ДАННЫЙ САЙТ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОФИЦИАЛЬНЫМ И НАХОДИТСЯ В РАЗРАБОТКЕ - НА НЁМ ПРОХОДЯТ ТЕХНИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

220 лет назад - 28 апреля 1804 года, учреждается Педагогический институт в Санкт-Петербурге!

Санкт-Петербургский университет как полностью  самостоятельное высшее учебное заведение был учрежден уже в 1819 г. Его основанию предшествовала длительная подготовительная работа, начало которой относится к 80-м годам ХVIII в., когда правительство Екатерины II разработало новую программу преобразований в области народного просвещения. Исходным пунктом этой программы было создание в России широкой сети средних учебных заведений, так называемых народных училищ разного уровня. Для преподавания в этих училищах необходимы были кадры учителей, и для их подготовки в 1783 г. в Петербурге была учреждена Учительская семинария, которая в 1803 г. была преобразована в Учительскую гимназию, а эта, в свою очередь, в 1804 г. была переименована в Педагогический институт. В указе от 16 апреля 1804 г. об учреждении этого последнего было сказано:

"Учительская гимназия... по предмету своему, состоящему в образовании юношества к учительской должности, составляет отделение имеющего учредиться в Санкт-Петербурге университета, почему и принять должна название Педагогического института".

Дело в том, что правительство Александра I, продолжая начатую при Екатерине II линию преобразований, в 1803 г. приняло новое положение об устройстве учебных заведений в России. В стране создавались учебные округа, в каждом из которых должны были иметься учебные заведения четырех уровней - приходские, уездные, губернские (или гимназии) и университеты. Все они должны были составлять единую преемственную систему образования, центром которой в каждом округе должен был стать университет. В соответствии с этой программой, кроме уже существовавших университетов в Москве (основан в 1755 г.) и Дерпте (заново открыт в 1802 г.), предполагалось учредить новые университеты, в частности, в Вильно, Казани, Харькове и Петербурге. Возобновление университета в Вильно состоялось в 1803 г., основание университетов в Казани и Харькове - в 1804 г.

В Петербурге дело с учреждением университета затянулось по не совсем понятным причинам, - возможно, в силу бюрократической волокиты, а скорее всего ввиду того, что там уже существовало учебное заведение высокого педагогического профиля, которое лишь постепенно приобретало форму университета. В 1816 г. Педагогический институт в Петербурге был преобразован в Главный педагогический институт с вполне университетским подразделением на три отделения -

  1. наук философских и юридических,
  2. наук физических и математических и
  3. наук исторических и словесных.

Последовавшее тремя годами позже преобразование Главного педагогического института в Петербургский университет состоялось при участии видного сподвижника Александра I, тогдашнего министра духовных дел и народного просвещения, князя Александра Николаевича Голицына и нового деятеля, стремительно делавшего тогда карьеру, попечителя Петербургского учебного округа Сергея Семеновича Уварова.

8 (20) февраля 1819 г. император Александр I утвердил доклад А.Н.Голицына об учреждении Санкт-Петербургского университета и составленный С.С.Уваровым временный регламент нового университета - так называемые Первоначальные правила. Этот день и принято обычно считать датой основания Петербургского университета (сошлемся в этой связи на классические труды: Григорьев В.В. Императорский С.-Петербургский университет в течение первых пятидесяти лет его существования. СПб., 1870С.-Петербургский университет в первое столетие его деятельности. СПб., 1919История Ленинградского университета / Под ред. В.В.Мавродина. Л., 1969). Спустя несколько дней, 14 февраля 1819 г., в здании двенадцати коллегий состоялся торжественный акт открытия нового университета, но новый учебный год начался только с 1 ноября.

Структура нового университета сохранила прежнее подразделение на три факультета (философско-юридический, историко-филологический и физико-математический), существовавшее в Главном педагогическом институте. Состав преподавателей отличался достаточно высоким уровнем, а первым ректором стал выдающийся специалист по политической экономии М.А.Балугьянский. В 1821 г. Петербургский университет получил высокое наименование Императорского. В 1824 г. на него было распространено действие устава Московского университета, который сохранял силу до 1 января 1836 г., когда был введен новый, единый для всех университетов России устав.

Таковы были главные вехи процесса, который привел к возникновению в Петербурге своего университета. Как видно, процесс этот был длительным и непростым. Однако при ближайшем рассмотрении история Петербургского университета обретает дополнительную глубину. Действительно, учреждение Петербургского университета в 1819 г. было, по-своему, лишь заключительным этапом постепенного формирования высокой учебно-научной традиции в северной столице России. Отсчет этой традиции естественно начинать с основания в 1724-1725 гг. в Петербурге Российской Академии наук. По замыслу ее учредителя - Петра Великого - новая Академия создавалась как универсальный научно-учебный центр, в составе которого, помимо собственно ученой корпорации, предусматривалось создание также и университета и гимназии, чтобы, как сказано было в первоначальном, утвержденном царем-преобразователем, регламенте, "одно здание с малыми убытками тоеж бы с великою пользою чинило, что в других государствах три разные собрания чинят". Эта система была подтверждена и новым регламентом Академии, принятым в 1747 г. в правление дочери Петра Елизаветы.

Нельзя отрицать того, что Петербургская Академия наук уже в первый неполный век своего существования внесла огромный вклад в развитие отечественной науки и образования. Что касается последнего, то по сути дела в Академической гимназии и университете были впервые опробованы формы разностороннего среднего и высшего образования. Преподававшие в них выдающиеся ученые Г.З.Байер, Д.Бернулли, Л.Эйлер, Г.Ф.Мюллер (Миллер), В.К.Тредиаковский, М.В.Ломоносов и др., равно как и их ученики, подготовили не одно поколение высокообразованных людей, с пользой затем трудившихся и в Академии и за ее стенами. Таким образом в Петербурге создавалась необходимая интеллигентная среда, закладывались научные и образовательные традиции, ставшие важной предпосылкой последующего (на рубеже ХVIII-ХIХ вв.) более широкого развития среднего и высшего образования, о чем говорилось выше.

Однако нельзя закрывать глаза и на слабые стороны этого процесса. Попытка скорым, форсированным путем, да еще с малыми затратами, решить проблему приобщения России не только к плодам новейшей науки, но и к системе современного европейского образования сплошь и рядом разбивалась о неподготовленность общественной среды и оборачивалась досадными срывами. Нехватало учеников для учрежденных в составе Академии гимназии и университета; в последнем не было правильного строения по факультетам (об этом только декларировалось в регламентах), и занятия с немногими слушателями академики-профессора зачастую вели как бы приватно у себя на дому. Академический университет не был самостоятельным учреждением, не имел своего устава, не мог присуждать ученые степени, а возглавлявший его, согласно регламенту 1747 г., ректор находился в полном подчинении у "главного командира" Академии - ее президента.

В этой связи надо обратить внимание на двойственную роль самой Академии наук в отношении учрежденных в ее составе университета и гимназии. С одной стороны, по замыслу учредителей, она была призвана заботиться о развитии своих учебных подразделений и действительно в известной степени пеклась о них, особенно когда это попечение доставалось достойным ее сочленам. Можно указать, например, на большое положительное значение деятельности академика Г.З.Байера в качестве инспектора Академической гимназии, а позднее, конечно же, М.В.Ломоносова в качестве попечителя одновременно и гимназии и университета. Однако, с другой стороны, очевидной была принципиальная незаинтересованность как части самих академиков (яркий пример - поведение известного физика Ф.У.Т.Эпинуса), так и особенно академической бюрократии (титулованных президентов и могущественной Канцелярии) и связанных с нею придворных кругов во всемерном развитии учебной, образовательной программы, осуществление которой оборачивалось для академиков, склонных к занятию чистой наукой, лишними тяготами, а для правящей верхушки - денежными затратами, в которых она не была заинтересована.

В ту же сторону действовали и некоторые другие, более общие факторы и национального, и сословного, социального плана. В самом деле, влиятельные управители Академии из числа иностранцев, и прежде всего всесильные советники Канцелярии И.Д.Шумахер и И.К.Тауберт, не были заинтересованы в работе учебных подразделений, назначением которых было готовить кадры образованных людей из природных русских. А поскольку контингент последних было невозможно составить без привлечения разночинцев (дворяне предпочитали направлять своих детей в привилегированные военные заведения), то и со стороны знатных кураторов Академии большого интереса к ее учебным отделениям ожидать не приходилось.

Таким образом, как это ни парадоксально, основание Российской Академии наук, с ее правом монопольно направлять как научную, так и учебную деятельность в новой столице, обернулось не только стимулом, но и помехой в развитии самостоятельной университетской традиции в Петербурге. Не случайно поэтому инициатива создания полноценного университета в России, исходившая от М.В.Ломоносова и поддержанная влиятельным вельможей И.И.Шуваловым, смогла быть реализована не в Петербурге, а вне его, в более демократичной и менее подверженной иностранному влиянию Москве. Основание здесь в 1755 г. нового университета и двух призванных его питать гимназий и стало датой, от которой можно вести счет подлинному университетскому и гимназическому образованию в России.

Что же касается Академического университета в Петербурге, то его недолгая история являла собой процесс непрерывного хирения. Только на короткий срок, когда управление университетом и гимназией в Академии наук было поручено М.В.Ломоносову (1760-1765 гг.), их деятельность оживилась. Однако показательно, что даже Ломоносову не удалось добиться "высочайшего" утверждения специального разработанного им университетского регламента, предусматривавшего торжественное открытие (инаугурацию) и подобающую систему привилегий для обновленного университета в Петербурге. А после смерти Ломоносова, во второй половине 60-х годов, Академический университет и вовсе прекратил свое существование. Академическая гимназия продержалась дольше, но уже в конце 70-х годов она находилась, по официальному отзыву тогдашнего директора Академии С.Г.Домашнева, в совершенно "жалостливом и развратном состоянии", и ее формальное упразднение в 1805 г. было всего лишь признанием давно уже состоявшегося факта.

Можно ли ввиду этого тянуть прямую нить в развитии петербургского университетского образования от 1724 года к 1819, как это предлагают некоторые энтузиасты (см.: Марголис Ю.Д., Тишкин Г.А. Отечеству на пользу, а россиянам во славу. Из истории университетского образования в Петербурге в ХVIII - начале ХIХ в. Л., 1988)? Едва ли. Против этого говорит не только раннее угасание Академического университета, но и совершенно иная природа учрежденного в 1819 г. Петербургского университета - не вспомогательного подразделения научного по преимуществу центра, а самостоятельного высшего учебного заведения, естественно венчавшего образовательную систему Петербургского учебного округа.

Таким образом, необходим взвешенный подход к истории возникновения Петербургского университета. Безусловно, правильно говорить о длительной предистории этого университета, о постепенном создании необходимых социальных и учебно-научных предпосылок, к числу которых относится прежде всего деятельность основанной в Петербурге волею Петра Великого Академии наук с входившими в ее состав университетом и гимназией. Но столь же правильно и различать исторические этапы начала ХVIII и начала ХIХ в., и в этой связи признавать институционную оригинальность как акции 1724-1725 гг., приведшей к созданию Российской Академии наук, так и акции 1819 г., повлекшей за собой учреждение самостоятельного Петербургского университета.

По материалам и с использованием фотографий с сайтов : 

Федеральный портал Истории России (histrf.ru)

Военное обозрение (topwar.ru)

"Календарь Истории" https://tunnel.ru 

и сайта: исторического факультета СПбГУ (spbu.ru)

Комитет по культуре администрации Минераловодского городского округа, Ставропольского края © 2021

Яндекс.Метрика