20 августа 1941 года танка КВ-1 Зиновия Колобанова подбил из засады 22 танка противника!
20 августа 1941 года произошел Войсковицкий бой экипажа танка КВ-1 Зиновия Колобанова Экипаж его танка КВ-1 в одном бою в районе стратегического транспортного узла Войсковицы-Красногвардейск подбил из засады 22 танка противника в колонне. Всего же полуротой Колобанова, состоявшей из пяти тяжёлых танков КВ-1, совместно с курсантами пограничного училища и ополченцами Ленинграда в тот день в том районе было подбито 43 немецких танка из 1-й, 6-й и 8-й танковых дивизий.
Зиновий Григорьевич Колобанов – советский танкист-ас, в Великую Отечественную войну – старший лейтенант, командир роты тяжёлых танков, в послевоенное время – подполковник запаса.
Зиновий Колобанов являлся участником Великой Отечественной войны с 3 июля 1941 года. Он был переведён на Северный фронт командиром роты тяжёлых танков КВ-1 1-го танкового полка 1-й танковой дивизии.
20 августа 1941 года произошел Войсковицкий бой экипажа танка КВ-1 Зиновия Колобанова Экипаж его танка КВ-1 в одном бою в районе стратегического транспортного узла Войсковицы-Красногвардейск подбил из засады 22 танка противника в колонне. Всего же полуротой Колобанова, состоявшей из пяти тяжёлых танков КВ-1, совместно с курсантами пограничного училища и ополченцами Ленинграда в тот день в том районе было подбито 43 немецких танка из 1-й, 6-й и 8-й танковых дивизий.
Зиновий Григорьевич Колобанов – советский танкист-ас, в Великую Отечественную войну – старший лейтенант, командир роты тяжёлых танков, в послевоенное время – подполковник запаса.
Зиновий Колобанов являлся участником Великой Отечественной войны с 3 июля 1941 года. Он был переведён на Северный фронт командиром роты тяжёлых танков КВ-1 1-го танкового полка 1-й танковой дивизии.
1-я танковая дивизия была пополнена новыми танками КВ-1 с экипажами, прибывшими из Ленинграда. Сразу по прибытии командир 3-й танковой роты 1-го танкового батальона старший лейтенант Колобанов был вызван к командиру дивизии генералу В.И. Баранову, от которого лично получил приказ прикрывать три дороги, ведущие к Красногвардейску (ныне город Гатчина) со стороны Луги, Волосово и Кингисеппа (через Таллинское шоссе): «Перекрыть их и стоять насмерть!»
В тот же день рота З.Г. Колобанова из пяти танков КВ-1 выдвинулась навстречу наступавшему противнику. Важно было не пропустить немецкие танки, поэтому в каждый танк было загружено по два боекомплекта бронебойных снарядов и минимальное количество осколочно-фугасных. Экипаж танка Колобанова составляли: сам командир танка – старший лейтенант Зиновий Григорьевич Колобанов, командир орудия старший сержант Андрей Михайлович Усов, старший механик-водитель старшина Николай Иванович Никифоров, младший механик-водитель красноармеец Николай Феоктистович Родников и стрелок-радист старший сержант Павел Иванович Кисельков.
Согласно исследованию О. Скворцова, события 19 и 20 августа 1941 года у совхоза (мызы) Войсковицы в Красногвардейском ныне Гатчинском районе Ленинградской области развивались следующим образом. 19-го августа, оценив вероятные пути движения немецких войск, Колобанов направил два танка на лужскую дорогу, два – на кингисеппскую, а сам занял позицию на приморской дороге. Место для танковой засады было выбрано таким образом, чтобы прикрыть сразу два возможных направления: противник мог выйти на дорогу на Мариенбург по дороге от Войсковиц, либо по дороге от Сяськелево. Поэтому танковый окоп для тяжелого танка КВ-1 № 864 старшего лейтенанта Колобанова был устроен всего в 300 метрах напротив Т-образного перекрёстка («Ориентир № 2») с таким расчётом, чтобы вести огонь «в лоб», если танки пойдут по первому маршруту. С обеих сторон от дороги находился болотистый луг, затруднявший манёвр немецкой бронетехнике.
На следующий день, 20 августа 1941 года, после полудня экипажи лейтенанта М.И. Евдокименко и младшего лейтенанта И.А. Дегтяря первыми встретили немецкую танковую колонну на Лужском шоссе, подбив пять танков и три бронетранспортёра противника. Затем немцы предприняли авиаразведку, а после того, как она завершилась безрезультатно, около 14:00 по приморской дороге на совхоз Войсковицы проследовали немецкие разведчики-мотоциклисты, которых экипаж Колобанова пропустил беспрепятственно, чтобы дождаться подхода основных сил противника. Затем появилась колонна, состоявшая из 22 лёгких танков (предположительно Pz.Kpfw.35(t)) немецкой 6-й танковой дивизии (в некоторых источниках также называются 1-я или 8-я танковые дивизии).
Выждав, пока головной танк колонны поравняется с двумя берёзами на дороге («Ориентир № 1»), Колобанов скомандовал: «Ориентир первый, по головному, прямой выстрел под крест, бронебойным – огонь!». После первых выстрелов командира орудия Усова, бывшего профессионального артиллериста-инструктора, участника войны в Польше и Финляндии, три головных немецких танка загорелись, перекрыв дорогу. Подбив их, Усов перенёс огонь на хвост, тем самым лишив противника возможности уйти назад или в сторону Войсковиц, а затем на центр колонны («Ориентир № 2») (по другим сведениям, опубликованным в газете «Санкт-Петербургский дневник» 14 сентября 2015 года, три танка противника, подбитых первыми выстрелами экипажа Колобанова, располагались соответственно в голове, хвосте и в середине колонны). На узкой дороге, по обеим сторонам которой находилось болото, образовалась давка: машины, продолжая движение, натыкались друг на друга, съезжали на обочину и попадали в болото, где, полностью лишившись подвижности, могли только вести огонь из башен. В горевших танках противника стал взрываться боекомплект. Отдельные немецкие танкисты вели ответный огонь. В башню танка Колобанова попали 114 снарядов, но броня башни КВ зарекомендовала себя наилучшим образом. За час боя экипаж Колобанова подбил все 22 танка в колонне. Из двойного боекомплекта было израсходовано 98 бронебойных снарядов.
На этом бой не закончился. По приказу комдива В.И. Баранова танк Колобанова занял второй подготовленный танковый окоп в ожидании повторной атаки. По-видимому, на этот раз он был обнаружен, и немецкие танки огневой поддержки Pz.Kpfw.IV начали обстреливать его с дальней дистанции, чтобы отвлечь внимание на себя и не позволить вести прицельный огонь по танкам и мотопехоте, которые в это время прорывались в район учхоза и далее в Черново. Кроме того, немцам требовалось вынудить советских танкистов покинуть позицию, чтобы самим приступить к эвакуации подбитых танков. Танковая дуэль не принесла результата обеим сторонам: Колобанов не заявил ни об одном уничтоженном танке на этом этапе боя, но у его танка были разбиты внешние приборы наблюдения и заклинило башню. Поскольку заклиненную башню было невозможно повернуть, чтобы навести пушку на противотанковые орудия, подведённые немцами во время боя на близкую дистанцию, Колобанову пришлось дать команду выехать из танкового окопа и развернуть сам танк.
Тем не менее, экипаж Колобанова выполнил поставленную задачу, связав боем немецкие танки огневой поддержки Pz.Kpfw.IV, которые не смогли поддержать продвижение вглубь советской обороны второй роты танков, где она и была уничтожена другой группой КВ-1 под командованием комбата И. Б. Шпиллера. После боя на КВ-1 Колобанова насчитали более сотни следов попаданий (в различных источниках количество вмятин на броне приводится разное: 135, 147 либо 156).
В результате экипажем старшего лейтенанта Колобанова было подбито 22 немецких танка, а всего его рота записала на свой счёт 43 танка противника (в том числе: экипаж младшего лейтенанта Ф. Сергеева – 8; младшего лейтенанта В.И. Ласточкина – 4; младшего лейтенанта И.А. Дегтяря – 4; лейтенанта М.И. Евдокименко – 5). Кроме того, лично командир батальона Шпиллер сжёг два танка. В этот же день ротой были уничтожены: одна легковая машина, артиллерийская батарея, до двух рот пехоты и один мотоциклист противника был взят в плен.
Несмотря на то что за 20 августа крупные потери в танках не были зафиксированы в немецких документах, это не опровергает заявленное советской стороной число подбитых танков. Так, 14 танков 65-го танкового батальона 6-й немецкой танковой дивизии, списанных как «безвозвратные потери» в период с 23 августа по 4 сентября, могут быть отнесены на результаты боя с ротой Колобанова. В начале сентября три роты 65-го танкового батальона были сведены в две смешанного состава. Остальные подбитые танки, по всей видимости, были отремонтированы. 7 сентября генерал-майор Эрхард Раус (нем. Erhard Raus) назначен временным командиром дивизии вместо генерал-майора Франца Ландграфа. О. Скворцов предположил, что «смена командира дивизии была вызвана результатами этого (Войсковицкого) боя, а 19 августа стало таким позорным пятном для 6-й германской танковой дивизии, что во всех мемуарах события этого дня обходятся стороной».
Тем временем к вечеру 20 августа 1941 года германские танковые дивизии 41-го моторизованного корпуса выполнили поставленные немецким Генеральным штабом задачи по приостановке наступления на Ленинград и смене позиций дивизий для окружения Лужской группировки советских войск, захватив железнодорожную станцию Илькино (нынешняя станция Войсковицы) на Кингисеппской ветке и станцию Суйда на Псковской ветке Варшавской железной дороги.
Возможно, эти события и связанная с ними неразбериха стали причиной того, что ошибочная дата боя – 19 августа 1941 года, впервые появившаяся в книге издательства ДОСААФ 1965 года «Танкисты в боях за Родину. Героические были» (под редакцией генерал-майора Дударенко М.Л. и с предисловием маршала бронетанковых войск Ротмистрова П.А.), была распространена в послевоенной публицистике, запечатлена на монументах танкистам в Новом Учхозе в военном городке и у мызы Войсковицы и так и не была откорректирована в советское и постсоветское время.
В сентябре 1941 года за этот бой командиром 1-го танкового полка 1-й танковой дивизии, членом ЦК Компартии Белоруссии Д.Д. Погодиным (первым танкистом, получившим медаль «Герой Советского Союза»(№ 26), все члены экипажа З.Г. Колобанова были представлены к званию Героя Советского Союза. Командир дивизии Герой Советского Союза генерал В.И. Баранов также подписал эти представления. Однако в штабе Ленинградского фронта награда Колобанову была кем-то снижена до ордена Красного Знамени, а командиру орудия старшему сержанту Усову до ордена Ленина. Наградные листы с зачёркнутыми красным карандашом представлениями к званию Героя Советского Союза ныне хранятся в ЦАМО РФ.
3 февраля 1942 года Колобанов получил орден Красного Знамени. Члены экипажа также были награждены: командир орудия старший сержант А.М. Усов – высшим орденом СССР орденом Ленина, старший механик-водитель старшина Н.И. Никифоров – орденом Красного Знамени, стрелок-радист старший сержант П.И. Кисельков и младший механик-водитель красноармеец Н.Ф. Родников – орденом Красной Звезды.
По материалам и с использованием фотографий с сайтов :
Федеральный портал Истории России (histrf.ru)