ДАННЫЙ САЙТ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОФИЦИАЛЬНЫМ И НАХОДИТСЯ В РАЗРАБОТКЕ - НА НЁМ ПРОХОДЯТ ТЕХНИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

27 марта 1853 года - войну России объявили "ведущие державы Европы" – Великобритания и Франция

После поражений Турции на Кавказе, Балканах и особенно после уничтожения Нахимовым турецкого флота при Синопе, стоявшие за спиной Турции Англия и Франция объявили войну России. Боевые действия разворачивались на Кавказe, в Дунайских княжествах, на Балтийском, Чёрном, Азовском, Белом и Баренцевом морях, а также на Камчатке. Наибольшего напряжения они достигли в Крыму...

Как начиналась Крымская война?

27 марта 1853 года, войну России объявили ведущие державы мира – Великобритания и Франция.

Вступив в Крымскую войну на стороне Турции, эти страны направили свои ресурсы на то, чтобы нанести поражение Российской империи. Обладая большим превосходством как в числе, так и в техническом оснащении войск и особенно флота союзники рассчитывали закончить «Восточную войну», как они её назвали, максимум за несколько месяцев. Однако стойкость, мужество, смекалка и героизм русских солдат, матросов и офицеров с лихвой покрывали все недостатки, годами копившиеся в российской армии и на флоте. Война не стала лёгкой прогулкой для сыновей британских лордов и самонадеянных французских офицеров.

«Больной человек Европы»

Как начиналась Крымская война?
Синопское сражение

Османская империя в течение всего XIX века переживала не лучшие времена. Кризисы сменялись военными поражениями, армию и государство лихорадило изнутри, постепенно от некогда могучей турецкой державы отваливались всё новые куски. Тем не менее былое величие и статус не давали покоя турецким султанам. Привыкшие к безраздельной власти и рабскому почитанию, они продолжали требовать такого отношения и от своего народа, и от соседних держав. Разваливая старую армейскую систему, разогнав корпус профессиональных военных – янычар, султан не дал ничего взамен. И военная, и политическая власть в Турции становилась весьма эфемерной, султан самостоятельно не смог бы справиться даже со своими мятежными вассалами. К примеру, одно из сильнейших выступлений, произошло в Египте в 1831 году. Интересно, что только прямая военная помощь всё тех же Англии, Франции и России помогла султану Махмуду II удержаться не только на троне, но и предотвратить захват Константинополя (Стамбула) мятежным Мухаммедом Али Египетским. Однако такого рода помощь не должна вводить нас в заблуждение относительно международной политики в Европе тех лет. Помощь султану совершенно спокойно укладывалась и в то, что буквально несколькими годами ранее в 1827 году Россия, Англия и Франция в Наваринском сражении разгромили и уничтожили турецко-египетский флот, тем самым очень ослабив и без того дряхлеющую Турцию. В очередной раз от владений султана откололась Греция и несколько балканских славянских территорий. Удачно завершив это русско-турецкое противостояние, Россия всё чаще обращала свой взор на запад, а русский император всё чаще думал о том, что ему стоит собрать воедино все православные народы и стать их защитником. Но в многовекторном клубке европейской политики такие идеи нравились не всем, прежде всего Австро-Венгерской империи, а бывшие союзники ­– англичане и французы совсем не желали видеть Россию всё более усиливающейся. 

Российская империя на тот момент уже имела старые счёты с империей Османов. Богатая история войн и по большей части побед над турками также накладывали некоторую особенность в восприятии османов как врагов.

Ключи от церкви

Как начиналась Крымская война?
Оборона Севастополя

Повод к войне был найден уже в октябре 1853 года. Тогда турецкий султан с подачи мусульманского духовенства постановил передать ключи от самой почитаемой христианской святыни – церкви Рождества Христова в Вифлееме католикам. Турки знали, что такие действия непременно вызовут конфликт между католиками и православными. Русский император хотел стать защитником всех православных на территории Османской империи, а их без малого насчитывалось 12 миллионов человек. Николай I попытался оказать давление на османов и отдал приказ русским войскам войти в Молдавию и Валахию, причем, согласно условиям Адрианопольского мирного договора от 1829 года, эти территории находились под протекторатом Российской империи, а значит, наш император имел полное право на размещение там воинских контингентов.

Неожиданно на стороне турок выступили англичане, которые уже давно хотели остановить Россию, прежде всего на Балканах и в Закавказье. Желавшие реванша после 1812 года французы во главе с императором Наполеоном III позвали на помощь даже небольшое Сардинское королевство. Но самым худшим для нас поворотом стал вооруженный и весьма враждебный для России нейтралитет со стороны Австро-Венгерской империи. Это вынуждало держать на западной границе России против Австрии значительный контингент войск, который просто не мог участвовать в Крымской войне. 16 октября 1853 года войну России после отказа вывести войска из Молдавии и Валахии объявила Турция. Начинается Крымская война. После полного разгрома турецких сил на Кавказе и П. С. Нахимовым в Синопском сражении 27 марта 1854 года Англия, Франция и Сардиния присоединяются к Турции.

Стойкость русского солдата спасла честь страны

Как начиналась Крымская война?
Шотландская пехота в Крыму

Главной целью объединенного англо-французского командования был захват Крыма и Севастополя — военно-морской базы России. 2 сентября 1854 года союзники начали высадку экспедиционного корпуса в районе Евпатории. Сражение на реке Альма в сентябре 1854 года русские войска проиграли. По приказу командующего А. С. Меншикова они прошли через Севастополь и отошли к Бахчисараю. Одновременно гарнизон Севастополя, подкрепленный матросами Черноморского флота, вел активную подготовку к обороне. Ее возглавили В. А. Корнилов и П. С. Нахимов. После сражения на реке Альма противник осадил Севастополь. Севастополь был первоклассной военно-морской базой, неприступной с моря. Перед входом на рейд на полуостровах и мысах стояли мощные форты. Русский флот не мог противостоять неприятельскому, поэтому часть кораблей затопили перед входом в Севастопольскую бухту, что ещё больше укрепило город с моря. Более 20 тыс. моряков сошли на берег и встали в строй вместе с солдатами. Сюда же перевезли и 2 тыс. корабельных пушек. Вокруг города были сооружены восемь бастионов и множество других укреплений. В ход шли земля, доски, домашняя утварь – всё, что могло задержать пули. Но для работ не хватало обыкновенных лопат и кирок. Союзники не добились капитуляции Севастополя. Российские войска в Крыму сохранились и были готовы к дальнейшим боям. Они насчитывали 115 тысяч человек против 150 тысяч англо-франко-сардинцев. Оборона Севастополя стала кульминацией Крымской войны.

Известно, что Севастополь русские воины обороняли 349 дней, и только после того, как все ресурсы были исчерпаны, войска эвакуировались на северную часть бухты. Боевые действия Крымской войны велись и на севере (Балтийская и Беломорская кампании), и на юге (Азовская кампания), и на Камчатке (Петропавловская оборона). Но нигде врагу не удалось нанести поражение русским войскам. Более того, на Кавказском театре военные действия развивались вполне успешно для России. Турция вторглась в Закавказье, но потерпела крупное поражение, после чего русские войска стали действовать на ее территории. В ноябре 1855 года пала турецкая крепость Карс. Крайнее истощение сил союзников в Крыму и русские успехи на Кавказе привели к прекращению военных действий. Начались переговоры сторон.

Как начиналась Крымская война?
Ф. И. Байков. Сражение при селении Кюрюк-Дара в окрестностях крепости Карс

В конце марта 1856 года был подписан Парижский мирный трактат. Россия не понесла значительных территориальных потерь. У нее была отторгнута лишь южная часть Бессарабии. Но по условиям мира Россия не могла иметь военного флота на Черном море и должна была разоружить укрепления.

Поражение в Крымской войне оказало значительное влияние на расстановку международных сил и на внутреннее положение России. Война, с одной стороны, обнажила ее военную слабость, но с другой — продемонстрировала героизм и непоколебимый дух русского народа. Поражение подвело итог неоднозначному николаевскому правлению, всколыхнуло всю российскую общественность и заставило правительство вплотную заняться реформированием государства.

Источник иллюстраций: https://dic.academic.ru

166 лет назад, 30 (16 по ст. стилю) марта 1856 года, в Париже был подписан мирный трактат, завершивший войну, которую в России называли «Крымской», а в Европе - «Восточной».

Эту войну Российская Империя проиграла, хотя уже со времён Петра I её армия считалась самой мощной силой на планете, русские войска громили шведов, турок, персов, поляков, пруссаков, французов. Тем неожиданней и позорней стало это поражение.

Эта война стала фактически предтечей Мировой войны, так как против России выступила целая коалиция ведущих держав планеты – Британская империя, Франция, Османская империя и Сардиния (сильнейшая часть раздробленной Италии). А Англия и Франция тогда были ведущими державами планеты в техническом и политическом плане. Кроме того, союз дипломатически поддержали и великие сухопутные державы – Австрия и Пруссия.

Во многом виноваты в такой ситуации и монархи Александр I и Николай I. Александр ввязался в ненужные Российской империи антинаполеоновские союзы, хотя Павел I прервал порочную практику воевать за чужие интересы (за это и был убит). В итоге Россия потерпела ряд тяжёлых поражений, пришлось отражать вторжение «Великой армии», затем воевать во имя английских интересов в Европе.

Затем, после создания «Священного союза», поддерживать силой русского оружия существование монархий. Так, Россия в 1849 году спасла Австрию от Венгерского восстания – Венгерский поход Паскевича и Ридигера. В итоге – «русского жандарма» ненавидела вся «просвещённая» Европа. Эти действия не отвечали коренным интересам империи и Русского народа - надо было двигаться на Юг, в Среднюю Азию, к Персидскому заливу, Индию, Северный Китай. Развивать свою промышленность, сельское хозяйство, науку и образование, а не тратить ресурсы в ненужных нам европейских войнах и конфликтах.

Лондон тогда был главным врагом России, в этом отношении очень показательны слова лорда Пальмерстона. Ещё при переговорах по поводу конфискации судна «Уиксен» (английский корабль, снабжавший оружием и порохом кавказских мятежников, воевавших против России, арестованный русским флотом) между Пальмерстоном и русским послом в Лондоне Поццо ди Борго произошла 30 апреля 1837 г. бурная сцена, во время которой Пальмерстон настолько потерял всякое самообладание, что самым откровенным образом высказал, по какой именно причине он так придирчиво и враждебно относится к России: «Да, Европа слишком долго спала. Она наконец пробуждается, чтобы положить конец этой системе захватов, которые император желает предпринять на всех границах своей обширной империи. В Польше он укрепляется и угрожает Пруссии и Австрии; он вывел войска из (Дунайских) княжеств и сеет там смуту, чтобы получить предлог туда возвратиться. Он строит большие крепости в Финляндии с целью устрашить Швецию. В Персии ваш посланник подстрекает шаха к бессмысленным экспедициям, которые его разоряют, и сам предлагает ему, чтобы тот лично участвовал в этих разорительных войнах, чтобы ослабить и погубить его. Теперь вы желаете присвоить Черкесию...»

Поццо ди Борго, выслушав эти необычайные по откровенной грубости речи, заявил, что ему странно, почему он (Пальмерстон) так беспокоится о судьбе Пруссии и Австрии, «держав, живущих в согласии и самой искренней дружбе с Россией». «Вы правы в этом, — прервал Пальмерстон, - они (Австрия и Пруссия) ошибаются. Но Англия должна играть роль защитницы независимости наций, и если бараны безмолвствуют, говорить за них обязан пастух».

Англия отлично смогла воспользоваться начавшимся в 1852 году спором России и Франции за «право на покровительство христианским святыням Палестины». Пальмерстон смог натравить на Россию и Францию и Османскую империю. К тому же Наполеон III был оскорблён лично – Николай усомнился в его праве занять престол. Французский император решил восстановить престиж и величие Франции, да и наработать себе авторитет в войне с Россией - провозглашая необходимость для французов «смыть позор 1812 года».

Пальмерстон изложил и цели войны:

- Аландские острова и Финляндия возвращаются Швеции;

- Прибалтийский край отходит к Пруссии;

- королевство Польское должно быть восстановлено как барьер между Россией и Германией (не Пруссией, а именно Германией, отмечал негласно Пальмерстон). Причём польские патриоты добивались вовсе не независимости существовавшего в пределах Российской империи Царства Польского. Поляки требовали независимости Речи Посполитой в границах 1772 года, то есть с Литвой, Белоруссией, южной (по Западную Двину) половиной Латвии, вместе с Ригой, и западной (по Днепр) половиной Украины, вместе с Киевом. А самые радикальные намеревались к этому ожившему в их мечтах государству присоединить еще и Финляндию;

- Молдавия и Валахия и все устье Дуная отходит Австрии;

- Ломбардия и Венеция от Австрии к Сардинскому королевству;

- Предусматривалось отторжение от России Крыма, Грузии, юго-восточной части Кавказа и создание «черкесского государства» во главе с Шамилем, находившимся в вассальных отношениях к турецкому султану.

В 1854 г. лондонская «Таймс» писала: «Хорошо было бы вернуть Россию к обработке внутренних земель, загнать московитов вглубь лесов и степей». В том же году Д.Рассел, лидер Палаты общин и глава Либеральной партии, заявил: «Надо вырвать клыки у медведя… Пока его флот и морской арсенал на Черном море не разрушен, не будет в безопасности Константинополь, не будет мира в Европе».

Но все эти планы английско-француско-турецкой коалиции разбились о Русского Солдата и Офицера, русские сбросили десант англичан в море на Камчатке, стояли насмерть в Севастополе. После долгих и упорных боёв (так воевать в настоящее время могут только русские, тогда и французы и англичане были другие - драться умели) союзники достигли весьма скромных успехов. Взяв полностью разрушенный Севастополь, они остановились – что делать? Вторгаться вглубь России?! Глупо, Российские просторы их поглотят и не заметят.

Пошли разногласия: Лондон выступал за продолжение войны, Париж - нет. Это и понятно, французы вынесли основную тяжесть боёв в Севастополе (три четверти сил были их), Лондон опять использовал Францию, она воевала не за свои интересы. Французский император «остыл» и начал тайные переговоры с Петербургом.

Но тут вмешались Австрия и Пруссия, «союзники» России по «Священному союзу». Австрия, которую Россия сохранила как страну (а зря, надо было дать победить венгерским повстанцам ещё в 1854 году), в ультимативном порядке, под угрозой объявления войны потребовала от России вывести войска из Дунайских княжеств. Хотя эти войска могли при нейтралитете Австрии атаковать турецкую территорию.

Из-за «непонятного поведения» Вены, Николай I был вынужден держать на границе с Австрией значительные силы, не отправив их в Крым. Уже после неожиданной смерти Николая Александру I в декабре 1855 года австрийский посол граф Эстерхази представил в Санкт-Петербург новый австрийский ультиматум: «Если Россия не изъявит своего согласия на принятие в виде прелиминарных условий мира пяти пунктов, то австрийское правительство принуждено будет объявить войну». Крайним сроком для получения русского ответа ставилось 18 января 1856 года.

Справка: 5 пунктов условий мира включали в себя условия о нейтрализации Черного моря, об отказе России от права исключительного протектората над Молдавией и Валахией, о свободе плаванья по Дунаю (что соединялось с потерей части Бессарабии), о согласии России на коллективное покровительство всех великих держав, живущим в Турции христианам и христианским церквам, возможность державам во время будущих мирных переговоров с Россией возбуждать новые вопросы и предъявлять новые претензии «в интересах прочности мира».

Спустя несколько дней русский император получил письмо от Фридриха-Вильгельма IV, который призывал российского императора принять австрийские условия, намекая, что в противном случае Пруссия может присоединиться к антироссийской коалиции. Но только после долгих колебаний и неоднократных совещаний с высшими сановниками Александр II 15 января согласился принять ультиматум в качестве предварительных условий мира.

Подписанный Парижский мир, конечно, ущемлял интересы России, хотя, вопреки надеждам Лондона, территориальные потери были минимальны:
- Россия отказывалась от укрепления Аландских островов на Балтике;

- соглашалась на свободу судоходства по Дунаю; отказывалась от протектората над Валахией, Молдавией и Сербией и от части южной Бессарабии, которая отошла Молдавии (таким образом, Россия перестала непосредственно граничить с европейской частью Турции);

- Россия возвращала занятый у Турции Карс (в обмен на Севастополь и другие крымские города);

- самым неприятным для России был фактический запрет иметь военный флот на Черном море. Таким образом, Российская империя ставилась в неравноправное положение с Турцией, которая сохранила полностью свои военно-морские силы в Мраморном и Средиземном морях.

Европейская общественность также была не довольна: война в Англии считалась «неудачной», а мир - «не блестящим». Затраченные на войну 76 миллионов фунтов стерлингов явно не окупались. Франция фактически получила только «моральное удовлетворение» - реванш за 1812-1814 гг., потратив массу средств и потеряв тысячи солдат. Турция также почти ничего не выиграла. Сардиния тоже ничего не получила. Австрия из друга стала врагом России, не получив новых друзей.

А Россия довольно быстро восстановила утраченное. В 1870 году, после разгрома Пруссией Франции, заявила об отказе от ограничений Парижского трактата по Черноморскому флоту. А Южную Бессарабию и выход к устью Дуная Россия вернула в 1878 году.

Но главным итогом этой войны для России стал тот факт, что Крымская война была ни чем иным, как первым фундаментальным поражением России в борьбе с мировым глобализмом. По мнению историка Артемия Ермакова, в результате вызванных войной так называемых «Великих реформ» Александра II наша страна фактически «утратила те внутренние сословно-корпоративные мобилизационные механизмы, которые на протяжении двух с половиной столетий обеспечивали ей относительную внутреннюю стабильность и позволяли в решающие моменты отражать серьезные внешние угрозы». «После утраты этих механизмов развал и распад Российской империи и ее государственного строя был только делом времени», - полагает историк. (источник: http://pravaya.ru/govern/391/16764).
То есть, благодаря не правильно выбранной стратегии внешней и внутренней политики императоров Александра I, Николая I, Александра II, которую смог «заморозить» Александр III, но не изменить коренным образом, Российская империя в итоге и "рухнула".

По материалам и с использованием фотографий с сайтов : 

Федеральный портал Истории России (histrf.ru)

Военное обозрение (topwar.ru)

"Календарь Истории" https://tunnel.ru 
 

Комитет по культуре администрации Минераловодского городского округа, Ставропольского края © 2021

Яндекс.Метрика