ДАННЫЙ САЙТ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОФИЦИАЛЬНЫМ И НАХОДИТСЯ В РАЗРАБОТКЕ - НА НЁМ ПРОХОДЯТ ТЕХНИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

24 апреля 1682 года был сожжен Аввакум Петрович - глава старообрядчества Руси

24 апреля 1682 -  Аввакум успел сказать перед смертью: «Будете таким крестом молиться — во веки не погибнете!»...

Аввакум выступил против реформы Никона, за что был сослан с семьей в 1653 году в Тобольск, затем в Даурию. Спустя десять лет он был возвращен в Москву, где продолжил борьбу с официальной церковью. Видя успех пропаганды Аввакума, высшие духовные власти решили принять меры против него и просили государя о его высылке, так как он "церкви запустошил".
В августе 1664 года Аввакум был отправлен в ссылку в Пустозерск. Однако до этого острога не доехал. Более года он прожил на Мезени, продолжая свою пропаганду против Никона. Через два года Аввакум был привезен в Москву на суд вселенских патриархов.
Расстриженный и преданный анафеме, Аввакум в следующем году был отправлен в Пустозерск, где вскоре по прибытии был заключен в "земляную тюрьму". Но, несмотря на тягостные условия жизни в Пустозерске - Аввакум 15 лет прожил в срубе, в земляной тюрьме, где написал около 70 произведений, - он продолжал свою борьбу за старую веру.
Он то обращался к властям с увещанием обратиться к старой вере, то писал к своим единомышленникам, ободряя их, возбуждая их фанатизм, призывая к страданиям за истинную веру.
Аввакум обратился к царю Федору Алексеевичу с дерзкой челобитной, в которой устрашал сына загробными муками отца за потворство никонианам.
И так продолжалось до 24 апреля 1682 года - в этот день, за "великие на царский дом хулы", Аввакум был сожжен...

Сын священника Аввакум Петров

25 ноября 1620 года в селе Григорово на Нижегородчине в семье священника Петра Кондратьева родился мальчик. В честь ветхозаветного пророка его нарекли Аввакумом. В книге «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» приводятся отдельные эпизоды его младых лет. Про своего батюшку Аввакум говорил так: «Отец мой жизнь жил слабую, прилежаше пития хмельнаго…».

Когда мальчику было 12 лет, его отец скончался — подростку пришлось взять на себя роль главы семейства. После смерти матери он женился на односельчанке Анастасии Марковне, которая до самой смерти сопровождала его во всех тяготах и лишениях.

Протопоп Аввакум.
Протопоп Аввакум. Источник: pinterest.ru

В 1644 году Аввакум начал службу при храме Рождества Христова в Лопатищах. В его молодой семье появились дети — сын и дочь. Пастве в целом нравились его яростные и искренние речи на проповедях, но случались и драки — священника избивали недоброжелатели.

Недовольство местных властей деятельностью Аввакума вынудило его вместе с семейством искать протекции в Москве. Столица встретила его радушно, там он попал в круг вождей «боголюбческого» движения — клириков, выступавших за реформы церковной организации и её очищение от злоупотреблений. Священник познакомился не только с царским духовником Стефаном Внифатьевым, но и с самим государем Алексеем Михайловичем. В сентябре 1647 года Аввакум с грамотами от царя вернулся в Лопатищи. Жилище было разорено — пришлось поднимать домашнее хозяйства с нуля.

С 1645 года усиливаются позиции кружка «боголюбцев». Отец Иоанн Неронов стал главным вдохновителем Аввакума. К «боголюбцам» примкнул и Никон (Никита Минов). А в 1647-м кружок получил поддержку царя.

Церковный раскол допетровской Руси

По ходатайству Иоанна Неронова Аввакума назначили протопопом собора Входа Госполня во Иерусалим в Юрьевце-Повольском. В июле 1652-го протопоп прибыл в Москву, где находился до 21 августа 1653 года.

Тем временем в стране разворачивалась церковная реформа Никона, взошедшего на патриарший престол в 1652 году и сразу же объявившего о необходимости изменений в религиозной жизни. Взгляды Никона не нашли поддержки в среде «боголюбцев», которые были не согласны с унификацией русской церкви с греческой. Противники изменений подвергались опале: одним из первых под удар попал отец Иоанн Неронов. Протопоп Аввакум даже отправил челобитную царю, прося за своего наставника. С критикой обрушились и на самого Аввакума: ему пришлось покинуть место своей службы с частью паствы.

Церковный раскол.
Церковный раскол. Источник: pinterest.ru

«Не пустили попы у Казанские в церкву и ис придела выбили, по приказу архидьяконову, сказывают. И я, грешник, помянул изгнание великаго светила Златоустаго, и собрался з братиею о Господе в дому твоем в сушиле, после тебя в первое воскресение побдети… И в то время прииде дух от пустыни, обыдоша нас пси мнози, и сонм лукавых обступиша ны, и вскочиша в молитвенный дом Борис Нелединский со стрелцами и книги попраша, а меня почали бить взашей и за волосы драть в патрахели, а братью також перехватали, человек с сорок и болши», — писал Аввакум в «Житии».

Протопоп Аввакум в ссылке.
Милорадович С. Д. «Путешествие Аввакума по Сибири», 1898 год. Источник: ru. wikipedia.org

15 сентября Аввакума должны были расстричь за неповиновение патриарху, но по личной просьбе царя этого не произошло. Протопоп был отправлен в ссылку в Тобольск. Там у него отношения с местным духовенством и воеводой Пашковым совершенно не сложились на фоне жертв и лишений в ходе освоения Дальнего Востока. Так, во время экспедиции в Даурию 1656 года Аввакум разражался пламенными речами и совершил несколько дерзких выходок, за что недовольный воевода приказывал бить священника кнутом и даже посадить в острог. В экспедиции протопоп потерял малолетнего сына.

Боярыня Морозова навещает Аввакума в тюрьме. Миниатюра 19-го века.
Боярыня Морозова навещает Аввакума в тюрьме. Миниатюра 19-го века. Источник: ru.wikipedia.org

В мае 1664 года Аввакум с семейством прибыл в Москву. Противники реформы Никона из числа бояр приняли опального протопопа. Сам государь разместил Аввакума на подворье Новодевичьего монастыря. Постепенно протопоп набрал большое количество сторонников своих проповедей в Москве. Иван Андреевич Хованский, Юрий Дмитриевич Долгорукий, Анна Петровна Милославская и Феодосия Прокопьевна Морозова — эти влиятельные представители русской знати поддерживали Аввакума.

Суриков В. И. «Боярыня Морозова».
Суриков В. И. «Боярыня Морозова». Источник: tretyakovgallery.ru

Пламенные речи, которые беспокоили царя, конфликты с греческими церковниками и недовольство ряда московских клириков заставили окружение государя вновь выслать Аввакума из Москвы. На сей раз — в Пустозёрск. Церковная оппозиция подверглась репрессиям.

В 1666—1667 годах прошёл Большой Московский церковный собор, который должен был примирить сторонников и противников реформ. Привезли из ссылки и Аввакума. «Стязавшеся власти много со мною от Писания: Иларион Рязанский и Павел Крутицкой, Питирим же, яко красная девка, нишкнет, — только вздыхает. Оне же не возмогоша стати противо премудрости и силы Христовы, но токмо укоряху. И лаяше меня Павел, и посылаше к чорту», — так, согласно «Житию», прошёл для протопопа собор.

Последняя ссылка Аввакума

13 мая 1666 года Аввакум был расстрижен и предан анафеме, несмотря на заступничество царицы. Протопоп был закован в цепи и посажен в клетку. В 1667 году Аввакум и ряд его расстриженных сторонников были отправлены в Пустозёрский острог. 14 лет он жил в земляной тюрьме. Даже в таких условиях он не прекращал проповедовать и отправлять послания как царю, так и своим сторонникам. Там же он работал над автобиографией.

Мясоедов П. Е. «Сожжение протопопа Аввакума», 1897.
Мясоедов П. Е. «Сожжение протопопа Аввакума», 1897. Источник: ru.wikipedia.org

По настоянию патриарха Иоакима пустозёрских страдальцев, раскольников, следовало отправить на костёр. 14 апреля 1682 года Аввакум был приговорён к сожжению. Когда пламя полыхало, протопоп сумел высвободить руку и сказать перед смертью: «Будете таким крестом молиться — во веки не погибнете!».

По материалам и с использованием фотографий с сайтов : 

Федеральный портал Истории России (histrf.ru)

Военное обозрение (topwar.ru)

"Календарь Истории" https://tunnel.ru 

и сайта Дилетант: я знаю, что я ничего не знаю (diletant.media)

Комитет по культуре администрации Минераловодского городского округа, Ставропольского края © 2021

Яндекс.Метрика