ДАННЫЙ САЙТ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОФИЦИАЛЬНЫМ И НАХОДИТСЯ В РАЗРАБОТКЕ - НА НЁМ ПРОХОДЯТ ТЕХНИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

27 марта - День Памяти Григория Яковлевича Бахчиванджи

27 марта 1943 года на испытаниях советского реактивного самолета БИ-1 погиб летчик-испытатель Григорий Яковлевич Бахчиванджи. Герой Советского Союза (1973). Юрий Гагарин: «Без полета Григория Бахчиванджи, может быть, не было бы и 12 апреля 1961 года»

С началом Великой Отечественной войны, в 1941 году, лётчик добровольно уходит на фронт в составе 402-го ИАП, сформированного на базе НИИ ВВС, лётчик-истребитель. Участвовал в обороне Москвы. Совершил 65 боевых вылетов на самолёте МиГ-3, провёл 26 воздушных боёв. Сбил лично 2 вражеских самолёта и 3 в группе.

В августе 1941 года лётчику присваивается воинское звание «капитан», и он откомандировывается на базу НИИ ВВС в город Свердловск (ныне Екатеринбург), для испытания первого реактивного истребителя БИ-1.

17 октября 1942 года за мужество и героизм, проявленные на фронте, Григорий Яковлевич Бахчиванджи награждается первым орденом Ленина.

20 февраля 1942 года при испытательном запуске двигателя БИ-1 на стенде произошёл взрыв. Струя азотной кислоты под давлением попала в лицо ведущему инженеру Арвиду Владимировичу Палло, головка двигателя, сорвавшись с креплений, пролетела между баками с азотной кислотой и ударилась о бронеспинку сидения пилота, сорвав крепёжные болты. Григорий Бахчиванджи ударился о приборную доску и рассёк лоб, но, несмотря на произошедшее, от продолжения испытаний не отказался и, вернувшись из госпиталя, более активно включился в работу.

Уже 15 мая 1942 года лётчик выполнил первый полёт на БИ-1 с работающим жидкостным ракетным двигателем (ЖРД). Полёт был произведён с аэропорта «Кольцово» в Свердловске.

Погиб Бахчиванджи 27 марта 1943 года во время очередного испытательного полёта. Задание лётчику на его последний полёт предусматривало доведение скорости горизонтального полёта до 800 км/ч на высоте 2000 метров. По наблюдению с земли полёт, вплоть до конца работы двигателя на 78-й секунде, протекал нормально. После окончания работы двигателя истребитель, находящийся в горизонтальном полёте, на скорости свыше 900 км/ч, плавно вошёл в пике и под углом 50º ударился о землю. Машина рухнула в 6 километрах южнее аэродрома. Решение о строительстве 30-40 опытных машин было отменено, хотя лётчик-испытатель Борис Кудрин некоторое время ещё продолжал испытания ракетного перехватчика.

Раскрыть тайну гибели Бахчиванджи удалось лишь через несколько лет. При испытаниях моделей в аэродинамической трубе больших скоростей было выявлено явление затягивания самолёта в пике, бороться с которым тогда не умели. Оно было изучено на практике инженером-лётчиком А.Г. Кочетковым и другими испытателями.

Похоронен Григорий Бахчиванджи под городом Свердловском (ныне Екатеринбург) – на кладбище посёлка Малый Исток, расположенного недалеко от аэропорта «Кольцово». В феврале 1963 года на могиле установлен обелиск.

В 1987 году в честь Г.Я. Бахчиванджи названа платформа 41 км на хордовом участке Ярославского направления Московской железной дороги, поблизости от военного аэропорта Чкаловский и Звёздного городка.

20 февраля 1908 года родился Григорий Яковлевич Бахчиванджи - Советский лётчик-испытатель, Герой Советского Союза, капитан. В 1942 совершил первый полет на ракетном БИ-1, открыв эру реактивной авиации

Бахчиванджи Григорий Яковлевич

Советский летчик-испытатель. Капитан Вооруженных сил. Герой Советского Союза.
Участник Великой Отечественной войны. Погиб во время очередного испытательного полета.


Григорий Бахчиванджи родился 7 февраля 1908 года в станице Бриньковская, Краснодарский край. Окончил семь классов школы. В возрасте семнадцати лет начал работать в литейной мастерской. Затем являлся помощником машиниста паровоза в депо станции Ахтари.

В 1927 году Бахчиванджи переехал в город Мариуполь, где участвовал в строительстве «Завода имени Ильича» и в дальнейшем работал на нём слесарем-трубопрокатчиком мартеновского цеха. В 1931 году IX съезд комсомола принял шефство над Военно-Воздушными силами Красной Армии и комсомолец Григорий Бахчиванджи, выполняя решение съезда, добровольно попросился в авиацию. В 1933 году окончил авиатехническое училище, в 1934 году Оренбургскую школу пилотов.

После окончания Оренбургской школы летчиков в 1935 году Григорий Яковлевич прибыл в полк. За образцовый показ техники пилотирования и глубокие знания авиационной техники лётчика направили в научно-исследовательский институт Военно-воздушных Сил Рабоче-крестьянской Красной армии на лётно-испытательную работу. Сначала лётчик работал на разведывательных самолётах, потом на истребителях. Спустя некоторое время ему поручили проведение испытаний новых авиамоторов в полёте.

С началом Великой Отечественной войны, в 1941 году, Бахчиванджи добровольно ушел на фронт в составе 402 истребительного авиационного полка. Участвовал в обороне Москвы. Совершил шестьдесят пять боевых вылетов на самолёте МиГ-3, провёл 26 воздушных боёв. Сбил лично 2 вражеских самолёта и 3 в группе. В августе присвоено воинское звание «капитан». Затем летчик откомандировывается на базу научно-исследовательского института Военно-воздушных Сил в город Екатеринбург, для испытания первого реактивного истребителя БИ-1.

С военного аэродрома «Кольцово» в Екатеринбурге 15 мая 1942 года взлетел первый в мире истребитель БИ-1 первый советский самолёт с жидкостным ракетным двигателем. Это событие стало началом эры реактивных полетов в мировой воздушной практике. Пилотом был капитан Григорий Бахчиванджи. Полёт продолжался 3 мин 9 сек, за 60 сек работы ЖРД была достигнута высота 840 метров, при максимальной скорости 400 км/ч и максимальной скороподъёмности 23 м/с. Непривычно быстро набирая скорость, самолёт через 10 секунд оторвался от земли и через 30 секунд скрылся из глаз. Только пламя двигателя говорило о том, где он находится. Так прошло несколько минут. Посадка была жёсткой, одна стойка шасси подломилась, колесо отскочило.

В феврале 1942 года при испытательном запуске двигателя БИ-1 на стенде произошёл взрыв. Григорий Бахчиванджи ударился о приборную доску и рассёк лоб, но несмотря на произошедшее от продолжения испытаний не отказался. Уже 15 мая 1942 года с аэропорта «Кольцово» лётчик выполнил первый полёт на БИ-1 с работающим жидкостным ракетным двигателем.

Во время очередного испытательного полета 27 марта 1943 года летчик Бахчиванджи погиб. Задание на последний полёт предусматривало доведение скорости горизонтального полёта до 800 км/ч на высоте 2000 метров. По наблюдению с земли полёт, вплоть до конца работы двигателя на 78-й секунде, протекал нормально. После окончания работы двигателя истребитель, находящийся в горизонтальном полёте, на скорости свыше 900 км/ч, плавно вошёл в пике и под углом 50º ударился о землю. Машина рухнула в шести километрах южнее аэродрома.

Похоронен Григорий Бахчиванджи под городом Екатеринбург - на кладбище посёлка Малый Исток, расположенного недалеко от аэропорта «Кольцово». В феврале 1963 года на могиле установлен обелиск.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 апреля 1973 года капитан Бахчиванджи Григорий Яковлевич посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.

Бахчиванджи Григорий Яковлевич


Награды Григория Бахчиванджи

Звание Герой Советского Союза, 28.04.1973

Медаль «Золотая Звезда» героя, 28.04.1973

Орден Ленина, 28.04.1973

Орден Ленина, 17.10.1942

Память о Григории Бахчиванджи

В честь Григория Бахчиванджи назван посёлок при аэродроме «Чкаловский», там же платформа «Бахчиванджи» пригородного сообщения по Ярославскому направлению Московской железной дороги.

Памятник на могиле героя в посёлке Малый Исток.

Памятник возле международного аэропорта «Кольцово», Екатеринбург

Бюст на улице Бахчиванджи, Екатеринбург.

Памятник в станице Бриньковская.

Памятник в посёлке Патруши.

Имя Бахчиванджи присвоено улицам

в городе Екатеринбург.

в городе Оренбург.

в городе Мариуполь

в городе Приморско-Ахтарск.

в городе Арамил, Свердловская область.

в городе Ахтубинск, Астраханской область.

в городе Щёлково, Московская область.

в городе Первоуральск, Свердловская область.

в городе Краснодар.

в станице Бриньковская, Краснодарский край.

Именем Бахчиванджи также названы

школа № 5 станицы Бриньковской.

школа № 60 города Екатеринбурга.

площадь перед международным аэропортом Екатеринбурга - «Кольцово».

общеобразовательная школа при НИИ ВВС в Екатеринбурге.

кратер на обратной стороне Луны.

По материалам и с использованием фотографий с сайтов : 

Федеральный портал Истории России (histrf.ru)

Военное обозрение (topwar.ru)

"Календарь Истории" https://tunnel.ru 

и сайта :Бахчиванджи Григорий Яковлевич(rus.team)

Комитет по культуре администрации Минераловодского городского округа, Ставропольского края © 2021

Яндекс.Метрика