюрик», «Адмирал Макаров» и «Богатырь». Путь кораблям прокладывали ледоколы «Ермак» и «Волынец». Этот поход оказался намного тяжелее, чем во время перехода из Ревеля в Гельсингфорс. Теперь толщина льда доходила до 3 метров! Эскадра продвигалась крайне медленно и только днем. Кроме того, матросов и специалистов по-прежнему не хватало, экипажи были укомплектованы только на 20 – 40%. Поэтому на некоторых кораблях матросы находились на вахте бессменно. Особенно тяжело было обслуге машинных отделений и рулевым, так как корабли то и дело меняли курс и скорость – из-за ледовой обстановки. До Кронштадта было всего лишь 180 миль, летом корабли прошли бы это расстояние за 10 -12 часов, а через лед они шли 5 дней, с 12 по 17 марта. Русские матросы совершили настоящий подвиг – ни один корабль не был затерт льдами или хотя бы поврежден.

Выход из Гельсингфорса второго отряда кораблей надолго задержался из-за того, что экипаж ледокола «Волынец» увёл его в Ревель. Откололись от советской власти также экипажи ледоколов «Тармо» и «Черноморский № 1». Когда самый мощный русский ледокол «Ермак» попытался снова прийти в Гельсингфорс, он был обстрелян ледоколом «Тармо» и вынужден был вернуться в Кронштадт. В результате второй отряд смог выйти из Гельсингфорса только 3 апреля. В состав вошли линкоры «Андрей Первозванный» и Республика» (бывший «Павел»), крейсера «Олег» и «Баян», подводные лодки «Тур», «Тигр» и Рысь». Сопровождали эскадру маломощные ледоколы «Силач» и «Город Ревель». Между тем условия похода оказались ещё сложнее, чем у первого отряда. Дрейфующие льдины создавали мощные заторы, непреодолимые для слабых ледоколов. Подводные лодки в любую минуту могли разбить льды. В итоге «Рысь» получила такие тяжелые повреждения, что была вынуждена вернуться в Гельсингфорс. Роль ледокола взял на себя линкор «Андрей Первозванный». Эскадра шла за ним крайне медленно и за три дня добралась всего лишь до высоты острова Родскар. Однако вскоре на помощь отряду пришёл ледокол «Ермак» который прикрывал крейсер «Рюрик». Идти стало легче, хотя льды ещё немало помучили экипажи. Только 18 апреля эскадра прибыла в Кронштадт. Таким образом, крупнейшие корабли Балтийского флота оказались в безопасности.

Третий отряд кораблей был самым многочисленным – 184 вымпела: эсминцы, миноносцы, подводные лодки, минные заградители, тральщики, сторожевые корабли и т. д. Кроме того, нужно было увести десятки судов торгового флота. Все корабли и суда пошли иным маршрутом, нежели прежде. Льды уже пришли в движение и путь по центру Финского залива для небольших кораблей и судов стал смертельно опасным. Поэтому Щастный и Зарубаев решили вести третий отряд так называемым «стратегическим фарватером» — он пролегал по окраине шхер в северной части залива. Ледяной панцирь там был ещё целым, притом более тонким, что имело серьёзное значение, так как приходилось рассчитывать только на маломощные портовые ледоколы.

Корабли вышли из Гельсингфорса пятью эшелонами в период с 7 по 11 апреля. Первая группа (8 подводных лодок и 2 парохода) застряли во льдах южнее Котки. Из ледового плена их освободили корабли второй группы (6 транспортов, 5 тральщиков и 2 подлодки), после этого две группы пошли вместе. Рано утром 11 апреля ушли сразу 100 кораблей, последним ушёл во второй половине дня отряд миноносцев. Сам Щастный покинул Гельсингфорс на штабном корабле «Кречет». На подступах к городу были уже немецкие войска. Город был захвачен 14 апреля.

Корабли и суда шли по длинной трассе вдоль финского побережья. Их не раз обстреливала финская артиллерия, но они продолжали путь. Большинство кораблей третьего отряда пришли в Кронштадт 16 – 18 апреля, оставшиеся – 22 апреля. За время похода не было потеряно ни одно судно, несмотря на сложность перехода, враждебную обстановку и нехватку экипажа.

100 лет Ледовому походу Балтийского флота



Итоги

Ледовый поход стал беспрецедентным событием в мировой военно-морской истории. Русские моряки внесли ещё одну сланую страницу в морскую летопись России. Балтийский флот был спасен. Также вывезены две бригады воздушного флота, оборудование крепости и фортов, другие военные материалы. В Финляндии остались лишь недостроенные сторожевики и тральщики, а также несколько малых судов с предельно изношенными механизмами и торговые суда. Часть судов немцы в мае вернули.

К сожалению, этот подвиг не принёс заслуженной славы фактическому руководителю Балтийского флота. 27 мая он был арестован по личному распоряжению народного комиссара по военным и морским делам Л. Д. Троцкого и на основании материалов, подготовленных Военным контролем: «за преступления по должности и контрреволюционные действия». В этот период Троцкий отдал приказ о подготовке кораблей Балтийского и Черноморского флотов к уничтожению, чтобы они не достались противнику (существовала возможность захвата германской армией Петрограда и Новороссийска). Чтобы лишить матросов-балтийцев, возмущенных этим решением, лидера, Щастного вызвали в Москву и арестовали. 22 июня Алексей Щастный был расстрелян. Фактически «агент влияния Запада» Троцкий погубил русского офицера «за спасение Балтийского флота». В 1995 году Щастный был официально реабилитирован.

Капитан 1-го ранга Алексей Михайлович Щастный, начальник Морских сил (наморси) Балтийского флота, на палубе посыльного судна «Кречет» во время Ледового похода

По материалам и с использованием фотографий с сайтов : 

Федеральный портал Истории России (histrf.ru)

Военное обозрение (topwar.ru)

"Календарь Истории" https://tunnel.ru 

и сайта: «Колоссальное дело». государственный архив Военно-Морского Флота (rgavmf.ru)

Комитет по культуре администрации Минераловодского городского округа, Ставропольского края © 2021

Яндекс.Метрика