ДАННЫЙ САЙТ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОФИЦИАЛЬНЫМ И НАХОДИТСЯ В РАЗРАБОТКЕ - НА НЁМ ПРОХОДЯТ ТЕХНИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

30 марта 1970 года - На экраны страны вышел фильм Владимира Мотыля "Белое солнце пустыни"

1969 - Состоялась премьера художественного фильма режиссера Владимира Мотыля "Белое солнце пустыни", снятого на киностудии Мосфильм, Ленфильм. Композитор: Исаак Шварц. В фильме снимались: Анатолий Кузнецов, Павел Луспекаев, Спартак Мишулин, Кахи Кавсадзе, Николай Годовиков, Раиса Куркина, Муса Дудаев, Николай Бадьев, Владимир Кадочников, Галина Лучай, Татьяна Федотова, Татьяна Ткач, Велта Деглав, Светлана Сливинская, Алла Лименес, Лидия Смирнова (II), Зинаида Рахматова, М. Ставицкая, Татьяна Кричевская, Татьяна Денисова.

Бесконечная пустыня, боец Сухов, прикуривающий с динамитной шашки, нескладный Петруха с вечно заклинивающей трехлинейкой, обаятельный Верещагин, с надоевшей черной икрой и знаменитыми песнями-балладами, ловкий Саид с незабвенным "Стреляли", злодей Абдулла со своей бандой, любознательная Гульчатай, играющая с черепахою... Кажется, сюжет этого советского супербоевика давно знает почти наизусть и стар, и млад. Любой расскажет вам об этом и ... Вновь прилипнет к экрану, увидев титры фильма-легенды.

На экраны страны вышел фильм Владимира Мотыля "Белое солнце пустыни".

Фильм Владимира Мотыля "Белое солнце пустыни" - культовый советский "вестерн", для нескольких поколений зрителей стал одним из самых любимых фильмов.

В 1967 году к работе над сценарием нового фильма приглашают Андрея Михалкова-Кончаловского и Фридриха Горенштейна. Первоначальный вариант сценария под рабочим названием "Басмачи" руководство киностудии не устроил и Кончаловскому дали новых соавторов: Валентина Ежова и Рустама Ибрагимбекова. Кончаловский покинул проект. Сценаристы начали собирать материал. В разговоре с ветераном Гражданской войны Валентин Ежов услышал историю о том, как басмач бросил в пустыне во время бегства свой гарем. Эта история привлекла сценариста и стала сюжетообразующим началом для нового сценария. Работа над лентой шла трудно, лента подвергалась цензуре. В результате сложных переговоров сценарий был переработан так, что доля национального колорита уменьшилась, более выпуклыми стали роли русских героев (Сухова, Верещагина).

И всё-равно судьба картины оказалась под большим вопросом, но была спасена после просмотра на даче Леонидом Брежневым. Брежнев был большим поклонником западных боевиков и вестернов в частности. В канун ноябрьских праздников ему из фильмотеки отправили новинку, и генсек остался в восторге от просмотра, что сняло последние препоны, фильм был допущен в широкий прокат.

Ограниченная премьера картины для создателей и руководства состоялась 14 декабря 1969 года в ленинградском Доме кино. Премьера на широком экране в столице состоялась 30 марта 1970 года.

В прокат "Белое солнце пустыни" выпустили достаточно большим тиражом – 1410 копий. Наряду с комедиями Леонида Гайдая и сериалом "Семнадцать мгновений весны" "Белое солнце пустыни" стал чемпионом по числу показов на ТВ. По традиции фильм "Белое солнце пустыни" перед стартом смотрят российские космонавты.

История, повествующая о приключениях красноармейца Фёдора Ивановича Сухова, спасающего женщин из гарема бандита Абдуллы в годы гражданской войны, сразу нашла отклик в сердцах советских зрителей. Ведь только за первый год "российский вестерн" посмотрели более 35 миллионов человек. В прокате 1970 года фильм занял 2-е место – 50 млн зрителей (лидером стало "Освобождение" Юрия Озерова). Газета "Советская культура" опубликовала опрос 16 профессиональных кинокритиков, которые оценили фильм в числе лучших (3-е место после "Начала" и "У озера").

Реплики героев этой знаменитой картины стали крылатыми, они вошли в пословицы, поговорки, а порой просто стали летучими фразами. Кто не знает знаменитых "Восток - дело тонкое", "Гюльчатай, открой личико", "Таможня даёт добро", "Вопросы есть?.. Вопросов нет", "...за державу обидно!"...

Лукавая история про Федю Сухова и сказочный настрой был придуман Марком Захаровым, упомянутым в титрах в качестве участника создания сценария и автора текстов писем.

Фильм был удостоен Государственной премии РФ 1998 года.

Жанр "вестерна" и такие его представители как "Неуловимые мстители", "Свой среди чужих, чужой среди своих" и "Белое солнце пустыни" стали значимым явлением советского кинематографа, вызвав волну подражаний 1960-1970-х годов как на центральных студиях так и на киностудиях среднеазиатских республик.

А Павел Верещагин в исполнении Павла Луспекаева стал символом таможенной службы в России.

Возле отделения таможни в Кургане, Амвросиевке (Украина, Донецкая область) и Луганске (Украина) установлен памятник герою фильма

По материалам и с использованием фотографий с сайтов : 

Федеральный портал Истории России (histrf.ru)

"Календарь Истории" https://tunnel.ru 

Комитет по культуре администрации Минераловодского городского округа, Ставропольского края © 2021

Яндекс.Метрика