80 лет назад в строй вступил бронепоезд «Московский метрополитен»
21 марта 1943 года в армию передан бронепоезд «Московский метрополитен», построенный на средства работников метро.
Мало кто знает, какую роль сыграл на первом, самом трудном этапе Курской битвы «Московский метрополитен» – так назывался бронепоезд, который построили в 1943 году на деньги, собранные работниками столичной подземки. На его строительство работники метро собрали 706 тыс. рублей. «Метрополитен» получился истинно грозным оружием, оснащённым башнями от Т-34, пулемётами для борьбы с вражеской пехотой и зенитными орудиями. Его четыре боевые площадки могли противостоять танкам и самолётам, не говоря уже о пехоте. Боевой экипаж бронепоезда, состоял из добровольцев машинистов подземки. 21 марта 1943 года в электродепо "Северное" состоялся торжественный митинг, на котором поезд торжественно передали командованию дивизиона. Сразу после митинга поезд отправили на Курскую дугу. 3 июля 1943 года он уже базировался на станции Сажное в нескольких километрах к северу от Белгорода.
Немцы жаждали реванша за поражение под Сталинградом. Советское командование, закрепившись у Курска, планировало наступать в направлении Орла и Белгорода. На этом этапе и сыграл свою роль бронепоезд 60-го отдельного дивизиона. Он должен был прикрывать почти 20-километровый участок железной дороги Сажное – Гостищево – Беломестное. Как свидетельствует экспозиция музея-диорамы «Курская битва. Белгородское направление», других регулярных частей Красной армии в этом районе не было. Боевые действия дивизион начал ночью 5 июля. В первую же ночь перед наступлением врага артиллеристы активно обстреливали его позиции, выходя за станцию Гостищево. На второй и третий день встретили его на станции Сажное. Яростные атаки фашистов следовали одна за другой со стороны хутора Смородино. В прорыв пошла оперативная группа «Кампф». Но под массированными залпами бронепоезда немецкие атаки захлёбывались ещё на подступах. Но силы были неравны. У «Метрополитена» заканчивались боеприпасы. Срочно требовалось сменить позицию и пополнить запасы. Командир Есин решил отходить к станции Беленихино. Однако пройти туда не удалось: огонь врага вывел из строя значительную часть пути. Оставалось одно: вернуться обратно. Поезд лишился возможности манёвра. Вся надежда оставалась на мощь брони. Бой шёл три долгих дня. Один бронепоезд и несколько десятков человек сдержали крупное немецкое наступление, уничтожив шесть тяжёлых танков и самоходок, четыре самолёта и десять миномётных батарей. «Метрополитеновцы» стояли насмерть до последнего боеприпаса. Зияя пробоинами на всех своих бронеплощадках, поезд ещё огрызался залпами из оставшихся орудий, продолжая свой последний поединок с танками и почти двумя десятками пикирующих юнкерсов. Но все понимали: с такими тяжёлыми повреждениями, оказавшись на линии главного удара, он был обречён. В 9 утра 7 июля «Метрополитен» окончательно потерял способность к передвижению и ведению огня. Боясь попасть в плен, командир Есин решил взорвать состав. А оставшимся в живых приказал отходить пешим ходом. Сам Есин погиб только спустя год. А немцы так и не смогли перерезать железную дорогу на этом участке. Благодаря этому в середине июля в район Курской битвы был переброшен стратегический резерв из Воронежа. А 5 августа 1943 года Красная армия освободила Курск и Белгород. Победа на Курской дуге завершила коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны.
В память о легендарном бронепоезде в 2003 году запустили именной поезд «Курская дуга». Работает он на Сокольнической линии. Собственного расписания «Курская дуга» не имеет, поэтому может работать в любое время наравне с обычными поездами.
С Великим Праздником!
С Великим Праздником!
По материалам и с использованием фотографий с сайтов :
Федеральный портал Истории России (histrf.ru)