ДАННЫЙ САЙТ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОФИЦИАЛЬНЫМ И НАХОДИТСЯ В РАЗРАБОТКЕ - НА НЁМ ПРОХОДЯТ ТЕХНИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

«Фестиваль мемориальных коллекций художников Ставрополья. Гильдия мастеров. Достояние»

В ставропольском краевом музее изобразительных искусств открыта для посещения заключительная выставка музейного юбилейного проекта 2021 года «Фестиваль мемориальных коллекций художников Ставрополья. Гильдия мастеров. Достояние».

СВЕТ, КОТОРЫЙ НЕ ГАСНЕТ. В канун Нового 2022 года открыта «Лирическая выставка»

 Это пятая выставка проекта уходящего года, на которой представлены музейные коллекции живописи супругов Казанчан и работы невинномысских художников-графиков Е.Плетнёва и И.Галяткина. Мемориальная музейная коллекция художников состоит без малого из двухсот произведений, девяносто из них экспонируется на открывшейся выставке, название которой «Лирическая выставка».
Почему лирическая, да потому, что для экспозиции подбирались картины и графические работы, проникнутые тонкими чувствами любви к женщине, природе, окружающему миру.
Народный художник РСФСР Корюн Геворкович Казанчан (1920-1991) в 1972 г. написал «Портрет журналистки Ариадны Жуковой» находящийся сегодня в коллекции музея, правнучки маршала К. Рокоссовского, известной в советское время как автора 20 книг о творчестве русских и советских художников, множества статей об их творчестве, в том числе творчестве К. Казанчана.
Ей принадлежат слова: «Мы редко думаем о больших художниках как о людях: в памяти народа они превратились в картины, в художественные образы, и излюбленные ими темы. А ведь художники были людьми, живыми людьми…».
На этой выставке нам хотелось рассказать зрителям не только о творчестве представляемых мастеров, но и об их судьбах.
Корюна Геворковича и Зарю Семёновну Казанчан связывала полувековая супружеская жизнь, в которой искренняя любовь, глубокие чувства, занятия любимым делом – живописью сделали их пару неразлучной, отличающуюся высокими отношениями.
Заря Семёновна родилась в Пятигорске, в этот город в 1929 году переехали и семья Корюна Казанчан. Судьба свела их в начале Великой Отечественной войны во время работы в комбинате художественной продукции по выпуску «Окон ТАСС», вместе пережили оккупацию, поженились до призыва Корюна Геворковича в Красную армию, где он служил с января 1943 по май 1946 года.
Заря Семёновна в этот период работала в госпитале, муж воевал, разлука была длительной и, конечно, невыносимой.
Они не только переписывались, письма доходили плохо, Корюн вёл дневник, часть записей из которого не только сохранилось, но и была опубликована. Дневниковые записи практически ежедневно посвящаются «любимой Зореньке», как называл её муж.
В январе-феврале 1945 г. в дневнике мы читаем: «Заря – идеал русской девушки. Её нельзя не любить, ей нельзя изменять. Прошёл январь. Осталось немного до весны. Думаю, что к маю месяцу война закончится. Как будет хорошо, мы возвратимся к себе, на Родину и я увижу мою любимую Зореньку. Мы с ней обязательно будем учиться. Мне нужно много над собою работать, чтобы быть наравне с ней.
Чувства мужчины к женщине у меня появляются тогда, когда я в этой женщине во всём вижу равную себе по чувствам, мыслям, пониманию окружающего.
Единственно к кому я испытываю эти чувства, это к моей Зореньке. Какой я всё-таки счастливый, я нашёл девушку – мой идеал. Это большое счастье в жизни. Люблю её безгранично.
Эта долгая разлука – действительно большое испытание нашей любви. А ведь скоро она кончится. Со смертью Гитлера кончается и разлука. А Гитлеру скоро капут. Берлин, наверное, уже слышит орудийные залпы наших батарей. Осталось до него около 80 километров…».
По возвращению домой Корюн поступает на 3 курс Краснодарского художественного училища, которое в 1951 году заканчивает с отличием.
Заря с 1953 по 1959 учится в Пятигорском педагогическом институте, увлекается рисованием, берёт уроки у мужа.
В те годы школой повышения профессионального мастерства художников являлись творческие дачи. Корюн Геворкович вместе с женой начал регулярно посещать знаменитый Дом творчества художников «Академическую дачу имени И.Е. Репина» с 1953 года.
Художественными руководителями групп назначались очень известные художники, кроме этого, сформировался круг художников «Академическая дача», в который входил и Корюн Казанчан, училась живописному мастерству и Заря, выбрав для себя жанр натюрморта.
Корюн построил в этих местах деревянный дом-мастерскую, где со временем, стал проводить всё больше времени, в последние годы супруги жили там постоянно, там же и были похоронены в 1991, в 1998 годах в посёлке Серебрянники Вышневолоцкого района Тверской области. Сегодня на даче этот дом действует и хорошо известен всем, кто там бывает.
Начало широкой известности К. Казанчана приходится на 1960-е годы, именно в эти годы проявилась, и стала развиваться «ставропольская школа живописи», соединившая в себе лучшие традиции русской реалистической школы.
Он создаёт сюжетно-тематические картины, получает известность как мастер сельских тем, активно участвуя в союзных и республиканских выставках, занимается общественной работой – бессменный член Правления местного отделения Союза художников, Председатель правления в 1961-1966 г.г., 1971-1973 г.г.; в 1967 г. за свою деятельность награждается орденом Трудового Красного Знамени, в 1981 – орденом Дружбы народов, в неполные 50 лет получает почётное звание заслуженного художника РСФСР, в 1985 – народного художника РСФСР, длительное время он являлся единственным в крае, получившим столь высокое звание.
Заря Семёновна всегда была рядом – её приняли в Союз художников (1971), она постоянная участница краевых и зональных выставок, но одновременно она жена, друг, летописец творчества своего мужа.
Особенно это проявилось при подготовке вместе с нею юбилейной выставки к 75-летиюсо дня рождения К. Казанчана и издания каталога работ художника в 1995 году в музее изоискусств. Она продолжала бережно хранить работы мужа, знала всё, что им написано за годы творчества и где эти работы находятся.
И вот сегодня на нашей лирической выставке встретились снова два автора, погружая в свой мир и теплоту чувств, вызывая тихую грусть о тех кто жил, переживал военное время и любил.
В графическом разделе выставки экспонируются работы заслуженного художника России Евгения Семёновича Плетнёва (1933-2013), успешно работавшего в технике пастели и Ивана Сергеевича Галяткина (1943-2003), в его наследии акварели, графические работы в технике офорт.
Их работы наполнены глубоким лиризмом, поэтичны. Они восхищают красотой негромких мотивов природы, профессиональным исполнением, приверженностью к тенденциям, которыми характеризовалось отечественное искусство – честность, правда жизни, оптимизм.
Оценивая сегодня наследие художников, ушедших из жизни, невольно проникаешься сознанием того, сколь велики были заслуги этих мастеров.
Музейный фестиваль мемориальных коллекций продолжится и в 2022 году. Планируется проведение ещё шести выставок, на которых мы покажем мемориальные коллекции ещё 30 художников, чьё художественное наследие является культурным достоянием Ставропольского края и России.
«Лирическая выставка» работает в здании музея на проспекте Карла Маркса, 76. В дни новогодних каникул её можно посетить с 10.00 до 18.00 час. с 3 по 9 января 2022 г. ежедневно.

 21 января состоится вечер, посвящённый памяти художников, чьи работы экспонируются на выставке.
Приглашаем жителей и гостей города посетить музей.

По материалам сайта: http://www.mincultsk.ru/press-ce

Ставропольский краевой музей изобразительных искусств
г. Ставрополь, просп. Карла Маркса , 76 Телефон для справок: (8652) 61-03-04; 25-73-68; 8(938)-304-36-44
www.artmuseum26.ru

  
По материалам сайта: http://www.mincultsk.ru/press-center
 
 

Комитет по культуре администрации Минераловодского городского округа, Ставропольского края © 2021

Яндекс.Метрика