ДАННЫЙ САЙТ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОФИЦИАЛЬНЫМ И НАХОДИТСЯ В РАЗРАБОТКЕ - НА НЁМ ПРОХОДЯТ ТЕХНИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

29 апреля 1967 года - премьера художественного фильма "Неуловимые мстители", режиссера Эдмонда Кеосаяна

29.04.1967 - Состоялась премьера художественного фильма "Неуловимые мстители", снятого на киностудии Мосфильм. Режиссер: Эдмонд Кеосаян. Композитор: Борис Мокроусов. В фильме снимались: Виктор Косых, Валентина Курдюкова, Михаил Метелкин, Василий Васильев, Ефим Копелян, Владимир Трещалов, Борис Сичкин, Инна Чурикова, Владимир Белокуров, Надежда Федосова, Иван Савкин, Геннадий Юхтин, Савелий Крамаров.

По повести П. Бляхина "Красные дьяволята". Авторы, несколько изменив сюжетную канву и героев повести, наводивших ужас на бандитов, которые бесчинствовали на юге Украины в 1923 году, а также используя все самое новое в области кинематографа, сделали по существу первый отечественный "вестерн" с героями-подростками. Следующие фильмы трилогии: "Новые приключения неуловимых" и "Корона Российской империи, или Снова неуловимые". Награды, номинации, фестивали: Премия Ленинского комсомола - Эдмонд Кеосаян; 1968 год

Фильм «Неуловимые мстители» стал одним из первых вестернов в СССР. Его сняли за короткий срок — всего за полгода. Для киноленты поставили больше 40 сложных трюков, а лошадей на съемки в Херсонскую область привезли из Москвы. О том, как создавали один из самых популярных приключенческих фильмов в СССР, читайте в нашей публикации.

Советский вестерн

Трилогию режиссера Эдмонда Кеосаяна называют «советским вестерном» — или по-другому «истерном». Это жанр кинематографа, который был популярен в СССР после Гражданской войны. Действие таких картин разворачивалось на юге бывшей Российской империи, а главными героями выступали красноармейцы, которые воевали с белыми.

В 1964 году режиссером новой картины «Мосфильма» назначили Эдмонда Кеосаяна. Именно он совместно с Сергеем Ермолинским и написал сценарий под рабочим названием «Знак четырех».

Нужно создать наш советский вестерн. Мне захотелось сделать картину, на которую бы тоже выстраивалась очередь… Вестерн как ни один жанр способен заразить аудиторию идеями. Ведь если зритель полюбит героев картины, то он примет на веру все. Любовь к Родине, долг, верность — на экране это не отвлеченные понятия, а живые примеры, которым страстно хочется подражать…
Эдмонд Кеосаян

Картину снимали по повести Павла Бляхина «Красные дьяволята». Сценаристы изменили оригинальный сюжет: в литературном источнике ребятам противостоит батька Махно, в киноленте его заменили на атамана Гната Бурнаша. Главных персонажей в книге было трое, а в фильме появился четвертый — гимназист Валерка Мещеряков. Вместо китайца Ю-ю из книги Бляхина в сценарий ввели Яшку-цыгана.

Название «Неуловимые мстители» появилось значительно позже — уже на съемочной площадке.

Как искали «мстителей»

На пробах режиссер выбрал Виктора Косых на роль Даньки Щуся и Михаила Метелкина, который должен был играть Валерку Мещерякова. Оба они уже снимались в картине «Звонят, откройте дверь». Будущую исполнительницу роли Ксанки Щусь искали среди гимнасток. Ассистенты пригласили на пробы Валентину Курдюкову из дворца спорта «Крылья Советов».

Дольше всего пришлось подбирать актера на роль Яшки-цыгана. Желающих было очень много — около восьми тысяч.

Режиссеру помог актер «Мосфильма» Юрий Цурило — он привел на пробы своего товарища Василия Васильева, юношу-цыгана из Вязников во Владимирской области. В свои неполные 15 лет он увлекался танцами и пением и вел два музыкальных кружка в школе.

42 трюка и горящий мост

В свободное время мы ходили в Каховку, где была железнодорожная ветка от винодельческого завода. На ней снимались все эпизоды с поездом. Там были огромные виноградники, где мы играли в войну… Обстановка на съемках была наполнена радостью. Все взахлеб наслаждались чувством лихости от того, что скачешь на лошади, стреляешь… У нас был необыкновенный, буденновской породы, жеребец золотисто-рыжего цвета. И когда Витька (Виктор Косых. — Прим. ред.) с пистолетом соскакивал с лошади и восторженно восклицал: «Я на Дефиксе!» — это было ощущение чего-то счастливого, солнечного, праздничного…
Валентина Курдюкова, исполнительница роли Ксанки, о натурных съемках «Неуловимых мстителей»

Всего для картины поставили 43 трюка. Руководили подготовкой профессиональные каскадеры — Петр Тимофеев и Олег Роге. Они же снимались в сложных сценах: прыгали с вагона на вагон во время движения, «падали» с крыши поезда и со скачущих лошадей. Кеосаян решил задействовать не только каскадеров, но и самих артистов, в том числе главных героев. Их научили всему — ездить на лошадях, стрелять и плавать.

Сложности возникли, когда снимали погоню за поездом. Деревянный мост, по которому проезжал состав со «мстителями», по сценарию должен был загореться и обрушиться. Но режиссер опасался, что конструкция сгорит слишком быстро и актеры пострадают. Поэтому Кеосаян решил построить второй мост, поджечь его и проверить, как долго он будет гореть. На съемках всех участников сцены одели в огнеупорные костюмы, а Ивана Каширина, который играл машиниста поезда, подменил сам Эдмонд Кеосаян. Обошлось без жертв.

Но в другой сцене погибла лошадь: каскадер ошибся в трюке с падением животного — «подсечке». А на съемках фрагмента, где Данька останавливает мчащихся коней, травму получил исполнитель роли Виктор Косых.

Я тогда неудачно выскочил на дорогу, и лошади взяли в сторону. Оглоблей меня сбило с ног, и вся тачанка проехала по мне. Трудно в это сейчас поверить даже мне самому, но тогда я самостоятельно встал на ноги. Ни перелома, все зубы на месте.
Виктор Косых

Все сцены сняли за полгода. Картину смонтировали и озвучили к декабрю 1966-го. 29 декабря Главное управление художественной кинематографии вынесло вердикт: «По мнению коллегии авторам фильма в целом удалось справиться с задачей. Ключевые эпизоды картины решены динамично, изобретательно, в соответствии с духом избранного авторами жанра. Образы многих основных персонажей, в первую очередь Яшки, Даньки и Валерки, получились в картине достаточно выразительными и живыми».

 Новые «Неуловимые»

Премьера «Неуловимых мстителей» прошла 29 апреля 1967 года, а первую награду — приз фестиваля детского кино «Алая гвоздика» — фильм получил уже через две недели. Вскоре создателям картины вручили специальную премию ЦК ВЛКСМ «За глубокое воплощение темы патриотизма и преемственности революционных традиций в фильмах для детей и юношества».

В год выхода фильм стал одним из самых обсуждаемых и популярных — о нем написали почти все советские журналы и газеты.

Вспомним американский фильм «Великолепная семерка». Если освободить его от трюков, получится фильм «ни о чем». В этом отношении лента о красных дьяволятах вступает в некотором роде в полемику с зарубежным фильмом. Кроме того, она, кажется, не собирается уступать и в количестве трюков, становясь воистину доброй ласточкой полузабытого трюкового кинематографа…
Рецензия на «Неуловимых мстителей» в «Учительской газете»

За 1967 год картину посмотрели 54 миллиона человек — по числу зрителей «Неуловимые мстители» обошли вторую часть оскароносной эпопеи Сергея Бондарчука «Война и мир». Василий Васильев, Виктор Косых, Валентина Курдюкова и Михаил Метелкин стали известными на всю страну. «Мосфильм» засыпали письма от зрителей. Некоторые поклонники писали, что смотрели фильм больше 50 раз. Дети во дворах играли в «неуловимых», в домах культуры проходили творческие встречи с актерами.

Успех подтолкнул кинематографистов к созданию новых серий. В 1968 году зрители увидели «Новые приключения неуловимых», которые также стали одним из самых кассовых фильмов в истории советского кино. А в 1971 году на экраны вышла и третья часть — «Корона Российской империи, или Снова неуловимые» с теми же актерами. Однако фильм не стал таким же успешным, а журнал «Советская культура» даже назвал «Корону Российской империи» худшей кинокартиной года. Третья часть стала заключительной в трилогии о неуловимых мстителях.

Неуловимые мстители в кино и на самом деле

"Фантастика на основе фантастики"

Полвека назад, 29 апреля 1967 года, состоялась премьера фильма Эдмонда Кеосаяна «Неуловимые мстители». Зрителям картина понравилась сразу, и в том же году её посмотрели 54 миллиона советских людей, причём некоторые, обычно зрители юные, ходили посмотреть на приключения любимых героев по нескольку раз. Не забыт фильм и сегодня – в числе немногих старых лент о Гражданской войне его бесконечно крутят различные телеканалы.

Но есть ли у динамичных приключений юных борцов с врагами советской власти историческая основа? Чтобы в этом разобраться, заглянем сначала в основу литературную.  Это была экранизация одной из ранних книг о Гражданской войне, повести Павла Бляхина «Красные дьяволята». И по духу своему кинолента следует книге. «Красные дьяволята», с одной стороны, историчны: писатель был участником Гражданской войны, руководил губернским ревкомом в Одессе и лично встречал юных добровольцев в рядах Красной Армии. Книгу, по воспоминаниям Бляхина, он написал в поезде в 1921 году, когда ещё не отгремели до конца бои и «не раз приходилось по тревоге хвататься за оружие и выскакивать из вагона». Но с другой стороны, повесть не претендует на достоверность: автор сам признаёт, что у него «есть элементы некоторой фантастики и преувеличений», его главной целью было передать героизм молодёжи. И экранные «Неуловимые мстители» отражают эту двойственность.

Режиссёр Кеосаян даже кое-где сделал сюжет повести реалистичнее. Герои уже не ловят самого батьку Махно в мешок из-под муки, они противостоят банде некого атамана Бурнаша (его сыграл выдающийся актёр Ефим Копелян). «Дьяволята» не произносят патетических фраз, их речь и поведение приближены к поведению простых деревенских ребят, какими они и являются, и лишь гимназист Валерка говорит сложным, книжным языком. Вместо китайца Ю-ю из повести и чернокожего акробата Тома Джексона первой экранизации книги Бляхина 1923 года появился цыган Яшка, вполне обычная для юга России персона. Положительный образ китайца в 1967 году в кино был невозможен – у СССР в то время обострились противоречия с Мао Цзэдуном, человека с тёмным цветом кожи снять в принципе можно было (советская пропаганда поддерживала борьбу негров за свои права), но цыган со своими песнями был отечественному зрителю ближе.

А были ли красные дьяволята?

Участие юных бойцов за советскую власть в Гражданской войне – факт вполне исторический, достаточно вспомнить Аркадия Гайдара, в 17 лет командовавшего полком и боровшегося как раз с бандитизмом. Но массовой вооружённой поддержки большевикам ни подростки, ни цыгане не оказывали – в самом сценарии очень хорошо видна идеологическая задача фильма. Кино снимали к 50-летию Октябрьской революции, реальную историческую правду о которой в учебниках не писали – тогда бы пришлось рассказывать школьникам о том, кто такой, к примеру, Троцкий и что он занимал важнейший пост председателя Реввоенсовета. Поэтому фантазию создателей фильма особо не сдерживали, «Красиво не соврать – историю не рассказать», – устами сыгранного Львом Свердлиным Будённого напоминает фильм. Семён Михайлович, собственно, единственный реальный исторический персонаж во всём фильме.

Поэтому сами мстители – образ однозначно собирательный, но им после просмотра фильма хочется подражать, именно этого и добивались идеологи. А режиссёр Кеосаян привнёс в сюжет много своего, придал картине черты голливудского вестерна – фильм изобилует погонями, перестрелками, трюками, нашлось место даже атаке на поезд.

Достойный враг

Если реальной истории можно особо не следовать, то врагов можно изобразить посимпатичнее. Фильм Кеосаяна смотрят до сих пор ещё и потому, что в нём интересно показаны отрицательные герои. Если в повести Бляхина банда Махно выглядит однозначно отвратительно (грабежи, пьянство, жестокость, неуравновешенность), то в кино 1960-х образы неоднородны. Причем в роли главного антагониста выступает не атаман Бурнаш – он тоже жесток, но часто играет комичную роль: ездит на автомобиле, запряжённом лошадьми, произносит нелепые высокопарные речи, до последнего остается беспечен в отношении выдающего себя за казачка Даньки.

Куда более сложен образ Сидора Лютого, талантливо сыгранного Владимиром Трещаловым. Даже в немых сценах он, молодой, красивый, проницательный мужчина, резко выделяется среди своих недалёких и отвратительных подручных. Такие люди действительно воевали против красных в Гражданскую. Для мстителей Лютый непростой и опасный противник: он не обделён умом, наблюдателен, коварен, ему не чужда и некая циничная философия («Время нынче такое – не обойтись нам без сирот»). Словом, достойным героям – достойный враг.

Итак, Кеосаян со своей задачей справился – картина вышла яркой, динамичной, лёгкой, воодушевляющей и при этом не вызвала вал писем возмущённых зрителей старшего поколения, которые в 1967 году ещё хорошо помнили, как выглядела настоящая Гражданская война. Зрительский и кассовый успех «Неуловимых мстителей» позволил вскоре снять продолжение – «Новые приключения неуловимых» (1968) и «Корона Российской империи, или Снова неуловимые» (1971). И в памяти многих миллионов мстители так и остались не просто неуловимыми, но и оставившими след в сознании куда ярче, чем скучные строчки школьного учебника о победе большевиков над белыми и махновцами.

По материалам и с использованием фотографий с сайтов : 

Федеральный портал Истории России (histrf.ru)

Военное обозрение (topwar.ru)

"Календарь Истории" https://tunnel.ru 

и сайта: фильм «Неуловимые мстители» (culture.ru)

 

Комитет по культуре администрации Минераловодского городского округа, Ставропольского края © 2021

Яндекс.Метрика