ДАННЫЙ САЙТ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОФИЦИАЛЬНЫМ И НАХОДИТСЯ В РАЗРАБОТКЕ - НА НЁМ ПРОХОДЯТ ТЕХНИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

5 октября - День Памяти Героя СССР, лётчика Олега Васильевича Гудкова

4 октября 1973 года при проведении испытательного полета, потерпел крушение МиГ-25П. Самолет упал в черте города Раменское. Истребителем управлял летчик-испытатель Гудков Олег Васильевич.

Гудков проводил испытательный полёт на сверхзвуковом истребителе-перехватчике «МиГ-25П», пытаясь выяснить причины предыдущих катастроф аналогичных самолётов.

Ему удалось повторить приведшую к катастрофам ситуацию - самолёт начал неконтролируемо вращаться. Увидев, что истребитель падает на город, Гудков не покидал самолёт до последнего момента, пытаясь отвести его от жилых зданий, и катапультировался уже возле самой земли.

Самолёт упал на склад фабрики «Красное знамя», на котором в это время никого не было. Однако из-за вращения самолёта катапультное кресло с пилотом ударилось в стену складского помещения, Гудков погиб.

Фильм про О.В.Гудкова:
https://www.youtube.com/watch?v=SReRfyU7mBg

Герой Советского Союза (26.04.1971)

.
Родился 13 февраля 1931 года в городе Армавир Краснодарского края.
С 1933 жил в городе Георгиевск Ставропольского края.
В 1949 окончил Ставропольское суворовское военное училище.
В армии с 1949 г. В 1952 г. окончил Борисоглебское ВАУЛ и Высшую офицерскую авиационно-инструкторскую школу (г. Грозный).
Оставлен лётчиком-инструктором в Борисоглебском ВАУЛ.
С 1957 г. - в запасе.
В 1958 г. окончил Школу лётчиков-испытателей, в 1966 г. - Московский авиационный институт.
С сентября 1958 г. - на лётно-испытательной работе в ЛИИ.
В 1973 г. - заместитель начальника ЛИЦ по лётной части - начальник комплекса «А» (т. е. шеф-пилот ЛИИ).
 За 15 лет работы он участвует в испытаниях более 70 типов самолетов.
Поднял в небо (18 апреля 1968 г.) и провёл испытания аналога сверхзвукового пассажирского самолёта Ту-144 - самолёта МиГ-21И («Аналог»).
Провёл испытания Су-15 и МиГ-21Ф-13 на штопор; большой объём работ по исследованию инерционного вращения; по испытанию системы запуска двигателя в полёте на истребителях; испытания МиГ-23 на прочность; ряд других сложных испытательных работ на самолётах-истребителях по тематике института.
Группа летчиков-испытателей авиапромышленности. Слева направо: Ф. Бурцев (в 1941 г. окончил Борисоглебскую ВАШЛ), В. Комаров, Ю. Гарнаев, О. Гудков (в 1952 г. окончил Борисоглебское ВАУЛ), Л. Рыбиков, В. Плаксин, В. Васин.
.
4 октября 1973 г. Олег Васильевич  Гудков погиб в испытательном полете на МиГ-25П.
В этом полете исследовалась причина ряда катастроф: 31 мая 1973 г. в Ахтубинске разбился МиГ-25П № 808, пилотируемый летчиком-испытателем ГК НИИ ВВС А. В. Кузнецовым, - первый самолет с дифференциальным стабилизатором. Аналогичное происшествие произошло вскоре с военным летчиком Майстренко в Кубинке.
Олег Гудков был членом аварийной комиссии. Тогда он считал и убеждал других, что причина заключается только в непонятном «блуждающем» отказе. С таким мнением он вернулся домой продолжать названную работу по МиГ-25 вблизи земли, по-прежнему считая, что не существует условий выхода одной из половинок стабилизатора на максимальный угол отклонения при нормально работающем управлении.
По мнению Л. С. Попова, если бы не заблуждение относительно «блуждающего» отказа, который на конкретной машине не проявляется, Олег Васильевич при его классе испытателя не стал бы выполнять заключительный в том полете режим с отворотом в сторону города.
На высоте около 1000 метров в ответ на отклонение рулей самолет начал интенсивно вращаться и на обратное отклонение рулей не реагировал. Гудков «ухватил за ручку» явление, которое до сих пор безуспешно искали.
- Вращает! - кричал он по радио с азартом первооткрывателя и через долю секунды: "- Вра-ща-ет" - отчетливо и бесстрастно, тоном приговора ...себе...
Самолет упал на склад текстильной фабрики на ж/д станции Раменское. Гудков катапультировался, но из-за вращения самолета кресло с летчиком стрельнуло в кирпичную стену склада. По счастливой случайности на складе не было ни одного человека...
Причиной всех трех катастроф стала "перекомпенсация стабилизатора": на определенных режимах - мощности гидравлических рулевых приводов не хватало для управления горизонтальным оперением. Для преодоления этого дефекта был предпринят перенос оси вращения стабилизатора на 140 мм вперед, после чего самолет стал надежно и эффективно управляться во всем допустимом диапазоне скоростей и высот полета.
.
Жил в городе Жуковский Московской области. Похоронен в Жуковском, на Быковском кладбище.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 апреля 1971 года за мужество и героизм, проявленные при освоении нового вооружения и военной техники лётчику-испытателю Олегу Васильевичу Гудкову присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 11402).
.
Награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, «Знак Почёта», медалями.
Его именем названа улица в г. Жуковском.

По материалам и с использованием фотографий с сайтов : 

Федеральный портал Истории России (histrf.ru)

Военное обозрение (topwar.ru)

"Календарь Истории" https://tunnel.ru 

Комитет по культуре администрации Минераловодского муниципального округа, Ставропольского края © 2024

Яндекс.Метрика