ДАННЫЙ САЙТ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОФИЦИАЛЬНЫМ И НАХОДИТСЯ В РАЗРАБОТКЕ - НА НЁМ ПРОХОДЯТ ТЕХНИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

24 марта - "День штурманской службы ВВС России"!

День штурманской службы ВВС России

24 марта – День штурманской службы ВВС России.

Приказом Главнокомандующего ВВС Российской Федерации № 370 от 2 августа 2000 года датой праздника был установлен день 24 марта. Корни праздника уходят в 1916 год, когда начальник штаба Верховного главнокомандующего генерал Михаил Алексеев подписал приказ о создании на Ходынском поле (г. Москва) Центральной аэронавигационной станции (ЦАНС).

В начале двадцатого века Россия была одним из главных инициаторов создания штурманской службы в мире. В ходе Первой мировой войны стремительно совершенствовалась структура военной авиации. В то время ещё не существовало точных приборов, которые помогали лётчикам прокладывать маршрут, находясь в полёте. Поэтому в обязанности штурмана-авианавигатора входила ориентировка в воздухе по земным объектам. Он сличал карту с местностью, опознавал ориентиры, после чего указывал рукой лётчику направление дальнейшего полёта. Штурман также должен был учитывать данные метеосводок при организации полётов, следить за исправностью навигационного оборудования самолётов и аэродромов.

С тех пор техническое оснащение самолётов сильно изменилось. И если на гражданских самолётах с развитием техники всё чаще отказываются от штурмана в составе экипажа, то в ВВС ни один самый совершенный прибор не сможет его заменить. В боевой ситуации приборы навигации могут выйти из строя, а опытный штурман способен проложить маршрут и без них. Основной задачей штурманской службы является обеспечение высокой точности и надежности воздушной навигации, а также эффективности боевого применения авиационного вооружения, средств воздушной разведки и радиоэлектронной борьбы.

И сегодня, и завтра каждый штурман должен обладать крепкими базовыми знаниями астрономии, визуальной ориентировки, уметь довести воздушное судно до цели даже в критических ситуациях, если какое-то из навигационных устройств выйдет из строя. Умение видеть цель и достигать ее, стрессоустойчивость, собранность, точность, самообладание – эти штурманские качества будут востребованы в любые времена.

В России 24 марта отмечается День штурманской службы Военно-воздушных сил. Появился этот праздник в военном календаре страны в 2000 году, когда Главнокомандующий ВВС России подписал соответствующий приказ. Сам приказ появился в связи с многочисленными обращениями в главное оборонное ведомство страны представителей штурманской службы ВВС, с пожеланием отметить нелёгкий штурманский труд отдельной датой в праздничном календаре.

Почему именно 24 марта стало датой празднования дня авиационного военного штурмана? Дело в том, что именно в этот день в далёком 1916 году был подписан приказ о формировании в России Центральной аэронавигационной станции. Ход Первой мировой войны говорил о существенном военном преимуществе тех государств, которые обладали развитым военно-воздушным флотом, основывающимся на стратегически важной информации, в свою очередь получаемой в ходе аэронавигационных наблюдений.

Аэронавигационная служба позволяла определять эффективные варианты использования средств военной авиации в разных условиях. Однако в ходе войны службе так и не суждено было развиться в полноценный сегмент военно-воздушного флота, так как и сам российский воздушный флот не имел полноценной господдержки, да и развитие событий не столько на фронтах, сколько внутри самой России не позволяли уделять должное внимание такому развитию.

К моменту революции 1917 года, в результате которой к власти пришли большевики, от имевшегося в российской армии отряда осталась лишь его треть. К 1920 году на всю страну таких специалистов было около 46 человек. К 1923 году ситуация стала выправляться, так как в начавшем формироваться Советском Союзе появились первые лётные школы, а также на самом высоком уровне было принято решение о выделении в эскадрильях должностей аэронавигаторов.

Эти специалисты готовились по программе так называемых лётчиков наблюдателей, которые накапливали опыт по пилотированию самолётов, придерживаясь наиболее значимых ориентиров на земной поверхности. По понятным причинам, речи о наличии каких-либо продвинутых штурманских приборах, которые могли бы в автоматическом режиме помогать лётчику вести самолёт, не шло. Вся навигационная работа велась при помощи инструментов, которые сейчас можно увидеть в музеях военной авиации.

Вскоре было принято решение о том, что специальность аэронавигатора должна быть приравнена к лётному составу. Огромный вклад в развитие штурманской службы ВВС на начальном этапе её становления в Советской России внёс Борис Стерлигов. Его по праву можно назвать отцом-основателем штурманской службы отечественной военной авиации. Борис Васильевич известен своим авиаперелётом по маршруту Москва-Нью-Йорк в 1929 году, совершённом с командиром экипажа Семеном Шестаковым.

В начале 1930-х он становится Главным штурманом Военно-воздушных сил. Борис Стерлигов руководил главной штурманской службой страны до второй половины 1940-х годов. За это время он успел разработать собственную методику самолётовождения по компасу, которая стала единой для лётного состава и штурманов ВВС. Под его руководством были разработаны специальные барометрические измерители высоты и определители скорости самолёта, солнечный курсоуказатель, навигационный визир.

В 1930 году в Советском Союзе появляется, по сути, первое издание, целиком и полностью посвящённое работе авиационных штурманов. Это «Руководство по воздушной навигации», а затем и «Наставление по аэронавигационной службе НАНС-30», которые на несколько лет стали полноценными учебными пособиями для отечественных штурманов. Кстати, именно в этих учебных материалах впервые в СССР упоминается понятие авиационного штурмана.

В 1930 году благодаря личному обращению Бориса Стерлигова к руководству ВВС устанавливается организация аэронавигационной, аэрофотосъёмочной и метеорологической служб. Через пару лет появляется НАНС-32, благодаря которому должности лётчиков наблюдателей заменяются должностями штурманов. В 1933 году Борис Стерлигов и получил должность главного штурмана Военно-воздушных сил.

Нельзя не отметить и ещё одно выдающееся достижение первого главного штурмана военно-воздушного флота страны. Речь о разработке уникальной операции по доставке из США в СССР самолётов по ленд-лизу через Аляску. Это знаменитый Алсиб - воздушная трасса от Аляски до Сибири, начавшая действовать в 1942 году. В США начало трасса брала в городе Грейт-Фолс, а заканчивалась в Номе и Фэрбанксе на Аляске.

Оттуда самолёты двигались до Чукотки и Якутии. Для этого в СССР были построены несколько аэродромов в Сеймчане, Киренске, Уэлькале. Действовали и вспомогательные полосы - Оймякон, Олёкминск, Марково, Сусуман, Алдан. Ещё целая серия аэродромов готовилась к приёму самолётов в Зырянке, Анадыре и других населённых пунктах северной части Дальнего Востока.

В 1944 году по Алсибу перелёт осуществил самолёт, на борту которого находился вице-президент США Генри Уоллес. Всего же за годы существования воздушной трассы по ней было перевезено 128 371 пассажира, и 18 753 тонн грузов.

В Красноярске есть мемориальная доска, посвященная лётчикам, участвовавшим в так называемых перегонных командах по Алсибу.

По материалам и с использованием фотографий с сайтов : 

Федеральный портал Истории России (histrf.ru)

Военное обозрение (topwar.ru)

"Календарь Истории" https://tunnel.ru 

День штурманской службы ВВС России (rus.team)

Комитет по культуре администрации Минераловодского городского округа, Ставропольского края © 2021

Яндекс.Метрика