ДАННЫЙ САЙТ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОФИЦИАЛЬНЫМ И НАХОДИТСЯ В РАЗРАБОТКЕ - НА НЁМ ПРОХОДЯТ ТЕХНИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

110 лет назад - 6 августа 1914 года, родился летчик, Герой СССР, Леонид Грошев

6 августа 1914 года родился советский летчик, Герой Советского Союза, гвардии капитан Леонид Грошев. За годы войны он совершил 226 боевых вылетов на разведку и бомбардировку, нанеся противнику существенный урон.

Леонид Петрович Грошев, гвардии капитан, заместитель штурмана 202-го гвардейского бомбардировочного авиационного Севастопольского ордена Суворова 3-й степени полка.

Родился 6 августа 1914 г. в селе Алексеевка Хвалынского уезда Саратовской губернии в семье служащего. Отец Грошев Петр Харлампович работал главным бухгалтером, мать Антонина Ивановна – домашняя хозяйка. Окончил начальную школу в с. Алексеевка Хвалынского района, а затем в 1930 году окончил 7 классов 5 школы г. Саратова.

В 16 лет Леонид Петрович начал работать грузчиком в Алексеевском затоне. Поступил на курсы судовых кочегаров и с весны 1931 года был кочегаром на буксирном пароходе «Землячка». Работать на пароходе ему нравилось, плавал он по Волге и Каме. В весенний разлив 1931 года пароход, на котором он работал, буксировал плоты по реке Большой Иргиз в г. Пугачев. В зимнее время молодой кочегар работал слесарем на ремонте судов. Он полюбил профессию речника, поэтому решил учиться дальше, с тем, чтобы стать квалифицированным механиком. С этой целью в апреле 1932 года он переехал в г. Балаково, поступил слесарем на судоремонтный завод и одновременно стал заниматься на подготовительных курсах в техникуме. Осенью 1932 года он стал студентом теплотехнического отделения Балаковского речного техникума.

Студенты Балаковского речного техникума. 2-й слева Грошев Л.П. 20.11.1934 г.

В 1936 году после окончания техникума  Грошев Л.П. работал третьим помощником механика на теплоходе «Альфатер» Нижне-Волжского речного пароходства, а уже осенью того же года был призван Балаковским райвоенкоматом в ряды Советской Армии.

31 декабря 1936 года Л.П. Грошев выехал по призыву из Алексеевки в Оренбургскую школу летчиков и летчиков наблюдателей им. Ворошилова, которую окончил в 1937 году и был направлен в 12 штурмовой авиополк г. Новосибирска младшим летчиком наблюдателем, летал на самолетах Р-5. В данном полку он служил до октября 1939 года в звании старшины.

В 1939 году Грошеву было присвоено звание лейтенанта, и он был направлен на Дальний Восток в г. Николаевск на Амуре старшим летчиком наблюдателем в скоростную бомбардировочную авиацию.

5 июня 1941 года молодой летчик выехал учиться г. Москву во 2-ю Краснознаменную школу связи, которую ускоренным темпом закончил в июле 1941 года и был направлен в действующую армию на Южный фронт в тяжелую бомбардировочную авиацию.

С 13 августа 1941 г. по 23 апреля 1945 года Грошев Л.П. участвовал в Великой Отечественной войне в составе 202-го Гвардейского бомбардировочного Севастопольского ордена Суворова авиаполка Авиации Дальнего Действия 18-й воздушной армии на Южном, Западном, Ленинградском, Сталинградском, 1-м и 2-м Украинских, 1-м и 2-м Белорусских и других фронтах.

В качестве штурмана 2-го класса Грошев Л.П. успешно летал ночью в качестве бомбардира и осветителя цели, контролера и разведчика погоды. Сбрасывал бомбы на военные объекты Кенигсберга, Тильзита, Констанцы, Галаца, Плоешти, Добрецена, Бреслау, Лодзи, Штатина и Берлина. Все или почти все полеты совершил в сложных метеорологических условиях и благополучно возвращался на свой аэродром. В каждом боевом вылете Грошев проявлял отвагу, храбрость и высокое мастерство.

ИЛ-4. На подобном самолете в годы войны летал Грошев Л.П.

За время войны у Грошева не было ни одного случая потери ориентировки, его самолет ни разу не был сбит. Выполняя обязанности инструктора по радионавигации, он много внимания уделял подготовке летчиков и штурманов в радионавигационном отношении.

6 февраля 1943 года экипаж Ил-4 в составе командира корабля Константина Марусиченко, штурмана Грошева и стрелка-радиста Грабчака вылетел для нанесения удара по железнодорожным эшелонам противника на станции Марефа. Полет проходил при 10-балной облачности. Временами шел снег. Однако выше облаков светила луна, и иногда в разрывах туч виднелась земля. На высоте 1000 метров легли на боевой курс, но при приближении к цели самолет вошел в густое облако. Пришлось уходить на второй заход. На этот раз самолет снизился до 700 метров и оказался под нижней кромкой облаков. Фашисты открыли сильный огонь. Вспышками сверкала земля. Взрывная волна от зенитных снарядов бросала машину из стороны в сторону. Осколки и пули прошивали плоскости и фюзеляж бомбардировщика. Но, не смотря на обстрел, пилот держал машину на боевом курсе. Грошев, наконец, поймал цель в прицел и нажал на кнопку электросбрасывателя. Бомбы пошли вниз. На станции возникло 5 очагов пожара, сопровождавшихся сильными взрывами. Однако один из эшелонов успел ускользнуть из-под удара в южном направлении. Это заметил Грошев еще во время второго захода и, как только отбомбились, доложили командиру корабля. Марусиченко сделав разворот и, снизившись до высоты 300 метров, обстрелял эшелон из пулемета. Эшелон загорелся и остановился. Экипаж благополучно вернулся на свой аэродром. В машине насчитали более 80 пробоин.

В ночь на 20 апреля 1945 года советская авиация нанесла массированный удар по Берлину. В этой операции участвовал и Грошев Л.П. Он точно вывел машину на центр Берлина и все 13 стокилограммовых бомб сбросил на здание министерства внутренних дел.

Экипаж Ил-4, в котором служил Грошев Л.П. Слева направо: Талалаев М.М.- командир экипажа, Авдеев М.Н. – связист, Грошев Л.П. – штурман. 11.05.1944 г.

В годы войны Л.П. Грошев был награжден орденом Ленина (1944 г.), двумя орденами «Красного Знамени» (1942-2), медалями: «За оборону Сталинграда», «За оборону Ленинграда» (1944 г.), «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За взятие Берлина», «За взятие Будапешта» и др.

РАЗМЕСТИТЬ НАГРАДНЫЕ ЛИСТЫ С 1 ПО 3

4 мая 1946 года Леонид Петрович по состоянию здоровья был демобилизован из рядов Советской Армии.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года за 226  боевых вылетов на двухмоторном бомбардировщике ИЛ-4, образцовое выполнение боевых заданий командования в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм, гвардии капитану Грошеву Леониду Петровичу было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 9078).

Наградной лист Грошева Л.П. к званию Герой Советского Союза.

Военную награду Леонид Петрович получил 16 августа 1946 года в Кремле от председателя Президиума Верховного Совета СССР Шверника Н.М., ему также были вручены орден «Ленина» и «Золотая Звезда».

Грошев Л.П. Послевоенная фотография.

После демобилизации Грошев Л.П. работал на разных руководящих должностях в основном в г. Аткарске Саратовской области. С 1966 г. по 1985 г. был старшим инспектором по спецработе при Аткарском управлении сельского хозяйства.

Умер Грошев Л.П. 29 марта 1986 г. на 72 году жизни.

Надгробный памятник на могиле Грошева Л.П. г. Аткарске.

В память Героя, в 1987 году его именем был назван буксир-толкач  Волжского объединенного речного пароходства.

Буксир теплоход «Герой Грошев» был приписан к Балаковскому судоремонтному заводу.

Мемориальная доска о Леониде Петровиче установлена Российским военно-историческим обществом в здании Алексеевской средней школы. Одна из улиц п. Алексеевка Хвалынского района носит имя Героя.

    

По материалам и с использованием фотографий с сайтов : 

Военное обозрение (topwar.ru)

"Календарь Истории" https://tunnel.ru 
 

-Герои страны http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp

- Память народа http://pamyat-narodza.ru

Комитет по культуре администрации Минераловодского муниципального округа, Ставропольского края © 2024

Яндекс.Метрика