28 августа 1910 года начался автопробег "Петербург - Неаполь - Петербург" на отечественных автомобилях "Руссо-Балт"
28.08.1910 - Начался автопробег Петербург - Неаполь - Петербург (если быть точным, то пробег проходил по маршруту С.-Петербург - Берлин - Сен-Готард - Рим - Неаполь - Берлин - С.-Петербург) на отечественных автомобилях "Руссо-Балт". 18 октября участники пробега вернулись обратно.
В составе группы туристов-автомобилистов был фотограф и один из пионеров российского кинематографа Виктор Карлович Булла, сын знаменитого К.К. Буллы. В.К. Булла оставил после себя 230 тысяч негативов фотографий эпохи конца XIX - начала XX века и считается родоначальником отечественной журналистики.
Главным героем автопробега стал редактор журнала "Автомобиль" и опытнейший автомобилист Андрей Платонович Нагель, сумевший заехать на своем "Руссо-Балте С24-30" по труднопроходимой дороге на Везувий. Автомобиль при этом не выявил никаких неполадок, кроме прокола шин (одна из шин русского производства "Проводник" выдержала весь маршрут)
В журнале "Нива" были помещены репортаж и снимки. Как констатировалось в журнале, "этот пробег русских туристов на русских автомобилях был выполнен более, чем удачно, и послужил к тому, что за границей всерьез заинтересовались русским автомобильным строительством".
Реклама автомобилей "Руссо-Балт" особо подчеркивала, что их создавали для российских дорог и изготавливали из российских материалов. Машины не раз принимали участие в международных автопробегах, получая призы за выносливость, их награждали Золотыми медалями выставок, поставляли в Императорский гараж.
В автомобильной истории России важное место занимает Русско-Балтийский завод в Риге. Именно там, где ранее изготовляли вагоны, впервые было налажено промышленное производство отечественных автомобилей. Чтобы прорекламировать продукцию не только в России, но и за рубежом, и доказать выносливость машин было решено проводить автопробеги. Одним из крупнейших стал пробег Петербург-Неаполь-Петербург, организованный в 1910 году.
28 августа 1910 года начался автопробег, проходивший по маршруту Санкт-Петербург — Берлин — Сен-Готард — Рим —Неаполь — Берлин — Санкт-Петербург. В нем принимало участие 5 человек, в том числе знаменитый фотограф Виктор Карлович Булла.
Проводы участников пробега (на собственном автомобиле Руссо-Балт — А. П. Нагель)
Участники пробега в Берлине. За рулем автомобиля — А. П. Нагель. 21 апреля 1911
Первый серийный «Руссо-Балт» был выпущен всего за год до этого — в мае 1909 года, и сразу же подвергся тщательным испытаниям. Автомобиль преодолел 600 верст между Ригой и Петербургом всего за 8 часов. Потом машина приняла участие в пробеге Петербург-Рига-Петербург и нагнала еще 1177 км.
Участники пробега
Участники пробега в автомобилях подъезжают к гостинице «Англетер»
Капитаном экипажа, направлявшегося в Рим и Неаполь, был выдающийся российский автогонщик, ученый, журналист и общественный деятель Андрей Платонович Нагель. Он был победителем множества гонок и соревнований как в России, так и за рубежом.
Андрей Платонович Нагель
В пробеге автомобиль преодолел более 10 тысяч км, в том числе и подъем на Везувий. «Руссо-Балт» не выявил никаких неполадок, кроме прокола шин. Нагель использовал шины русского производства «Проводник», одна из которых смогла выдержать весь непростой маршрут.
Участник пробега Михайлов в автомобиле
Примечательно, что Нагель всегда ездил на одном и том же автомобиле с заводским № 14, при этом он никогда его не переделывал. В ходе автопробега, «Руссо-Балт» помимо выносливости продемонстрировал прекрасные скоростные качества — он набирал 87,5 км/ч, а расход топлива составлял 13,5 л на 100 км пути, что было довольно экономично.
Организатор автопробега Андрей Платонович Нагель с супругой на собственном автомобиле Руссо-Балт
Встреча участников пробега у Александровского сада
Российские автомобили легко вставали в ряд с европейскими аналогами, их отличали не только отменные технические характеристики, но и элегантный внешний вид. С 1910 по 1914 автомобили «Руссо-Балт» участвовали в 16 крупных соревнованиях, а также выставках в России и за границей и удостоились нескольких наград, в том числе большой золотой медали на Международной автомобильной выставке 1910 года и первого приза за пробег Петербург-Севастополь.
По материалам и с использованием фотографий с сайтов :
Петербург-Неаполь: 10 тысяч км и Везувий – статьи (diletant.media)
Федеральный портал Истории России (histrf.ru)