ДАННЫЙ САЙТ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОФИЦИАЛЬНЫМ И НАХОДИТСЯ В РАЗРАБОТКЕ - НА НЁМ ПРОХОДЯТ ТЕХНИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

26 марта - День Памяти Клары Степановны Лучко, киноактрисы и народной артистки СССР

26 марта 2005 года скончалась Клара Лучко- киноактриса. Народная артистка СССР. Лауреат Сталинской премии второй степени.

Клара Лучко
Клара Лучко
Годы жизни: 01 июля 1925 — 26 марта 2005
 
Клара Лучко решила стать актрисой после того, как увидела в газете объявление о наборе во ВГИК. Она окончила мастерскую Тамары Макаровой и Сергея Герасимова. Актриса запомнилась многим как «тургеневская героиня», однако Клара Лучко проявила себя в разных амплуа: сыграла бойкую колхозницу Дашу Шелест в фильме «Кубанские казаки», брата и сестру в сказке «Двенадцатая ночь», а также самоотверженную Клавдию Пухлякову в киноленте «Цыган».

Клара Лучко родилась 1 июля 1925 года в украинской деревне Чутово. Ее родители были крестьянами: отец возглавлял совхоз в селе Яковцы, а мать работала в колхозе в соседнем районе. Воспитанием будущей актрисы занималась ее тетя Акулина Лучко по прозвищу баба Киля.

Вскоре семья переехала в Полтаву. Там Клара Лучко пошла в школу. В свободное от учебы время она ходила в кино, посещала концерты приезжавших в город артистов и занималась в драмкружке. Ее любимой актрисой была Тамара Макарова.

«Почему-то мне казалось, что я похожа на Тамару Макарову. Я все ее роли знала наизусть. «Комсомольск», «Семеро смелых», «Учитель». Какие у нее глаза! Синие-синие! Всматриваясь в зеркало, я с сожалением отмечала, что у меня обыкновенные карие глаза. И в моем лице нет ничего общего с ней. Но все равно я на нее похожа! Когда дома никого не было, я надевала мамины туфли на высоком каблуке, нагревала большой гвоздь на плите и пыталась сделать завивку как у Макаровой».
Клара Лучко, «Как сейчас помню» (из книги «Я — счастливый человек»)

Когда Клара Лучко закончила седьмой класс, началась Великая Отечественная война. Ее семью эвакуировали в город Джамбул Казахской ССР (сейчас — Тараз, республика Казахстан). Там Лучко закончила школу.

Однажды в местной газете она увидела объявление о наборе студентов в мастерскую Сергея Герасимова при ВГИКе. В то время институт находился в эвакуации в Алма-Ате. Лучко выучила необходимые для вступительных экзаменов тексты — отрывок из прозы и драмы, стихотворение, басню — и поехала подавать документы. Родственники долго не хотели ее отпускать. В семье мечтали, чтобы она стала экономистом или юристом. Лучко вспоминала: «Конечно, мама и баба Киля отговаривали, плакали: как это «дытына» [дитина — Прим. ред] поедет одна, притом первый раз в жизни!».

На вступительных испытаниях Клара Лучко растерялась. Экзаменатор театральный педагог Борис Бибиков предложил ей не читать наизусть отрывки, а разыграть сценку — представить, что ее лучшая подруга тонет в реке. Актриса убедительно изобразила панику, а в конце даже расплакалась. За экзамен Лучко поставили «отлично» и зачислили в мастерскую Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Одногруппниками Лучко были Сергей БондарчукЕвгений Моргунов и Инна Макарова.

Осенью ВГИКу разрешили вернуться в Москву. Клара Лучко тоже поехала в столицу вместе с остальными студентами. На четвертом курсе она впервые снялась в кино — это была одна из главных ролей в картине «Три встречи». Ее дипломной работой стал спектакль «Молодая гвардия» по роману Александра Фадеева, где Лучко сыграла участницу подпольной организации Ульяну Громову. Вскоре режиссер Сергей Герасимов предложил ей исполнить эпизодическую роль тетушки Марины в экранизации этого произведения. «Молодая гвардия» Герасимова не прославила Лучко. Несколько месяцев ей не предлагали крупных ролей в кино. В конце 1940-х годов специально для выпускников ВГИКа, которые не участвовали в съемках, открыли Театр-студию киноактера. Пригласили и Клару Лучко.

В 1949 году Иван Пырьев решил снять музыкальную комедию о соревновании двух кубанских колхозов. На пробы приходили десятки претендентов. Клару Лучко режиссер позвал на пробы лично. Она вспоминала: «Я не надеялась на большую роль, потому что Герасимов считал меня «тургеневской героиней», что и записал в моей творческой характеристике по окончании курса. Но почему бы не попробовать?». Главная роль актрисе не досталась, но в фильме она сыграла работницу колхоза «Красный партизан» Дашу Шелест. Картина вышла в советский прокат в 1950 году под названием «Кубанские казаки» и стала очень популярной — в прокате ее посмотрело более 40 миллионов человек. В советской прессе писали положительные отзывы о фильме, а героиню Лучко называли «очаровательной, бойкой колхозницей». В 1951 году за роль Даши Шелест артистке вручили Сталинскую премию второй степени.

«С «Кубанских казаков» началась моя большая жизнь в кино. И этот фильм сопровождает меня всю жизнь, пройдя через смену эпох, через череду настроений разных вождей. Он стал не только частью моей личной биографии, но и маленькой частицей биографии моей страны. Нет, пожалуй, ни одного человека старшего, да и среднего поколения, который бы не видел фильма, не знал песен, звучащих до сих пор, хотя картина снята более полувека назад. <…> Когда картина вышла на экраны, я даже не предполагала, что произойдет со мной. По радио ежедневно передавали песни «Ой, цветет калина…» и «Каким ты был, таким остался…». <…> А потом хлынули письма. Мне писали тысячи зрителей, они смотрели фильм по многу раз и все песни знали наизусть».
Клара Лучко, «Кубанские казаки» (из книги «Я — счастливый человек»)

Актрису стали часто приглашать в кино: в начале 1950-х она снялась в картинах «Донецкие шахтёры», «Вихри враждебные». О своей роли в фильме «Возвращение Василия Бортникова» она писала: «Меня Пудовкин пригласил на роль главного инженера МТС. Из всех ролей в фильме это была, пожалуй, самая плохая. Невыразительная, схематичная, сугубо производственная <…> Было обидно, что именно у Пудовкина я должна была играть такую роль. Я не чувствовала никакого внутреннего удовлетворения, я страдала».

В 1955 году Лучко сыграла в ленте режиссера Яна Фрида «Двенадцатая ночь» по одноименной комедии Уильяма Шекспира. Актрисе достались сразу две главных роли — брата и сестры Виолы и Себастьяна. Фильм был одним из самых популярных в 1955 году.

Вскоре Лучко снялась в картине «Красные листья». Изначально режиссер Владимир Корш-Саблин приглашал актрису сыграть невесту революционера Метельского Стасю Яновскую. Однако Лучко отказалась и попросила взять ее на роль певицы из кабаре Ядвиги. Артистка писала: «Я Стасю не могу играть. Подобное я уже играла. Мне вряд ли удастся создать какой-то другой характер, и будет лишь повторение пройденного». Корш-Саблин не сразу утвердил Лучко на роль Ядвиги, он тоже считал ее «тургеневской героиней». Однако в качестве пробы решил снять с ней небольшую сцену в ресторане. Актриса убедительно сыграла артистку кабаре и ей дали эту роль. После выхода фильма зрители начали присылать Лучко письма с критикой: «Один из строгих зрителей, который откликался на каждый мой фильм, написал, что всегда считал меня серьезной и вдумчивой актрисой. «А как же вас теперь понимать?» — спрашивал он после картины «Красные листья».

В следующем 1959 году Клара Лучко исполнила одну из главных ролей в детском фильме Эльдара Шенгелая и Алексея Сахарова «Снежная сказка». Кроме артистки, в картине сыграли известные уже тогда актеры Евгений Леонов и Зинаида Нарышкина, а музыку для ленты написал лауреат Сталинской премии Юрий Левитин. Изначально «Снежную сказку» планировали выпустить не только в советский прокат, но и показать на крупных международных фестивалях, в том числе в Каннах. Однако руководство «Мосфильма» увидело в картине сатиру на генсека Никиту Хрущева. Фильм не только не выдвинули на премии, но и ограничили в прокате.

В 1960-х Лучко часто снималась, но в основном в эпизодах, картинах начинающих режиссеров, выступала гостем в телевизионных программах, в том числе на «Голубом огоньке». Работала Клара Лучко и в Театре-студии киноактера — в спектаклях «Беда от нежного сердца», «Варвары» и «Суровое поле».

Со своим первым мужем, актером Сергеем Лукьяновым, Клара Лучко познакомилась на съемках «Кубанских казаков». Друг семьи — режиссер Эльдар Рязанов вспоминал: «Лукьянов — дивный актер из Вахтанговского театра, потрясающий киногерой, любимец публики, ради Клары был готов на безумства…». Лукьянов долго ухаживал за Лучко, ревновал ее к коллегам по съемочной площадке — однажды даже бросил режиссера «Кубанских казаков» Ивана Пырьева в кусты.

«Мы ждали Ивана Александровича Пырьева — он должен был утвердить наш грим. Я сидела на стуле и ждала своей очереди. Открылась дверь, и на пороге появился Сергей Владимирович Лукьянов. Он исполнял в фильме главную роль — Гордея Ворона. Увидев меня, он сказал: «Я пропал!» — и, повернувшись, ушел. <…> Его фраза, сказанная тогда в гримерной, облетела всю Москву».
Клара Лучко о встрече с первым мужем, актером Сергеем Лукьяновым (из книги «Я — счастливый человек»)

Вскоре после выхода фильма Лучко и Лукьянов поженились. В 1951 году у них родилась дочь Оксана, которая стала журналисткой. Позже она писала о своих родителях: «Когда она ходила по комнате или что-то делала, он не сводил с неё глаз…». В 1964 году Клара Лучко вместе с мужем и дочерью снялась в фильме «Государственный преступник». Это картина стала последней для Лукьянова. Актер долго болел — у него были проблемы с сердцем. В 1965 году он умер, когда выступал на собрании в театре имени Вахтангова.

Через четыре года в гостях у друзей-артистов Клара Лучко познакомилась со своим вторым мужем — журналистом «Известий» и писателем Дмитрием Мамлеевым. Они много общались, актрисе сразу понравился внимательный мужчина. Мамлеев сделал ей предложение. Они прожили в браке больше 30 лет. Артистка вспоминала: «Мой второй муж Дмитрий Федорович Мамлеев очень пришелся по сердцу и моему отцу, и моей тете — бабе Киле».

В конце 1960-х Клару Лучко почти перестали приглашать в кино. Ее единственной ролью этого периода стало камео в новогоднем телевизионном фильме-концерте «Похищение» 1969 года.

В 1970-х Лучко снялась в картинах о Великой Отечественной войне и революции: «Мир хижинам, война дворцам», «Море в огне», комедиях «Дача» и «Опекун». Она писала: «Я не сыграла многого из того, что хотела бы сыграть. У меня не было <…> никакой протекции в кино. Но тем не менее у меня более 60 ролей».

Популярность вернулась к актрисе после выхода на экраны четырехсерийного фильма «Цыган» режиссера Александра Бланка по роману Анатолия Калинина. Именно он пригласил Лучко на главную роль — Клавдии Пухляковой. Писатель запомнил ее еще в Театре-студии Киноактера, где она играла в спектакле по его произведению «Суровое поле». Клара Лучко рассказывала: «Когда обсуждали с режиссером, кого пригласить на роль Клавдии, Анатолий Калинин твердо сказал, что он видит только Лучко». Актера на роль цыгана Будулая Романова артистка нашла лично. Когда режиссер долго не мог подобрать подходящего кандидата, Лучко позвала на пробы своего знакомого — молдавского актера Михая Волонтира, с которым в 1977 году снималась в картине «Корень жизни». «Цыган» вышел на экраны и стал популярным. Через несколько лет Александр Бланк снял продолжение ленты под названием «Возвращение Будулая».

«Кого бы я ни играла, где бы ни выступала, все равно вспоминают Клавдию из «Цыгана». Люди до сих пор благодарят меня за эту роль. За ту большую любовь, за чистоту чувств, за доброе материнство, за самопожертвование. То есть за такие прекрасные качества, которые должны быть присущи каждой женщине, каждой матери».
Клара Лучко, «Виновата ли я…» (из книги «Я — счастливый человек»)

После успеха «Цыгана» Клару Лучко стали чаще снимать в кино: в 1980-х она сыграла в картинах «Карнавал», «Мы, нижеподписавшиеся». На съемках фильма «Бедная Маша» в одной сцене актрисе пришлось на протяжении пяти дублей выполнять сложный трюк.

«Я стою на голове, а [Николай — Прим. ред] Трофимов играет на виолончели. Он начинает сцену и… забывает текст. А я стою на голове. Начинаем сначала. И он опять забывает. Еще раз… А я всё стою на голове. И так — пять дублей. Чувствую, что сейчас упаду. Мне захотелось стукнуть Трофимова по его голове. Но я этого, конечно, не сделала. А на экране все выглядело легко и просто».
Клара Лучко о съемках «Бедной маши» (из книги — «Я счастливый человек»)

В 1985 году после выхода ленты «Возвращение Будулая» Лучко присвоили звание Народной артистки СССР за «Заслуги в развитии советского киноискусства». Театральный режиссер и подруга актрисы Наталья Сац писала по этому поводу: «Как я рада награде, которую Вы заслужили по праву подлинной народности, простоте и чистоте в общении со всеми, кому удается общаться с Вами».

В конце 1980-х Клара Лучко занималась общественной работой: состояла в Московском городском совете в секции по культуре, выступала с лекциями по кино перед студентами театральных институтов. Актриса писала: «Я всегда старалась помочь тем, кто оказывался в трудном положении. Сколько себя помню, всегда была ходатаем по житейским делам: кому-то нужно было выбить квартиру, кого-то уложить в больницу».

После распада СССР Клара Лучко стала работать на телевидении — туда артистку пригласили друзья мужа Дмитрия Мамлеева. На канале ОРТ она вела программу «Фильмы нашей памяти», а на АСТ — «Кумиры кино». В обеих передачах Лучко беседовала с актерами и режиссерами, авторами популярных советских картин.

«Как человек ответственный, я нервничала, и меня стали одолевать сомнения — смогу ли быть автором и ведущей новой телевизионной рубрики? Не интервьюером, а собеседником. <…> Вести телевизионную передачу трудно. Я не просто ведущая, которая берет интервью у актера. Я — актриса, как и те, кто приходит в студию. И потому нужно не интервью, а беседа для зрителей, чтобы они присоединились к нам. Я прихожу в их дом, и мы все сидим, говорим о том, что нас интересует, а я только направляю эту беседу. Это очень важный метод, и зритель принял его. Почта была колоссальная».
Клара Лучко, «Будет ли победитель?» (из книги «Я — счастливый человек»)

В фильмах 1990-х годов Лучко сыграла нетипичные для себя отрицательные роли: в картине «Виновата ли я?» — женщину, которая страдает алкоголизмом, а в «Игре в смерть» — мафиози. В эти же годы актриса начала писать мемуары о своей молодости, учебе во ВГИКе, съемках и спектаклях.

В своем последнем фильме — ленте Юлия Гусмана «Парк советского периода» Лучко сыграла незадолго до смерти. В картине она снялась в камео. Озвучить «Парк советского периода» актриса не успела: она умерла у себя дома в высотке на Котельнической набережной в Москве 26 марта 2005 года. Похоронили Клару Лучко на Новодевичьем кладбище.

Последняя работа артистки — фильм «Парк советского периода» — вышел на экраны в 2006 году...

По материалам и с использованием фотографий с сайтов : 

Федеральный портал Истории России (histrf.ru)

"Календарь Истории" https://tunnel.ru 

и сайта:  Лучко Клара Степановна (culture.ru)

Комитет по культуре администрации Минераловодского городского округа, Ставропольского края © 2021

Яндекс.Метрика