2 сентября 1920 года родился Иван Харлампович Михайличенко - Дважды Герой СССР
2 сентября 1920 года родился Иван Харлампович Михайличенко - военный лётчик, полковник, дважды Герой Советского Союза. Во время Великой Отечественной войны совершил 187 боевых вылетов на Ил-2 для нанесения ударов по врагу. В 48 боях одержал 3 победы лично и 3 в группе.
2 сентября 1920 года родился Иван Харлампович Михайличенко - военный лётчик, полковник, дважды Герой Советского Союза. Во время Великой Отечественной войны совершил 187 боевых вылетов на Ил-2 для нанесения ударов по врагу. В 48 боях одержал 3 победы лично и 3 в группе.
Михайличенко Иван Харлампиевич |
Родился 2 сентября 1920 года на станции Алмазная, ныне город Стахановского горсовета Ворошиловградской области, в семье рабочего. Окончил неполную среднюю школу. Учился летать в аэроклубе города Донецка. С 1940 года в рядах Красной Армии. Окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу пилотов в 1943 году и был направлен на фронт. К январю 1944 года старший лётчик 667-го штурмового авиационного полка ( 292-я штурмовая авиационная дивизия, 1-й штурмовой авиационный корпус, 5-я Воздушная армия, 2-й Украинский фронт ) лейтенант И. Х. Михайличенко совершил 87 боевых вылетов, в 22 воздушных боях сбил лично 1, в группе 5 и уничтожил на аэродроме 1 самолёт противника. 1 июля 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звание Героя Советского Союза. К апрелю 1945 года командир эскадрильи 141-го Гвардейского штурмового авиационного полка ( 9-я Гвардейская штурмовая авиационная дивизия, 1-й Гвардейский штурмовой авиационный корпус, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт ) Гвардии старший лейтенант И. М. Михайличенко совершил ещё 92 боевых вылета, в 26 воздушных боях сбил лично 3, в группе 3 и уничтожил на земле 6 самолётов противника. 27 июня 1945 года награждён второй медалью "Золотая Звезда". После войны служил в ВВС и ПВО. С 1962 года Гвардии полковник И. М. Михайличенко - в запасе. Работал на одном из предприятий города Москвы слесарем - сборщиком. Умер 2 июня 1982 года. Похоронен в Москве на Востряковском кладбище. Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени ( четырежды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, Славы 2-й и 3-й степени; медалями. Бронзовый бюст установлен на родине. На одной из красивейших площадей города Ворошиловграда - на площади Героев Великой Отечественной войны - воздвигнут величественный обелиск. На нём начертаны имена уроженцев Ворошиловградской области, удостоенных за ратные подвиги при защите Родины высшей степени награды за воинскую доблесть - звания Героя Советского Союза. В числе ворошиловградцев, удостоенных двух "Золотых Звёзд", два воспитанника системы профтехобразования: Николай Иванович Горюшкин и Иван Харлампиевич Михайличенко. В самостоятельную жизнь Иван Михайличенко вступил после семилетки. Он решил продолжить трудовой путь своего отца, стать шахтёром. В 1938 году, окончив горно - промышленное училище, с дипломом рабочего электрослесаря пришёл Иван на шахту имени Ильича № 33-бис в Стахановске. Познал нелёгкий шахтёрский труд. У парня была настоящая рабочая закваска. Несмотря на усталость, после каждой рабочей смены отправлялся он на занятия в аэроклуб. Два года проработал юноша на шахте после окончания училища и зарекомендовал себя хорошим специалистом. А как известно, хорошие работники везде себя проявят. Так было и с Михайличенно. Его отличные результаты при овладении техникой пилотирования У-2 дали основания инструкторам аэроклуба рекомендовать юношу в авиационную школу. Летом 1940 года вся шахта с почётом провожала молодого рабочего в Ворошиловградскую школу военных лётчиков. Овладевая знаниями и опытом боевой работы военного лётчика, Михайличенко не мог предположить, что вскоре ему придётся вступить в схватку с врагами Родины, громить фашистов на грозных штурмовиках - "летающих танках", как называли "Илы" на фронте. Свой первый боевой вылет Иван Михайличенко совершил 5 июля 1943 года, в первый день Курской битвы, в составе 667-го ШАП. В конце этого сражения был награждён орденом Отечественной войны 1-й степени. Боевая слава пришла к лётчику во второй половине 1943 года в воздушных боях над родной Украиной. К этому времени молодой пилот превратился в опытного лётчика - штурмовика. Он сражался на Воронежском, Степном, 2-м Украинском и 1-м Украинском фронтах. 18 августа 1943 года, во время боёв по освобождению Харькова, сбил немецкий истребитель Ме-109. В тот день Иван Михайличенко, в составе группы из 18 самолётов Ил-2 под командованием Майора Рымшина, вылетел на боевое задание по штурмовке вражеских войск. В районе цели советские штурмовики были атакованы 30 истребителями противника. Сразу 4 неприятельских самолёта: 3 FW-190 и 1 Ме-109 - набросились на замыкающего нашей шестёрки младшего лейтенанта Михайличенко. В самый критический момент ожесточённой схватки с "Фоккерами" на выручку Михайличенко подоспели товарищи и отогнали неприятеля. Но враги не успокоились и через некоторое время вновь атаковали советские штурмовики. Во время боя в самолёт Михайличенко попал вражеский снаряд. Были пробиты плоскость и лонжероны, сорвана обшивка. Несмотря на повреждения машины, бесстрашный пилот не вышел из атаки, а, развернувшись, решительно пошёл на врага. Немец пытался увернуться, но не тут - то было. Резким движением Михайличенно вновь разворачивает повреждённую машину и ведёт навстречу врагу. Молниеносно сокращалось расстояние. Вот уже осталось 200...100... 50 метров. Лётчик давит на гашетку, и залп снарядов летит в цель. Пламя стремительно охватило фашистский истребитель, и он врезается в землю. Разделавшись с "Мессером", Михайличенко тотчас устремляется на помощь товарищам. В результате этого воздушного боя советские лётчики сбили 5 самолётов врага и 1 подбили. Штурмовыми действиями было уничтожено 8 автомашин и 2 артиллерийские батареи. В другой раз, вылетев на штурмовку и бомбардировку автомашин и танков противника, лётчик заметил на посадке бомбардировщик Ju-87 и меткой очередью уничтожил его. Отважный воздушный боец младший лейтенант Михайличенко выполнял самые сложные и ответственные боевые задания и всегда только на "отлично". За образцовое выполнение 20 боевых вылетов Иван Харлампиевич Михайличенко был награждён орденом Отечественной войны 1-й степени, а за 23 успешных боевых вылета - орденом Красной Звезды. За короткий срок после получения ордена Красной Звезды И. X. Михайличенно совершил ещё 44 боевых вылета. Весомым был урон, нанесённый врагу лётчиком - штурмовиком. За период боевой работы со 2 июня 1943 года по 17 января 1944 года им было уничтожено 112 автомашин с пехотой и грузом, 27 танков, 8 зенитных и артиллерийских батарей, 6 дзотов, 11 железнодорожных вагонов, 1 крупный склад боеприпасов, 2 склада с горючим и расстреляно до 500 вражеских солдат и офицеров. За отличное выполнение 87 боевых вылетов на самолёте Ил-2, за сбитый лично Ме-109 и 5 сбитых истребителей противника в группых боях и Ju-87, уничтоженный на земле, за отличные штурмовки на Белгородском, Харьковском, Полтавском, Кировоградском направлениях и проявленные при этом мужество и героизм лётчик - штурмовик Михайличенко удостаивается "Золотой Звезды" Героя Советского Союза. С января 1944 года лейтенант Михайличенко воевал на 2-м Украинском фронте. Вскоре полк стал 141-м Гвардейским, а молодой пилот - командиром эскадрильи. В конце января в результате совместных наступательных действий войск 1-го и 2-го Украинских фронтов была окружена крупная группировка войск противника в районе Городище, Корсунь - Шевченковский, Белозерье. С целью прорыва нашего фронта и вывода из окружения группировки на юг враг сосредоточил в районе Новомиргорода значительное количество танков и перешёл в наступление на участке Липянка - Толмач. Связь между нашими частями, действовавшими в этом районе, была нарушена, что создало исключительно тяжёлое положение. Требовалось немедленно выяснить обстановку и разгромить фашистскую танковую группировку. Выполнение этой ответственной задачи командир дивизии поручил капитану Красоте и старшему лейтенанту Михайличенко. Ранним утром 1 февраля лётчики вылетели на разведку танков в районе Межигорка, Лебедин, Шпола, Толмач. Пренебрегая опасностью, под сильным зенитным огнём из танков и противодействующей истребительной авиации, снижаясь до высоты бреющего полёта, лётчики отлично выполнили поставленную задачу. Ими было установлено, что в районе Липянка и Водяное сосредоточено до 70 вражеских танков. По данным, доставленным лётчиками Красотой и Михайличенко, танки противника были разгромлены. Положение советских войск на этом участке восстановлено. При выполнении этого задания воздушные бойцы проявили исключительную храбрость в схватке с вражескими истребителями. При возвращении из разведки прикрывавшая их в районе Журовка четвёрка наших истребителей внезапно была атакована превосходящей группой самолётов противника. Штурмовики Красота и Михайличенко, видя, что прикрывавшая их четвёрка вынуждена вести неравный бой, развернули свои "Илы" и двинулись на атакующего противника. В результате совместных действий истребителей и штурмовиков внезапное нападение самолётов врага было успешно отбито. Через несколько дней группе штурмовиков в составе 6 экипажей под командованием Михайличенко была поставлена задача: бомбово - штурмовыми ударами уничтожить живую силу и технику противника в районе Стеблев - Яблоновка. При подходе к указанному району ведущий отважной шестёрки Иван Михайличенко обнаружил вражескую колонну до 600 автомашин и повёл группу в атаку. Низкая облачность позволяла атаковать вражескую механизированную колонну лишь с высоты 100 - 150 метров. Снижаясь до бреющего полёта, группа сделала несколько заходов, расстреливая в упор вражескую технику. В результате штурмового налёта советские лётчики уничтожили 36 автомашин, 2 танка и создали 8 очагов пожаров в колонне автомашин врага. В последующих боях за Родину на 2-м Украинском фронте Михайличенко умножал свою боевую славу. 2 марта 1944 году сбил ещё один вражеский самолёт. Позднее Михайличенко воевал на 1-м Украинском фронте. Последние вылеты совершил во время наступления на Берлин в апреле 1945 года. К концу войны имел на своём счету 179 успешных штурмовых вылетов и 12 воздушных побед ( 8 в группе ), ещё 7 вражеских самолётов уничтожил на земле. ...Самые разнообразные боевые задания приходилось выполнять Ивану Михайличенко и его воздушному стрелку Александру Левоцкому: водили группы на штурмовку аэродромов и скопление боевой техники врага, летали на разведку в самых сложных условиях погоды, "охотились" в глубоком тылу противника, "утюжили" передний край перед наступлением наших наземных войск... И всегда успех и удача сопутствовали комсомольскому экипажу. Именно в те дни ( через полгода после прибытия на фронт ) в боевой характеристике Ивана Михайличенко командир написал: "Отличный разведчик, в боях решителен, проявляет мужество, отвагу и героизм. Из боя каждый раз выходит победителем". Да, он был не из робкого десятка. Разве не об этом говорит полёт восьмёркой на "свободную охоту", когда на одной из полян в глухом лесу наши лётчики обнаружили группу танков. То ли врагов предупредили, то ли они случайно подняли вверх пушки, но идти в атаку навстречу десятку огнедышащих жерл орудий - на это не каждый решится. - Ноги сами заходили, выполняя маневр, - вспоминал Иван Харлампиевич о том полёте. - Голова втянулась в плечи. Не помню, как рванул рычаг аварийного сброса бомб - и в сторону. Ведомые тоже отбомбились по цели. Несколько танков задымило, но и наша группа понесла потери: один экипаж был сбит прямым попаданием, а второй привёз на аэродром борозду, оставленную на крыле снарядом танковой пушки. Иван Михайличенко любил полёты на малой высоте. Однажды он получил задание во главе шестёрки нанести удар по скоплению конницы. Вот где пригодилось умение лётчика вести грозный штурмовик у самой земли. Разгрому врага способствовали не только точное попадание снарядов, бомб и пуль, а и рёв моторов, сам вид штурмовика, несущегося на бреющем полёте. К моменту, когда было получено разрешение на вылет в район Смелы, Иван Михайличенко считался одним из самых опытных лётчиков полка. Ведомым он выбрал Отара Чечелашвили, молодого, надёжного лётчика, ставшего впоследствии Героем Советского Союза. Отар уже не раз летал с Михайличенко на "свободную охоту", и они отлично понимали друг друга. Подготовку к вылету начали с прокладки маршрута. Если раньше группы штурмовиков ходили на Смолу через Черкассы, то теперь ведущий проложил линию пути в обход, при этом половина маршрута проходила над лесом. - Здесь иемецких зениток нет, - сказал он Чечелашвили, - и можно подойти к цели скрытно. А в случае неудачи уйдём в лес к партизанам. Ведомый и воздушные стрелки одобрили план. Они знали цену и внезапности выхода на цель, и отсутствия разрывов зенитных снарядов в небе. За плечами каждого - десятки успешных боевых вылетов. Нагрузку взяли полную: по 8 реактивных снарядов, 600 килограммов бомб, весь боекомплект для пушек и пулемётов. Уточнили и порядок нанесения удара. - После сброса бомб - сразу в облака, - заключил Михайличенко. Взлетели около полудня. До линии фронта шли на бреющем. Облака мешали подняться выше и в районе цели. К счастью, дождь прекратился, и видимость заметно улучшилась. Километра за 3 до подхода к станции заметили паровозные дымы. По ним - то залпом и пустили реактивные снаряды. Клубы белого пара и змейки огня, бегущие по вагонам, свидетельствовали о попадании. Самолёт вошёл в облака. Ни один снаряд зенитки не разорвался в небе Смелы. Противник не думал, что в такую погоду над станцией появятся штурмовики. А погода между тем стала улучшаться. Михайличенко тут же сообщил об этом на аэродром. Через несколько минут штурмовики пара за парой потянулись в сторону железной дороги, где пылали пожары и рвались боеприпасы. После обеда Михайличенко и Чечелашвили снова взяли курс на Смелу. Маршрут решили не менять. И за это жестоко поплатились. Над опушкой леса с земли ударили "эрликоны". Ведущий почувствовал удар снизу и сразу же заметил падение давления масла в двигателе. - Повреждён мотор ! - передал он ведомому, сбросил бомбы и пошёл в сторону линии фронта. Высота 150 метров. Кругом лес. А мотор почти не тянет. При подходе к Днепру мотор встал. И - о счастье ! - прямо по курсу показалась поляна. Но радость оказалась преждевременной. Лётчик принял за поляну старую вырубку, сплошь покрытую невысокими пнями. Однако выбора не было, и Михайличенко начал выравнивание, предварительно до отказа затянув привязные ремни. Сильный удар потряс штурмовик, как только он коснулся земли. Ремни лопнули, и лётчик ударился головой о приборную доску... Солько длилось забытье, не помнит, когда пришёл в себя, заметил человеческие фигуры в маскировочных халатах, ползущие к самолёту. Михайличенко приготовился к бою, но тут же услышал русскую речь. В этот момент около левой плоскости шлепнулась первая мина - немцы открыли огонь из миномётов. Едва Михайличенко и воздушный стрелок выпрыгнули из самолёта, как мины посылались одна за другой, и "Ильюшин" вспыхнул. Оказалось, что Михайличенко приземлился на только что захваченном нашими наземными войсками плацдарме на правом берегу Днепра... Осень и зима прошли в напряжённой боевой работе. Летали на "свободную охоту", на разведку, штурмовали аэродромы и танки врага. В одном из боевых вылетов им был сбит разведчик - корректировщик FW-189. А дело было так. Взлетели звеном на штурмовку танков. Появившись над целью на высоте 400 метров, штурмовики образовали круг и один за другим атаковали вражеские танки, которые расползались по лугу между стогами сена. На одном из заходов Михайличенко заметил ниже себя "раму", так в годы войны называли немецкий разведчик FW-189. Прижимаясь к земле, самолёт шёл на запад. Иван довернул штурмовик на новую цель и открыл огонь. Первая очередь прошла справа, вторая - сзади "рамы", а третья попала в фюзеляж. FW-189 развалился на куски... В полку Михайличенко считали не только мастером штурмовых ударов, но и воздушным следопытом. Однажды, в паре с Чечелашвили, он вылетел на разведку скопления войск. После перелёта линии фронта в одном из перелесков, по краю которого проходила железная дорога, Михайличенко увидел чуть заметную струйку дыма. Что бы это могло быть ? Развернулись и со снижением проскочили над лесом. В нём стоял искусно замаскированный бронепоезд. Не успели немецкие зенитчики развернуть свои установки, как реактивные снаряды, пущенные с "Илов", исковеркали паровоз, повредили несколько бронированных платформ. А ещё через десяток минут лётчики обнаружили и скопление живой силы противника. Остались позади вылеты над Корсунь - Шевченковским котлом, полёты на "свободную охоту" под Кировоградом. Фронт огненным валом катился на запад. В 1944 году Ивану Михайличенко 4 раза вручали боевые награды, в том числе орден Ленина с медалью "Золотая Звезда" Героя Советского Союза. Покрылись сединой виски, а он по - прежнему оставался молодым, горячим, с огнём комсомольским в груди. Рвался в бой, радовался каждому новому трудному заданию. Осенью, теперь уже командир эскадрильи, старший лейтенант Михайличенко одним из первых в полку начал летать на боевые задания ночью. Это сразу же потребовало поиска новых тактических приёмов боевого применения грозных машин. Сначала летали на 5-минутном временном интервале на высоте 600 - 800 метров. Однако этот боевой порядок оказался уязвимым. Стоило прожектору схватить штурмовик лучом, и зенитки сразу же открывали довольно точный огонь. Старший лейтенант Михайличенко предложил уменьшить временной интервал между самолётами, вылетать только парой. В этом случае как только самолёт ведущего попадал в луч прожектора, ведомый немедленно его "гасил". Боевые потери резко сократились, а эффективность ночных бомбардировок заметно возросла. Последние боевые вылеты Иван Михайличенко совершил в небе Берлина. Пожалуй, это были самые сложные полёты. Летать приходилось на малой высоте, а дым пожарищ поднимался до 300 - 400 метров. В один из апрельских дней эскадрилье Ивана Михайличенко было приказано нанести удар по скоплению войск противника, сосредоточенном в парке. Объект был сильно прикрыт зенитной артиллерией. Михайличенко выделил специальную группу подавления зенитных средств. Затем организовал встречу экипажей с лётчиками - истребителями прикрытия. Продуманы были порядок и направления захода на цель. В заданное время эскадрилья штурмовиков поднялась в воздух. Вот и район поиска. Техники не видно. Рядом с парком несколько домишек, два больших сарая. Михайличенко развернул самолёт и ударил из пушек по одному из сараев. И как будто он задел осиное гнездо. Зенитки ударили со всех сторон, из сараев выползли танки и мотнулись в сторону парка. Однако штурмовики подавили зенитную артиллерию и нанесли значительный урон танковой группе врага. После этого вылета на груди командира эскадрильи Ивана Михайличенко появился орден Александра Невского... Таких примеров боевых подвигов старшего лейтенанта Михайличенко можно привести много. Все они - свидетельство неукротимой энергии, мужества и боевого мастерства этого выдающегося мастера штурмовых и бомбардировочных ударов. В представлении к награждению И. X. Михайличенко второй медалью "Золотая Звезда" командир 141-го Гвардейского штурмового авиационного полка Гвардии майор Компаниец так характеризовал лётчика: "Тов. Михайличенко энергичный, инициативный, выносливый воздушный воин. Он, не зная страха и усталости, делая по нескольку вылетов в день в сложных метеорологических условиях на сильно насыщенные огнём зенитной и миномётно - зенитной артиллерии объекты противника, с большим рвением идёт в бой, каждый раз отлично выполняя все задания командования и нанося врагу большой урон в живой силе и технике. Бесстрашный лётчик - штурмовик, проявляющий мужество и героизм при каждом боевом вылете, он, как один из самых смелых и бесстрашных лётчиков, каждый раз посылается на выполнение самых сложных, самых ответственных боевых заданий, поставленных перед полком. Замечательный командир - руководитель личным примером мужества и героизма воодушевляет подчинённых на беспощадные схватки с врагом". 179 вылетов на уничтожение живой силы и техники врага - таков итог боевой работы лётчика - штурмовика, прошедшего фронтовыми дорогами до стен поверженного Берлина. В 48 воздушных боях он сбил 4 вражеских самолёта лично и 8 - в группе, 7 самолётов уничтожил на земле. После Великой Отечественной войны прославленный воздушный воин 17 лет прослужил в рядах Вооружённых Сил СССР, отдавая все свои знания и опыт воспитанию новых лётных кадров. В 1962 году И. X. Михайличенко уволился в запас. Живя в Москве, вёл большую военно - патриотическую работу с молодёжью. По материалам и с использованием фотографий с сайтов : "Календарь Истории" https://tunnel.ru
|