3 сентября - "День солидарности в борьбе с терроризмом" !
День солидарности в борьбе с терроризмом.
В России ежегодно 3 сентября отмечается День солидарности в борьбе с терроризмом. Памятная дата была установлена в 2005 году федеральным законом "О днях воинской славы России" и связана с трагическими событиями в Беслане, когда боевики захватили одну из городских школ. В результате теракта в школе № 1 погибли более трехсот человек, среди них более 186 детей.
Сегодня, вспоминая жертв Беслана и Буденновска, захвата театрального центра на Дубровке и при взрывах жилых домов в Москве, Буйнакске и Волгодонске, и всех террористических актов, а также сотрудников правоохранительных органов, погибших при выполнении служебного долга, мы едины в своем намерении всеми силами противостоять терроризму, как национальному, так и международному, не допустить разрастания этого преступного безумия.
Важно помнить, что с терроризмом следует не только и не столько бороться, сколько предупреждать его возникновение. Только толерантность и взаимоуважение позволят предупредить разрастание социальной базы терроризма и лишат преступников надежды на поддержку в обществе. Это лучшая профилактика экстремистских настроений.
3 сентября – памятная дата в российском календаре. В этот день России вспоминает жертв террористической атаки на Беслан и склоняет головы в память о всех жертвах террористической агрессии, с которой когда-либо сталкивался наш многонациональный народ. 3 сентября – День солидарности в борьбе с терроризмом. Официально он появился в календаре памятных и скорбных дат на основании федерального закона от 21 июля 2005 года.
Россия за последние четверть века столкнулась с сотнями акций террористической агрессии: от захватов боевиками автобусов в районе Кавказских минеральных вод, угонов самолётов до полномасштабной террористической оккупации под западные аплодисменты в Чеченской Республике. Россия пережила, потеряв тысячи своих граждан, ужасные теракты в Москве, Будённовске, Каспийске, Кизляре, Волгодонске, Воронеже, Санкт-Петербурге, Махачкале, Грозном, Беслане, Первомайском, Владикавказе, Волгограде и других городах. Террористы, поддерживаемые иностранными спецслужбами и НКО, бесчинствовали в театральном центре на Дубровке, взрывали дома, захватывали заложников в школах и больницах, убивали людей в метрополитене, на вокзалах, в автобусах и троллейбусах. Россия столкнулась с самой настоящей террористической войной, целью которой было одно: довершить тот развал в масштабах России, который небезызвестным структурам удался в масштабах Советского Союза.
Страна столкнулась с мерзостью и бесчеловечностью тех, кто решил примерить на себя роль вершителей человеческих судеб. Эпизодов террористической вакханалии можно привести много. Все они по-настоящему будоражат души. И эти эпизоды, особенно в такой день, никак нельзя забывать - для того, чтобы наши дети никогда не столкнулись ни с чем подобным.
Вот один из таких эпизодов.
Август 1996 года. До подписания так называемых Хасавюртовских соглашений оставалось несколько дней – тех самых соглашений, когда представители федеральных властей решили сесть за стол переговоров с террористами, выражавшими волю зарубежных спонсоров.
Один из наиболее одиозных боевиков Шамиль Басаев зачитывает смертный приговор жителю селения Дышне-Ведено Веденского района Чечни. Этот житель – простой учитель русского языка, который, как впоследствии выяснилось, учил в школе в советское время и членов семьи самого Басаева. Террористы обвинили пожилого учителя в том, что он «имеет контакты с федералами» и действует «за разрушение республики». Старый школьный учитель спокойно и мужественно выслушал бредни Басаева о «божьей каре» и заявил, что не ему рассуждать о том, кого в конечном итоге накажет Бог. Учителя русского языка после приговора, который террорист зачитал, кстати, именно на русском языке, привязали к дереву, после чего выпустили в него несколько десятков пуль из автоматов.
Это одно из тысяч чудовищных террористических преступлений, которым нет и не может быть оправдания.
Другой эпизод – около 1,2 тысяч заложников в Будённовске. Среди них – десятки беременных женщин. Дети. Медицинский персонал.
Стоит напомнить, что когда центральные телеканалы демонстрировали кадры террористической вылазки Басаева в Будённовск, западные СМИ и отдельные либеральные медиа в самой России упорно продолжали называть басаевских головорезов «повстанцами, воюющими за свободу чеченского народа». Сам Басаев багровел, когда его называли террористом, и всеми силами пытался оправдать свою войну с детьми, стариками и беременными женщинами – со всеми теми, кто по определению не мог дать отпор террористам.
1 сентября 2004 года террористы захватили заложников в школе №1 города Беслана (Северная Осетия). Боевики три дня держали в заложниках более тысячи школьников, их родителей и учителей. Для 333 человек День знаний оказался последним в их жизни.
В 2014 году, 10 лет спустя теракта в Беслане, встретились заложница Алена Цкаева и ее спаситель Эльбрус Гогичаев - тот самый спецназовец со знаменитого фото
и та самая девочка на его руках. Мать и сестра Алены погибли в школе.
3 сентября 2004 года закончились трагические события в Беслане
1 сентября вся наша страна отмечает замечательный праздник – День знаний. Тысячи нарядно одетых мальчиков и девочек отправляются в школы, чтобы окунуться в волшебный мир знаний. Это всенародный праздник. Правда, этот праздник обернулся кровавой трагедией для жителей города Беслана в Северной Осетии 1 сентября 2004 года, когда группа чеченских боевиков провела подлую террористическую акцию, погубившая сотни мирных людей.
Смена тактики
В феврале 2000 года формально закончилась 2-я чеченская война. Этому способствовало то, что федеральные войска заметно улучшили свою подготовку и на сторону армии перешел муфтий Ичкерии Ахмат Кадыров, который осудил ваххабизм и выступил против боевиков Масхадова. В ноябре 1999 года федеральные войска подошли к Грозному. 6 февраля после длительных боев от бандитов был освобожден Грозный, но боевые действия на этом не закончились: часть боевиков смогла вырваться из города и начала партизанскую войну. Силы боевиков были подорваны, и постепенно их активность снизилась. Многие восприняли ситуацию с надеждой, что чеченский конфликт пошел на спад. Действительно, медленно, но верно федеральные власти продолжали выбивать отряды террористов, к этому времени многие военные вожди Ичкерии погибли или попали в плен, да и в самой Чечне медленно, но налаживалась мирная жизнь. Действующая практика амнистий также нарушила целостность подполья и боевых отрядов. К этому времени практически иссяк поток желающих пополнить ряды бандитских отрядов, а многие боевики просто сдавали оружие или уезжали за границу.
Главари сепаратистов понимали, что пройдет еще немного времени и их формирования будут полностью разгромлены. В этих условиях они стали менять не только тактику, но и весь стиль войны. Была предпринята попытка вывести военные действия за пределы Чечни. Свои военные усилия они сосредотачивают у своих соседей – в Дагестане, Ингушетии и Кабардино-Балкарии. Вторым элементом новой стратегии становится террор. Они запомнили, какой эффект произвел теракт в Буденновске и постарались объединить отдельные акты до полноценной кампании.
Наиболее активным стал 2004 год. Дважды были проведены акции в московском метро, 22 августа бандиты напали на Ингушетию, а затем были взорваны два пассажирских самолета. Но этого им казалось мало. Нужен был такой теракт, чтобы вся страна содрогнулась, чтобы вызвал паралич воли.
Бесланская трагедия
Боевики долго не мучили себя поисками подходящего объекта для атаки. Школа, с точки зрения террористов, самый подходящий объект. Дети не могут сопротивляться, а психологический эффект может превзойти все ожидания. Школа в Беслане – очень подходящий вариант, так как между ингушами была напряженность из-за приграничных вооруженных конфликтов. В состав нападавших было включено большое количество ингушей, а объектом выбрали осетинскую школу. Сразу скажу, что из всех нападавших выжил только один человек. Когда его спросили, зачем, он ответил: «Чтобы развязать большую войну на Кавказе». Сегодня из средств массовой информации мы узнаем об успешной работе спецслужб по предотвращению терактов, а в то время у властей практически никаких данных об этом не было. Только 31 августа появились смутные сведения о подготовке нападения на школу. Где, когда и кто – такими данными власть не располагала. Но и минимальные данные не были приняты во внимание.
Банду нападавших сформировали из опытных боевиков, неоднократно попадавших в поле зрения милиции, а сам главарь банды Руслан Хучбаров разыскивался за убийство. Всего в банду входило 32 человека.
Рано утром 1 сентября грузовик ГАЗ-66, полный бандитов, подъехал к школе №1 города Беслана. Только начавшаяся праздничная линейка была прервана автоматными очередями. Сразу был убит один из родителей, что продемонстрировало серьезность намерений бандитов. Всех, кто был на площади, а это родители, учителя и школьники, загнали в спортзал. В этом маленьком помещении оказалось 1128 человек. Спортивный зал был превращен в одну большую самодельную мину, которую боевики готовы был взорвать в любую минуту.
Попытку освободить школьников предприняли милиционеры из соседнего отделения милиции, но сделать уже ничего не могли. В перестрелке был убит один из боевиков.
Террористы выставили свои требования. Одно из них – не отключать связь и свет, иначе они откроют огонь, а второе – политическое требование Басаева о признании Ичкерии. Школа была превращена в крепость, мужчин из числа заложников, которых они заставили баррикадировать здание, позже расстреляли, а тела выкинули в окна.
Что делать?
Оперативный штаб был сформирован, но, что делать в такой ситуации, никто не знал. Начали составлять списки людей, оказавшихся в заложниках у бандитов. В город стали стягивать войска, в том числе и подразделения «А» и «Б». Близко подойти к школе было нельзя, оттуда стреляли по всему, что движется. На другой день бандиты разрешили вывести 24 заложниц с грудными детьми, поскольку те кричали, не понимая угроз. Вывел их президент Ингушетии Руслан Аушев. То, что вывели маленьких детей, обстановку в школе не улучшило. Все заложники сидели на сухой голодовке, в туалеты никого не пускали, и школа превратилась в грязевую яму.
Вокруг школы суетились местные ополченцы. Они были вооружены различным оружием, оставшимся от военных конфликтов 90-х годов. Помощи от них не было никакой, а сумятицу они вносили значительную. Местное отделение ФСБ пыталось найти выход из положения, но не находило. Хучбаров требовал, чтобы велись переговоры с Масхадовым, но тот не выходил на связь.
На третий день обстановка стала критической. Из-за обезвоживания заложники обессилели, падали в обмороки, должны были появиться первые погибшие. Основные силы «Альфы» и «Вымпела» готовились к штурму. Все понимали, что штурм принесет огромные жертвы, а тянуть дальше тоже больше было нельзя. Судьбу всех решили случайные обстоятельства.
Непредвиденный штурм
Такими обстоятельствами стали спасатели МЧС. По договоренности с бандитами они подъехали для уборки трупов, выброшенных из окон. В то время, когда спасатели грузили тела, внутри здания произошли два взрыва. Самодельные взрывные устройства имеют недостаток – они ненадежны, потому взорвались они, по всей видимости, случайно. Эти взрывы убили и ранили сотни людей. Все, кто мог ходить, ринулись из здания. Боевики открыли по ним шквальный огонь.
Одновременно к школе бросились местные ополченцы, пытавшиеся стрелять по бандитам, но этим только усилили хаос. К сожалению, основные силы спецподразделений были в отдалении, пока они подоспели, прошло время. Через несколько минут после начала бойни начался пожар, который еще больше усугубил положение. Прибывшие бойцы «Альфы» и «Вымпела» взяли всю операцию на себя. Офицеры были скованы толпами заложников, а бандиты стреляли веером во все живое. Многие заложники говорили, что часть офицеров погибла, защищая людей, прикрывая гранаты своими телами. За время этого боя оставшиеся дети были выведены из горящего здания. После этого бой с бандитами продолжился, в живых остался только один террорист Нурпаша Кулаев, который выскочил из здания после первых взрывов через окно, но был задержан и в дальнейшем был приговорен к пожизненному заключению.
Результат этой бойни ужасает: в Беслане погибло 334 человека, включая 186 детей, десять офицеров и девять человек из спасательной службы и МВД. Был убит 31 террорист. Басаеву удалось организовать практически идеальное убийство, и жертвами его стали дети. Результат этой кровавой бойни не принес ожидаемого успеха бандитам. Война не получила дополнительной подпитки, как они ожидали. Руины школы в Беслане так и остаются самым жутким памятником человеческой жестокости со времен Великой Отечественной войны. Беслан не принес никаких политических дивидендов Басаеву и Масхадову. Он только ускорил их движение к бесславной гибели.
P.S.
3 сентября в нашей стране отмечается День солидарности в борьбе с терроризмом. Дата установлена в память о трагических событиях в Беслане 2004 года. К сожалению, одной солидарности мало. Нужно, чтобы борьба с терроризмом стала для всех общественно-политической задачей номер один. Многие страны понимают, какие масштабы приобретает эта зараза в наше время, и они готовы с этим бороться, а многим кажется, что все эти события проходят далеко от их дома, что удел слабых и неразвитых стран. Но беда дает о себе знать и в благополучной Европе, и в далекой Америке. Взрывы гремят на французской и немецкой землях, толпы бывших экстремистов гуляют по площадям Лондона и Брюсселя. Где выход из положения? Ну попробовали американцы побороться с терроризмом на его родине – в Афганистане. Начав операцию «Несокрушимая свобода» в ответ на террористические атаки 11 сентября 2001 года, они 20 лет искореняли терроризм, создали огромную армию, вложили сотни миллиардов долларов, потеряли тысячи своих солдат и ушли. Ушли, оставив созданные базы тем самым террористам, попутно вооружив их самым современным оружием. Оказалось, что не террористы были главной задачей, а экономические и политические интересы великой державы. Победить терроризм нельзя, если выступать с позиций двойных стандартов. Нет хороших террористов, нет умеренных террористов – они все одной крови. И если не будет коллективных усилий большинства государств и народов, эта проблема так и останется кровоточащей раной. Мы его не уничтожим – он уничтожит нас.
По материалам и с использованием фотографий с сайтов :
Федеральный портал Истории России (histrf.ru)