12 сентября отмечает День рождения народная артистка СССР - Татьяна Доронина!
12 сентября 1933 года в Ленинграде родилась Татьяна Васильевна Доронина- Актриса театра и кино, театральный режиссёр. Народная артистка СССР. Художественный руководитель-директор Московского Художественного академического театра им. М. Горького. Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством». Трижды признана читателями журнала «Советский экран» лучшей актрисой года (1967, 1968 и 1973).
Доронина Татьяна Васильевна
Российская актриса театра и кино. Театральный режиссер. Народный артист СССР. Заслуженный артист РСФСР. Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством». Президент Московского Художественного академического театра имени Максима Горького. Член Союза писателей России.
Татьяна Доронина родилась 12 сентября 1933 года в городе Санкт-Петербург. Любовь к театру у девочки проявилась еще в школе, где принимала активное участие в самодеятельности. А творческая биография актрисы началась в Школе-студии Московского Художественного Академического театра, где во время учебы, уже выделялась своим талантом.
Первым театром, где Доронина смогла проявить свои способности, стал Московский государственный театр Ленком. Богатство души, право на выбор, на возможность быть сложным, неидеальным, живым человеком - таковы являлись героини актрисы, в них жила стихия эмоциональности и романтизма.
Затем Татьяна Васильевна перешла в Большой драматический театр имени М. Горького, которым руководил режиссер Георгий Товстоногов. Актриса органичным образом влилась в ансамбль Театра, где сыграны самые значительные ее роли. Именно здесь особенно полно раскрылась творческая индивидуальность актрисы, и начался «золотой век» Дорониной.
В кино Доронина дебютировала еще в 1955 году в мелодраме Михаила Калатозова «Первый эшелон». Актриса снималась мало, однако почти все ее роли в кино оказались удачными. На экране Татьяна создает образы современных женщин, обладающих сильной и широкой натурой, отличающихся яркостью чувств и эмоциональной наполненностью.
Фильмы «Старшая сестра» и «Три тополя на Плющихе» вошли в золотой фонд отечественного кино, а Доронина несколько лет подряд называлась лучшей актрисой страны. С 1987 года начался новый этап в жизни и творчестве актрисы, когда ее назначили художественным руководителем МХАТа имени Максима Горького.
Возглавив театр, Татьяна Васильевна сделала ставку на классику, традиции русского театрального искусства, осуществила постановки спектаклей Максима Горького, Антона Чехова, Михаила Булгакова, Александра Островского, Федора Достоевского.
Татьяна Васильевна 3 декабря 2018 года назначена Министерством культуры Президентом Московского Художественного Академического театра имени Максима Горького.
В Екатерининском зале Кремля 21 ноября 2019 года состоялась торжественная церемония вручения государственных наград Российской Федерации. За большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность Президент России Владимир Путин наградил Татьяну Васильевну Доронину Орденом «За заслуги перед Отечеством» I степени. Теперь у Народной артистки СССР все четыре степени и она стала полным кавалером одного из высших орденов России.
Татьяне Дорониной — 90. Еще лет 20 назад ее юбилей был бы главным театральным событием года в нашей стране.
ФОТО Бориса Кавашкина/ТАСС
Но сегодня по‑настоящему этот юбилей уже некому праздновать — из ее великих партнеров и из ее великих бывших мужей живы Эдвард Радзинский и Олег Басилашвили. Да и великих ее зрителей сегодня тоже мало осталось.
Я давно уже не видела ее на сцене, но у меня нет ни малейшего сомнения, что она и сегодня — все равно Божественная.
И сколько бы великих актрис ни знала в ХХ веке русская сцена — но если измерять актерское величие настоящим масштабом, без поддавков и скидок, — между нею и Бабановой не окажется никого.
Я вообще считаю, что Доронина — главная русская актриса второй половины ХХ века, и можете со мной не соглашаться, но ни одна другая сколь угодно выдающаяся актриса не произвела таких потрясений на русской театральной сцене, как она, и не сделалась таким великим театральным мифом, как она.
Когда она совершила главную ошибку своей жизни и покинула своего Демиурга — Георгия Товстоногова, — он, жесткий и безжалостный, не прощавший измен никому, да вообще никому ничего не прощавший, ездил к ней и уговаривал вернуться…
Ну вот таким даром человека наделил Господь. А ежели и были таланты ей вровень, то не выпадало им такой театральной и человеческой судьбы, как ей. Не там родились, не у тех и не то играли…
Я видела вживую только один ее спектакль в БДТ — «Три сестры», где она играла Машу. Но видела несколько раз — хоть и была ребенком.
Как она вскидывала гордую голову! Как она постучала по дереву и потом себя по лбу — вслед Наташе! Как она зарыдала-закричала, когда ее буквально отдирали силком от Вершинина — Копеляна, расстающегося с ней навсегда!
От этого ее крика мороз охватывал и сердце обрывалось…
Я была ею просто заворожена и околдована. А когда годы спустя уже очень пожилые и очень знаменитые Александр Петрович Свободин и Александр Абрамович Аникст взахлеб, как дети, рассказывали мне про ее Монахову в «Варварах», — я совершенно натуральными слезами плакала от зависти.
Они рассказывали о том, как эта провинциальная светская львица буквально ослепляла красотой — и героев спектакля, и зрительный зал. Рассказывали, что Доронина сыграла это: вечную трагическую участь Первой Красавицы. Участь, которая оплачивается жизнью и смертью. И еще о том, как все по ней сходят с ума, как все хотят обладать этой красотой — и все убивают ее…
Именно тогда она, полыхающая на сцене непереносимым напряжением страсти, и заговорила этим своим нереальным «полушепотом-придыханием», да так уже и не смогла остановиться — потому что горела напряжением страсти в каждой своей роли, даже той, которая ничего подобного не предполагала.
Я видела все ее спектакли в Театре имени Маяковского и могу свидетельствовать: она подавляла собою партнеров любого уровня и масштаба. Когда она выходила на сцену, рядом с нею невозможно было кого‑то разглядеть. Даже если она играла «вспомогательного персонажа» — Ксантиппу в практически моноспектакле «Беседы с Сократом», — и то она непостижимым образом в эти короткие мгновенья «пересверкивала» Сократа — Джигарханяна.
В спектакле «Виват королева, виват!» Доронина играла сразу две роли — Марию Стюарт и Елизавету Тюдор. Ее появлению на сцене предшествовало всегда что‑то наподобие «ветра из‑за кулис», как в метро появлению поезда предшествует тугая воздушная волна. Это напряжение вспомнит любой, кто бывал на этом спектакле, оно ощущалось почти физически.
Все вспоминают о том, как мгновенно она успевала сменить облик страшной мрачной ведьмы на сверкающий облик юной красавицы. В любой рецензии на спектакль «Виват королева, виват!» можно прочесть об этой волшебной трансформации — о том, насколько они были разные, и как мгновенно происходило это абсолютное перевоплощение, и какой нервной самоотдачи требовало от актрисы.
А меня так до сих пор не отпускает изумление от того, насколько они — страшная ведьма и юная красавица — были похожи. Как актрисе удавалось «запихнуть» в каждую из этих непохожих женщин практически равный масштаб личности. Роберт Болт не знал, для кого он пишет эту пьесу, но вложил в нее то, что никакая другая актриса извлечь не могла: две стороны одной медали. Одной личности: Татьяны Дорониной.
Тому, что она — феноменальная театральная актриса, актриса-легенда, обладающая уникальной способностью почти магнетического воздействия на зрительный зал, осталось ныне не так много свидетелей. Но вот что поразительно: начиная с трагической истории «раздела МХАТа» на Доронину обрушилась вся мощь ангажированной прессы. Обрушились, конечно же, на возглавленный ею театр (пользуясь вечным приемом ничтожеств — обесцениванием и высмеиванием), но и на нее лично тоже.
Для того чтобы разрушить эту легенду, этот миф века, были применены абсолютно все средства — включая недопустимые. Обычно после этого от величайших репутаций не оставалось камня на камне. Но с этой легендой так ничего и не смогли сделать, поколебать этот миф так и не сумели. Она и тут оказалась сильнее.
Она и в кино была Божественная, но кино все же было лишь бледным отголоском ее театра.
Я видела в кино актрис, чья игра была изощреннее, актрис, более тонких, чем она. А вот актрис, которые бы, как она, сбивали с ног, я видела только одну — ее.
Я, собственно, и про Бабанову‑то, которую, конечно же, не видела на сцене, написала лишь потому, что про нее точно так же однажды сказали два совершенно разных человека — Константин Рудницкий и Виталий Вульф: «Она сбивала с ног»! И что мне сейчас описывать ее фильмы «Старшая сестра», или «Мачеха», или «Еще раз про любовь», или «Три тополя на Плющихе»? Сегодня, когда секс на экране стал нормой, а фильм без секса или «обнаженки» считается коммерчески бесперспективным, уже никому не объяснить, какой силы заряд чувственности и эротизма принесла со своими ролями на советский экран Доронина.
И какой уровень личностной свободы.
Достаточно включить любой из этих фильмов — и самостоятельно убедиться в том, что сколько бы ни злобствовали, сколько бы ни смеялись над придуманным ею для себя «речевым придыханием», сколько бы еще чего ни говорили, — а она «сбивает с ног» и сегодня.
То, как Доронина в картине «Три тополя на Плющихе» смотрит на тикающий счетчик такси… Как она, пригорюнясь и стесняясь, поет «Опустела без тебя земля», и как Ефремов смотрит на нее, поющую, а потом в лобовое стекло своей машины… Как она мечется в поисках ключа, а найдя этот ключ, ничего не делает — просто молча смотрит в окно сверху, как он курит, курит, ждет, ждет. Бесконечно. А потом уходит…
Я не знаю, что и сколько должен понимать человек про жизнь и про любовь, чтобы в не очень длинной картине рассказать об этом почти без слов. Но до разрыва сердца. Да за одни эти «Три тополя» ее должны помнить и обожать вечно.
И еще: сегодня, в 90‑й день рождения Дорониной, я внезапно подумала о свергнутых королевах — о королевах в изгнании. Они, сидя на троне, могли куролесить, как хотели. Глупостей могли насовершать преизрядно. Что хотели — то и вытворяли. Подданным их королевств порой приходилось несладко, чего уж там. И Татьяна Васильевна несла свой звездный статус не только с королевским величием, но и с королевскими же причудами.
Но низринутые со своего трона, они как раз и становились истинными королевами — Мария-Антуанетта, Мария Стюарт… Или Вия Артмане, сохранившая гордое достоинство даже тогда, когда ее — красу и гордость маленькой страны — изгнали из ее королевства-театра и из ее дома.
Как Доронина, которая сейчас хранит свое гордое достоинство и несет свое изгнание молча, не пачкаясь, не бегая с жалобами с канала на канал, не торгуясь за свой трон с теми, кто недостоин носить подол ее платья.
И в финале этого своего признания в любви и вечном восхищении хочу вспомнить короткую суровую речь Товстоногова на сборе труппы, которую он произнес после ее ухода: «Тут кто‑то, возможно, вообразил уже себе, что место Дорониной в театре вакантно и сейчас будет можно его занять. Сообщаю: место Дорониной действительно вакантно, но занять его не сможет никто!».
Татьяне Васильевне Дорониной сегодня 90. Она уже Божественная — навсегда. И уже — независимо ни от чего.
Ее место в искусстве сегодня можно объявлять вакантным. Но занять его не сможет никто!