ДАННЫЙ САЙТ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОФИЦИАЛЬНЫМ И НАХОДИТСЯ В РАЗРАБОТКЕ - НА НЁМ ПРОХОДЯТ ТЕХНИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

27 августа 1941 начало "Героического перехода БалтФлота из Таллина в Кронштадт"

Таллинский переход
А. А. Блинков. Переход кораблей Краснознаменного Балтийского флота из Таллина в Кронштадт, август 1941 года. 1946 г.

Героическая оборона Таллина и Таллинской военно-морской базы Балтийского флота с 5.8.1941 по 28.8.1941 г., которая на время сковала крупные силы группы армий «Север» в Советской Прибалтике.

Оборона Таллинна началась 5 августа 1941 года. Именно в этот день 18-я немецкая армия блокировала город с юга. 7 августа немецкие войска вышли к Финскому заливу, и отрезали город с суши. Оборону города вел его гарнизон и части 8-й армии. Подготовить как следует Таллинн к обороне не успели, однако, его важно было удержать, так как город являлся военно-морской базой Краснознаменного Балтийского флота. 14 августа приказом главнокомандования Северо-Западного направления оборона Таллина была возложена на Военный совет Балтийского флота во главе с командующим флотом вице-адмиралом В.Ф.Трибуцем. Для захвата города и базы германское командование сосредоточило войска численностью более 60 тыс. человек и 20 августа возобновило наступление. Под напором превосходящих сил противника советские войска вынуждены были отступить и 27 августа немцы, прорвав оборону, вошли в город. В этих условиях, выполняя решение Ставки ВГК, Военный совет флота принял решение эвакуировать войска и базу флота в Кронштадт и Ленинград.

Прорыв флота из осаждённого Таллина начался 28 августа, на борт более 100 кораблей было принято 20,5 тыс. человек и техника. Прорыв осуществлялся в условиях, когда оба берега Финского залива находились в руках противника, полностью отсутствовало авиационное прикрытие, а на маршруте перехода кораблей было выставлено плотное минное заграждение. К концу дня 29 августа часть кораблей достигла Кронштадта. Остальные корабли и суда, понёсшие значительные потери от ударов авиации противника, прибыли в Кронштадт на следующий день. Бои за Таллинн сумели на время сковать крупную группировку немецких войск, которые не могли развернуть широкомасштабное наступление. В результате прорыва основные силы Балтийского флота сохранили боеспособность. Гарнизон военно-морской базы и части, оборонявшие Таллин, - всего более 18 тыс. человек – в последствии были использованы для укрепления обороны Ленинграда.

1941 - Таллинский переход - эвакуация основных сил Балтийского флота из Таллина в Кронштадт.
В 11 часов 27 августа вице-адмирал В.Ф. Трибуц отдал приказ о начале отхода войск и посадки на суда, через два часа войска начали перегруппировку для отхода.

Таллинский переход

До Кронштадта дошли 112 кораблей и катеров, 23 транспорта и вспомогательных судна, а также неустановленное число малотоннажных гражданских судов и плавсредств, не подчиненных Военному совету флота. Во время перехода погибли 15 кораблей и катеров (5 эскадренных миноносцев, 2 подводные лодки, 2 сторожевых корабля, 3 тральщика, 1 канонерская лодка, 1 сторожевой катер и 1 торпедный катер), 43 транспорта и вспомогательых судов. Таким образом основные силы Балтфлота были сохранены и огневая поддержка была бесценной помощью осаждённому Ленинграду... 


81 год назад начался так называемый Таллинский переход – эвакуация основных сил Балтийского флота и войск 10-го стрелкового корпуса из Таллина. Эта операция стала одной из самых трагичных и героических в начале Великой Отечественной войны. Участники перехода сравнивали масштабы балтийской трагедии с Цусимской катастрофой.

Немцы, имевшие в Финском заливе силы, гораздо меньшие наших, учинили нам форменный погром. Ценой героических усилий и больших потерь русские моряки смогли увести большую часть флота в Кронштадт. Спасли и большинство военных и гражданских. Затем Балтфлот принял участие в обороне Ленинграда, оберегая его от захвата гитлеровцами. Основной причиной этой одной из самых страшных катастроф русского флота участники Таллинского перехода называли ошибку командования и особенно руководства Балтийского флота.

Главная база Балтфлота


В 1939–1940 годах СССР расширил свои границы на западе, включая возвращение Прибалтики. К сожалению, верховное командование совершило ошибку, решив, что надо выдвинуть основные ударные силы ближе к западной границе. Базирование Балтийского флота также передвигалось на запад. Базами флота стали хорошо оборудованные порты Риги и Лиепаи (Либава), а главной военно-морской базой вместо Кронштадта стал Таллин.

Нападение фашистов Балтфлот под командованием вице-адмирала Владимира Трибуца встретил организованно. В первый день войны всё налеты люфтваффе были отбиты, ни один корабль не потеряли. Но дальше ситуация стала развиваться значительно хуже. Под натиском немецкой группы армий «Север» войска советского Северо-Западного фронта откатывались на восток. 29 июня гитлеровцы взяли Лиепаю, 30-го – Ригу. Уже к 10 июля немцы овладели городом Остров и Псковом и создали угрозу прорыва к Ленинграду.

Балтийская трагедия. Как Балтфлот прорывался в Кронштадт
Эсминец Балтийского флота «Ленин», взорванный в Либаве (Лиепае) во время отступления. Корабль находился на ремонте на заводе «Тосмаре» в Лиепае. В ночь на 25 июня 1941 года корабль был взорван возле причала, так как не имел хода и не мог покинуть порт...
Немецкий флот в это время выставлял минные заграждения перед устьем Финского залива. То же самое делал и Балтфлот, с целью защиты северной столицы СССР. Также наши ВМС формировали минно-артиллерийские позиции – Центральная (между полуостровом Ханко и островом Осмуссаар), Восточная (Гогландская). Части Либавской военно-морской базы вели оборону Лиепаи. Затем флотские соединения, корабли из Лиепаи и Риги были эвакуированы в эстонские порты, в Таллин. Оставшиеся корабли, бывшие на ремонте, взорвали. Всё это происходило в условиях господства противника в воздухе и усиления минной опасности.

Таким образом, с потерей Лиепаи и Риги Балтфлот был сдвинут на северо-восток, сконцентрирован в Таллине. Морская авиация советского флота в это время в основном поддерживала действия сухопутных войск. Южная часть Балтики теперь находилась под контролем германских ВМС, которые обеспечивали приморский фланг своей армии и морские коммуникации. Немцы в это время не стремились прорваться в Финский залив.

Крейсер Киров на рейде накануне Великой Отечественной войны. 1941 г.

Таллинская оборона


Перегруппировав войска, 23 июля 1941 года немцы возобновили наступление.

Гитлеровцы прорвали фронт 8-й советской армии и устремились к Финскому заливу. 5 августа была перехвачена железная дорога Таллин – Ленинград, немцы расчленили 8-ю армию на две части. 7 августа немцы вышли к заливу и отрезали наши войска в районе Таллина. Так началась оборона Таллина.

Оборону города возглавили командующий Балтфлота Трибуц, командир 10-го корпуса Иван Николаев. Таллин защищал 10-й стрелковый корпус, который отошёл к городу после тяжелых боев, отряды морской пехоты, рабочее ополчение и подразделения НКВД. Всего до 27 тыс. человек. Сухопутные силы поддерживали корабельная и береговая артиллерия, авиация флота (85 машин).

Город изначально не был готов к обороне с суши и моря.

17 июля начали строить три линии обороны. Главная оборонительная полоса располагалась в 9–12 км от города. Однако спешно проводимые фортификационные мероприятия не были завершены. К тому же основное внимание уделяли противотанковой обороне (рвы, надолбы), на что ушло много времени, сил и средств. Хотя танков на таллинском направлении немцы имели немного.

Также не были использованы все возможности и ресурсы флота для создания долговременной обороны Таллина. В частности, людские ресурсы. Очевидно, командование не верило в возможность длительной обороны, ожидая приказа на эвакуацию. Войска действовали нерешительно. Корабельная и береговая артиллерия не раз сметала врага, немцы откатывались на 10 и более километров, но эти успехи не закреплялись. Плохо работала разведка. Из-за отсутствия связи и нормального взаимодействия между различными родами войск мощь корабельной, береговой и зенитной артиллерии использовали не полностью.


Для захвата Таллина командующий немецкой 18-й полевой армией генерал фон Кюхлер сосредоточил группу из 4 пехотных дивизий (60 тыс. человек), усиленных артиллерией, танками и авиацией. Несмотря на превосходство противника в силах и средствах, защитники Таллина к 10 августа остановили его продвижение. Немцы, проведя перегруппировку сил, возобновили наступление, прорвали передовой рубеж и оттеснили русских на главную линию обороны. 25 августа гитлеровцы вышли к городу, получив возможность простреливать весь город и порт на всю глубину. 27 августа велись уже упорные уличные бои. Флот оказался перед угрозой гибели.

По времени Таллинская операция совпала с тяжелыми боями на подступах к Ленинграду. Поэтому, хотя командование Балтфлота предлагало начать эвакуацию из Таллина в Кронштадт ещё в начале июля 1941 года, верховное командование в лице главнокомандующего Северо-Западным направлением К. Е. Ворошилова и народного комиссара ВМФ Н. Г. Кузнецова отказывали в этом.

Дело в том, что ослабленный 10-й корпус самостоятельно бы не выдержал удара немецкой армии. А при поддержке флота он должен был сковать силы противника, отвлекая их от ленинградского направления. Поэтому решение об эвакуации Ставка приняла с запозданием, 26 августа, когда вражеская артиллерия уже вела огонь по советским кораблям в Таллинском порту. А командование флота приступило к подготовке перехода 24-го, когда из порта вышли первые корабли.

Правда, ещё до решения Ставки о выводе флота из Таллина начальник тыла Балтийского флота и глава эвакуационной комиссии Митрофан Москаленко смог организовать вывоз технического имущества флота (15 тыс. тонн, включая базовые запасы эсминцев, аккумуляторные батареи для подлодок, сталь, цветные металлы, кабели, станки и пр.), большей части арсенала. Также эвакуировали около 9 тыс. раненых, около 17 тыс. детей и женщин. То есть в дни обороны Таллина корабли Балтфлота совершали рейсы в Кронштадт и обратно сравнительно благополучно. Иными словами, имелась возможность до основной фазы эвакуации вывезти из города оставшихся гражданских и тыловые, ненужные подразделения.

В свою очередь, немецкое командование стремилось выполнить директиву Гитлера № 33 «не допустить погрузку советских войск в Эстонии на суда и прорыв… в направлении Ленинграда». Немцы понимали, что приход Балтфлота в Кронштадт значительно укрепит оборонительный потенциал Ленинграда (что и произошло). Поэтому на южном берегу залива вдоль маршрута перехода русских кораблей из Таллина в Кронштадт развернули 17 артиллерийских дивизионов, на северном (финском) берегу имелось 2 дивизиона. В Финском заливе немецкие ВМС и ВВС установили более 2 тыс. морских мин и сотни минных защитников. На советский флот было нацелено 120 немецких и финских самолетов, торпедные катера.

Матросы-зенитчики Балтийского флота у счетверенной установки М-4 пулеметов «Максим»

Эвакуация


План перехода разработали в спешке, из-за нехватки времени не все детали были доведены до исполнителей. Это привело к несогласованности действий.

Балтфлот делился на отряд главных сил, отряд прикрытия, арьергард и четыре конвоя. Отряду главных сил контр-адмирала В. Дрозда (30 вымпелов во главе с крейсером «Киров», на котором находился штаб флота с Трибуцем) ставилась задача прикрытия первого и второго конвоев от мыса Юминда до острова Гогланд. Отряд прикрытия контр-адмирала В. Пантелеева (22 вымпела) должен был защищать второй и третий конвои от острова Кери до острова Вайндло. Арьергард контр-адмирала Ю. Ралля (15 кораблей) прикрывал с тыла третий и четвёртый конвои.

В составе первого конвоя капитана 2-го ранга Богданова было 8 кораблей и судов, а также 20 кораблей охранения. Во втором конвое капитана 2-го ранга Антонова – 10 кораблей и судов, а также 17 кораблей охранения. В третьем конвое капитана 2-го ранга Янсона – 11 кораблей и судов, а также 14 кораблей охранения. В четвертом конвое капитана 3-го ранга Глуховцева – 6 кораблей и судов, а также 11 кораблей охранения. Также имелись десятки кораблей и судов, которые в конвои не входили.

Всего из Таллина вышло 225 кораблей и судов, из которых военных кораблей было – 151 (включая 1 крейсер, 2 лидера эсминцев, 10 эсминцев, 9 подводных лодок).

В 11 часов 27 августа 1941 года комфлота Трибуц отдал приказ об эвакуации.

Войска начали перегруппировку для отхода и посадки на корабли и суда. Отход и посадка прикрывались корабельной и береговой артиллерией. В 16 часов началась посадка флотских учреждений, раненых и тыловых частей 11-го корпуса. Также грузили технику и наиболее ценное имущество. На крейсер «Киров» были погружены члены правительства ЭССР, золотой запас. Немцы стремились сорвать посадку интенсивным артиллерийским огнем и налетами авиации. С 18 часов саперы начали взрывать объекты и уничтожать материальные запасы морской базы. Вагоны сбрасывались в море, с боеприпасами – взрывались. Ликвидировали арсенал.


И. Родионов. Оборона Таллина. 1960 г.


Около 22 часов начали посадку основные силы гарнизона. Погрузка продолжалась до рассвета 28 августа. Приняв людей и грузы, суда выводились с рейда буксирами в район формирования конвоев.

Имели место многочисленные недочёты и ошибки.

Корабли и суда начали готовить для вывоза людей, техники, оборудования и пр. только 27 августа. Учёта людей не вели. Одни корабли не прибывали к месту погрузки, другие – были перегружены. На какие-то грузили второстепенные, ненужные грузы, к примеру, велосипеды, личное барахло. Часть солдат направили в Беккеровскую гавань, где уже не было транспортов. Других бойцов не забрали с берега, они сами на шлюпках догоняли суда и корабли (таких были сотни). Часть войск, которая продолжала вести бой, сдерживая врага на улицах города, не была эвакуирована.

По немецким данным, было захвачено в плен свыше 11 тыс. военных, около 300 полевых, противотанковых и зенитных пушек, 91 бронемашины, 2 бронепоезда и т.д. Было брошено большое количество матчасти, транспорт, приборы, лошади и многое другое.
На плавсредства приняли около 42 тыс. человек – военных и гражданских (около 13 тыс.). По другим данным, от 20 до 27 тыс. человек.


Главная база КБФ Таллин с гаванями

28 августа


Из-за волнения на море тральщики не могли идти с поставленными тралами (нужно было преодолеть минное заграждение), выход отложили (первый конвой должен был выйти в 22 часа). Отправиться в путь удалось ближе к обеду 28-го. Тральщики начали свою работу, практически сразу начались подрывы мин в тралах. Около 14 часов из порта потянулись конвои. Отряд главных сил выдвинулся в 15 часов. Боевые корабли и гражданские суда, наскоро приспособленные под транспорты, сильно отличались по скорости хода, вооружению и степени защиты, что сразу сказалось в море.

Обстрелы немецкой артиллерии были безрезультатны. Несколько вражеских торпедных катеров отогнали корабельным огнем. Люфтваффе произвела несколько налётов, 4 судна погибли, несколько получили повреждения. Но самый тяжелый урон был от мин.

Стоит отметить, что информации о минной обстановке командование флота не имело, так как с 10 августа разведка и траление фарватеров не велись, чтобы не допустить их демаскировки. Это привело к большим жертвам.

Тральщики, шедшие впереди, подсекали мины. Они или взрывались, выводя из строя тралы, или всплывали. На поверхности их надо было расстреливать, но это делалось не всегда. Протраленная полоса была узкой. В темноте корабли и суда теряли её. Отмечено много случаев, когда корабли, отвернув от одной мины или уклоняясь от вражеских самолетов, уходили в сторону и подрывались. А быстроходные корабли, опережая тральщики и транспорты, выходили на непротраленные места и гибли.

В районе острова Мохни в 18 часов 30 минут ледокол «Кришьянис Вальдемарс» (конвой № 1), уклоняясь от атаки вражеских самолетов, вышел из протраленной полосы, подорвался на мине и затонул. Около 20 часов из состава первого конвоя подорвались и погибли тральщики «Краб» и «Барометр». Из оставшихся пять тральщиков первого конвоя потеряли тралы. У мыса Юминда был атакован и поврежден люфтваффе штабной корабль флота «Вирония» (конвой № 1), около 22 часов он подорвался на мине и затонул. Также был поврежден авиацией, подорвался на мине и затонул из состава первого конвоя транспорт «Алев». Из 1280 человек, в том числе 800 раненых, спасли 6 человек.

Ночью потерь стало ещё больше.

Флот вошёл в плотное минное поле. Подорвалась на мине и погибла подлодка С-5 из состава главных сил. Погиб почти весь экипаж. Тральщики и катера подняли 9 человек. Подорвался и погиб с большей частью экипажа эсминец «Яков Свердлов» из отряда главных сил. Корабль переломился пополам. Затонул он не сразу, что позволило спасти часть людей. Погибло более 300 человек.

Затем был повреждён эсминец «Гордый» (главные силы). Из состава отряда прикрытия вслед за этим подорвался и погиб эсминец «Скорый». Лидер «Минск» и эсминец «Славный» в результате подрывов получили сильные повреждения. Арьергард, который вообще не имел тральщиков, потерял от подрывов на минах все эсминцы – «Калинин», «Артём», «Володарский». На «Калинине» был контужен контр-адмирал Ралль и ранен командир корабля Стасов. Корабль некоторое время оставался на плаву, благодаря самоотверженным усилиям экипажа и старпома корабля П. Д. Руссина, поэтому людей смогли вызволить. На других кораблях экипажи и пассажиры не спаслись. Погибли от мин и сторожевики «Циклон» и «Снег».

В первом конвое взорвался и погиб транспорт «Элла» – более 900 человек на борту (спасли 49). Практически моментально затонул от подрыва мины транспорт «Эверита», на борту которого было около 1500 человек. Спасено несколько человек. Командование флота, опасаясь новых потерь, приказало встать на якорь до рассвета. Ранним утром финские торпедные катера потопили шхуну и захватили два безоружных буксира.

Всего в этот день наш флот потерял 26 кораблей и судов потопленными (включая 5 эсминцев, 3 транспорта, 1 ледокол), 5 – было повреждено, 2 – захвачено, одно судно пропало без вести.

Стоит отметить, что советские моряки не уходили из опасных мест, а рискуя жизнью снимали людей с горящих кораблей, поднимали тонущих из воды. Наши моряки и красноармейцы проявили бесстрашие, самоотверженность и редкое мужество. За два страшных дня только из воды подняли 5 тыс. человек.
И. В. Бордачев. «Подвиг»

Приложение.
Из вахтенного журнала эсминца «Суровый» от 28 августа 1941 года

«18:20. Впереди по курсу подорвался большой транспорт, наполненный людьми.
18:22. Подорвавшийся транспорт вместе с людьми ушел под воду.
18:25. Впереди по курсу подорвался транспорт с людьми.
18:30. Подорвавшийся транспорт с людьми ушел под воду.
19:30. Впереди по курсу подорвался какой-то корабль буксирного типа.
20:25. Впереди по курсу взорвалась большая подлодка.
20:26. Рассеялся дым, и впереди на месте подлодки была ровная поверхность моря.
20:35. Впереди крейсера «Киров» появился колоссальный столб огня и дыма.
20:40. Сзади, в районе, где примерно должна находиться «Верония», появился колоссальный столб огня и дыма.
20:50. Справа, обгоняя, шел какой-то небольшой транспорт. Взрыв – черный дым.
20:51. Черный дым рассеялся, транспорта не оказалось.
22:10. Прямо по носу подорвался транспорт.
22:58. Справа по борту подорвался транспорт на мине.
23:24. Подорвался какой-то корабль».

 По материалам и с использованием фотографий с сайтов : 

Федеральный портал Истории России (histrf.ru)

Военное обозрение (topwar.ru)

"Календарь Истории" https://tunnel.ru 

Комитет по культуре администрации Минераловодского муниципального округа, Ставропольского края © 2024

Яндекс.Метрика