25 августа - "День двух подвигов" русских летчиков в Первой Мировой войне
25 августа 1914 года в ходе Первой мировой войны летчик, подъесаул В.М. Ткачев на «Ньюпорте» вылетел на разведку и на обратном пути, возвращаясь с ценной информацией, попал под ружейный обстрел. Одна из пуль пробила масляный бак. Понимая, что не сможет долететь до своих, летчик сполз на пол, ногой закрыл пробоину и в таком положении дотянул до русских позиций. Посадив аэроплан на поле и взяв коня, он поскакал в ближайший населенный пункт, где имелся телефон, и передал разведданные. Затем, спасая аэроплан от наступающих австрийцев, Ткачев с помощью солдат погрузил его на крестьянскую телегу и вывез из-под носа у наступающего неприятеля. В.М. Ткачев награжден орденом Св. Георгия 4-й степени, став первым в авиации георгиевским кавалером. В июле-декабре 1917 года генерал-майор Ткачёв Вячеслав Матвеевич был первым главнокомандующим ВВС России.
25 августа 1916 года командир 2-го истребительного авиаотряда Евграф Крутень в бою над городом Несвиж подбил немецкий "Альбатрос", одержав свою первую победу. Ученик Нестерова сбил в последующих боях свыше 15 самолетов противника.
Евграф Николаевич Крутень (1890-1917) – русский военный лётчик, Георгиевский кавалер, капитан авиации Русской императорской армии, в Первую мировую войну – ас истребительной авиации. Военный теоретик, основоположник тактики истребительной авиации, военный писатель и публицист.
Ткачёв Вячеслав Матвеевич (1885-1965).
Родился Вячеслав Ткачёв 24 сентября (6 октября) 1885 года в станице Келермесской, Майкопского отдела Кубанской области (нынешняя Адыгея) в семье войскового старшины. Отец, Матвей Васильевич, в Крымскую войну 1853-1856 годов получил орден Святого Георгия 4-й степени и дослужился до звания войскового старшины. Дед Василий отличился в 1829 году при взятии турецкой крепости Анапа и был удостоен личного дворянства.
30 июня 1906 года по окончании училища был выпущен хорунжим во 2-ю Кубанскую казачью артиллерийскую батарею, а летом 1908 года переведен в 5-ю Кубанскую казачью батарею. 6 мая 1909 года высочайшим приказом за выслугу лет произведен в сотники.
6 сентября 1910 года сотник Ткачёв определен офицером-воспитателем в Одесском кадетском корпусе. Увидев в одесском небе полеты аэроплана увлекается авиацией и с разрешения начальства поступает в частную авиашколу, в которой учится в свободное от службы время.
В 1911 году окончил авиашколу Одесского аэроклуба. Получив диплом гражданского пилота, Ткачёв добивается в октябре направления на учёбу в Севастопольскую офицерскую школу авиации Отдела Воздушного Флота (СОША ОВФ).
11 декабря 1912 года сдал экзамен на звание летчика в СОША ОВФ и 5 января 1913 года получил назначение в 7-ю воздухоплавательную роту. После расформирования 7-й воздухоплавательной роты в июне 1913 году принял участие в формировании первой крупной авиационной единицы русской армии — 3-й авиационной роты в Киеве, где затем проходил службу в 11-м корпусном авиаотряде вместе с Петром Нестеровым. 5 октября 1913 года высочайшим приказом произведен в подъесаулы со старшинством с 22 апреля 1913 года.
12 (25) октября 1913 года он совершает рекордный перелёт на «Ньюпоре» по маршруту Киев — Одесса — Керчь — Тамань — Екатеринодар общей протяженностью в 1500 верст. Несмотря на неблагоприятную осеннюю погоду и другие тяжелые условия, Ткачёв блестяще выполнил и эту задачу, за что Киевское общество воздухоплавания присудило ему золотой знак «За наиболее выдающийся в России в 1913 году перелёт».
10 марта 1914 года откомандирован в 4-ю авиароту по её формировании, и в тот же день подъесаул Ткачёв назначен командиром XX авиационного отряда, приданного штабу 4-й армии. В начальный период войны Ткачёв совершил несколько очень важных для русского командования разведывательных полётов за что Приказом армии Юго-Западного фронта от 24 Ноября 1914 года за № 290 был награждён орденом Святого Великомученика и Победоносца Георгия IV степени (первый среди лётчиков).
В декабре 1914 года на участке Юго-Западного фронта командир авиационного отряда подъесаул В.М.Ткачёв, имея при себе из оружия лишь пистолет «Наган», первым среди русских пилотов, атаковал немецкий аэроплан «Альбатрос» и своими действиями заставил противника ретироваться.
В период с 4 по 7 июня 1915 года — несмотря на явную опасность для жизни от губительного огня зенитных батарей, он неоднократно пробивался в тыл неприятеля, собирая важные сведения. Встретившись с немецким аэропланом, вооружённым пулемётом, вступил с ним в поединок и обратил его в бегство.
4 июля 1915 году, производя воздушную разведку в районе рек Лины и Стыри, вскрыл сосредоточение сильной ударной германской группировки.
1 августа 1916 года В.М.Ткачёв сбил австрийский аэроплан «Авиатик», причём аппарат и оба лётчика попали в руки русских воинов.
В 1916 году — войсковой старшина и начальник 11-го авиадивизиона (с 21 апреля 1916), а затем — инспектор авиации Юго-Западного фронта (с 3 сентября 1916). Награждён Золотым оружием «За храбрость» (10 сентября 1916 года).
11 января 1917 года высочайшим приказом от 20 декабря 1916 года из войскового старшины переименован в подполковники с зачислением по инженерным войскам. После Февральской революции Ткачёв занимает пост начальника Авиаканца (Авиационная канцелярия).
9 июня 1917 года Ткачёв был назначен начальником Полевого управления авиации и воздухоплавания при Штабе Верховного Главнокомандующего, сокращенно — авиадарм (авиация действующей армии, с 26 июня 1917 года), по сути — глава авиации России.
В 1917 году Ткачёв завершил работу над первым в своем роде в истории развития русской авиации пособием — «Материалы по тактике воздушного боя», составленным на основании боевой практики в Луцком районе осенью 1916 года. В этом документе, как показал дальнейший ход событий, он заложил фундамент для развития тактики истребительной авиации в России.
25 августа 1917 года за боевые заслуги произведен в полковники.
19 ноября 1917 года, узнав о предстоящем занятии Ставки главковерха прибывшими петроградскими солдатами во главе с новым Верховным Главнокомандующим прапорщиком Крыленко, Ткачёв подал рапорт об отставке, а на следующий день, не дожидаясь ответа, самовольно уехал на фронт. В оставленной записке он обратился к Председателю авиасовета с заключительным возванием, которое стало по сути реквиемом русскому Военно-воздушному флоту:
«Председателю авиасовета.
Захват Ставки большевиками поставил меня в безвыходное положение. Передо мною стояла проблема: остаться на занимаемой должности, подчиниться Крыленко и таким образом принять участие в том государственном разрушении, которое несут с собой захватчики власти, или же отдать себя на милость победителей, выразив им свое неподчинение. Впрочем, разрешение данного вопроса первым способом не могло совершенно иметь места, так как по имевшимся у меня данным, я должен был быть арестованным даже независимо от того, подчиняюсь ли я самозванцу Крыленко или нет. Таким образом, с появлением большевиков в Ставке я погибал для авиации. Считая своим нравственным долгом перед Родиной в ее тяжелые дни испытаний работать, борясь всеми силами и средствами с ужасным ядом, несущимся преступниками народа и государства — большевиками, а не сидеть под арестом, я подал рапорт 19 ноября Начальнику Штаба с просьбой об увольнении меня от занимаемой должности и о назначении моим заместителем одного из следующих кандидатов: полковника Коновалова, Степанова или Кравцевича и, сдав временно должность полковнику Нижевскому, 20 ноября я покинул Ставку, подав рапорт об отъезде на фронт. В лице Авиасовета, я каюсь перед всей родной мне авиацией в своих страданиях теперь. Меня можно упрекнуть за то, что я в тяжелую минуту покинул свой ответственный пост, но этим я ускорил свой уход только на несколько часов. Я прошу Авиасовет прийти на помощь моему заместителю всем своим авторитетом и возможными средствами для спасения авиации от полного развала. Молю сохранить для будущей обновленной России хотя бы ячейку, которая послужит началом для будущего мощного воздушного флота.
Подписал Полковник Ткачев.»
В декабре 1917 года В.М.Ткачёв, опасаясь расправы со стороны революционно настроенных солдат и матросов, бежал на Кубань, с двумя арестами и побегами по пути.
В начале 1918 года участвовал рядовым в боях белого партизанского отряда полковника Кузнецова против войск Северо-Кавказской Советской республики. Отряд должен был прикрывать переправу через Кубань главных сил под командованием В.Л.Покровского, но в силу сложившихся обстоятельств был окружен, и Вячеслав Матвеевич оказался в плену у красных. С марта по август 1918 года полковник Ткачёв находился в Майкопской тюрьме, а 7 сентября большевики были выбиты из Майкопа, после чего Ткачёв поступил в распоряжение Краевого правительства. Поскольку авиации у белых практически не было, то Вячеслава Матвеевича в качестве войскового старшины Кубанской чрезвычайной миссии отправляют на Украину, к гетману Павло Скоропадскому. История умалчивает, насколько удачной была эта миссия, но, во всяком случае, ему удалось кое-что добыть из авиационного имущества, поскольку после возвращения в Екатеринодар он приступил к формированию 1-го Кубанского авиаотряда, а с 12 декабря его назначают командиром вновь созданного Кубанского авиационного отряда. Отряд к тому времени уже имел 8 самолетов с соответствующим числом летчиков, и около 150 обслуживающего рядового состава. Сражался с Красной Армией, был ранен под Царициным, выздоровел, вновь вернулся в строй.
В мае 1919 года авиаотряд Ткачёва поддерживал Кавказскую Добровольческую армию Врангеля в боях с 10-й армией РККА. Авиаотряд, под начальством испытанного лётчика полковника Ткачёва работал энергично и точно: ни одно движение противника не оставалось незамеченным. Куда бы ни уехал Командующий, где бы ни остановился, везде разыскивали его воздушные птицы по георгиевскому штандарту. Один за другим спускались пилоты к штабу, докладывали сведения о противнике и, получив новую задачу, снова взвивались на воздух.
Командующий Кавказской армии высоко оценил способности Ткачёва и 8 мая 1919 года он назначается начальником авиаотряда Кавказской армии, к тому же ему фактически подчинили 4-й Добровольческий авиаотряд, 4-й Донской самолетный и даже 47-й авиадивизион, состоявший из английских добровольцев, а 19 мая произвели в генерал-майоры, хотя официально это звание было подтверждено лишь в начале 1920 года. В 1920 году Ткачёв командует авиаотрядом Кубанской армии, одновременно являясь (с 1919 года) членом Кубанского краевого правительства по внутренним делам.
В апреле 1920 года В.М.Ткачёв назначается начальником авиации Вооруженных Сил Юга России, а после отставки командующего Добровольческой армии Деникина 28 апреля 1920 года — начальником авиации Русской армии генерал-лейтенанта Врангеля. Есть версия, подтвержденная со стороны белых полетным донесением, а со стороны красных устными рассказами участников событий, что во время одного из боёв этой компании В.М.Ткачёв встретился в воздухе с командиром 213-го Казанского отряда 13-й Армии Петром Межераупом. Это произошло неподалеку от Мелитополя. Ткачёв, возглавлявший группу из 6 DH-9 (de Havilland), был атакован парой «Ньюпоров», один из которых пилотировал Межерауп. После воздушного боя, продолжавшегося в течение 45 минут (самолёт Ткачёва был повреждён в 5 местах), обе стороны вышли из боя и направились на свои базы.
В.М.Ткачёв был награждён союзниками за воинскую доблесть английским военным орденом DSO (англ. Distinguished Service Order). А 22 июня 1920 года одним из первых представителей Белого движения был награждён орденом Св. Николая Чудотворца 2-й степени.
После краха Белого движения генерал Ткачёв, наставляя своих учеников, говорил: «Авиатор без дела не останется, но имейте в виду: мы должны поступить в авиацию такого государства, которое никогда не будет воевать с нашей Родиной». Вячеслав Матвеевич вынужден был эмигрировать сначала в Турцию, откуда он перебрался в Сербию и некоторое время служил в инспекции авиации Королевства СХС. Поскольку формально Русская армия не распускалась, карьера Ткачёва продолжалась: в 1922 году он получил звание генерал-лейтенанта и должность генерал-инспектора, а в 1927 году стал первым и единственным генералом от авиации.
В Югославии В.М.Ткачёв проявляет большую заботу по устройству русских летчиков, являясь с 1924-го по 1934 год председателем общества воздушного флота 4-го отдела Русского общевоинского союза (РОВС). Работает в Русской Сокольской организации (ставящей целью физическое и духовное совершенствование русского народа как части единого славянского мира), других эмигрантских организациях, служит в Штабе инспекции югославской авиации.
После отставки в 1934 году Вячеслав Матвеевич поселился в Нови Саде, преподает в русской мужской гимназии. Здесь он становится основателем и первым старостой Сокольского общества. В 1937 году Ткачёв официально получает гражданство Югославии. С 1938 по 1941 год он является редактором журнала «Пути Русского Сокольства» — органа Краевого Союза Русского Сокола в Югославии.
В 1941 году он стал походным атаманом Кубанского казачьего Войска, участвует в формировании казачьих подразделений Русского корпуса. На параде 29 октября 1941 года, посвященном прибытию в Белград Гвардейского дивизиона, он обратился к казакам со следующими словами: «Прибывший Гвардейский Дивизион свершил небывалый в истории народов подвиг, сохранив себя в течение 20 лет эмигрантского безвременья. Обостренное чувство долга, преданность и верность своим штандартам, как символу утерянной Родины, вписали в историю Русской Армии и Казачества бессмертную страницу».
В начале Второй Мировой войны Вячеслав Матвеевич перебирался в Белград, где стал преподавать тактику воздушных сил на организованных в Белграде Высших военно-научных курсах генерала Н.Н.Головина, на которых проходили обучение офицерские кадры Русского Корпуса. По отзывам современников, читаемый им курс лекций имел «особую солидность и ценность».
Позднее он отстранился от антисоветской деятельности, отошёл от участия в многочисленных эмигрантских организациях, проявил демонстративное несотрудничество с оккупировавшими страну фашистами и работал преподавателем в школах. Из дневника В.М.Ткачёва: «Немало разочарований пришлось мне пережить в стане белых. Я не нашел того, что ожидал. Но жребий был брошен. И как впитавший в себя с детства дух дисциплины, я подчинился власти на Юге России и добросовестно исполнял все даваемые мне поручения. Таким образом, не шкурные соображения, не политические убеждения, а только лишь чувство патриотизма толкнуло меня еще в 1917 году на антисоветский путь. А в результате я 24 года, тоскуя по Родине, прожил эмигрантом в Югославии.»
Когда в октябре 1944 года к Белграду подходили советские войска, В.М.Ткачёв наотрез отказался эвакуироваться. Для себя решил: пусть лучше расстреляют свои, чем искать прибежище в стане врага. 20 октября 1944 года Вячеслав Матвеевич был арестован СМЕРШем 3-го Украинского фронта. Был отправлен в Москву, на Лубянку, где 4 августа 1945 года по приговору военного трибунала осужден на 10 лет по статье 58. Жену его в СССР депортировать не стали и через несколько лет после войны она оказалась под Парижем в доме престарелых.
Отсидев в лагерях ГУЛАГа 10 лет, 11 февраля 1955 года был выпущен без права жительства в больших городах. Получив гражданство СССР, поселился на Кубани, в Краснодаре, где работал в артели инвалидов-переплетчиков им. Чапаева за 27 рублей 60 копеек. Подрабатывал — писал заметки в газеты, книгу «Русский сокол» о своем друге — Нестерове. В 1956 году его разыскала жена, звала его к себе, и вроде даже была возможность уехать, но он написал ей: «Мне слишком дорого далась Родина, лучше ты ко мне переезжай». Так они и не встретились больше.
Умер В.М.Ткачёв 25 марта 1965 году в нищете в Краснодаре. Похоронен на Славянском кладбище.
Тридцать лет спустя после кончины Вячеслава Матвеевича Ткачева Родина воздала русскому летчику по заслугам. 23 сентября 1995 года в связи со 110-летием со дня рождения на доме N 82 по улице Шаумяна в Краснодаре, где он жил последние годы, Главнокомандующий ВВС РФ генерал-полковник авиации Петр Дейнекин в торжественной обстановке открыл мемориальную доску, На митинге выступили атаман Союза казаков России Александр Мартынов, глава администрации Краснодарского края Евгений Харитонов, курсант Краснодарского ВВАУЛ Алексей Дьяченко. Были отданы воинские почести. В небе над центральной площадью города продемонстрировала свое летное искусство пилотажная группа «Стрижи».
Время вернуло из забвения имя прославленного русского летчика Вячеслава Ткачева. Большую роль в восстановлении исторической правды в отношении земляка сыграло Всекубанское казачье войско. В Краснодаре Ткачеву собираются поставить памятник. Однако лучшим памятником ему станут его книги, которые обязательно будут изданы и найдут своего читателя.
В Российской Федерации посмертно изданы мемуары генерала В.М.Ткачева, однако некоторые историки указывают на то, что эти мемуары были в значительной степени сфальсифицированы советскими цензорами.
Награды:
-орден Св. Станислава 3-й степени (6 мая 1910 г.);
-орден Св. Анны 3-й степени (14 февраля 1913 г.) высочайшим приказом пожалован за окончание ОША ОВФ;
-орден Св. Владимира 4-й степени с мечами и бантом (25 февраля 1915 г.) «за отличие в делах против неприятеля с 27 сентября по 27 октября 1914 года»;
-орден Св. Анны 4-й степени с надписью «За храбрость» (1 августа 1915 г.) Приказом войскам 4 армии № 1077 «за отличие в делах против неприятеля за период боёв с 1 декабря 1914 года по 1 июня 1915 года»;
-орден Св. Анны 2-й степени с мечами (10 декабря 1915 г.) Приказом по 12-й армии 10 дек. № 158 «за отличие в делах против неприятеля при штабе Рижского укрепленного района»;
-орден Св. Станислава 2-й степени с мечами (24 декабря 1915 г.) Приказом по армиям ЮЗФ от 16 мая 1915 года № 637;
-орден Св. Георгия 4-й степени (2 июля 1916 г.) «Высочайшим приказом от 3 февраля 1916 года … Утверждается пожалование 24 ноября 1914 года … Ордена Св. Великомученика и Победоносца Георгия Кубанской казачьей батареи Подъесаулу Вячеславу Ткачеву за то, 12-го августа 1914 года произвёл смелую и решительную воздушную разведку в районе Люблин — Бельжице — Ополе, Юзефовка — Аннаполь — Боров — Госцера — Дово — Уржендова — Красник — Люблин, проник в тыл и фланги неприятельского расположения и, несмотря на действительный огонь противника по аппарату, сопровождавший его в течение всего полета и повредивший жизненные части аппарата, с исключительной находчивостью, доблестным присутствием духа и беззаветным мужеством выполнил возложенную да него задачу по раскрытию сил и определению направления движения колонн противника, вовремя доставил добытые разведкой сведения первостепенное важности и тем способствовал принятию стратегических решений, приведших к одержанию решительного успеха над противником.»
-Золотое Георгиевское оружие «За храбрость»(10 сентября 1916 г.) «За успешные разведки 19, 21 и 27 июня 1916 года, когда сведения полученные им дали возможность взять в плен до 30 тысяч человек под Берестечно…»
-Орден Св. Николая Чудотворца 2-й степени 22 июня 1920 года Приказом Главн-го №3294.
Иностранные:
-французский Военный крест 1914-1918 (31/13 ноября 1917)
-британский Орден «За выдающиеся заслуги» (DSO).
Труды:
Ткачёв В.М. (Сост.) Материал по тактике воздушного боя. Фото-лито-типография при Канцелярии Полевого ген.-инспектора Военно-воздушного флота.
Ткачёв В.М. Вопросы тактического применения авиации в маневренной войне // Военный сборник. Кн. 1. Белград, 1921. — С. 121-136.
Ткачёв В.М. Тактика воздушных сил. Курс, читанный на Высших Военно-Научных Курсах Генерала Н. Н. Головина в Белграде 1939-1943 гг. — Белград, 1943, II с. тит.л.
Ткачёв В.М. Я пробую крылья. / С предисл. М. Андриасова. — Огонёк, 1964, № 12. — С. 12-14, ил.
Ткачёв В.М. Крылья России. Воспоминания о прошлом русской военной авиации 1910-1917 гг. — Издательство: Новое культурное пространство Санкт-Петербург, 2007.
В.М.Ткачев ставит летчику боевую задачу. Рига, сентябрь 1915 г.
Слева на право: прапорщики Федоров и Кособрюхов, есаул Ткачев, поручик Бржезовский, лейтенант Дыбовский, поручик Журавлев. Карчевице, 1915 г.
Евграф Николаевич Крутень (1891-1917).
Русский теоретик и новатор в области истребительной авиации, «Русский витязь» воздушного боя…
Окончив Киевский кадетский корпус, потом Константиновское артиллерийское училище, Евграф Крутень поступил на службу в четвертую конно-артиллерийскую дивизию. Константиновское артиллерийское училище окончил в 1911 году и получил звание прапорщика и сразу был направлен в 4-ю конно-артиллерийскую батарею Киевского военного округа. Уже через год Е.Н.Крутень стал подпоручиком и получил перевод во 2-ю батарею второй конно-горной дивизии.
В июне 1913 года, будучи в звании поручика, Евграф Крутень получил должность наблюдателя на осенних ежегодных маневрах Киевского военного округа. Это была первая попытка совместных боевых действий артиллерии и авиации. Именно отсюда и начался славный путь Крутеня в авиации: он зачисляется в 11-й авиационный отряд под руководством штабс-капитана П.Н.Нестерова.
Тогда-то Евграфом Николаевичем и было принято окончательное решение стать летчиком. После полетов на разведывательные задания вместе с Петром Нестеровым, наблюдения за выполнением первой в мире «мертвой петли», сомнений в собственном предназначении у Евграфа Крутеня больше не оставалось. Он начинает писать рапорты руководству с просьбами о переводе в авиацию. Заручившись рекомендацией Петра Нестерова, Евграф Крутень поступает в Офицерскую воздухоплавательную школу, где проходит обучение в Авиационном отделении. В 1914 году Евграф Николаевич оканчивает летную школу с отличием, получив первый разряд.
Летному делу он обучается на французском самолете «Farman F.XVI». Е.Н.Крутень, вместе с поручиком А.А.Кованько, участвует в перелете Гатчина — Псков — Рига — Ревель — Гатчина. Перед самым окончанием летного курса, 23 августа 1914 года Евграф Крутень дважды выполняет «мертвую петлю», или «петлю Нестерова», на французском разведывательном самолете «Farman HF.XX». Через два дня после этого в воздушном бою трагически погибает его учитель штабс-капитан Петр Нестеров.
Когда началась Первая Мировая Война, Евграф Крутень сразу проявляет себя в качестве отважного боевого пилота. На фронт Е.Н.Крутень прибывает в сентябре 1914 года, и воюет сначала в 21-м корпусном, куда его направляют 27 октября 1914 года, а потом во 2-м армейском авиаотрядах.
Крутень летал на двухместном французском биплане «Voisin LA», блестяще выполняя разведывательные и бомбометательные задания. 5 апреля 1915 году Евграф Крутень впервые в истории авиации организует и осуществляет групповой ночной полет в тыл противника, получает важные сведения о вражеском расположении, направляет с воздуха артиллерийский огонь. Узнав про жестокую расправу немецких летчиков над русскими санитарными поездами и госпиталями, Крутень возглавляет «Налет возмездия» и лично сбрасывает шесть бомб на вражеские укрепления.
12 ноября 1916 года Евграфа Крутеня назначают командиром 2-го армейского авиаотряда. Весной 1916 года он командируется на Московский авиационный завод «Дукс» для опытного испытания новых самолетов. Именно в этот период Крутень и начал выступать с инициативой создания специализированных истребительных отрядов. Отважно атакуя неприятельские самолеты, Крутень приходит к выводу о необходимости существования отдельных истребительных аппаратов и подразделений.
Вернувшись на фронт, Евграф Крутень летает на самолете «Voisin LA», первом летательном аппарате, оснащенным пулеметом. Недостатком самолета был его большой вес, что существенно усложняло задачу ведения воздушного боя. Но Евграф Николаевич не сдавался, и 6 марта 1916 года он атаковал и сбил свой первый вражеский самолет.
Уже через месяц было принято решение о создании первых истребительных подразделений. 24 мая 1916 года Приказом Управления военно-воздушного флота штаб-капитан Е.Н.Крутень назначается на должность командующего 2-м авиационным отрядом истребителей. После 1916 года таких отрядов в России было уже двенадцать. 7 августа истребительный авиаотряд Евграфа Крутеня передислоцирован под город Несбиш, а через три дня Евграф Николаевич Крутень сбивает свой второй вражеский самолет «Альбатрос С.III», совершив после этого вынужденную посадку за пределами 9-го армейского корпуса Русской Армии.
Еще через три дня Крутень сбивает «Румплер C.I.», который осуществлял разведывательную операцию возле железнодорожной станции Столбы. Крутень вынудил вражеский самолет к посадке, нанеся повреждения в область радиатора машины. Немецкий экипаж был взят в плен. Это случай имел широкий резонанс в прессе: Евграф Крутень стал по-настоящему популярным и известным летчиком-героем.
С огромным воодушевлением Евграф Николаевич занимался организацией авиаотряда, обучением пилотов правилам воздушного сражения. Его отряд базировался вблизи города Броды (Львовская область). Летчики Крутеня летали на истребителях «Ньюпор XXI», имевших скорость 150 км/ч. В самые короткие сроки авиагруппа стала настоящей угрозой для немецкого противника: это был крепкий боевой коллектив асов воздушного боя. 30 июля 1916 года команда Евграфа Крутеня побеждает в бою в первый раз, через два дня после этого — новая блестящая победа.
В ноябре 1916 года Е.Н.Крутеня вместе с Орловым, Барковским, Свешниковым и Кежуном отправляют во Францию для изучения новых самолетов и боевого опыта союзников. Там Евграф Крутень воюет в эскадрилье «Аистов» группы А.Брокара (GC 12). За один боевой месяц Крутень сбивает 3 вражеских самолета. Одновременно с боями в воздухе, Евграф Крутень штурмовал позиции противника и осуществлял разведывательные вылеты. Евграф Крутень сближается с французским коллегой, летчиком Ж.Гиннемером, оказавшим большее влияние на становление Крутеня как тактика воздушного боя. За боевые заслуги во Франции, Е.Н.Крутень был награжден «Боевым Крестом с пальмовыми ветвями». Уже на тот момент Евграф Крутень, так же как и Петр Нестеров, стал одним из пионеров тактики воздушного истребительного боя.
В 1917 году, в марте, Евграф Крутень возвращается в Россию. 19 апреля 1917 года его назначают командиром 2-й боевой юго-западной авиационной группы, в которую входили 3-й, 7-й и 8-й корпусные отряды. У каждой из групп имелся персональный опознавательный знак на корпусе самолета. У 3-го отряда это была голова индейца, у 7-го – голова орла, у 8-го – червовый туз. В отряде у Крутеня был непререкаемый авторитет, и при этом самое теплое отношение со стороны подчиненных. Евграф Крутень обладал замечательным профессиональным качеством: сочетание храбрости и летного мастерства, Евграф Николаевич Крутень просто поражал своей боевой отвагой и умением вести бой.
Первоначально Евграф Крутень совершал полеты на «Ньюпоре-17» с двигателем «Le Rhone» объемом 80 литров, а после – на «Ньюпоре-24» с объемом двигателя 120 литров. На борту этого самолета была нарисована голова витязя Ильи Муромца в профиль в древнем шлеме. На этом самолете Крутень был опасен как никогда, известны случаи когда вражеские авиаторы уходили от прямого сражения, несмотря на численное превосходство.
Прием воздушного боя, разработанный Крутенем, заключался в следующем: он поднимался выше самолета противника и резко атаковал его со стороны солнца. После этого он опускался на 50-100 метров ниже вражеского самолета и, находясь в невидимой зоне («мертвом конусе»), стрелял по противнику пулеметной очередью.
Евграф Крутень, скромный в быту человек, не имел себе равных в воздушном сражении, при этом он оставался гуманным даже по отношению к противнику. Известен случай, когда Евграф Николаевич, сбив самолет противника, постарался как-то передать информацию о его гибели семье погибшего.
Интересен такой случай из боевой жизни Евграфа Крутеня: на высоте 3000 метров в его самолете закончился бензин. Но по дороге на аэродром, летчик встречает машину немецкого противника, и не раздумывая ни секунды, атакует и уничтожает врага, не имея в баке ни капли горючего.
У Евграфа Крутеня была своя собственная тактика ведения воздушного боя – он не только был образцом мастерства и мужества, но и разработчиком научной базы тактики ведения сражения в воздухе. На счету Евграфа Крутеня – 20 способов атаки вражеских самолетов как одиночных, так и парных или групповых, описанные в брошюре «Воздушный бой». Этот труд он разработал еще и на основании опыта французского летчика Ж.Гиннемера. Именно Евграф Крутень первым предложил вести парные военные операции, справедливо считая пару самолетов эффективным боевым средством.
Е.Н.Крутень автор 9 научных работ по истребительной авиации. Среди трудов Крутеня такие брошюры: «Наставление лётчику-истребителю», «Воздушный бой», «Военная авиация во Франции», «Что думалось в Лондоне», «Нашествие иноплеменников», «Кричащие нужды русской авиации». В этих научных трудах Евграф Крутень описывает основные требования к истребительному самолету: хорошие показатели скорости как в вертикальном, так и в горизонтальном направлениях; высокая маневренность; возможность подниматься на большую высоту. В «Нашествии иноплеменников» Евграф Крутень критикует чрезмерное восхищение иностранными тактиками ведения боя, заслуженно полагая, что русская авиационная школа имеет больше объективных достоинств.
6 июня 1917 года, при посадке на аэродром возле деревни Плотычи Тарнопольской области (прежнее название Тернополя) без горючего в баке, капитан Е.Н.Крутень на самолете «Ньюпор-17» срывается в штопор и разбивается. В этот день Крутень сбил свой последний вражеский самолет «Фоккер», защищая разведывательный самолет «Вуазен» от нападения трех австрийских истребителей. Погибшему Евграфу Крутеню не было и 27 лет.
После Петра Нестерова, Евграф Крутень был одним из самых лучших боевых летчиков-истребителей. Истинная причина трагедии так и не была установлена: то ли отказала система управления самолетом, поврежденная в бою, то ли окончательно износился мотор, то ли проявилось боевое ранение Крутеня, помешавшее справиться с управлением.
Евграф Николаевич Крутень, так же как его учитель и кумир Петр Нестеров, был похоронен в Киеве на кладбище при Вырубецком монастыре недалеко от Никольской военной школы. Крутеня посмертно представили к званию подполковника и к ордену Святого Георгия 3-й степени. Второму авиационному отряду присвоили имя его отважного командира – Евграфа Крутеня. В память о герое-авиаторе была учреждена специальная медаль с изображением Крутеня. Мать Евграфа Николаевича организовала специальный Фонд имени Евграфа Крутеня, счет которого был открыт в одном из банков города Могилев, она также добилась именной стипендии для выпускников военных учебных заведений.
Согласно данным из различных источников, Евграф Крутень сбил в воздушных боях от 7 до 17 самолетов противника. Евграф Николаевич Крутень был награжден несколькими орденами: Золотым Георгиевским оружием, орденом Святой Анны 4-й степени с мечами, орденом Святого Станислава 2-й и 3-й степени, орденом Святого Владимира 4-й степени с мечами, орденом Святого Георгия 4-й степени, французским Военным Крестом с пальмой. Как уже упоминалось, Евграф Крутень был представлен посмертно к Ордену Святого Георгия третьего класса.
Евграф Николаевич Крутень – выдающийся русский авиатор, один из лучших асов в истории авиации, автор трудов о тактике ведения воздушного боя, основоположник истребительной авиации, отважный герой и профессиональный боевой командир. Вклад Крутеня в историю русской авиации невозможно переоценить.
Биографическая справка:
С 1908 года по 1911 год обучался в Константиновском артиллерийском училище.
06.08.1911 г. выпущен в 4-ю конно-артиллерийскую батарею.
05.04.1912 г. переведен во 2-й конно-горный артиллерийский дивизион.
06.08.1913 г. командирован в 3-ю авиационную роту,
19.01.1914 г. — командирован в Авиационный отдел Офицерской воздухоплавательной школы.
С 18.08.1914 г. — младший офицер, летчик Авиационного отделения особого назначения.
24.09.1914 г. прикомандирован к 21-му корпусному авиационному отряду.
С 25.03.1915 г. — старший офицер 2-го армейского авиационного отряда.
С 25.05.1915 г. — и.д. начальника того же отряда.
С 24.05.1916 г. — командир 2-го авиационного отряда истребителей.
В конце ноября 1916 года командирован во Францию для изучения боевого опыта союзников и освоения новых самолетов истребительного типа. Состоял в одной из эскадрилий группы воздушного боя капитана А.Брокара. Совместно с французскими авиаторами совершал боевые вылеты в районах Амьена и Нанси.
В марте 1917 года возвратился в Россию.
С 18.04.1917 г. — командир 2-й боевой авиационной группы. Написал пособие по ведению воздушного боя.
6 июня 1917 года погиб, возвращаясь из разведки разбился, при посадке на отрядном аэродроме. В телеграмме в Авиаканц (Авиационную Канцелярию) об обстоятельствах гибели капитана Евграфа Николаевича Крутеня сообщалось: «…Разбился насмерть вследствие перехода самолёта в штопор на высоте 20-30 метров после крутого поворота.»
Чины и звания:
Подпоручик — 06.08.1911 г.
Поручик — 31.08.1913 г.
Военный летчик — 24.09.1914 г.
Штабс-капитан — 26.05.1915 г. «за многочисленные разведки в исключительно трудной обстановке в период с 22 марта 1915 г. по 1 июля 1915 г.»
Капитан — 01.02.1917 г.
Награды:
-орден Святого Станислава 3-й степени — ВП от 03.04.1915 г. «за труды по организации Авиационного отделения особого назначения»;
-орден Святой Анны 4-й степени с надписью «За храбрость» — 1915 г. «за сбитие немецкого аэроплана»;
-орден Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом — ВП от 11.06.1915 г. «за многочисленные, сопряженные с опасностью для жизни разведки тыла противника и бросание большого числа бомб за период с января по март месяц 1915 г.»;
-орден Святого Георгия 4-й степени — ВП от 29.08.1916 г. «за то, что, будучи начальником 2-го армейского авиационного отряда, 22-го июля 1915 г., вылетев на самолете с наблюдателем, захватив несмотря на неблагоприятные условия погоды 8 бомб, выполнил воздушную разведку, во время которой подвергся сильнейшему огню неприятельской легкой и тяжелой артиллерии, пробившему аппарат в восьми местах. Несмотря на порчу мотора, долетел до намеченной цели и сбросил две бомбы в подвезенные противником к р. Висле понтоны, остальные шесть были сброшены в бивак неприятельской пехоты. Ценные сведения, добытые разведкой, обнаружение подхода к нашим позициям под г.Варшавой неприятельской дивизии, — своевременно донесенные в штаб армии, послужили основанием для принятия оперативного решения, повлекшего успех последующих действий»;
-орден Святого Станислава 2-й степени с мечами — ПАФ от 04.03.1917 г.
-Георгиевское оружие — ПАФ от 22.03.1917 г. «за то, что 30-го июля 1916 г., когда над расположением наших войск появился немецкий аэроплан, поднялся на своем самолете, с бесповоротной решимостью атаковал врага и вынудил его опуститься в нашем расположении, причем неприятельские летчики и аппарат были захвачены в плен.»
-Французский «Военный крест».
Сочинения:
Типъ аппарата истребителя. — Москва, 1914 г.
Наставление летчику-истребителю. — Петроград, 1916 г.
Военная авиация во Франции. — Петроград, 1916 г.
Воздушный бой. — Петроград, 1916 г.
Кричащія нужды русской авіаціи. — Петроградъ, 1917 г.
Создание истребительных групп в России. — Петроград, 1917 г.
Нашествие иноплеменников. — Петроград, 1917 г.
Что думалось в Лондоне. — Петроград, 1917 г.
В Бутурлиновке дислоцируется 899-й гвардейский штурмовой авиационный Оршанский дважды краснознаменный ордена Суворова III степени полк им. Ф.Э.Дзержинского. На территории полка Евграфу Николаевичу Крутеню установлен бюст.
По материалам и с использованием фотографий с сайтов :
Федеральный портал Истории России (histrf.ru)
http://xn--80aafy5bs.xn--p1ai/aviamuseum