4 сентября 1942 года начало публикации поэмы «Василий Теркин» Александра Твардовского
4 сентября 1942 года в газете Западного фронта «Красноармейская правда» начата публикация поэмы «Василий Теркин» Александра Твардовского (2 главы).
Положение на фронте к тому моменту было тяжелым – в Сталинграде шли оборонительные бои, кажется, еще чуть-чуть, и немцы возьмут город, отрежут страну от бакинской нефти. На Кавказе Красная армия отступает, под Ржевом и на Волхове наступления провалились, Ленинград по-прежнему блокирован. Немцы оккупируют значительную часть советской территории: под ними Украина, Белоруссия, Прибалтика, Новгород, Ростов, Кубань, Воронеж, Крым. Пройдет всего несколько месяцев, и Красная Армия перейдет в контрнаступление, которое закончится в 1945 году в Берлине и в Вене.
Связывать перелом в войне с выходом нескольких глав одной отдельно взятой поэмы по меньшей мере глупо. Войны выигрывают армии, народы, военно-промышленный комплекс, полководцы, политики. Не поэты. Но все-таки вклад "Василия Теркина" в победу велик. Потому что войны выигрывают люди. Не роботы, которых точными приказами направляют военачальники, а живые, мыслящие существа, которым страшно и больно, которые не всегда понимают, за что они воюют и как. Народной войне нужен был народный герой. Теркин пришел вовремя и оказался в нужное время на нужном месте. Нужным он был по всей линии советско-германского фронта.
Массовая культура придумывает образы, которым легко подражать. На кого равняться советскому солдату в 1941 или 1942 году? Герои Гражданской войны к тому моменту давно превратились в святых советского пантеона, а красноармейцы из песен, книг и межвоенных фильмов побеждали. Теркин – это не герой на белом коне, от которого бегут враги. Теркин – не универсальный солдат, которого всегда ждет успех. Теркин – это солдат армии, которая истекает кровью, которая сражается тогда, когда по всем законам стратегии нужно сдаваться. Теркин знает, за что он сражается. Теркин – это солдат, который отступает, но он точно знает, что он вернется и отобьет захваченную врагом территорию. Теркин – это солдат, который в бою проявляет находчивость.
Теркин – это солдат армии, которая истекает кровью, которая сражается тогда, когда по всем законам стратегии нужно сдаваться
В идеальной армии, где в каждом подразделении командиров по штату, где пехоту поддерживает бронетехника, артиллерия и авиация, где хватает припасов и патронов, там, наверное, бойцам, как роботам, достаточно просто выполнять указания офицеров. Но не в этой войне: в этой – народной – каждый солдат в бою должен проявлять находчивость, а после боя – подбадривать друзей игрой на гармошке и шуткой. Иначе – не победить.
Но Теркин – это не просто боец, с которого нужно брать пример. По сути, Твардовский создал новый фольклор, новый народный эпос. В России, в империи, которая всегда неизменно побеждала, сказания о героях, которые борются за само выживание страны, позабылись. Твардовский создал такое сказание заново, придумав для него новый язык. Как и положено, в таком памятнике литературы герой борется не только с живыми врагами, но и даже с самой смертью. Так поэма стала оружием Победы.
(ТАСС)
Поэму вскоре перепечатали центральные издания «Правда», «Известия», «Знамя». Отрывки из «Тёркина» прочитал по радио Левитан. Произведение стало всенародно известным. «Тёркин» стал одним из главных поэтических символов Великой Отечественной войны.
Однако партийное руководство раскритиковало поэму за пессимизм и отсутствие упоминаний о руководящей роли партии. Кстати, это единственное произведение той поры, где ни разу не упомянуты ни Сталин, ни ВКП(б).
У Твардовского возник тяжёлый творческий кризис. В 1943 году он решил закончить поэму. Но … получил множество писем, в которых читатели требовали продолжения. В итоге поэма была завершена в 1945 году вместе с окончанием войны. Последняя глава была закончена в марте 1945 года.
По материалам и с использованием фотографий с сайтов :
Федеральный портал Истории России (histrf.ru)