ДАННЫЙ САЙТ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОФИЦИАЛЬНЫМ И НАХОДИТСЯ В РАЗРАБОТКЕ - НА НЁМ ПРОХОДЯТ ТЕХНИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

80 лет назад по "Дороге победы" прибыл первый состав с продовольствием в Ленинград

7 февраля 1943 года в блокадный Ленинград прибыл первый поезд с Большой земли – паровозная бригада машиниста И. Пироженко провела первый поезд с продовольствием от сибиряков и уральцев для блокадного Ленинграда.

В 10 ч. 9 мин. к перрону Финляндского вокзала подошел поезд, на вагонах которого надписи мелом: «Челябинск–Ленинград». 1-й дальний поезд, прибывший в Ленинград за 1,5 года: 40 вагонов, груженных ящиками со сливочным маслом. Паровоз ЭУ 708-64 установлен как памятник на платформе вокзала станции «Волховстрой-1».

Полоса, отвоёванная у немцев, составляла в среднем 10 километров, местами сужаясь до 5. Поезда проходили в город под регулярными обстрелами вражеской артиллерии. Каждые несколько километров пути вдоль дороги стояли девушки, «живые семафоры». Проходящие поезда забирали одних и высаживали других. Если девушки не было, значит она или замёрзла или убита и есть опасность диверсии.

5 февраля 1943 года Дорога победы связала блокадный Ленинград с остальной страной.

Дорога победы – временная советская железнодорожная линия Поляны - Шлиссельбург, действовавшая с 5 февраля 1943 года по 10 марта 1944 и служившая как более эффективная замена Дороги жизни для доставки грузов в блокированный Ленинград. В отличие от Дороги жизни, проходившей по Ладожскому озеру, Дорога победы пролегала по левому берегу Невы и по южному побережью Ладоги, проходя на некоторых участках в 3-4 километрах от немецких артиллерийских позиций, за что получила прозвище «коридор смерти». Сыграла важное стратегическое значение в обороне Ленинграда, в том числе и в полном снятии блокады.

12 января 1943 года войска Волховского и Ленинградского фронтов в ходе операции «Искра» перешли в наступление и 18 января объединились на левом берегу Невы, тем самым прорвав блокаду Ленинграда. Появилась возможность связать Ленинград с остальной страной дорогой по суше, заменив ледово-паромную переправу – Дорогу жизни. В результате в тот же день Государственный комитет обороны принимает решение: построить в образовавшемся узком участке суши железную дорогу.

За дело взялись метростроевцы, в основном женщины. Строительство было поручено УВВР-2, которым руководил начальник Ленметростроя И.Г. Зубков, на выполнение задания было отведено всего 20 суток. Будущая трасса должна была проходить через болота и лесные массивы, а наиболее сложной задачей стало сооружение низководного моста длиной 1300 метров через Неву. Для выбора места строительства моста были специально «подняты» городские архивы по реке, а также документы Балтийского пароходства. В результате удалось выбрать место, где максимальная глубина реки достигает 6 м, хотя скорость течения составляла 2 м/с. Отсюда и дугообразная в плане форма моста, так как это повышало его устойчивость к быстрому течению. Отдельной проблемой стали неразорвавшиеся снаряды и мины. Только на пути трассы было обнаружено 1730 мин, 7 неразорвавшихся бомб и 52 артиллерийских снаряда. Помимо этого, строительство велось в сильный мороз в условиях бездорожья и под непрерывным вражеским артиллерийским обстрелом (немецкие позиции находились всего в нескольких километрах). Для ускорения производства, дорогу строили по облегчённым условиям с кривыми малого радиуса и крутыми подъёмами, а вместо шпал порой использовали обычные брёвна.

2 февраля 1943 года эстакада была испытана и по ней прошел первый поезд. А 5 февраля 1943 года железнодорожная линия Шлиссельбург - Поляны, построенная раньше намеченного срока – всего за 17 суток, была сдана в строй. Её длина составляла 33 километра, на ней находилось 3 моста и 3 разъезда, а также устройства для электро- и водоснабжения. 7 февраля 1943 года на Финляндском вокзале ленинградцы встретили первый состав с продовольствием с большой земли...

По материалам и с использованием фотографий с сайтов : 

Федеральный портал Истории России (histrf.ru)

Военное обозрение (topwar.ru)

"Календарь Истории" https://tunnel.ru 

Комитет по культуре администрации Минераловодского муниципального округа, Ставропольского края © 2024

Яндекс.Метрика