2 сентября - День рождения Валентина Гафта и Александра Филиппенко
2 сентября 1935 года родился Валентин Гафт. Советский и российский актёр театра и кино, театральный режиссёр, философ, поэт и писатель. Народный артист РСФСР. Гражданин, патриот
Валентина Гафта знают по ролям в картинах «Здравствуйте, я ваша тетя!», «Гараж», «О бедном гусаре замолвите слово», «Сирота казанская» и в других советских и российских лентах. Однако он не только яркий актер театра и кино, но и самобытный писатель, который создал сотни стихотворений, эпиграмм и посвящений коллегам.
Московское детство и начало войны
Валентин Гафт родился 2 сентября 1935 года в еврейской семье в Москве. Его родители приехали в столицу из украинских Прилуков Черниговской области. Отец Иосиф работал военным юристом, а мать Гита вела домашнее хозяйство. У нее не было специального образования, но ей нравились книги и театр, рассказы о котором всегда любил слушать сын.
Гафты жили в коммунальной квартире на улице Матросская Тишина. Рядом с домом работали тюрьма, психиатрическая больница и общежитие студентов МГУ. Но будущего актера не смущало такое соседство: мальчишкой он с друзьями часто носился по улицам и играл в футбол на пустыре. Актер вспоминал: «У нас и двор на Матросской Тишине был бандитский. Помню их клички: Свист, Аршин, Пигарь… Кстати, с кем ни поговоришь про те годы, у всех были бандитские дворы, и все хвалились этим».
21 июня 1941 года семья собиралась поехать в гости к дедушке — отцу матери, но началась Великая Отечественная война. Гафт особенно запомнил, как провожали на фронт отца и двоюродного брата, которому было всего 19 лет. Сам он с матерью остался в Москве, от обстрелов прятались в бомбоубежищах. Позже семилетний Гафт вместе с другими детьми начал ходить в школу.
«Первые впечатления от школы, куда я поступил в середине войны, — это очень холодный класс и очень старенькая первая учительница. Вид у нее был какой-то еще дореволюционный: черная шапочка, длиннющий синий халат и пенсне с цепочкой до пояса. В 1943–1944 годах мы всем классом возили на санках ей дрова для печки»
Война закончилась, когда Гафту было 10 лет. Отец вернулся с медалью «За боевые заслуги», но получил тяжелые ранения и потом долго восстанавливался в московском госпитале.
«Я любил самодеятельность еще и потому, что благодаря ей прогуливал школу»: первые театральные роли
Учеба в школе Валентину Гафту давалась нелегко. Его больше привлекало участие в художественной самодеятельности и школьных постановках. Как писал сам актер: «… я играл только женские роли, потому что школа у нас была мужская, девочек не было. Роль невесты в чеховском «Предложении» считаю своим лучшим достижением, хотя волосы от парика все время лезли в рот, но это не мешало. Я любил самодеятельность еще и потому, что благодаря ей прогуливал школу».
Когда Валентин Гафт уже учился в старших классах, он решил стать артистом. А чтобы подготовиться к профессии, даже караулил актера Евгения Моргунова, который жил в их доме, просил дать ему советы, как читать стихи и прозу. В 1952 году тайком от родителей Гафт одновременно подал документы в Щукинское училище и в Школу-студию МХАТ. В последнюю он сдал все экзамены на «отлично». Вместе с ним на один курс также поступили Евгений Урбанский, Олег Табаков, Майя Менглет, а на год старше учились Игорь Кваша и Михаил Козаков.
Первым профессиональным опытом начинающего актера стала не роль в театре, а участие в массовке в кино. Это был фильм режиссера Михаила Ромма «Убийство на улице Данте», где Гафт сыграл в эпизоде. Вместе с ним кинодебют в этой ленте состоялся у Михаила Козакова и Иннокентия Смоктуновского.
В 1957 году Валентин Гафт окончил мастерскую Василия Топоркова в Школе-студии МХАТ. После выпуска он дебютировал на сцене Театра имени Моссовета. Это был спектакль Юрия Завадского «Корнелия», его партнерами по спектаклю были уже известные на всю страну артисты Вера Марецкая и Ростислав Плятт.
Вскоре Гафт перешел работать в московский театр на улице Спартаковской (сегодня Театр на Малой Бронной), которым руководил режиссер Андрей Гончаров. За четыре года он сыграл во многих постановках, среди которых — «Третья голова», «Аргонавты», «Визит дамы».
Параллельно с игрой в театре Гафт ходил на киносъемки. В 1958 году при работе над фильмом «Русский сувенир» кинорежиссера Григория Александрова он познакомился с коллегами: Алексеем Поповым, Любовью Орловой, Эрастом Гариным. Последний ставил в Театре Сатиры спектакль «Тень» по пьесе драматурга Евгения Шварца и попросил Гафта заменить одного из актеров. Тот согласился.
«Чуть не на первых же секундах я почти упал в оркестр, с балкончика, который отвалился на авансцене. Но я спасся, а он каким-то чудом повис. Я перепутал партнерш и стал вести диалог с Аросевой, а надо было с Зелинской, и, глядя не в ту сторону, получил, естественно, не тот ответ. Боже, что со мной было! И, конечно, меня не приняли в Театр сатиры, вернее, не оставили в нем»
Чемпион по смене театров: служба в «Ленкоме» и «Современнике»
В середине 1960-х годов Валентин Гафт перешел в Театр имени Ленинского комсомола (сейчас «Ленком»), художественным руководителем которого был Анатолий Эфрос. Те немногие роли, которые актер сыграл в постановках Эфроса, Гафт считал самыми важными в своей карьере, — Евдокимова в «104 страницах про любовь» по Эдварду Радзинскому, Маркиза д’Орсиньи в «Мольере» по Михаилу Булгакову, Василия Соленого в «Трех сестрах» по Антону Чехову. Он вспоминал: «После театра Гончарова я был у Анатолия Васильевича Эфроса в театре имени Ленинского комсомола, и это особая страница в моей жизни. Особая и едва ли не самая важная, потому что театр Эфроса — это театр, о котором я вспоминаю и по сей день. Мне кажется, лучшие образцы этого театра навсегда останутся в памяти, и такого я больше не увижу».
В 1969 году Валентин Гафт вновь оказался на сцене Театра Сатиры. Накануне в Ялте он познакомился с актером Андреем Мироновым, который предложил ему сыграть графа Альмавиву в постановке «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Валентина Плучека. Игру Гафта в этом спектакле отметил режиссер Олег Ефремов и пригласил его в свой театр «Современник».
«Вообще-то Гафта можно было тогда назвать чемпионом по смене театров. Он перебрал почти все театры Москвы: театр Гончарова на Спартаковской, театр Ленинского комсомола, Театр сатиры, Театр на Малой Бронной и какие-то еще, причем в некоторых по нескольку раз. Уходил, приходил, менял театры»
После «Современника» Валентин Гафт больше не менял театры. Здесь он сыграл самое большое количество ролей, среди которых и много главных: Адуев-старший в «Обыкновенной истории», Лопатин в «Из записок Лопатина», Городничий в «Ревизоре», Хиггинс в «Пигмалионе» и другие.
В 1970-х годах пошла в гору и кинокарьера актера. В картине «Здравствуйте, я ваша тетя!» 1975 года он сыграл ироничного дворецкого Брассета, а через три года на советские экраны вышел фильм «Короли и капуста», где Гафту досталась уже главная роль. В этом же 1978 году ему присудили звание «Заслуженный артист РСФСР», а через шесть лет Валентин Гафт стал народным артистом РСФСР.
Через год Валентину Гафту впервые довелось работать с кинорежиссером Эльдаром Рязановым. Тот пригласил актера на роль председателя кооператива Валентина Сидоркина в свою комедию «Гараж». Лента вышла в 1979-м, а в следующем году Гафт снялся в его водевиле «О бедном гусаре замолвите слово», где сыграл отца-командира гусарского полка полковника Ивана Покровского.
«Когда еще писался сценарий «О бедном гусаре замолвите слово…», мне было ясно, что роль полковника Покровского предназначается для Валентина Гафта. Почему я видел в этой роли именно Гафта, я объяснить бы не смог. Чувствовал, что лучше него эту роль никто не сыграет»
В 1987 году в киноленте Рязанова «Забытая мелодия для флейты» по сценарию Эмиля Брагинского Валентин Гафт исполнил роль коллеги главного героя Одинокова. Через три года он снова снялся в рязановской трагикомедии «Небеса обетованные». Последними совместными работами Гафта-актера и Рязанова-режиссера стали фильмы «Старые клячи» в 2000-м и «Карнавальная ночь 2, или 50 лет спустя» в 2017-м.
За свою кинокарьеру Валентин Гафт успел поработать с разными известными режиссерами: Юрием Карой, Петром Тодоровским, Александром Миттой, Константином Бромбергом, Александром Зархи, Владимиром Машковым, Владимиром Бортко и многими другими кинематографистами.
2 сентября 1944 года родился Александр Филиппенко. Советский и российский актёр театра и кино, народный артист России.
Филиппенко Александр Георгиевич
Александр Филиппенко родился 2 сентября 1944 года в городе Москва. Затем родители актера уехали из Москвы в столицу Казахстана, город Алма-Ата, в командировку и остались там навсегда. Занимался в драмкружке алма-атинского Дворца пионеров. Окончил школу № 54 в Алма-Ате с золотой медалью. И по настоянию родителей поступил в Московский физико-технический институт.
В Московском физико-техническом институте Александр занимался на факультете молекулярной и химической физики и получил специальность «Физика быстропротекающих процессов». Но чуть ли не с первых дней студенческой жизни весь досуг молодой человек проводил в институтской команде КВН, вместе с которой в 1963 году даже стал чемпионом клуба. Также Филиппенко участвовал в спектаклях эстрадной студии МГУ, причем и как актер, и как режиссер-постановщик.
В 1969 году он, не имея никакого специального образования, попал в труппу Театра драмы и комедии на Таганке и даже дебютировал в кинематографе. Филиппенко решил получить профильное образование и поступил в Театральное училище имени Бориса Щукина, после которого стал актером Академического театра имени Евгения Вахтангова, где прослужил 20 лет. Тогда же он дебютировал и на телевидении, став первым клоуном по имени Саня в детской развивающей программе «АБВГДейка», снялся в первых двадцати выпусках.
Фильмография актера насчитывает свыше 80-ти работ. Первой картиной стала драма «Я его невеста». Затем последовали весьма полюбившиеся зрителям ленты «Гори, гори, моя звезда», «Бумбараш», «Хождение по мукам» и «Рождённая революцией».
Начало 80-х принесло больше разнообразных ролей. Александр сыграл Кощея Бессмертного в сказке «Там, на неведомых дорожках…», Смерть в экранизации рок-оперы «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», шута Вамбу в историко-приключенческом фильме «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго». Также в этот период у актера было несколько интересных военных драм, например, «Битва за Москву», «Торпедоносцы» и «Я сделал все, что мог».
В 1994 году Филиппенко играет Коровьева в экранизации легендарного романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Но из-за разногласий режиссера и продюсерской группы картина 17 лет пролежала на полке и впервые была показана только в 2011 году. Интересно, что в 2005 году Александр Филиппенко снова участвовал в съемках «Мастера и Маргариты», другой версии, режиссером которой стал Владимир Бортко. На этот раз актер воссоздал образ Азазелло.
С 1995 занят в основном театральными работами. В эти годы он играл по контрактам в различных театрах Москвы - «Школе современной пьесы», в «Театре у Никитских ворот», в Театре Эстрады, в «Театре Музыки и Поэзии». С 1996 Филиппенко является художественным руководителем театра «Моно-Дуэт-Трио» при Москонцерте, в репертуаре которого литературно-музыкальное шоу «Поезд на Чаттанугу, или Когда и мы были молодые», еще один вариант пьесы Славкина «Взрослая дочь молодого человека», «За вашу и нашу свободу» и моноспектакль «Мертвые души» по заключительным главам гоголевской поэмы.
В 21 веке Александр Георгиевич стал немного реже появляться на экранах. Он соглашается только на такие сценарии, которые его полностью устраивают. Из последних работ выделяются биографический сериал «Брежнев», где он сыграл генерала Цинёва, друга генерального секретаря, а также фантастическая картина «Азирис Нуна», где он предстал в образе египетского фараона Неменхотепа IV, причем и в виде человека, и в виде мумии.
Любителям комедийного жанра Филиппенко запомнился по сериалу «Моя прекрасная няня», где он, начиная с 7-го сезона, играл отца главной героини - Прутковского. В этом многосерийном фильме собралась целая плеяда звезд отечественного кино - Анастасия Заворотнюк, Сергей Жигунов, Любовь Полищук, Ольга Прокофьева и многие другие.
Первой женой Филиппенко была Наталья Зимянина - музыкальный критик, дочь известного политического деятеля Михаила Зимянина. С Натальей актер прожил три года, и за это время у них родилось двое детей. Дочь Мария выучилась на филолога, занимается журналистикой. А вот сын Павел пошел в шоу-бизнес. Он музыкант, известный в андеграундной тусовке под прозвищем «Паштет». Павел был вокалистом рок-группы «I.F.K.,» , а сейчас является фронтменом коллектива «F.A.Q.».
В 1979 году Филиппенко женился второй раз. Его новой избранницей стала телевизионный режиссёр Марина Ишимбаева, для которой этот брак тоже оказался вторым. В 1985 году у супругов родилась дочь Александра. Девушка закончила МГИМО, а сейчас занимается звукорежиссурой.
По материалам и с использованием фотографий с сайтов :
Федеральный портал Истории России (histrf.ru)