ДАННЫЙ САЙТ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОФИЦИАЛЬНЫМ И НАХОДИТСЯ В РАЗРАБОТКЕ - НА НЁМ ПРОХОДЯТ ТЕХНИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

10 сентября 1839 года торжественная закладка храма Христа Спасителя на Пречистенской набережной

Закладка Храма Христа Спасителя в Москве в память об Отечественной войне 1812 года.

Вид на Большой Каменный мост и Храм Христа Спасителя. 1890 год

Кафедральный соборный храм Христа Спасителя – памятник мужеству русского народа в Отечественной войне 1812 года. Идея возведения храма в честь победы России над армией Наполеона принадлежала генералу армии Михаилу Кикину и была передана российскому императору Александру I. 21 декабря того же года, когда последний солдат 600-тысячной армии Наполеона был изгнан из пределов России, император Александр I подписал Высочайший Манифест о построении в Москве, лежащей тогда в руинах, церкви во имя Спасителя в ознаменование "благодарности к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели". Идея строительства воскрешала древнюю традицию обетных храмов, возводившихся в знак благодарности Богу за дарованную победу и в вечное поминовение о погибших.

Храм закладывался трижды, и трижды на протяжении почти двух столетий освящался его первый камень.

 

Первые проекты храма появились в 1816 году. Храм предполагалось возвести на Воробьевых горах. В конкурсе на создание храма принимали участие выдающиеся русские архитекторы, среди которых Джакомо Кваренги, Андрей Воронихин, Авраам Мельников, Александр Витберг, Василий Стасов. Государь утвердил проект Витберга.

Александр Афанасьев. Торжество при закладке храма Христа Спасителя на Воробьевых горах. Иллюстрация из дореволюционной книги. 

И 12 октября 1817 года состоялась торжественная закладка Храма Христа Спасителя на Воробьевых горах, между Смоленской и Калужской дорогами, через пять лет после выступления французов из Москвы, и сопровождалась небывалым духовным подъемом. Окончательный проект храма был утвержден в 1825 году, но дальше земляных работ дело не пошло – вскоре возникли проблемы, связанные с непрочностью почвы. А после смерти Александра I новый самодержец России Николай I приказал остановить все работы. В 1826 году строительство было прекращено, проект был признан неосуществимым. И обет Богу остался невыполненным.
В 1832 году Николай I утвердил новый проект Храма архитектора Константина Тона. Император лично избрал место для сооружения Храма Христа Спасителя – на берегу реки Москвы, неподалеку от Кремля. В 1837 году высочайшим указом была учреждена особая Комиссию по строительству. Староалексеевский женский монастырь XVII века, игуменья которого, по преданию, прокляла строителей и предрекла: "Сему месту быть пусту" и церковь Всех святых, находившиеся на месте, где предполагалось построить Храм Христа Спасителя, были разобраны. Монастырь переведен в Красное село (ныне Сокольники).

10 сентября 1839 года состоялась торжественна закладка нового храма Христа Спасителя на Пречистенской набережной (переименованной в набережную Христа Спасителя в той части, что примыкала к новому собору), в древнем урочище Чертолье на месте Алексеевского женского монастыря. Она была приурочена к празднованию 25-летней годовщины окончания Отечественной войны и взятию Парижа в марте 1814 года. Празднование по этому случаю не было столь пышным, как на Воробьевых горах за двенадцать лет до этого, но тоже вызвало интерес москвичей.

По словам прусского полковника, находящегося в свите принца Александра, старшего сына принца Оранского: "Войска стояли шпалерами вокруг Кремля и того места, где был положен фундамент. Торжественная процессия – духовенство в полном облачении, император и вся свита следовали верхами; все московское население, разряженное, высыпало наружу; улицы, окна, кровли – все было полно народом; прекрасная погода благоприятствовала празднику".

В церемонии участвовал император Николай I. В основание будущего храма он заложил крестообразную бронзовую доску с надписью: "В лето 1839, сентября 10 дня повелением Благочестивейшего и Самодержавнейшего Великого Государя императора Николая Павловича приступлено к исполнению священного обета, данного в Бозе почивающим императором Александром I, собственною Августейшей рукой императора Николая Павловича, за невозможностью воздвигнуть храм Христа Спасителя, по первому предположению, на Воробьевых горах, положен камень основания на сем месте для сооружения оного храма".

Деньги на него собирала вся Россия. Во всех церквях стояли кружки с надписью "На построение храма Спасителю Христу в Москве". И каждый жертвовал, сколько мог. Значительная часть денег шла из государственной казны.

Храм Христа Спасителя строился почти 44 года.

Акварель «Храм Христа Спасителя в Москве», Акварель Джозефа Андреаса Вайса. 1852.

В плане храм имел форму равноконечного креста. Основой его стиля был выбран византийский. Высота храма от основания до креста составляла 103,5 метра (высота креста – 8,5 метров). Стены, толщина которых достигала 3,2 метра, были выложены из кирпича и частично белого камня. Облицовка была выполнена из итальянского мрамора разных сортов. Четыре мощных столба‑пилона поддерживали центральный барабан. На уровне цокольного этажа здание опоясывал коридор – первый музей войны 1812 года, где на беломраморных плитах были увековечены все сражения, отличившиеся части и их командиры, начертаны имена воинов, проливших кровь за Веру и Отечество и награжденных офицеров.

Над созданием Храма по проекту К.А. Тона трудились лучшие архитекторы, строители и художники того времени. Интерьер храма освещали 60 окон. Над живописным оформлением храма в течение 23 лет трудилась большая группа художников. Уникальная роспись создавалась художниками Российской Академии Художеств В. Суриковым, бароном Т. Неффом, Н. Кошелевым, Г. Семирадским, И. Крамским, В.П. Верещагиным, П. Плешановым, В. Марковым. Авторами фасадных скульптур стали барон П. Клодт, Н. Рамазанов, А. Логановский. Врата Храма были исполнены по моделям графа Ф. Толстого.

Современники критически восприняли строившийся храм. Например, художник В.В. Верещагин считал, что выполненный "довольно бездарным архитектором Тоном" проект собора "есть прямое воспроизведение знаменитого Тадж-махала в городе Агра". Другие авторы, напротив, отмечают, что московский храм стал отражением сложных процессов как в русской, так и в общеевропейской архитектуре XIX века, когда на смену "интернациональному" классицизму пришёл период историзма (эклектики). Этот творческий поиск был методом "проб и ошибок". Среди близких по времени и духу зданий в Европе можно назвать базилику Сакре-Кёр в Париже.

В 1841 году стены были выровнены с поверхностью цоколя. В 1846 году сведен свод большого купола. Три года спустя завершены работы по внешней облицовке и начата установка металлических крыш и глав. Свод большого купола закончен в 1849 году. В 1862 году на крыше установили бронзовую балюстраду, отсутствовавшую в первоначальном проекте. К 1881 году были закончены работы по устройству набережной и площади перед храмом, а также установлены наружные фонари.

Храм Христа Спасителя был памятником не только религиозным, но и историческим, он стал зримым воплощением Славы, Веры и Величия России, свидетелем многих событий.

7 июня (26 мая по старому стилю) 1883 года состоялось торжественное освящение Храма, совпавшее с Днем коронации Императора Александра III. С этого времени в Храме начались регулярные богослужения. Также в Храме торжественно отмечались коронации, всенародные праздники и юбилеи. В общественной жизни страны Храм превратился в центр просвещения: была создана библиотека, проводились экскурсии. Пожертвования, собираемые в Храме, шли бедным и больным.

Взрыв Храма Христа Спасителя в 1931 году.

5 декабря 1931 года Храм был взорван для возведения на его месте Дворца Советов с гигантской статуей Ленина. Проект не удалось реализовать из-за дороговизны и начала Великой Отечественной войны. А в 1958 году на его месте появился бассейн "Москва".

В 1994 году началось восстановление Храма в прежних архитектурных формах. 31 декабря 1999 года Храм был открыт для публики. В ночь с 6 на 7 января 2000 года была отслужена первая торжественная рождественская литургия. 19 августа 2000 года Храм был освящен Собором архиереев.

История Храма Христа Спасителя протянулась на несколько веков, в ней переплелись судьбы российских императоров, иерархов Русской православной Церкви и простых людей…

(26 мая) 7 июня 1883 года, в праздник Вознесения Господня, состоялось торжественное освящение храма.

Освящен храм Христа Спасителя

Идея строительства храма Христа Спасителя возникла сразу по окончании Отечественной войны 1812 года – как храм‑памятник в честь победы России над армией Наполеона – и принадлежала генералу армии Михаилу Кикину и была передана российскому императору Александру I.

В конце 1812 года Александр I издал манифест о создании храма в ознаменование "благодарности к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели".

Его здание трижды закладывалось, и трижды на протяжении почти двух столетий освящался его первый камень. В конкурсе, объявленном императором Александром I в 1814 году, приняли участие лучшие архитекторы, победителем был признан Александр Витберг.

Осенью 1817 года на Воробьевых горах состоялась торжественная закладка Храма Христа Спасителя, но проект не был осуществлен, так как возникли проблемы, связанные с непрочностью почвы, имеющей подземные ручьи. В это время сменился правитель – новый император Николай I, просмотрев чертежи будущего храма, велел остановить строительство и отправил архитектора Витберга в ссылку на 15 лет.

В 1832 году Император Николай I утвердил проект храма, созданный архитектором Константином Тоном. Новое место для храма на берегу реки Москвы, неподалеку от Кремля, выбрал сам император лично. Закладка сооружения состоялась в сентябре 1839 года.

В плане храм имел форму равноконечного креста. Основой его стиля был выбран византийский. Высота храма от основания до креста составляла 103,5 метра (высота креста – 8,5 метров). Стены, толщина которых достигала 3,2 метра, были выложены из кирпича и частично белого камня. Облицовка была выполнена из итальянского мрамора разных сортов. Четыре мощных столба‑пилона поддерживали центральный барабан. На уровне цокольного этажа здание опоясывал коридор – первый музей войны 1812 года, где на беломраморных досках были увековечены все сражения, отличившиеся части и их командиры, имена погибших и награжденных офицеров. На фасадах были размещены горельефы работы скульпторов Александра Логановского, Николая Рамазанова, Петра Клодта.
Интерьер храма освещали 60 окон. Над живописным оформлением храма в течение 23 лет трудилась большая группа художников, среди которых были известные живописцы Генрих Семирадский, Василий Суриков, Константин Маковский и другие.

Художник Федор Клагес

Строительство нового храма заняло более 40 лет, и среди москвичей того времени этот долгострой на берегу Москва-реки получил название "чернильницы".

(26 мая) 7 июня 1883 года, в праздник Вознесения Господня, состоялось торжественное освящение храма. На церемонии присутствовал император Александр III, незадолго до того коронованный в Московском Кремле, императрица Мария Фёдоровна, наследник и великая княжна Ксения Александровна. Специально ко дню освящения Храма Христа Спасителя, композитор Петр Ильич Чайковский написал увертюру "1812 год", которую впервые исполнил храмовый хор. Событие сопровождалось шествием из храма Христа Спасителя в Успенский собор и обратно, колокольным звоном всех московских церквей и праздничным салютом.

С этого времени в Храме начались регулярные богослужения, а также здесь проходили коронации, отмечались всенародные православные праздники и юбилеи. С 1901 года в храме был учрежден собственный хор, считавшийся одним из лучших в Москве. К тому же при Храме была создана библиотека, проводились экскурсии, собирались пожертвования, которые шли бедным и больным.

Храм-памятник воинской славы по решению советского правительства был взорван 5 декабря 1931 года. Сохранилась часть наружных белокаменных барельефов, позже вмонтированных в стену Донского монастыря.  

В сентябре 1994 года правительством Москвы было принято решение о воссоздании Храма Христа Спасителя в прежних архитектурных формах. Воссозданный храм воспроизведен максимально близко к оригиналу. Во время проектных и строительных работ использовалась информация XIX века, включая эскизы и чертежи. 19 августа 2000 года в день Преображения Господня патриарх Алексий II совершил Великое освящение Храма Христа Спасителя.

По материалам и с использованием фото сайта:

 По материалам и с использованием фотографий с сайтов : 

Федеральный портал Истории России (histrf.ru)

Военное обозрение (topwar.ru)

"Календарь Истории" https://tunnel.ru 

Комитет по культуре администрации Минераловодского муниципального округа, Ставропольского края © 2024

Яндекс.Метрика