ДАННЫЙ САЙТ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОФИЦИАЛЬНЫМ И НАХОДИТСЯ В РАЗРАБОТКЕ - НА НЁМ ПРОХОДЯТ ТЕХНИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

4 апреля 1716 - в Петербург приехали 16-летний Франческо Растрелли и его отец, Бартоломео Растрелли.

 1716 - В Петербург приехали 16-летний Франческо Бартоломео Растрелли и его отец, знаменитый скульптор Бартоломео Карло Растрелли. Оба они внесли в русскую культуру неоценимый вклад.

Бартоломео Карло Растрелли

Отец Растрелли создал первый в России скульптурный портрет, первый конный монумент, первый барельеф на историческую тему, первую декоративную группу для украшения фонтана, - все это в Петербурге и Петергофе. Сын Растрелли Франческо Бартоломео (в России его звали Варфоломей Варфоломеевич) стал знаменитым российским архитектором. По его проектам возведены Смольный монастырь и Зимний дворец в Петербурге, Большой дворец в Петергофе, Екатерининский - в Царском Селе.

Ушел в отставку обер-архитектор Бартоломео Франческо Растрелли. 3 ноября 1763 года Екатерина II удовлетворила прошение об отставке обер-архитектора Бартоломео Франческо Растрелли, назначив ему пенсион в тысячу рублей в год.

 Растрелли, еще мальчиком привезенный в Россию отцом, флорентийским скульптором Бартоломео Карло Растрелли, почти полвека без устали трудился во славу Петербурга.

Период расцвета творчества архитектора начался с постройки для императрицы Елизаветы Петровны деревянного летнего дворца в Санкт-Петербурге (1741–1744, не сохранился).

Летний дворец Елизаветы Петровны. 

Летний дворец Елизаветы Петровны и парадный двор перед ним. М.И. Махаев. Вид с юга. Тушь, перо, кисть 

Летний дворец Елизаветы Петровны - не сохранившаяся императорская резиденция в Санкт-Петербурге, построенная Б.Ф. Растрелли в 1741-1744 годах на месте, где теперь расположен Михайловский (Инженерный) замок. Снесён в 1796 году. Елизавета Петровна очень любила Летний дворец. 20 сентября 1754 года в стенах дворца рождается будущий император Павел I. После смерти царицы дворец по-прежнему используется: здесь празднуется заключение мира с Пруссией.  В тронном зале Екатерина II принимает поздравления от иностранных послов по случаю восшествия на престол. Однако с течением времени владелица начинает отдавать предпочтение другим летним резиденциям, особенно Царскому Селу, и здание ветшает. В конце 1770-х годов дворец был разобран по приказу Павла I для строительства Михайловского замка, закладка которого состоялась 28 февраля 1797 года.

Затем последовали многочисленные городские дворцы и пригородные усадьбы, такие как дворец Воронцова (1749–1752) -

Здание Пажеского корпуса на Садовой улице.Литография по рисунку И.И. Шарлеманя. 1858 г. 

Воронцовский дворец - главное сооружение на территории усадьбы знатного  вельможи, графа, государственного канцлера, участника дворцового переворота 1741 года, приведшего к власти императрицу Елизавету Петровну, Михаила Илларионовича Воронцова. Строительство дворца  велось по проекту придворного архитектора Елизаветы Петровны - Б.Ф. Растрелли в период с 1749 по 1757 год. Усадьба занимала обширную территорию между ул. Садовой и Фонтанкой. Дворец был построен в стиле пышного и нарядного барокко. Как известно Растрелли был мастером этого стиля, достигшего своего расцвета в русской архитектуре времен правления Елизаветы Петровны. Об этом свидетельствуют такие названия этого стиля середины XVIII века , как "Растреллиевское барокко" и "Елизаветинское барокко". Роскошью отличались и интерьеры, оформленные так же в традициях барокко. В 1763 году М.И. Воронцов вынужден был уступить дворец казне. Во времена правления Александра I дворец был передан Пажескому корпусу, созданному еще при Екатерине II.

   Строгановский дворец (1753–1754) -

Строгановский дворец, по акварели Садовникова, фрагмент (1830-35 годы)

Строгановский дворец, Полицейский мост

Строгановский дворец. 

Строгановский дворец - великолепное сооружение, возведенное архитектором Б.Ф. Растрелли в 1753-1754 годах на углу Невского проспекта и Мойки, у Зелёного моста для С.Г. Строганова, сына "именитого человека" Григория Дмитриевича Строганова, сподвижника царя Петра I. Дворец был построен за полтора месяца. Дворец, грандиозный и нарядный, сразу же выделился среди низких домов рядовой застройки не только размерами, но и богатым декоративным убранством. Центральный ризалит фасада выходит на Невский проспект. Ризалит украшен колоннами и скульптурной композицией с фигурами кариатид в профиль, масками львов и медальонами с мужскими профилями. Фасад, выходящий на Мойку, украшен четырьмя колоннами и двумя пилястрами, завершающимися фронтоном с гербом владельца. На втором этаже протяженный балкон. В данном районе Петербурга это единственное здание, сохранившее черты архитектуры барокко. Дворец, который почти два столетия принадлежал знаменитому роду русских купцов, солепромышленников, меценатов и коллекционеров Строгановых...    Сегодня дворец с отреставрированным фасадом и воссозданными интерьерами парадного этажа является филиалом Русского музея.

С 1747 по 1752 год архитектор посвятил себя работе над Большим дворцом в Петергофе.

Большой Петергофский дворец 

Большой Петергофский дворец - это так называемая "коронная" резиденция русских царей. Построен Елизаветой Петровной по модели Версальского дворца по проекту Б.Ф. Растрелли, непревзойденного мастера стиля барокко. Легенда гласит, что императрица Елизавета Петровна потребовала специально, чтобы Растрелли побогаче украсил Танцевальный зал (а это практически все западное крыло Большого дворца), поскольку основным назначением этого зала был прием именитых представителей купечества, которые, по словам Елизаветы, очень любили все золотое. Для интерьеров, которые были созданы гением Растрелли, типично обилие деревянной золоченой резьбы, наборные паркеты из разных пород ценной древесины, множество зеркал и яркие, красочные, живописные плафоны на потолках. 

В 1747 году был создан эскиз Андреевского собора в Киеве -

Андреевский Собор в Киеве.

 

В 1752-1757 годах – шла перестройка Екатерининского дворца в Царском Селе (ныне – город Пушкин) - 

Большой Царскосельский дворец - шедевр барокко, созданный Б.Ф. Растрелли для Елизаветы Петровны. По указу Елизаветы сравнительно небольшие дворцовые здания со сдержанными украшениями, построенные ранее для Екатерины I в 1717-1724 годах, сменились постройками огромных размеров, с пышным, парадным оформлением фасадов в стиле барокко. В 1752-1756 годы Растрелли перестроил Большой дворец и, сохранив основные принципы первоначальной планировки всего ансамбля в целом, создал блестящую загородную резиденцию. Дворец надстроили. Его главный фасад длиной более 300 метров получил богатую архитектурную обработку - огромное количество колонн, пилястр и фигуры атлантов и кариатид. Стены дворца были окрашены в лазоревый цвет, а лепные украшения покрыты позолотой. Над северным корпусом дворца возвышались пять позолоченных куполов Дворцовой церкви, а над южным, где находилось парадное крыльцо, высился большой позолоченный купол с многоконечной звездой на шпиле. Растрелли был создан проект окончательного оформления Парадного двора, въезд во двор был украшен позолоченными воротами, также изготовленными по его рисунку. Большие колоннады, углубления окон, обилие скульптур и лепнины, многоцветие фасадов (удивительное сочетание голубого с золотистым) придавали всему его облику праздничности и  торжественности. Растрелли работал не только над внешним видом Екатерининского дворца, но и над его внутренним убранством, которое отличалось не меньшей роскошью. Внутреннее убранство дворца изумляет своей красотой. Растрелли создал Парадную анфиладу залов, которую из-за обилия золоченой резьбы прозвали "золотой". Главные ворота парадного двора называли "Золотыми". Утонченность, особая "музыкальность" рисунка решеток Растрелли сочетает в себе самые разнородные мотивы: рокайли, виньетки, растительные побеги. Но этот рисунок никогда не перегружен, не запутан, а почти классически четок...  В торжественные дни на площади парадного двора проходили парады войск "с музыкой и барабанным боем".

Ликующей мощью и величием проникнуты и две поздние постройки  Б.Ф. Растрелли – это ансамбль Смольного монастыря (1748-1754) -

Самым крупным из его церковных сооружений, равно как и последним большим произведением, явился Смольный монастырь в Петербурге с жилыми корпусами и храмами, скомпонованными в ансамбль вокруг центрального Воскресенского собора. Последний, как и Андреевский храм в Киеве, центричен в плане, сочетая западные барочные новации с традиционным русским пятиглавием.

И Зимний дворец с его знаменитой Иорданской лестницей (1754-1762) -

Зимний Садовников, Василий Семенович - Вид Зимнего дворца со стороны Адмиралтейства. Развод караула.

Существующий пятый Зимний дворец построен Растрелли на месте разобранного третьего в стиле барокко. Здание решено в виде мощного каре с внутренним двором. Фасады обращены к Неве, Адмиралтейству и Дворцовой площади. Грандиозные размеры здания (более 1000 комнат) и его различно решенных, согласованных с окружением фасадов, сильные выступы крупных ризалитов, акцентировка ступенчатых углов, изменчивый ритм колонн (изменяя интервалы между колоннами, Растрелли то собирает их в группы, то обнажает плоскость стены) создают впечатление пластической мощи, торжественности и великолепия. Пышная отделка фасадов и расположенных анфиладами помещений подчёркивает парадное назначение здания.

С воцарением в 1762 году Екатерины II при дворе возобладало мнение, что барочный стиль устарел – императрица предпочитала классицизм, и Растрелли перестали давать заказы.

Зодчий испросил отпуск и уехал на родину. Спустя год он вернулся с тайной надеждой, что интерес к его творчеству возродится, однако этого не произошло, и он решил уйти в отставку. 

 По материалам и с использованием фотографий с сайтов : 

Федеральный портал Истории России (histrf.ru)

Военное обозрение (topwar.ru)

"Календарь Истории" https://tunnel.ru 

Комитет по культуре администрации Минераловодского городского округа, Ставропольского края © 2021

Яндекс.Метрика