5 декабря - День Памяти Константина Коровина и Александра Родченко
Константин Алексеевич Коровин (5.12.1861 - 11.09.1939), русский живописец, театральный художник, педагог и писатель. Большое количество работ художника хранится в Русском музее.
Константин Коровин родился в Москве, в состоятельной старообрядческой купеческой семье. Его отец Алексей Михайлович окончил университет, а мать Аполлинария Ивановна происходила из рода дворян Волковых. В четырнадцать лет Константин Алексеевич поступил на архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества, после двух лет обучения перешел на отделение живописи. Учился у Алексея Кондратьевича Саврасова и Василия Дмитриевича Поленова. Для завершения образования Коровин едет в Петербург и поступает в Академию художеств, но через три месяца уходит оттуда, разочаровавшись в тамошних методах преподавания.
В 1888 и 1894 годах Коровин совершает путешествие на север вместе с другом Валентином Серовым. В этот период появляются такие его работы, как «Гавань в Норвегии», «Ручей святого Трифона в Печенеге», «Гаммерфест. Северное сияние», «Мурманский берег». Значительное место в творчестве Коровина занимает Париж. Городские пейзажи создаются явно под сильным влиянием французских импрессионистов. С 1901 года Константин Алексеевич преподает в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Во время Первой мировой войны Коровин работает консультантом по маскировке в штабе русской армии. После октябрьской революции 1917 года в России Коровин активно занимается вопросами сохранения памятников искусства, организует аукционы и выставки в пользу освободившихся политзаключенных, продолжает также сотрудничать с театром. В 1923 году художник выехал за границу и поселился во Франции. Наряду с даром живописца, Константин Алексеевич обладал и незаурядным литературным талантом. Когда утрата зрения вынудила полностью отказаться от изобразительного искусства, художник продолжал писать рассказы. Коровин скончался в Париже.
Александр Михайлович Родченко (5.12.1891 - 3.12.1956), русский советский живописец, график, скульптор, фотограф, художник театра и кино. Один из основоположников конструктивизма, родоначальник дизайна и рекламы в СССР.
Александр Родченко родился в Санкт-Петербурге, в семье театрального бутафора. Позднее семья переезжает в Казань. Александр обучается в Казанском приходском начальном училище, затем в Казанской художественной школе. После Октябрьской революции работает в Москве, активно участвует в жизни профсоюза художников-живописцев, оформляет кафе «Питтореск» и другие, работает в отделе ИЗО Наркомпроса, заведует Музейным бюро. Родченко создает много работ в жанре абстрактно-геометрической миниатюры. Кроме живописи и графики увлекается объёмным конструированием: «Складывающиеся и разбирающиеся» – цикл из плоских картонных элементов, «Плоскости, отражающие свет» – цикл мобилей, отражающих свет, «По принципу одинаковых форм» – цикл, представляющий всевозможные комбинации деревянных брусков. Родченко является одним из идеологов производственного искусства. В 20-х годах 20 века преподает на деревообделочном и металлообрабатывающем факультете. Специализировался на разработке многофункциональных предметов, творческим кредо считал «украшение предметов и зданий не за счет пустого украшательства, а путем выявления функциональных особенностей». Сотрудничал с Институтом художественной культуры. Один из организаторов фотогруппы «Октябрь», автор ряда знаменитых фотоснимков: «Пионерка» и «Пионер-трубач», работы сняты с максимально нижней точки, для того времени это был необычный и смелый ракурс, раскрывающий динамизм композиции. Родченко был художником журналов «Леф» и «Новый Леф». Он принял участие в Парижской выставке современных декоративных и промышленных искусств 1925 года в качестве оформителя советского раздела. Получил серебряные медали выставки за свои рекламные плакаты. Родченко является автором панно на Доме Моссельпрома в Москве. В 1932 году выходит из группы «Октябрь», работает фотокорреспондентом издательства Изогиз, художником-оформителем журнала «СССР на стройке», оформляет фотоальбомы: «Первая конная», «Красная армия», «Советская авиация». Много выставляется в фотосалонах зарубежных стран. Впервые применил фотомонтаж для оформления книг. Был членом жюри и художником-оформителем многих фотовыставок, входил в состав президиума фотосекции профессионального союза кинофотоработников, был членом МОСХа (Московская организация Союза художников СССР) с 1932 года. В 1936 участвовал в «Выставке мастеров советского фотоискусства». С 1928 года регулярно посылал свои работы на фотографические салоны в США, Францию, Испанию, Великобританию, Чехословакию и другие страны. В поздние годы вернулся к живописи.
По материалам и с использованием фотографий с сайтов :
Федеральный портал Истории России (histrf.ru)