ДАННЫЙ САЙТ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОФИЦИАЛЬНЫМ И НАХОДИТСЯ В РАЗРАБОТКЕ - НА НЁМ ПРОХОДЯТ ТЕХНИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

28 июля 1900 года родился выдающийся флотоводец Трибуц Владимир Филиппович

Владимир Филиппович Трибуц стоял у истоков создания советского ВМФ, вместе с которым прошел путь от матроса до адмирала, в тяжелые годы Великой Отечественной войны командовал Балтийским флотом. Имя адмирала Трибуца сегодня гордо носит большой противолодочный корабль проекта 1155 Тихоокеанского флота России.

28 июля 1900 года родился выдающийся советский флотоводец, адмирал, Трибуц Владимир Филиппович. В годы Великой Отечественной войны командовал Балтийским флотом. Он внёс неоценимый вклад в нашу Победу.. Фашисты так и не стали хозяевами на Балтике. Его имя носит противолодочный корабль.

Адмирал В.Ф. Трибуц


Родился он 15 июля 1900 года в Петербурге. Его дед, в прошлом крепостной крестьянин Минской губернии, ушел с семьей в столицу из нищей деревни, где по капризу помещика большая половина ее обитателей звалась причудливой фамилией Трибуц. Но и Питер не принес богатства. Когда юный Владимир закончил три класса начальной школы, родители с трудом собрали деньги и отдали его на учебу в Петровское четырехклассное училище. Прозанимавшись там три года, Трибуц поступил на казенный кошт в военно-фельдшерскую школу, где главным достоинством были бесплатное питание и обмундирование.



Экзамены Трибуц сдавал вскоре после революции. В декабре 1917 года Владимира Филипповича направили в петроградский госпиталь на службу младшим лекарским помощником. В январе 1918 года Трибуц ушел добровольцем в Красную гвардию. Он сражался против германцев под Нарвой, затем служил в так называемом летучем отряде революционных моряков Балтики. Весной 1918 года военмор Трибуц участвует в боях под Астраханью.

Летом 1919 года было решено с целью усиления обороноспособности южных границ, перебросить часть балтийских кораблей на Каспийское море. На миноносец «Деятельный» под командованием И. Исакова в составе пополнения и прибыл Владимир Филиппович. В биографии молодого военного моряка появились строки об участии в боях за Баку, Махачкалу, Энзели. Позднее Трибуца перевели на канонерскую лодку «Ленин», чей экипаж избрал Владимира Филипповича в Бакинский Совет рабочих и крестьянских депутатов.

В начале двадцатых годов Владимир Филиппович обучался в военно-морском училище, по окончании которого (в 1926 году) он получил должность командира взвода в Балтийском флотском экипаже, где служил командиром башни главного калибра на линкоре «Парижская коммуна».



Служба на этом линейном корабле стала важной вехой в жизни Трибуца. Незаурядные способности и трудоспособность, тяга к познанию флотского дела определили быстрое его продвижение по службе. Весной 1929 года Трибуц становится вторым помощником командира корабля и старшим вахтенным начальником. В том же году экипажу линкора выпало суровое испытание. Вместе с крейсером «Профинтерн» «Парижская коммуна» совершила переход с Балтийского моря на Черное. Корабль попал в сильный шторм. Трибуц командовал верхней командой линкора. Волны перекатывались через палубу, срывали крепко принайтованное имущество, линкор заваливало с борта на борт. Однако моряки сумели преодолеть стихию и привести исправными корабли в Севастополь. Оценка действий Трибуца в этом походе была отражена в надписи, выгравированной на серебряной именной пластинке врученного ему маузера: «Стойкому защитнику пролетарской революции т. Трибуцу В. Ф. от РВС СССР».

Далее была служба на другом линейном корабле Красного флота — «Марате», после чего Трибуц был назначен командиром эскадренного миноносца «Яков Свердлов».

А в 1932 году Владимир Филиппович закончил Военно-морскую академию. С этого года началась стремительная карьера Трибуца. В 1936 году он расстается с кораблем, его переводят начальником отдела штаба Балтийского флота, а с февраля 1938-го он возглавляет этот штаб. Проходит чуть больше года, и в апреле 1939 года Трибуца назначают командующим Балтийским флотом.

Великая Отечественная война застала его в Таллинне на этом посту. Трибуц, как тогда говорили, «ломал» третью войну. Столица Эстонии стала главной базой флота. Первый удар новой войны не застал балтийцев врасплох. Еще заранее главком Н. Кузнецов объявил по всем флотам готовность №1.



Участники событий тех дней вспоминали, как Трибуц однажды, проверяя дела на батареях, заехал в полевой лазарет. У кустов на траве лежали и сидели раненые. Когда он подошел, некоторые попытались подняться. «Сидите, сидите, товарищи!» — остановил их командующий. Владимир Филиппович подозвал медсестру. Молодая эстонка плохо говорила по-русски, но он понял, что все давно ждут машину для отправки людей в госпиталь. Трибуц приказал своей охране освободить грузовик для раненых. «Товарищ командующий, вам без охраны нельзя, — запротестовал было командир охраны. — Стреляют в городе. Если что случится, то меня отдадут под трибунал». Но командующий повторил приказ.

26 августа 1941 г. Ставка приказала эвакуировать базу. Кораблям предстояло пройти почти двести миль по заливу, берега которого захватил противник. В. Трибуцу предложили несколько вариантов, но он выбрал тот, который позволял сберечь больше боевых кораблей и судов: идти вдоль мыса Юминда за тральщиками, от береговой артиллерии противника отбиваться орудиями кораблей, от вражеской авиации прикрываться огнем и активным маневром.

На следующий день в 16 часов с рейда вышли основные силы флота. Они шли впереди конвоев, среди взрывов снарядов и бомб. С ходового мостика легкого крейсера «Киров» Трибуц стал свидетелем гибели эскадренного «Яков Свердлов», которым когда-то командовал. Взорвалась на мине и шедшая за «Кировым» подводная лодка. Неожиданно плавучую мину заметили и у борта крейсера. Корабль застопорил ход. Матросы шестами стали осторожно отводить ее. Краснофлотец-сварщик, спустившись на борт, отрезал стальной ус паравана. Плавучая смерть медленно прошла вдоль корпуса.

Доклады, поступавшие командующему, не радовали. За три часа похода подорвались три эсминца и несколько транспортов. Путь дальше в надвигавшейся темноте грозил еще большими потерями из-за вероятных встреч с минами. Однако встать на якорь мешала вражеская авиация.

От В. Трибуца в тот момент зависела судьбы сотен и тысяч людей и судьба кораблей. Но он принял решение остановиться, привести их в порядок и помочь тем, кто оказался за бортом. Благодаря этому спасательным отрядом было поднято из воды много людей. В ту августовскую ночь Владимир Филиппович не сходил с мостика, На рассвете флот двинулся дальше. И вновь пикирующие самолеты, мины, гибель кораблей и людей. К счастью, скоро прошли минное поле. К вечеру главные силы пришли в Кронштадт. Потери оказались немалыми, но командующий сумел сохранить боевое ядро флота.

В Ленинграде Владимира Филипповича вызвал к себе новый командующий фронтом Г. Жуков. Он приказал поставить корабли в Неву и артиллерией поддерживать 42-ю армию. Зенитки изготовить на прямую наводку и бить по танкам противника. Половину моряков отправить в окопы. Срок Жуков дал два дня.

В. Трибуц отлично понимал сложившуюся ситуацию у города на Неве. Без сомнения, ему было жалко отпускать на сушу специалистов, которых готовили годами. Некоторые корабли утрачивали боеспособность без машинистов, минеров, электриков и других специалистов. Но фронту срочно требовались люди. И командующий флотом выполнил приказ, не оспаривая его ни в Генштабе, ни у наркома ВМФ. Морская пехота, корабли, флотская авиация били врага, наносили ему ощутимые удары по всему фронту.

Балтийский флот не был блокирован. Эту мысль Владимир Филиппович высказал впервые в декабре 1942 года начальнику штаба флота Ю. Ралле и начальнику политуправления БФ В. Лебедеву. Основными задачами на следующий год Трибуц назвал ремонт кораблей и судостроение. Ведение боевых действий в открытом море возлагалось на подводные лодки. Всем остальным — обеспечивать подводников и решать другие задачи.

Немцы так и не стали хозяевами на Балтике. Не стали и на Ладоге. Владимир Филиппович вспоминал, как 22 октября 1942 г. он вместе с командующим Ладожской военной флотилии В. Чероковым и командующим ВВС БФ М. Самохиным отправились из Осиновца на КП флотилии в п. Новая Ладога. Им доложили, что вражеские катера и десантные баржи ведут обстрел острова Сухо. Выло понятно: захватив его, противник хочет перерезать Ладожскую артерию, лишить ленинградцев единственной транспортной магистрали. В течение всего дня В. Трибуц оставался в Новой Ладоге, силами флотилии и морской авиации организовывал отпор врагу. Дорога жизни продолжала действовать.



Поздней осенью 1943 года, командующий Ленинградским фронтом Л. Говоров поставил перед Балтийским флотом задачу: перебросить на ораниенбаумский плацдарм армию И. Федюнинского, со всей техникой. При этом требовалась скрытность и срочность. Только за их счет уже реализовывалась половина задачи.

Через три дня В.Ф. Трибуц и член военного совета Н. Смирнов выехали в Кронштадт, чтобы определить, как лучше переправлять войска по мелководным фарватерам при минимуме высадочных средств, учитывая, что противник будет обстреливать места погрузки и выгрузки. После короткого совещания решили проводить операцию ночью, при задержке во льдах с рассветом применять дымы, держать в состоянии готовности артиллерию и авиацию.

Утром 14 января 1944 года Владимир Филиппович, находясь на наблюдательном пункте флотской батареи, на переднем крае обороны, видел в бинокль, как от нашего сокрушительного огня взлетали в воздух бревна и камни вражеских блиндажей и дзотов, точным попаданием разносились укрепления противника. Больше часа над плацдармом предстоящего прорыва свирепствовал огненный смерч. Когда он стих, в дело вступили пехота и танки. Так с помощью артиллерии кораблей и фортов начались операции фронта по избавлению города Ленина от осады. За полтора месяца 1944 года войска Красной Армии при поддержке Балтийского флота продвинулись на 150-300 км, полностью сняли блокаду с Ленинграда. Когда в 1941 г. оставляли Таллинн, последними покинули причалы торпедные катера. Первыми они и вернулись. 23 сентября сюда прибыл командующий флотом, чтобы организовать высадку десанта на Моонзундские острова. Кропотливо разработанная операция позволила освободить их за 20 дней. Балтийский флот стал действовать на всем театре.



После овладения Кенигсбергом В. Трибуц предложил стремительным ударом взять крепость Пиллау, чтобы не дать возможности отступающему врагу разрушить порт. Два десанта, западный и восточный, высаженные на косу Фрише-Нерунг, встречными действиями разгромили вражескую группировку.

Для Владимира Филипповича война продолжалась и после победы. Два года он руководил действиями по уничтожению мин. В сущности это были своего рода локальные бои. Дни и ночи тральщики, другие корабли флота обнаруживали и уничтожали донные и якорные, контактные и неконтактные акустические и магнитные мины. Но работу по очистке вод Балтики Трибуцу довести до конца не удалось. В 1947 г. его направляют заместителем по военно-морским силам главнокомандующего дальневосточными войсками.



В последующие годы адмирал руководил Гидрографическим управлением Военно-морских сил, был начальником кафедры и факультета Академии Генерального штаба, работал в Главной инспекции МО СССР.

Выйдя в отставку в феврале 1961 года, Трибуц руководил одним из секторов Всесоюзного института научной и технической информации. Он стал доктором исторических наук. Ему принадлежат более 200 статей и книги мемуаров. Скончался Владимир Филиппович Трибуц 30 августа 1977 года.

Источники:
Михайловский Н. Адмирал Трибуц. М.: Политиздат, 1982. С. 18-24, 78-87.
Скрицкий Н. Флагманы Победы. Трибуц Владимир Филиппович. М.: Центрполиграф, 2012. С.208-212.
Макеев В. На море блокады нет // Морской сборник. 1994. №4. С. 78-81.
Лубченков Ю. Н. 100 великих полководцев Второй мировой. М.: Вече, 2012. С.224-225.

По материалам и с использованием фотографий с сайтов : 

"Военное обозрение (topwar.ru)"

"Календарь Истории" https://tunnel.ru 

Комитет по культуре администрации Минераловодского муниципального округа, Ставропольского края © 2024

Яндекс.Метрика