ДАННЫЙ САЙТ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОФИЦИАЛЬНЫМ И НАХОДИТСЯ В РАЗРАБОТКЕ - НА НЁМ ПРОХОДЯТ ТЕХНИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

3 апреля - День рождения Кировского (Путиловского) завода в Петербурге!

Кировский завод(б.Путиловский завод,Красный Путиловец)— российская компания, одно из крупнейших предприятий Санкт-Петербурга с многолетней историей.Находится на проспекте Стачек.

 История до 1917 года.
Завод был основан по указу императора Павла I от 28 февраля 1801 года,в котором повелевалось перенести в Санкт-Петербург Кронштадтский чугунолитейный завод. Днём рождения завода считается 3 апреля 1801 года,когда на нём было отлито первое пушечное ядро.

 =

 В 1844 году на заводе начат выпуск железнодорожных рельсов.

 C 1868 по 1880 год заводом владел российский предприниматель Н. И. Путилов, по фамилии которого завод получил наименование Путиловского.В этот период на заводе была пущена мартеновская печь,построена сталепрокатная мастерская,начато производство железнодорожных вагонов.

 В 1874 году образовано акционерное «Общество Путиловских заводов».

 В 1880-е гг. на заводе также началось строительство миноносцев и корабельных башенных орудий для броненосцев,а в 1894 году — производство паровозов.

    Император Николай II посещает Путиловский завод. 

 В 1900 году Путиловский завод занял первое место по выпуску среди российских металлургических и машиностроительных заводов,а в Западной Европе уступал лишь заводам Круппа в Германии и Армстронга в Англии.

 В 1910-х годах завод активно развивает судостроительное направление деятельности,рассчитывая получить крупные военно-морские заказы.

 В 1911 году на заводе спущен на воду эскадренный миноносец «Новик»,самый быстроходный корабль в мире в то время.В 1912 году основана отдельная производственная площадка — «Путиловская верфь»,ныне ОАО «Северная верфь».Во время Первой мировой войны на заводе производилась доработка закупленных в Англии броневиков «Остин»;

 в 1916 году на базе этих бронеавтомобилей была разработана собственная модификация — «Остин-Путиловец» (собирался на заводе уже после Октябрьской революции,в 1918—1920 годах).

 -

 В феврале 1917 года на Путиловском заводе — крупнейшем артиллерийском заводе страны и Петрограда — работало 36 тыс. рабочих.Массовая забастовка рабочих Путиловского завода 18 февраля,переросшая 23 февраля (8 марта) 1917 года в демонстрации и митинги рабочих под лозунгами «Долой войну!»,«Долой самодержавие!»,«Хлеба!»,привели к столкновениям с полицией и послужили началом Февральской революции в Петрограде.

 В 1922 году,после национализации,завод получил новое имя — «Красный путиловец».

 В 1924 году на заводе проведены испытания первого советского трактора «Фордзон-Путиловец» и начато его серийное производство.

 До 1941 года на заводе было выпущено 125 тысяч тракторов «Фордзон-Путиловец» и (с 1934 года) тракторов «Универсал».

 До Великой Отечественной войны завод, кроме тракторов,выпускал паровозы и вагоны,двигатели для зерноуборочных комбайнов, мотовозы,легированную и нержавеющую сталь и прокат сложных профилей,железнодорожные краны,проходческие щиты для строительства Московского метрополитена,а также боевую технику — танки Т-28 и артиллерийские орудия.

 В конце 1920-х был налажен выпуск трамваев, которыми завод обеспечивал не только родной город,но и другие регионы.

 В 1933 г. на заводе была выпущена серия автомобилей Л-1.(Автомобиль в дальнейшем доводился и строился на московском «ЗИСе»).

 17 декабря 1934 года,через 16 дней после убийства С. М. Кирова, заводу присвоено название «Кировский завод».

 В 1939 году на Кировском заводе создан танк КВ и освоен его выпуск.

 В годы Великой отечественной войны основные мощности и многие специалисты Кировского завода были эвакуированы в Челябинск,где вместе с Челябинским тракторным заводом и ещё шестью частично или полностью передислоцированными в Челябинск предприятиями образовали знаменитый «Танкоград» — крупнейшее в годы войны производство танков,САУ и другой бронетехники,а также боеприпасов.

 В этой связи 6 октября 1941 года «Танкограду» было присвоено официальное наименование «Кировский завод Наркомата танковой промышленности в городе Челябинске».Но часть мощностей и специалистов Кировского завода,а также заготовки тяжёлых танков КВ остались в Ленинграде,и в течение всей блокады ленинградский Кировский завод,оказавшийся почти на линии фронта,продолжал собирать и ремонтировать танки и другую бронетехнику.

 За годы войны на территории завода упало 4680 снарядов, 770 бомб, 139 человек было убито осколками бомб и снарядов, 788 получили ранение, более 2500 человек умерли от истощения.

 ж

 1 ноября 1942 года рабочие Кировского завода уходят на фронт.

 За ремонт танков в осаждённом Ленинграде Кировский завод был награждён орденом Отечественной войны I степени.

 Был вполне реальной и угроза захвата завода.Поэтому из числа рабочих были сформированы собственный артиллерийский дивизион, три стрелковые роты,истребительная,пулеметная и танковая, минометный,саперный и разведывательный взводы,обслуживающие подразделения.Кировский превратился в «крепость в крепости».

 На Урале, между тем,начал работать в полную силу Танкоград.Или, как он,согласно указанию Сталина назывался официально, - Челябинский Кировский завод.Надо сказать, что без специалистов с Ленинградского Кировского завода этот проект заработал бы едва ли: крестным отцом его,поставившим производство на ноги,был Исаак Зальцман,директор Кировского завода в Ленинграде,возглавивший Танкоград.В кратчайшие сроки ему ужалось наладить производство КВ и КВ-2 на Урале.

 -       

 Танк КВ-1

 А летом 1942 года он получил указание начать выпуск среднего танка Т-34.До этого на заводе средних танков не выпускали,специального оборудования для этого установлено не было,да и вообще,необычным для того времени делом было производство двух столь разных машин на одном предприятии.Но Зальцману удалось справиться, организовать производство:первые «тридцатьчетверки» сошли с конвейера всего через месяц с небольшим.

 Между тем,военная техника развивалась не только в Советском Союзе: к 1942 году немцы разработали эффективное средство борьбы с тяжелыми танками – термитные снаряды,прожигавшие прежде неуязвимую броню.

 Ленинградский ополченец Василий Чуркин вспоминал:«Недалеко от моста,стояло около десяти наших подбитых танков.Среди них были маленькие,средние и даже большие танки «КВ» (Клим Ворошилов). Экипажи находились внутри,мертвыми.Метрах в четырехстах по ту сторону моста,на обочине дороги стояла небольшая сорокапятимиллиметровая немецкая пушка,разбитая нашим снарядом. Она и подбила наши танки.Пушка стреляла термитными снарядами на таком близком расстоянии прямой наводкой без промаха.Снаряд, ударившись о броню танка,не отскакивал от нее,а мгновенно воспламенялся,развивая температуру до двух тысяч градусов,и металл в этом месте плавился.У танка заклинивало башню или же он загорался.Как новинку военной техники, пушку эту разобрали и увезли в Ленинград».

 

         И тогда на смену КВ пришли ИСы – танки «Иосиф Сталин».

 Новая машина оказалась немецкой артиллерии не по зубам:в этом тяжелом танке, разработанном,кстати,в Ленинграде,в КБ Котина на Кировском заводе,были сведены воедино все лучшие черты его предшественников.ИСы стали, мягко говоря,неприятным сюрпризом для немцев:они с легкостью пробивали броню немецких тяжелых танков на дальностях до двух километров.Германское командование даже в приказном порядке запретило своим танкистам вступать в бой с этими танками.

  До победы.                                                                                          Сложно сказать,как сложилась бы судьба Ленинграда,если бы не удалось сохранить производственные мощности Кировского завода. Определенно,танковые войска Ленинградского фронта без завода и его ремонтных бригад быстро оказались бы небоеспособными. Недаром лозунгом кировских ремонтников был:«Один восстановленный танк спасает сто бойцов!»А без разработок конструкторов Кировского завода не было бы и новых танков,ставших серьезным козырем в войне.

 Но за победу предприятию пришлось заплатить серьезную цену, рассчитаться разрушенными цехами, уничтоженными станками, поредевшим кадровым составом.В блокадном городе завод вел собственную войну, продолжая существовать и работать буквально в двух шагах от фронта.

  Послевоенная история.
Начиная с 1948 года,передислоцированная часть завода вернулась из Челябинска,и завод продолжил работу в Ленинграде в полном объёме.

 В 1948 году было освоено производство гусеничных тракторов КТ-12 (выпускался до 1951 г.).

 В 1954 году на заводе была создана первая в мире промышленная газовая центрифуга для разделения изотопов урана,в 1957 году изготовлена турбина для первого в мире атомного ледокола «Ленин», а в 1961 году — газотурбинная установка ГТУ-20 для первого советского газотурбохода «Парижская коммуна».

 С 1964 года на заводе организовано серийное производство тракторов «Кировец».

 Завод награждён двумя орденами Ленина (1939, 1951),орденом Трудового Красного Знамени (1926),орденом Красного Знамени (1940),орденом Октябрьской Революции (1970),орденом Дружбы народов (1976),орденом Отечественной войны I степени (1985).

Комитет по культуре администрации Минераловодского городского округа, Ставропольского края © 2021

Яндекс.Метрика