ДАННЫЙ САЙТ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОФИЦИАЛЬНЫМ И НАХОДИТСЯ В РАЗРАБОТКЕ - НА НЁМ ПРОХОДЯТ ТЕХНИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

27 августа - День Памяти Ии Сергеевны Саввиной

27 августа 2011 года скончалась Ия Саввина (75 лет). Советская российская актриса театра и кино. Народная артистка СССР. Лауреат Государственной премии СССР.

2 марта 1936 года в Воронеже родилась Ия Сергеевна Саввина- актриса театра и кино. Народная артистка СССР. Лауреат Государственной премии СССР.

 
Годы жизни:  02 марта 1936 — 27 августа 2011

Ия Саввина не была профессиональной актрисой: она закончила факультет журналистики и всегда мечтала работать по специальности. Но уже после первого спектакля ее начали приглашать играть и в театры, и в кино. Саввина исполнила несколько десятков ролей в кино и театре, о ней писали Фаина Раневская и Любовь Орлова. Актриса не только играла в кино, но и озвучивала персонажей мультфильмов, например Пятачка в советском «Винни-Пухе».

 
Ия Саввина родилась 2 марта 1936 года в Воронеже. Ее родители вскоре развелись, будущую актрису воспитывала мать — Вера Кутепова. В 1946 году они перебрались в деревню под Воронежем: Кутепову направили туда работать сельским врачом. Ия Саввина посещала местную школу. Ей нравилась литература, и Саввина мечтала стать преподавателем.

Школу Саввина закончила с золотой медалью, и у нее был шанс поступить в Московский государственный университет. Однако, когда она добралась до столицы, прием документов на филфак уже закрыли. Можно было подать документы на факультет журналистики, который в те годы только отделился от филологического.

Конкурс был сложным, на одно место — 13 медалистов. Многие не могли ответить на дополнительные вопросы, но Саввиной повезло. Экзаменаторы обратили внимание на ее необычное имя — в переводе с грузинского оно означало «фиалка», а после задали формальный вопрос — о любимом поэте. Саввина прочитала Маяковского, а на следующий день увидела себя в списках зачисленных.

Театром Ия Саввина увлекалась еще со школы, и в университете совмещала учебу с занятиями в драматическом кружке. В 1955 году сыграла в любительском спектакле «Машенька». После чего решила пойти в Студенческий театр МГУ, который уже в те годы ставил спектакли наравне с профессиональными коллективами. Первое время она служила там костюмером, а после стала пробоваться на маленькие роли. На репетициях Саввина познакомился со студентом-гидрогеологом Всеволодом Шестаковым. Они поженились, и в 1957 году в семье родился сын Сергей. Однако брак вскоре распался.

В 1958 году, когда подбирали актеров для нового спектакля Ролана Быкова «Такая Любовь», руководитель коллектива Константин Липский порекомендовал Саввину на главную роль — Лиды Матисовой.

Спектакль «Такая любовь» родился на бурном сломе времени, на подъеме общественной жизни; тогда в Политехническом стали устраивать вечера поэтов, Ефремову удалось создать «Современник», появились новые имена в режиссуре. В МГУ был приглашен молодой актер Московского ТЮЗа Ролан Быков, который в нашем коллективе нашел единомышленников. «Такую любовь» пересмотрела вся Москва.
Ия Саввина

В 1958 году Ия Саввина закончила факультет журналистики, защитила диплом по теме «Телевизионные передачи по вопросам литературы и искусства» и какое-то время работала по специальности — в издательстве и на телевидении. Актриса вспоминала: «После окончания университета я должна была работать в Детгизе, и была рада этой возможности, потому что обожаю детскую литературу, «проглатываю» все новинки».

 

После спектакля «Такая любовь» выпускницу журфака стали приглашать играть в театре и кино, но она не соглашалась: хотела работать по специальности. Но от главной роли в «Даме с собачкой» по рассказу Антона Чехова отказаться не смогла. На съемки Саввину позвал Алексей Баталов — он заметил актрису на постановке «Такой любви» и предложил прийти на пробы. Режиссер Иосиф Хейфиц решил, что Саввина отлично подойдет на роль Анны Сергеевны фон Дидериц, «дамы с собачкой». Этому назначению удивлялись. Людмила Гурченко вспоминала: «Лично меня искренне огорчило, что такую неприметную девушку берут на «даму». Саввина позже писала, что работа над «Дамой с собачкой» отняла у нее много сил. Театрального образования не было и актерскому мастерству приходилось учиться прямо на съемочной площадке. Она говорила: «Я — лучшая актриса среди журналистов».

Многие сцены из фильма снимали на набережной Ялты. Декораторы установили здесь деревянную копию старинной чугунной изгороди. Съемки проходили утром, на рассвете: в это время здесь почти не было отдыхающих.

Премьера картины прошла в январе 1960 года. Фильм показали и на Международном кинофестивале в Каннах — жюри присудило ленте приз «За гуманизм и исключительные художественные качества», а Саввина получила специальную награду за лучшую женскую роль. Картину отметили и на других конкурсах: «Юсси» в Финляндии, Международном смотре фестивальных фильмов в Лондоне. Алексей Баталов и Ия Саввина стали известны в стране и за рубежом.

 

В 1960 году Юрий Завадский пригласил Ию Саввину в Театр им. Моссовета, где она дебютировала в спектакле «Нора» по пьесе норвежского драматурга Генрика Ибсена. Позднее актриса вспоминала, что очень волновалась перед премьерой: «Заботами театра первый спектакль был обставлен как событие. Тут были и специальные афиши с крупно набранной шапкой: «Дебют артистки Ии Саввиной» (увидев, я чуть не умерла от страха)». После спектакля Саввина получила отзыв от знаменитой актрисы Любови Орловой, которая исполняла эту роль раньше: «Нора желает Норе успеха, бодрости духа, спокойствия. Тогда все будет хорошо. Обнимаю. Любовь Орлова». Спектакль много лет не выходил из репертуара театра.

Саввиной наравне с ведущими артистами театра стали давать главные роли в постановках. В 1965 году она сыграла в спектакле «Странная миссис Сэвидж», где ее партнершей по сцене была Фаина Раневская.

Это была первая встреча, в которой я полностью убедилась в том, что моя партнерша умна, талантлива. Для меня партнер самое главное. Она [Ия Саввина] была настолько правдива, настолько убедительна, что мне было трудно представить себе ее иной. Но тут же вспомнила пленительную «даму с собачкой» в кинофильме, вспомнила ряд других ее работ в кино и театре иного плана, и мне стало ясно, что я встретилась с большой актрисой большого дарования, и очень этому обрадовалась…
Фаина Раневская, «Судьба-шлюха»

В 1969 году в Театре им. Моссовета прошла премьера спектакля «Петербургские сновидения» по произведениям Федора Достоевского, в котором актриса исполнила роль Сони Мармеладовой. Поэт Павел Антокольский, который побывал на постановке, посвятил актрисе стихотворение «Сонечка Мармеладова. Ии Саввиной»:

Под пьяный гомон, гам и гик,
Под вопли низменных клевет, —
Для зрителей, для всех других
Сама в себе — ярчайший свет.
Она, как в храм, пришла на сцену,
К высокой роли не готовясь,
Чтобы свою назначить цену
На Достоевского, на совесть.

В то же время Саввина продолжала работать в кино: в 1967 году она сыграла Долли Облонскую в «Анне Карениной» и снялась в фильме Андрея Кончаловского «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж». Саввина называла эти роли главными в своей карьере. Актриса писала: «Я всегда мечтала сыграть женщину, противостоящую обстоятельствам. <…> Такова моя крестьянка Ася, такова и княгиня Долли — идеал толстовской женщины. Они дороги мне как прообразы, и я в долгу перед ними как актриса».

 

В 1969 году Ие Саввиной сделали необычное предложение. Режиссер Федор Хитрук пригласил работать над новым мультфильмом по книге Бориса Заходера «Винни-Пух и все, все, все». Заходер был любимым писателем ее сына, актриса хорошо знала его творчество, а «Винни-Пуха» и вовсе читала наизусть.

Всех дублеров в то время уже набрали, а с озвучиванием Пятачка возникли проблемы: никто из претендентов не устраивал Хитрука. Когда режиссер услышал голос Ии Саввиной, он сразу предложил ей этого персонажа.

Реплики Винни-Пуха зачитывал Евгений Леонов. Актриса часто вспоминала комичные случаи, когда сосредоточенный и трагичный, как Гамлет, Леонов, перед микрофоном произносил: «А не пора ли… подкрепиться?» или «Куда идем мы с Пятачком — большой-большой секрет».

Пятачка Ия Саввина решила озвучивать героя в стиле речи Беллы Ахмадулиной. Актриса любила слушать ее выступления поэтессы, пересматривала фильм «Живет такой парень» с ее участием. Персонаж мультфильма заговорил таким же хрустальным голосом и так же распевал слова. При монтаже запись ускорили, а тон повысили. Федор Хитрук позже вспоминал: «Это было стопроцентное попадание!»

После выхода мультфильма на экраны Белла Ахмадулина позвонила Саввиной: «Спасибо, что подложили мне не свинью, а прелестного поросенка».

 

В 1977 году художественный руководитель МХАТа Олег Ефремов пригласил Саввину присоединиться к его труппе. «Я пришла работать не в Художественный театр, а к Олегу Николаевичу Ефремову», — писала позже артистка. В этом театре Саввина дебютировала в спектакле «Дачники» режиссера Владимира Салюка. По словам Ефремова, вскоре она стала одной из основных актрис МХАТа и добавила его постановкам «чистого, интеллигентного звучания».

…Пройдя практическую школу, она на самом деле берет не столько мастерством и изыском, сколько своей богатой интуицией и талантом, отпущенным от Бога. <…> Ия Саввина — актриса, которая притягивает к себе людей. Что очень важно, просто необходимо в театре. С ней можно обо всем говорить всерьез. Спорить всерьез. И также всерьез посидеть за столом. Но превыше всего для нее — Театр.
Олег Ефремов (по книге «Буклет к юбилею»)

На сцене МХАТа ставили спектакли с участием актрисы: «Так победим!», «Заседание парткома». Часто Саввина играла в постановках по рассказам и пьесам Чехова — «Дяде Ване», «Вишневому саду» и другим, а в 1981 году совместно с другими актерами МХАТа она записала радиоспектакль «Чайка».

В 1990-х Ия Саввина приняла участие в проекте «Чехов и К°», который был посвящен столетнему юбилею МХАТа, играла в постановках «Новый американец» по произведениям Сергея Довлатова, «Кошки-мышки» и других. За главную женскую роль в спектакле «Рождественские грезы» режиссера Петра Штейна в 1999 году артистке присудили Высшую театральную премию Москвы — «Хрустальная Турандот».

 В 1979 году Ия Саввина снялась в фильме Эльдара Рязанова «Гараж», где впервые сыграла отрицательного персонажа — доктора наук Лидию Аникееву. Режиссер картины рассказывал в интервью, что работать с актрисой было легко: она ответственно подходила к съемкам, тщательно учила тексты и прекрасно вживалась в роль. «У меня была с ней только одна встреча в кино, но она запомнилась мне на всю жизнь», — вспоминал Рязанов.

В этом же году Саввина познакомилась со своим вторым мужем — актером и режиссером Театра на Таганке Анатолием Васильевым. Вместе они прожили больше 30 лет.

В 1980-х Саввину на съемки звали реже. В эти годы на экраны вышли два фильма с ее участием — «Слезы капали» и «Продлись, продлись, очарованье…».

В начале 1990-х годов Ия Саввина выпустила сборник «Статьи разных лет», в который вошли ее лучшие журналистские работы — интервью, киноведческие очерки, театральные рецензии.

В 1994 году Андрей Кончаловский решил снять картину «Курочка Ряба» — продолжение фильма 1967 года «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж». Он пригласил Ию Саввину на главную роль, но актриса отказалась.

Я стал свидетелем, когда, прочитав сценарий-продолжение, Саввина отказалась от съемок. <…> В новом фильме жизнь перечеркивала святость этой женщины, оставляя нас наедине с человеком раздавленным, озлобленным и жестким. Саввина согласиться с этим не могла. У нее ничего не бывает просто так. Живет она удивительно осмысленно, сохраняя во всех перипетиях достоинство.
Актер Дмитрий Брусникин, из публикации «Ия Саввина: жизнь по гамбургскому счету» в «Литературной газете», 2011

В 2000-х актриса снималась мало. Она сыграла в картинах «Постельные сцены» Кирилла Серебренникова, «Слушая тишину» Александра Касаткина и «Ты меня слышишь?» Петра Штейна.

27 августа 2011 года актрисы не стало. Похоронили ее на Новодевичьем кладбище в Москве.

По материалам сайта : "Календарь Истории" https://tunnel.ru 

и сайта: Саввина Ия Саввина Сергеевна (culture.ru)

Комитет по культуре администрации Минераловодского муниципального округа, Ставропольского края © 2024

Яндекс.Метрика