8 декабря 1991 года в Беловежской пуще лидеры России, Украины и Белоруссии заключили договор, поставивший точку в истории СССР

8 декабря 1991 года в Беловежской пуще лидеры России, Украины и Белоруссии заключили договор, поставивший точку в истории СССР
8 декабря 1991 года лидеры РСФСР, Украины и Белоруссии Борис Ельцин, Леонид Кравчук и Станислав Шушкевич в правительственной резиденции "Вискули" (Беловежская пуща, Белоруссия) подписали Соглашение о создании СНГ и ликвидации СССР.
Это дало старт развалу СССР — величайшему преступлению всех времён и народов.
Беловежские соглашения или Беловежское соглашение — термины, используемые в СМИ для обозначения документа, называющегося Соглашение о создании Содружества Независимых Государств, подписанного главами Российской Федерации, Республики Беларусь и Украины 8 декабря 1991 года.
Соглашение подписали в Вискулях высшие должностные лица и главы правительств трёх союзных республик: Борис Ельцин и Геннадий Бурбулис от РСФСР, Станислав Шушкевич и Вячеслав Кебич от Белоруссии, Леонид Кравчук и Витольд Фокин от Украины.
Встреча проходила в обстановке секретности, резиденцию охраняло особое спецподразделение.
Преамбула документа констатировала, что «Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает своё существование».
Борис Ельцин, Леонид Кравчук и Станислав Шушкевич тем самым положили начало развалу Советского Союза.
Статья 1-я Соглашения гласила: «Высокие Договаривающиеся Стороны образуют Содружество Независимых Государств».
Соглашение заявляло о стремлении развивать сотрудничество в политической, экономической, гуманитарной, культурной и других областях.
Статья 14-я определяла Минск «официальным местом пребывания координирующих органов содружества».
Ельцин настаивал на скорейшей ратификации соглашения о создании СНГ, ссылался на множество проблем, возникающих из-за неопределённости в этом вопросе.
12 декабря 1991 года беловежское соглашение было ратифицировано Верховным Советом РСФСР под председательством спикера парламента Руслана Хасбулатова, который призывал депутатов голосовать за ратификацию соглашения. Сразу после этого российский парламент денонсировал Договор об образовании СССР.
Против ратификации Соглашения о создании СНГ проголосовали 7 из 246 членов российского парламента: Сергей Бабурин, Николай Павлов, Владимир Исаков, Илья Константинов, Сергей Полозков, Виктор Балала и Павел Лысов. Воздержались по вопросу о ратификации 5 человек: Ринат Валеев, Хасан Хабибуллин, Людмила Бахтиярова, Зоя Ойкина и Владимир Петров. Не участвовало в голосовании 34 человека.
Ряд членов Верховного Совета отмечали, что, согласно ст. 104 действовавшей на тот момент Конституции РСФСР для ратификации соглашения необходимо было созвать высший орган государственной власти — Съезд народных депутатов РСФСР, поскольку соглашение затрагивало государственное устройство республики как части Союза ССР и тем самым влекло за собой изменения российской конституции.
В апреле 1992 года Vl съезд народных депутатов России трижды отказался ратифицировать соглашение и исключить из текста конституции РСФСР упоминание о конституции и законах СССР, что впоследствии стало одной из причин противостояния Съезда народных депутатов с президентом Ельциным и в дальнейшем привело к разгону Съезда в октябре 1993 года. Конституция СССР и законы СССР продолжали упоминаться в статьях 4 и 102 Конституции Российской Федерации — России 1978 года вплоть до 25 декабря 1993 года, когда вступила в силу принятая всенародным голосованием Конституция Российской Федерации, которая не содержала упоминания о Конституции и законах Союза ССР.
В сентябре 1992 года группа народных депутатов РСФСР во главе с Сергеем Бабуриным направила в Конституционный суд Российской Федерации ходатайство о проверке конституционности постановлений Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств» и «О денонсации Договора об образовании СССР». Это обращение так и не было рассмотрено из-за событий сентября-октября 1993 года.
В сентябре 1998 года на заседании комиссии Госдумы ФС РФ Руслан Хасбулатов признал, что ратификация беловежского соглашения находилась в исключительной компетенции Съезда народных депутатов: «Документ не ратифицирован. С точки зрения Конституции это был вопрос Съезда. А то, что принял Верховный Совет, могло иметь всего лишь рекомендательный характер.»
В связи с тем, что соглашение о создании СНГ не было ратифицировано Съездом народных депутатов РСФСР, комитет Госдумы ФС РФ по делам СНГ и связям с соотечественниками 5 марта 2003 года пришёл к заключению, что Российская Федерация де-юре не является государством — учредителем и государством — членом Содружества Независимых Государств.
25 апреля 2005 года Президент России Владимир Путин в послании Федеральному Собранию Российской Федерации назвал крушение Советского Союза крупнейшей геополитической катастрофой века. Для российского народа распад СССР стал настоящей драмой, в результате которой десятки миллионов бывших сограждан и соотечественников оказались за пределами российской территории. Эпидемия распада едва не перекинулась и на саму Россию. Похожее мнение в 2008 году высказал и президент Белоруссии Лукашенко, указавший на то, что распад СССР привел и к развалу существовавшей системы биполярного мира. Надежды на то, что окончание "холодной войны" вызовет избавление от военных расходов, а свободные ресурсы будут направлены на решение глобальных задач - продовольственных, энергетических, экологических и других - не оправдались. На смену "холодной войне" пришла ожесточенная борьба за энергоресурсы, и начался новый передел мира.
Мне не думать об этом нельзя,
И не помнить об этом не вправе я.
Это наша с тобою земля,
Это наша с тобой география.
8 декабря 1991 года существование СССР прекращают «Беловежские соглашения». Страна без всякой войны понесла территориальные потери, невиданные в своей истории.
Это событие, предопределившее судьбу Советского Союза, произошло, даже несмотря на то, что в марте 1991 года за сохранение этой формации высказалось подавляющее большинство жителей СССР. Встретившиеся 8 декабря 1991 года в Беловежской пуще лидеры трех новых независимых государств — России, Белоруссии и Украины — приняли свое решение по этому поводу, которое и запустило процесс окончательной ликвидации советского государства. А формальную точку в нем поставила встреча в Алма-Ате 21 декабря, на которой о своем присоединении к новообразованной структуре — Содружеству независимых государств — присоединились 11 из 15 бывших советских республик.
Суверенное бегство
1990 год навсегда вошел в историю позднего СССР как период «парада суверенитетов». В это время республики Советского Союза одна за другой начали в одностороннем порядке заявлять о своей независимости. Первыми это сделали страны Балтии: 11 марта объявила себя независимой Литва, 4 мая — Латвия, а 8 мая — Эстония. 23 августа 1990 года декларацию о независимости приняла Армения, а 28 октября о переходном периоде к независимости заявил Верховный совет Грузии. Ответом Москвы на этот процесс стала выдвинутая президентом Михаилом Горбачевым в декабре того же года идея подписания нового Союзного договора, который учитывал бы стремление союзных республик к независимости и в то же время позволил бы сохранить СССР как единую государственную структуру. Но с учетом центробежных тенденций в стране это было утопическое предложение: уже в марте 1991 года состоявшийся в Грузии референдум большинством голосов поддержал объявление республики независимой, что и было формально объявлено 9 апреля.

Не изменил ситуацию и проведенный 17 марта 1991 года первый и единственный всесоюзный референдум, на который был вынесен единственный вопрос: «Считаете ли Вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?» О своем отказе от участия в этом голосовании объявили уже назвавшиеся независимыми республики — Армения, Грузия, Латвия, Литва и Эстония, а также Молдавия. В итоге голосовали жители только девяти союзных республик, население которых в подавляющем своем большинстве — 76,43% — ответили «Да» на вопрос референдума.
Путч вместо союза
Такой результат референдума стал поводом для разработки проекта нового государственного объединения — Союза суверенных республик, который, по идее Михаила Горбачева и его сподвижников, должен был прийти на смену СССР. Однако и этим планам не суждено было сбыться: крест на них поставила попытка государственного переворота, предпринятая 19-21 августа 1991 года членами ГКЧП. Эти события стали своего рода спусковым крючком для процесса настоящего бегства национальных республик: в период с 30 августа по 9 сентября о выходе из состава Советского Союза заявили все еще остававшиеся в нем, кроме РСФСР и Казахской СССР.

Стремление национальных республик СССР отправиться в самостоятельное плавание изо всех сил поддерживали государства по ту сторону уже качающегося, но еще существующего «железного занавеса». Достаточно привести такой пример: проведенный в Грузии референдум о независимости день в день признали США, а Эстония уже 17 сентября 1991 года была принята в ООН. Подливали масла в огонь и стремительно формирующиеся национальные и националистические партии в бывших советских республиках, которые в качестве своей главной задачи ставили достижение полной государственной независимости. С учетом всего этого очередная попытка сохранить Советский Союз хотя бы в виде эрзац-структуры под названием Союз суверенных государств, подписание договора о котором сорвал августовский путч ГКЧП, тоже была обречена на неудачу. И тем не менее, переформатировав идею союза в идею конфедеративного государства, ее инициаторы во главе с Михаилом Горбачевым продолжали работу над проектом договора. Они рассчитывали на его подписание в начале декабря 1991 года, однако и этим планам не суждено было сбыться.
Ночь на доработку договора
Практически одновременно с тем, как в Москве начались обсуждения нового формата Союза суверенных государств, некоторые участники этого процесса — президент РСФСР Борис Ельцин, президент Белоруссии Станислав Шушкевич и президент Украины Леонид Кравчук — начали собственные переговоры о будущих взаимоотношениях своих государств. Довольно быстро они договорились о том, что встречу, на которой будет обсужден этот вопрос, нужно провести в Белоруссии, поскольку, как позднее говорил об этом президент Шушкевич, «Москва давить будет, Украина тоже большая». 6 декабря в Минск вылетел Борис Ельцин, в тот же день в белорусскую столицу отправился и украинский президент.

Основой для переговоров, которые перенесли из Минска в государственную охотничью резиденцию «Вискули» в центре Беловежской пущи, стали, по воспоминаниям Станислава Шушкевича, заготовки договора, разработанные еще в феврале 1991 года, но не использованные в связи с итогами всесоюзного референдума. Теперь же они были извлечены на свет и представлены российской стороной сначала делегации Белоруссии, а затем и Украины. Но если белорусская сторона готова была подписать этот документ, то украинская, для которой важнейшим вопросом переговоров было предоставление республике полной и всеобъемлющей независимости, настояла на переработке текста документа. Как вспоминал Леонид Кравчук, межгосударственная группа специалистов занималась работой над новым проектом документа всю ночь, и утром 8 декабря он был представлен трем президентам. Глава Украины, по его словам, «подписал документ быстро, без каких-либо обсуждений и согласований», и так же оперативно на нем поставили подписи два других президента — Ельцин и Шушкевич.
Трое первых
О том, какое решение было принято в «Вискулях», и о том, что три президента независимых республик своей волей прекратили существование СССР, участники Беловежских переговоров сообщили президенту Советского Союза Михаилу Горбачеву уже постфактум. Правда, позднее и сам Горбачев, и его высокопоставленные сторонники утверждали, что о намерениях Ельцина, Кравчука и Шушкевича главу СССР своевременно проинформировали руководители КГБ Белоруссии, а во время обсуждения и подписания документов о создании СНГ вокруг охотничьей резиденции находился спецназ, готовый по первому приказу арестовать участников переговоров. Но такого распоряжения от Горбачева так и не поступило: по его собственным словам, он не хотел рисковать и давать повод для развязывания гражданской войны.

В итоге на свет появилось Соглашение о создании Содружества независимых государств и заявление к нему, в котором говорилось, что принять такое решение руководителей трех республик вынудили процессы развала единой страны, катастрофическое падение экономики и нарастание межнациональной напряженности. Само же соглашение начиналось с констатации прекращения существования СССР как субъекта международного права и геополитической реальности, а первая статья гласила об образовании Содружества независимых государств. Границы стран-участниц соглашения признавались неприкосновенными, применение советских норм на территории СНГ запрещалось, а само Содружество объявлялось открытым для присоединения других государств.
Первым новое соглашение ратифицировали Украина и Белоруссия: через два дня, 10 декабря, их парламенты последовательно подписали соответствующие постановления. 12 декабря соглашение ратифицировал Верховный совет РСФСР, а 21 декабря в Алма-Ате состоялось подписание Декларации о создании СНГ с участием 11 из 15 бывших советских республик — за исключение стран Балтии и Грузии. Еще через четыре дня последняя из союзных республик, сохранявшая свое прежнее название — Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика — переименована в Российскую Федерацию, и Советский Союз окончательно перестал существовать даже на бумаге.

Обложка: Президент Украины Леонид Кравчук, президент Белоруссии Станислав Шушкевич и президент России Борис Ельцин после церемонии подписания соглашения о создании СНГ, 8 декабря 1991 года. Источник: livejournal.com
По материалам и с использованием фотографий с сайтов :
Федеральный портал Истории России (histrf.ru)