Актер, солдат и участник армейских ансамблей
Владислав Стржельчик родился 31 января 1921 года в Петрограде (сейчас — Санкт-Петербург). Его отец Игнатий Стржельчик был поляком. Он переехал в Петроград во время Первой мировой войны и работал инженером. Мать будущего актера была сотрудницей Эрмитажа — смотрительницей одного из залов. В семье был еще один сын.
С детства Стржельчик интересовался искусством. Родители водили его в театры и музеи. Вместе с отцом и братом Стржельчик часто бывал в католической кирхе. Будущий актер пел в церковном хоре и помогал настоятелю — приносил необходимую утварь.
В школе Владислав Стржельчик учился хорошо. В свободное время он посещал драмкружок, играл в постановках. В детстве мечтал стать музыкантом: «Говорят, у меня был абсолютный слух, мама очень любила музыку, без конца водила меня на концерты, в оперу».
Однако в старших классах Стржельчик решил стать актером. После школы, в 1938 году, он поступил в театральную студию при Большом драматическом театре. Ее вел Борис Бабочкин — актер и главный режиссер БДТ. Уже на первом курсе Стржельчик попал во вспомогательную труппу театра. Он играл небольшие роли и появлялся в массовке.
Из студии Стржельчику пришлось уйти в 1940 году: начинающего актера призвали на фронт. Он участвовал в Советско-финской, а затем в Великой Отечественной войне. Актер вспоминал в интервью журналу «Советский экран»: «Война для меня началась в 1940-м, в финскую кампанию. <…> Утром, как положено, проходил службу молодого бойца, а вечером участвовал в подготовке программ армейского ансамбля. Когда началась Великая Отечественная война, попал в пехоту. Был и на передовой, и в разных армейских ансамблях, что возникали на нашем Ленинградском фронте».
Во время войны Стржельчик несколько раз участвовал в записи программ на радио. Актер читал военно-патриотические стихи, отрывки из книг.
За участие в боях Владислав Стржельчик получил медали «За оборону Ленинграда», «За боевые заслуги» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов».
Актер Большого драматического театра
огда окончилась Великая Отечественная война, Владислав Стржельчик вернулся в студию при Большом драматическом театре. Актер окончил ее в 1947 году. А вскоре его перевели из вспомогательной труппы в основную.
Первой крупной ролью Стржельчика в БДТ стал Клавдио в постановке «Много шума из ничего» по одноименной комедии Уильяма Шекспира. А вскоре актер стал получать главные роли. В 1951 году он сыграл офицера Михаила Ярового в драме «Любовь Яровая». На студии «Ленфильм» сняли телеверсию этой постановки. В прокате ее посмотрело около 46 миллионов зрителей.
Всего в 1950–60-х у Стржельчика было более 20 ролей в Большом драматическом театре. Актер появлялся в спектаклях «Обрыв», «Идиот», «Горе от ума». В 1968 году он сыграл в пьесе американского драматурга Артура Миллера «Цена». Стржельчик исполнил роль роль оценщика Грегори Соломона. В постановке также участвовали Сергей Юрский, Валентина Ковель и Вадим Медведев.
Этот спектакль запретили сразу после премьеры: в нем Миллер раскритиковал СССР за ввод советских войск в Чехословакию в августе 1968 года. Однако постановку продолжали показывать. Юрский вспоминал: «Мы… играли тайно, раз в две недели, чтоб спектакль не умер. А публика все ходила. И слухи о спектакле волнами расходились по всему городу и далее — в столицу. Это… типичный пример того, как во времена социализма запрет заменял все виды рекламы. Это было посильнее нынешних зазывных телероликов и ярких журнальных обложек».
Постановку «Цена» разрешили официально показывать в БДТ только в 1969 году. Этого добился Константин Симонов, который и перевел пьесу Миллера с английского на русский язык.
Другим популярным спектаклем Стржельчика в Большом драматическом театре стала комедия «Ханума». Режиссер Георгий Товстоногов переработал одноименный водевиль Авксентия Цагарели — добавил в него стихи поэта Григория Орбелиани. А драматурги Борис Рацер и Владимир Константинов переложили текст комедии для сцены.
В постановке Владислав Стржельчик сыграл одну из главных ролей — князя Вано Пантиашвили. В 1978 году на «Ленфильме» сняли телеверсию спектакля.
Всего в БДТ Стржельчик появился более чем в 40 постановках. Около 20 лет он играл певчего Тетерева в спектакле «Мещане» по пьесе Максима Горького. А в драме «На дне» Стржельчик исполнил роль Актера.
Фильмы Владислава Стржельчика
В кино Владислав Стржельчик дебютировал во время войны. Он сыграл эпизодическую роль белофинского офицера в картине «Машенька» Юлия Райзмана.
До 1960-х крупных ролей Стржельчик не получал. Он часто играл офицеров и дворян, появился в фильмах «Гранатовый браслет», «Кочубей», «В дни октября».
В 1965 году Стржельчику наконец досталась роль, которая его прославила. Актер сыграл эсэсовского генерала Бруно Готтбурга в ленте «Как вас теперь называть?» о Великой Отечественной войне. Фильм стал одним из лидеров кинопроката. Его посмотрело более 36 миллионов зрителей.
А через два года в картине «Майор Вихрь» Стржельчик вновь исполнил роль немецкого военного — полковника Берга. Артист вспоминал: «Полковник Берг и генерал Готтбург стали для меня очень интересным обращением к теме войны через образы умных, коварных, дальновидных и тем особенно опасных врагов».
Режиссер Сергей Бондарчук выбрал Стржельчика на роль Наполеона Бонапарта в своей эпопее «Война и мир». Операторам приходилось долго настраивать кадр, когда они снимали актера. Его рост был около 180 сантиметров, а Наполеон должен был выглядеть невысоким.
В 1969 году Владислав Стржельчик снялся в ленте «Адъютант его превосходительства». Актер сыграл командующего Добровольческой армией Владимира Ковалевского. Прототипом его героя стал один из военачальников Белого движения Владимир Май-Маевский.
За роль генерала Ковалевского Стржельчик получил Государственную премию РСФСР имени братьев Васильевых. Театральный критик Татьяна Забозлаева писала о его игре: «В образе генерала Ковалевского, кажется, сфокусировалась вся история русского офицерства… Веками вырабатывавшаяся традиция, идеалы, культура — вот что стоит за плечами Ковалевского-Стржельчика, делает его фигуру особо выразительной, масштабной».
В 1970-х Стржельчик снялся более чем в 20 фильмах. Актер сыграл афериста Нарышкина в истерне «Корона Российской империи, или Снова неуловимые», богатого садовода Антуана Нонанкура в мюзикле «Соломенная шляпка», графа Лаваля в «Звезде пленительного счастья», чиновника Яичницу в экранизации пьесы Николая Гоголя «Женитьба».
В 1974 году за роли в театре и кино Стржельчик получил звание народного артиста СССР.
Личная жизнь: «Я тебя люблю, но театр я люблю больше»
Владислав Стржельчик был женат дважды. Его первой супругой стала артистка оперетты Ольга Смирнова. В браке у них родилась дочь Марина Стржельчик-Смирнова.
В конце 1940-х Стржельчик и Смирнова расстались. А в 1950 году на гастролях в Сочи артист познакомился с будущей второй супругой — актрисой Людмилой Шуваловой. Несколько месяцев они переписывались, а вскоре поженились. Ради Стржельчика Шувалова переехала из Москвы в Петербург. Актриса вспоминала: «Когда мы стали жить вместе, Владик сказал мне: «Я тебя люблю, но театр я люблю больше». Я, конечно, обиделась, но помнила это всегда. Я подарила ему свою жизнь…»
Вместе Стржельчик и Смирнова прожили больше 40 лет, до смерти актера в 1995 году. Детей у них не было.
«Со мной всё, ребята»: последние годы жизни
Много сниматься и играть в театре Владислав Стржельчик продолжил и в 1980-х. Среди его новых ролей в БДТ — помещик Беркутов в «Волках и овцах», композитор Антонио Сальери в спектакле «Амадеус», «важный господин» Городулин в комедии «На всякого мудреца довольно простоты».
В телефильме «Гардемарины, вперед!» Стржельчик исполнил роль лейб-медика Лестока. Вместе с ним в сериале играли Сергей Жигунов, Дмитрий Харатьян, Владимир Шевельков.
С 1986 года Стржельчик состоял в правлении Союза театральных деятелей РСФСР. Еще он преподавал в Ленинградском институте культуры на кафедре музыкальной режиссуры.
После смерти Георгия Товстоногова в 1989 году Стржельчик стал получать меньше ролей в Большом драматическом театре. В это же время актер заболел. У него появились проблемы с памятью. Стржельчик не мог запоминать длинные тексты, а однажды даже забыл монолог прямо во время спектакля. Поэтому актер решил уйти из театра.
Последние два года работы в БДТ он сильно уставал. Я видела — что-то меняется в нем, но списывала это на возраст, все-таки ему перевалило за семьдесят… Его пригласили на главную роль в спектакль «Макбет». Его умоляли сыграть эту роль, и он дал согласие. После очередной репетиции он пришел жутко раздраженный. «Я не могу выучить текст», — сказал он. «Не смеши меня, у тебя сто страниц от зубов отлетает, а здесь всего две странички текста», — успокаивала я его. На следующий день он вернулся еще более мрачный: «Устал, больше не могу…» Мы сели вместе на кухне, и он начал говорить мне текст. Один раз прочитал четко, второй раз — спотыкался через фразу… <…> На предпремьерной репетиции он вышел на сцену и вообще забыл слова. Тогда он поклонился коллегам, произнес: «Со мной всё, ребята» — и ушел.
Умер Владислав Стржельчик 11 сентября 1995 года. Похоронили актера на Литераторских мостках Волковского кладбища в Санкт-Петербурге...
По материалам и с использованием фотографий с сайтов :
Федеральный портал Истории России (histrf.ru)
"Календарь Истории" https://tunnel.ru