28 августа 1941 года, через станцию Мга, проехали последние эшелоны с эвакуированными из Ленинграда...
28.08.1941 - Через станцию Мга проскочили последние эшелоны с эвакуированными из Ленинграда. В тот же день станция Мга была взята немцами и железнодорожная связь города со страной была прервана.
Фотографии станция Мга. 1941 год
На станциях Сортировочная и Рыбацкое скопились десятки подготовленных и ожидавших отправления эшелонов. Всего с конца июня по 29 августа (с начала первой волны эвакуации) из Ленинграда ушло 282 эшелона, которыми было вывезено 488 тысяч коренных жителей города (из 3,2 миллионов). Эвакуация была медленной, и из города не успели вывезти сотни тысяч женщин с детьми, которых следовало бы эвакуировать.
Всего к началу блокады Ленинграда после проведенной эвакуации в городе насчитывалось около 2,5 миллиона человек коренного населения и несколько сотен тысяч беженцев из Прибалтики.
Когда в середине июля немцы заняли Псков и вторглись в Ленинградскую область с юга, часть эвакуированных успела вернуться в Ленинград вместе с отступающими частями наших войск, но несколько эшелонов с детьми немцы разбомбили.
(С августа 1941 г. маленьких ленинградцев отправляли уже, в основном, в Кировскую, Горьковскую области и на Урал).
Подобное происходило не только при отправке несовершеннолетних, но и взрослых людей. Поезда были переполнены, расписание менялось ежедневно. К тому же далеко не все жители стремились покинуть город, большая часть жителей (более 2 млн. чел., т.е. две трети жителей) осталась в городе - кто не успел, а кто и не захотел, не веря, что Ленинград будет сдан немцам.
Первый этап эвакуации продолжался два месяца - с 29 июня по 27 августа, когда части вермахта захватили железную дорогу, связывающую Ленинград с лежащими к востоку от него областями.
За этот период из города было вывезено 488 703 человека, из них 219 691 детей (вывезено 395 091, но впоследствии 175 000 возвращено обратно) и 164 320 рабочих и служащих, эвакуировавшихся вместе с предприятиями[29].
28 августа 1941 через станцию Мга проскочили последние эшелоны с эвакуированными. До того, как сомкнулось кольцо блокады, из города выехало около 500 000 ленинградцев. Однако эвакуация продолжалась.
На втором этапе эвакуация проводилась тремя способами:
- через Ладожское озеро водным транспортом до Новой Ладоги, а затем до ст. Волховстрой автотранспортом;
- с помощью авиации;
- по ледовой дороге через Ладожское озеро.
Через Ладожское озеро до ноября 1941 г. людей вывозили по воде, как только установился ледяной покров, с 22 ноября 1941 г., - по ледовой дороге (Дороге жизни).
Массовыми перевозки по льду становятся не сразу (за первые 20 дней действия ледовой трассы на восточный берег Ладоги удалось перевезти чуть более 21 000 человек), - отладить сообщение по этому пути удалось только к концу 1941 г.
Водным транспортом было вывезено 33 479 человек, авиацией — 35 114, походным порядком через Ладожское озеро и неорганизованным автотранспортом с конца декабря 1941 и до 22 января 1942 года — 36 118 человек, с 22 января по 15 апреля 1942 года по «Дороге жизни» — 554 186 человек. В общей сложности за время второго этапа эвакуации — с сентября 1941 по апрель 1942 года — из города, в основном по «Дороге жизни» через Ладожское озеро, были вывезены около 659 тысяч человек.
С мая по октябрь 1942 г. вывезли 403 тысячи человек. Всего же за период блокады из города были эвакуированы 1,5 миллиона человек. К октябрю 1942 года эвакуация была завершена.
В январе 1943 года Красная армия прорвала блокаду Ленинграда. Советские войска отбили у врага довольно узкий участок береговой полосы - 12 километров вдоль Ладожского озера. На освобожденной территории была сразу же сооружена железная и шоссейная дороги.
К моменту прорыва блокады в городе оставалось не более 600 тыс. человек гражданского населения.
Многие из этих людей в течение 1943 г. были эвакуированы в тыл.
По материалам и с использованием фотографий с сайтов :
Федеральный портал Истории России (histrf.ru)