130 лет назад - 1 ноября 1894 года, вступил на престол последний российский император Николай II...
1 ноября 1894 года по старому стилю в Петербург прибывает новый - и последний - российский император, Николай II. В столицу он въезжает в траурном поезде, на котором прибывает в город гроб с телом его отца, императора Александра III.
Александр III скончался чуть более чем за две недели до этого, 20 октября по старому стилю (1 ноября по новому стилю) в Ливадийском дворце в Крыму, в окружении своей жены, императрицы Марии Федоровны, и сына, великого князя Николая Александровича, которому суждено было принять от отца императорский венец. Великому князю на тот момент было 26 лет. В ближайшие три недели ему предстояло встать во главе Российской империи и сочетаться браком с невестой - принцессой Гессен-Дармштадтской, в будущем императрицей Александрой Федоровной.
Спустя полтора года, в мае 1896 года, состоится его коронация, тогда же, во время коронационных торжеств, в давке на Ходынском поле в Москве погибнут около 1,3 тыс. человек - многие сочтут это дурным предзнаменованием. Правление Николая II было ознаменовано экономическим развитием России и одновременно ростом в ней социально-политических противоречий, революционного движения, вылившегося в революцию 1905-1907 годов и Февральскую революцию 1917 года. Во внешней политике - экспансией на Дальнем Востоке, войной с Японией, а также участием России в военных блоках европейских держав и Первой мировой войне. Николай II отрёкся от престола в ходе Февральской революции 1917 года и находился вместе с семьёй под домашним арестом в царскосельском дворце. Летом 1917 года по решению Временного правительства был вместе с семьёй отправлен в ссылку в Тобольск, а весной 1918 года перемещён большевиками в Екатеринбург, где в июле 1918 года был расстрелян вместе с семьёй и приближёнными.
127 лет назад вступил на престол последний российский император Николай II
120 лет назад, 2 ноября 1894 г., вступил на престол последний российский император Николай II Александрович. Николай Александрович Романов, 26-летний сын императора Александра III, унаследовал трон после скоропостижной кончины отца. В этот же день присягу императору принесли чиновники, придворные и войска.
Николай Александрович сам по себе был хорошим человеком и семьянином. В более спокойные времена он бы правил на радость себе и людям, Россия продолжала постепенно укрепляться. Но ему сильно не повезло.
В общем, Николаю II не повезло. Он не обладал железной волей отца Александра III и прадеда Николая I, чтобы противостоять изощрённому и коварному врагу, а также способностями и беспощадностью Петра I, чтобы коренным образом перестроить Россию. Для того чтобы она устояла в мировой войне и смогла победить, выйти обновлённой. А без коренной трансформации, старая, Романская Россия выжить не могла. Слишком глубокие противоречия лежали в её основе. За три столетия своего существования запас прочности «Белой империи» был исчерпан.
Обычно Петра I обвиняют в том, что он исказил исторический путь России, «прорубил окно в Европу» и вестернизировал страну. Однако это лишь верхушка айсберга. Пётр лишь завершил длительный процесс, который начали его предшественники. Не поднимая тему восшествия Романовых на престол (это отдельная обширная и сложная тема), очевидно, что с первых Романовых Россию постепенно стали перестраивать на западный лад. Для начала Романовы добились полной свободы от общества, постепенно сведя роль Земских соборов и других народных институтов к нулю. Затем Романовы и властолюбивые церковные иерархи нанесли страшный удар по основе русского общества – русской вере, которая несла в цивилизационные ценности «Китеж-града» (Царствия Божьего на Земле). Была пресечена духовная традиция, линия Сергия Радонежского и его учеников, нестяжателей, архимандрита Диониса и старцев Соловецкого монастыря. Ведь именно русская вера была источником энергии народа, его силы, способной совершить любое чудо.
Никон и другие «реформаторы», внедрявшие новогреческие обряды, произвели полную подмену смысла веры. Живую веру заменили на пустую, формальную религию. Аввакума и других «староверов» жесточайшим образом подавили. Святая Русь, которую никониане свели к обрядам, тотальному огосударствлению церкви, бюрократическому чинопочитанию и полицейскому надзору за прихожанами (священники были обязаны «стучать» на подозрительных прихожан), по сути, ушла в подполье. Наиболее здоровая часть русского общества – старообрядцы, стали гонимыми за то, что стойко сохраняли свои идеалы. Именно они впоследствии своим упорным трудом и терпением создадут русский национальный капитал. А до этого они два века отступали в наиболее глухие уголки России, сохраняя свой уклад.
Никон и Романовы пресекли этот живительный источник, русскую веру. Достаточно вспомнить, как войска с 1666 по 1674 гг. осаждали Соловецкий монастырь, последний оплот русского духа. Взяв его благодаря предательству, войска зверским образом умертвили иноков, которые героически сражались за свою обитель. Их топили в прорубях, сдирали кожу и подвешивали на мясных крюках.
Пётр Первый довершил дело, отменив патриаршество и сделав церковь департаментом государства. Постепенно большая часть населения утратила веру, а духовенство утратило авторитет. Веру сохранили только отдельные старцы, вроде Серафима Саровского. Официальное «православие» выродилось, стало формальностью. Поэтому нет ничего удивительного, что народ в целом проявил равнодушие к убийству церковников, разрушению храмов и монастырей в годы Гражданской войны.
Попытка Романовых перекодировать русскую цивилизацию, превратить её в Европу полностью провалилась и завершилась национальной катастрофой 1917 года. Но на это потребовалось более 300 лет. Пётр I не был первым западником, но именно он сделал вестернизацию необратимой. Культурная революция Петра оформила поворот к Европе. Самодержец буквально железным кулаком вбивал западную культуру в Россию, жесточайшими расправами, вроде казни стрельцов, когда царь лично рубил им головы и заставлял это делать своих приближенных, подавляя любое сопротивление. Нет ничего веселого в бритье бород, переодевании в иностранную одежду, отправке молодежи, которая легче всего поддаётся внушению, перекодировке, за границу, участия женщин в совместных гулянках, всё это элементы культурной революции, замены своих ценностей на чужие. Новая столица – Санкт-Петербург стала западным городом, местом проживания новой «элиты». Не зря город нёс и несёт в себе множество западной, в том числе скрытой, масонской символики.
Глубинный смысл политики Петра лучше всего выразил один из его ближайших соратников Пётр Салтыков: «Русские во всем сходны с западными народами, но они от них отстали. Сейчас нужно вывести их на правильную дорогу». Эти слова стали путеводной звездой всех «реформаторов» и «перестройщиков», которые пытались переделать Россию и русский народ на западный манер. Такой взгляд у Петра сложился под влияние иностранных наставников, и одновременно собутыльников.
В итоге Пётр создал могущественную Российскую империю со всеми её взлетами и падениями, и он же предопределил её гибель. Трагедия его сына Алексея – это своего рода знак, говорящий о будущем Романовской России. Пётр смог модернизировать Россию на западный лад, сделать её могучей военной, морской и экономической державой, но дух народа, его культурный код был искажен, что в будущем и предопределило гибель Российской империи.
Русский народ был разделён на две части – на господ и закрепощённое население. Высокой, западной культурой обладали господа, они могли получать отличное образование, путешествовать, припеваючи жить, а население низводилось до уровня почти рабов, которые должны были воевать за империю, нести все издержки, платить налоги. При этом «элита» постепенно деградировала. К сожалению, таких русских по духу людей, как Ломоносов, Суворов, Ушаков, Нахимов, Корнилов не хватало на всю Россию, они не могли закрыть собой все «амбразуры». В целом «элита», лишившись железного царя-реформатора, который не жалел никого, в том числе и себя, разлагалась, пропитываясь западными ценностями. «Элитарии» даже государя Павла убили, когда он попытался восстановить дисциплину и порядок в аристократии. В итоге именно «элита» и совершила Февральскую революцию 1917 года, устав терпеть такие «пережитки» как самодержавие. Прозападная «элита» хотела окончательно влиться в Европу, сделать Россию похожей на Англию или Францию.
При Александре III (и даже чуть раньше) Российская империя получила шанс на трансформацию, восстановлению на основе русского пути. Восточная (Крымская) война и Берлинский конгресс 1878 года, лишивший нас плодов победы над Османской империей, показали, что у России нет друзей и союзников в Европе. Именно при Александре Александровиче стала стремительно «русеть» внешняя и внутренняя политика России. В русской культуре стали проявляться традиционные мотивы. Она неожиданно занялась поисками глубинных основ Святой Руси, нравственных истоков русской жизни. Толстой, Лесков, Тютчев, Достоевский, Леонтьев, Фет, Саврасов, Левитан, Нестеров, Мусоргский, Даль, Данилевский и многие другие приоткрыли глубины русского бытия. Крупные деятели русской культуры прекрасно знали и ценили европейскую культуру, но пришло осознание, что она чужая, что русская культура и цивилизация самобытны и самодостаточны. В результате перед русским народом и государством открылись возможности для коренных преобразований на основе русского пути.
Однако русофил Александр III пал раньше времени, а Николай II не смог переломить ситуацию и спасти империю, создать новую, русскую по духу элиту, ликвидировать безграмотность, провести индустриализацию и перестройку сельского хозяйства. При этом продолжая внешнеполитический курс Александра Миротворца, не ввязываясь во внешние конфликты, сосредоточивший на внутреннем обустройстве Российской империи.
Особенно опасно для тогдашней России было воевать. Её нельзя было воевать в любом случае. Об этом предупреждали наиболее дальновидные люди, вроде Дурново, Столыпина и Распутина (двух последних масонские структуры физически устранили). Уже русско-японская война 1904-1905 гг. показала всю гнилость империи и шаткость внутренней ситуации, где назрели тяжелейшие политические, социально-экономические и национальные противоречия. Война вскрыла проблему отсутствия стратегического планирования на десятилетия вперёд. Россия имела десятки лет мира на Дальнем Востоке, но не использовала их для серьёзного освоения региона. Война показала слабость генералитета «мирного времени», среди генералов не было суворовых и скобелевых, готовых к решительным и стремительным действиям, способных использовать уникальный боевой потенциал русского солдата и офицера. Что российская дипломатия не способна полюбовно решить спорные вопросы с Токио, разграничив сферы влияния в Китае и Корее, сделав японцев друзьями и союзниками на Тихом океане. Что чиновники и буржуазия поражены коррупцией и обворовывают армию (это было в Крымскую войну и будет в Первую мировую войну). И за этот развал и воровство никто не ответил.
Война вскрыла глубокий раскол в русском обществе. Простой народ вообще не знал, за что страна воюет, а либеральная интеллигенция откровенно желала своей стране поражение. Армию вообще предали. Даже после серии поражений и тяжелых потерь русская армия не была разгромлена и усилилась, а японская армия была на грани военной катастрофы. К лету 1905 года Япония была истощена, Россия смогла сосредоточить в Маньчжурии мощную армию, готовую наконец перейти в решительное наступление. Можно было разгромить японцев, вернуть Порт-Артур, вообще вышвырнуть врага из Китая и Кореи. Япония была на грани финансового краха, её военные и демографические ресурсы были истощены, японцам пришлось бы просить мира. Однако в удобный момент в России спровоцировали революцию, США настойчиво предлагали посредничество в переговорах, а русские политики, вроде Витте активно поддержали мирную инициативу. Россия признала поражение на пороге своей победы.
В целом война с Японией была предупреждением, что России нельзя воевать. За любым противником России будут стоять Англия и США, желающие чужими руками уничтожить Русь и прибрать к своим рукам её ресурсы. Именно они умело стравили русских и японцев, а затем русских и немцев.
При этом внешние враги России десятилетиями работали над созданием разнородной «пятой колонны» внутри России. Это были разного рода социалисты, анархисты, националисты, сепаратисты, либерал-демократы, масоны и прочая нечисть. Причем самыми опасными были не большевики, бывшие на обочине политической жизни, а высокопоставленные либералы, члены масонских лож – великие князья, генералы, банкиры, промышленники, думские деятели, крупные издатели и журналисты, адвокаты и т. д. А довольно мощная репрессивная машина Российской империи была поражена либерализмом, мягкостью и странным бездействием. Она занималась всем чем угодно , кроме своих непосредственных обязанностей. Революция 1905-1907 гг. стала проверкой устойчивости империи, её иммунитета.
Героическую попытку удержать империю от краха предпринял Столыпин. Но его политика частично потерпела крах, не встретив поддержки со стороны властных кругов и народа, частично была рассчитана на долгий мирный период развития, которого у страны не было. Кроме того, его убили, так как Столыпин упорно стоял за мир любой ценой. Первая Мировая война стала смертным приговором империи. Все лучшие силы и ресурсы были брошены на фронт. Кадровая армия, которая могла дать жесткий отпор революционерам, полегла в боях. Практически во всех сферах жизни произошла дестабилизация, стал нарастать хаос. «Пятая колонна» получила возможность подготовить и совершить государственный переворот в феврале 1917 года. Николай II был обречен, государя и его семью сделали ритуальными жертвами, которые символизировали гибель России и русского народа.
Правда, враги русского народа просчитались. Россия и русский народ смогли вылезти и из этой ямы, хоть и ценой миллионов жертв.
Федеральный портал Истории России (histrf.ru)