ДАННЫЙ САЙТ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОФИЦИАЛЬНЫМ И НАХОДИТСЯ В РАЗРАБОТКЕ - НА НЁМ ПРОХОДЯТ ТЕХНИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

5 апреля 1943 года - "Боевое крешение" эскадрильи «Нормандия», состоявшей из французских летчиков!

1943 - В составе Красной Армии начала действовать французская эскадрилья "Нормандия" (позже "Нормандия-Неман") - французский истребительный авиационный полк, воевавший во время Второй мировой войны против войск стран оси на советско-германском фронте в 1943-1945 годах.

Наименование "Нормандия" присвоено в честь французской провинции, наиболее пострадавшей от немецкой оккупации.
Полк принимал участие в Курской битве в 1943 году, Белорусской операции в 1944 году, в боях по разгрому немецких войск в Восточной Пруссии в 1945 году.
За время боевых действий на советско-германском фронте Второй мировой войны лётчики полка совершили 5240 боевых вылетов, провели около 900 воздушных боёв, одержали 273 подтверждённых победы, 36 неподтверждённых, и повредили более 80 немецких самолётов. Потери за время ведения боевых действий составили 42 лётчика. Всего за время ведения боевых действий через эскадрилью прошло 96 человек боевого личного состава.

1 апреля 1943 года во время Великой Отечественной войны в составе 303-й авиадивизии (генерал-майор Г.Н. Захаров) 1-й воздушной армии Западного фронта получила боевое крещение эскадрилья «Нормандия», состоявшая из французских летчиков. В этот день начались боевые вылеты французских летчиков на орловском направлении. 

1944 - Приказом Верховного Главнокомандующего советскими Вооружёнными Силами И.В. Сталина первому авиаполку "Сражающейся Франции" за боевые заслуги и проявленное мужество во время воздушных сражений в период боёв по освобождению Литвы и при форсировании реки Неман было присвоено почетное наименование "Неманский". Так родилась легендарная "Нормандия-Неман".

Авиаполк "Нормандия-Неман" был единственной воинской частью другой страны, воевавшей на территории СССР в годы Великой Отечественной. Англичане и американцы отправляли в Советский Союз технику, продовольствие, горючее. Оккупированная Франция ничего этого дать не могла. В 1942 году генерал Шарль де Голль предложил советскому руководству помощь в виде эскадрильи французских летчиков. По желанию летного состава эскадрильи ей было присвоено наименование "Нормандия".

Группа летчиков авиаполка "Нормандия-Неман" у истребителя Як-3 в Восточной Пруссии. Отличительной особенностью полка, видимой на этой фотографии является кок истребителя Як-3, раскрашенный в цвета французского флага (красный-белый-синий)

29 ноября 1942-го на аэродром в городе Иваново прибыли пятнадцать французских пилотов, тридцать девять авиатехников и четыре штабных офицера. 4 декабря из них уже сформировали авиационную эскадрилью. 

После прибытия в Советский Союз французам было предложено самим выбрать модель самолета для сражений. Среди вариантов были английские "Харрикейны", американские "Эйркобры", советские Ла-5 и Як-1. Пилоты остановили свой выбор на Як-1. 

Освоив под г. Иваново истребитель Як-1 25 марта 1943 года, эскадрилья, получившая название "Нормандия", во главе с майором Ж.-Л. Тюляном прибыла на фронт. Первое боевое крещение получила в районе г. Полотняный Завод Калужской обл. 5 апреля 1943 года французские летчики Дюран и Прециози одержали первые победы, сбив по одному немецкому истребителю...

Однако были потери и немалые. Только за 13 апреля эскадрилья лишилась троих человек. Обнаружились нешуточные проблемы. Французы не могли ориентироваться в заснеженных степях России. Это стоило жизни Жану Рею, который вместе с Луи Астье во время задания в августе 1943-го года оказался над территорией врага и был обстрелян. Кроме этого высокое мастерство французских летчиков имело одну нелицеприятную особенность. Друзья на земле, на высоте они были каждый за себя. Пилоты изначально обучались для ведения одиночных боев. Однако такая тактика на самом страшном фронте приводила лишь к тому, что они превращались в "пушечное мясо" для немцев.

С мая эскадрилья находилась в оперативном подчинении 303-й авиадивизии (генерал-майор Г.Н. Захаров) – четвертой эскадрильей в восемнадцатом авиаполку 1-й воздушной армии Западного фронта. Гвардейцы из 18-го взялись "поставить на крыло" иностранцев, на личном примере обучив их боевому взаимодействию. 17 апреля 1943 года состоялся первый совместный боевой вылет советских и французских летчиков. Советские пилоты потратили немало времени, чтобы обучить французов не теряться в незнакомой местности. Генерал-майор Захаров лично объяснял иностранцам тактику ведения группового боя с взаимоприкрытием на примере веника. Он ломал по одному прутику и тут же показывал, что если все прутики вместе, то веник не сломать. Немало неудобств союзникам доставляли языковой барьер и обычные бытовые трудности. Например, французы отказывались есть повсеместно распространенную у нас гречневую кашу, называя ее "птичьей едой".

В 1943 году эскадрилья преобразована в полк в составе четырех эскадрилий ("Руан", "Гавр", "Шербур" и "Кан").

В 1944-ом фашисты подбили самолет, в котором находились пилот-француз Морис де Сейн и советский механик Владимир Белозуб. Пилоту приказали прыгать, но он знал, что у механика нет парашюта. Де Сейн не оставил друга, до последнего момента пытаясь выровнять машину. Они погибли вместе.

Истребительный полк "Нормандия" участвовал в битве на Курской дуге, в Белорусской и Восточно-Прусской операциях. Пилоты помогали освобождать Орел, Брянск, Смоленск, Кенигсберг, Гумбиннен (ныне Гусев), Пилау, Инстенбург и другие города.

Французский летчик полка "Нормандия-Неман" лейтенант Роже Марки у кабины своего истребителя Як-3. По окончании войны на счету Марки было 13 сбитых немецких самолетов.

За время боев французские летчики совершили 5240 боевых вылетов, провели 869 воздушных боев, сбили 273 самолета врага. 

За время боевых действий из девяноста шести пилотов погибло сорок два (из них тридцать пять в воздушных боях). Из пятнадцати человек первой команды в живых осталось лишь трое: Ролан де ля Пуап, Марсель Альбер и Жозеф Риссо.

Восемьдесят три летчика полка "Нормандия-Неман" были награждены советским руководством. Четырем французам присвоили звание Героя Советского Союза. Его получили: лейтенант Марсель Альбер (27.11.1944 года), лейтенант Ролан де ля Пуап (27.11.1944 года), командир третьей эскадрильи Марсель Лефевр (4.06.1945 года посмертно) и лейтенант Жак Андре (4.06.1945 года). 

Советские военнослужащие и французские летчики третьей эскадрильи полка "Нормандия-Неман" у истребителя Як-3

За совершённые подвиги Советское правительство наградило 19 февраля 1945 года 1-й истребительный авиационный Неманский Краснознаменный полк "Сражающаяся Франция" награжден орденом Красного Знамени. 5 июня 1945 года – орденом Александра Невского. Правительство Франции наградило  – орденом Почётного легиона, орденом Освобождения, Военной медалью, Военным крестом 1939-1945 (6 пальмовых ветвей) и Военным крестом иностранных театров военных действий (2 пальмовых ветви).

15 июня 1945 года 37 истребителей Як-3 взлетели с аэродрома г. Эльбинг и взяли курс на Запад. 21 июня французские летчики приземлились в Ле-Бурже.

Интересно  до того как попасть в СССР, эскадрилья базировалась на французской авиационной базе Раяк в Ливане. Поэтому в дальнейшем летчики часто называли себя "раяками", в том числе при радиообмене: боевой клич "Раяки, вперед!" стал визитной карточкой "Нормандии". 

Интересный факт  По национальному составу полк был смешанным – французские пилоты и русские механики. Сперва и механики были французами, но их пришлось заменить – не выдерживали работы на 30-градусном морозе. Когда война закончилась и "Нормандия-Неман" улетела на родину в подаренных самолетах Як-3, советские механики последовали за родным полком. Они оставались во Франции до тех пор, пока истребители не выработали свой ресурс. Эти истребители стояли на вооружении Франции до 1956 года.

 По материалам и с использованием фотографий с сайтов : 

Федеральный портал Истории России (histrf.ru)

Военное обозрение (topwar.ru)

"Календарь Истории" https://tunnel.ru 

Комитет по культуре администрации Минераловодского городского округа, Ставропольского края © 2021

Яндекс.Метрика